"Профилактика и коррекция плоскостопия"
консультация

Скуряева Надежда Юрьевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultacija_dlja_roditelej_profilaktika_i_korrekc.docx160.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Консультация для родителей

«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного    возраста средствами физического развития»

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на их функции и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Для того чтобы мышцы развивались и укреплялись, им нужно давать нагрузку. Ежедневная гимнастика, способствует укреплению мышц стопы. Делать простой комплекс упражнений необходимо несколько раз в день.

Порой родители не осознают серьёзность этого заболевания, так как со стороны оно не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребёнка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. У детей с плоскостопием нарушается важная функция стопы – амортизация. В результате этого, вибрация тела во время ходьбы  и бега передаётся на голень, тазобедренные суставы, позвоночник. Длительное воспаление суставов приводит к их воспалению – артрозам.  Чем раньше замечено плоскостопие, тем легче его вылечить. В дальнейшем его вылечить будет труднее. Если вовремя начать лечение, то можно улучшить состояние стопы, прекратить развитие плоскостопия.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования движений, потому что этот период – самый активный в развитии опорно-двигательного аппарата и других важнейших органов и систем.

Дети с ортопедическими заболеваниями в первую очередь нуждаются в корректировке тех мышечных групп, которые у них недостаточно развиты: именно их надо укреплять.

В нашей группе создана богатая предметно-развивающая среда: тренажёры,  шведская стенка, массажные дорожки и коврики, массажёры, мячи разных размеров, модули.

Наши воспитанники регулярно посещают бассейн. Вода обладает свойством выталкивания, сопротивляемостью и гидростатическим давлением. Выталкивающее действие воды создаёт чувство невесомости. Сила выталкивания уменьшает вес тела, что позволяет  снять с позвоночника ту нагрузку, которая на него ложится в вертикальном и горизонтальном положениях. Упражнения в воде благоприятно влияют как на костно-мышечную систему, так и на внутренние органы, улучшая их функционирование. Кроме того, гидростатическое давление создаёт эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибулярного аппарата.

Педагоги и родители следуют рекомендациям специалистов. Только в тесном взаимодействии с родителями можно добиться успешных результатов коррекционно-развивающейся работы с детьми.

 Комплексы лечебной гимнастики для детей от 2 лет и старше в     домашних условиях

Цель: укрепить мышцы и связки стопы и голени;  

сформировать правильную постановку ног.

  1. Ходьба на носках, руки на поясе – 1 круг.
  2. Ходьба на носках, в полуприсяде – 1 круг.
  3. Ходьба с высоким подниманием колен – 1 круг.
  4. Ходьба по ребристой доске.
  5. Восхождение по наклонной доске.
  6. Лазание по перекладинам.

И.п. – сидя

1. Ноги согнуты в коленях, приподнимание пяток вместе и попеременно – 1 мин.

2. Тыльное сгибание стоп вместе и попеременно – 1 мин.

3. Сгибание пальцев стоп – 1 мин.

4. Перекатывание стопой гимнастическую палку, мяч – 1 мин.

5. Захват пальцами ног карандаша и других мелких предметов

6. Скользящие движения стопой по голени другой ноги.

7. Ножку положить на ножку, круговые движения стопами в одну и другую стороны (каждой стопой).

И.п. стоя

1. Стопы расположены параллельно друг другу на ширине ступни. Приподнимание на носки двумя ногами вместе и попеременно.

2. Перекаты с пятки на носки и обратно.

3. Приседания на носках.

При исходном положении — ноги врозь, носки повернуты внутрь — выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край. Несколько минут походить на носках. Столько же походить на пятках. Немного походить с поджатыми пальцами ног. Походить с поднятыми пальцами ног

Несколько раз в день по 10—15 минут ходить на наружном крае стопы, как «мишка косолапый». Попытаться несколько раз пальцами ног поднять с пола любой мелкий предмет: карандаш, платок и т.д. Лечь на пол и двигать стопами влево и вправо, вперед и назад, сгибать и разгибать пальцы.

С детства приучайте вашего ребенка читать, писать и рисовать, поставив стопу на наружный край. Еще лучше совместить эту пассивную позу с активной гимнастикой: во время сидячих игр и занятий пусть малыш как бы сгребает подошвами в кучу воображаемый песок

Упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода стопы.

Катайте мячик. Посадите ребенка на пол или табуретку и поставьте его ступню на теннисный мячик. Пусть ребенок катает мячик то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно. Это очень хороший массаж для ног.

Игра в шарики и кольца. Посадив ребенка на пол, разложите перед ним в линию десять колец. Перед кольцами положите по шарику. Ребенок опускает шарики в кольца поочередно: пять — пальцами правой ноги, пять — левой; затем вынимает шарики руками и кладет их перед кольцами. Потом берет кольца и опускает их на шарики.

    Скатайте чулок. Посадите ребенка на пол или на табурет, разложите перед ним чулок или платок. Выдвинув вперед одну ногу и распрямив пальцы, малыш должен ухватить ими чулок и подобрать часть его под ступню; затем снова распрямить пальцы и подобрать новую часть чулка. Так следует повторять до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Сначала это упражнение делается одной ногой, потом второй, а под конец двумя ногами одновременно.

Танец на канате. Начертите на полу мелом линию. Пусть ребенок попробует пройти по этой линии, удержав равновесие (руки разведены в стороны). Ребенок может делать вид, что танцует на проволоке. Одну ступню надо ставить вплотную перед другой, колени сгибать нельзя. Ни в коем случае нельзя ставить ногу рядом с линией, а то «можно упасть вниз»!

Играйте в мяч ногами. Два ребенка садятся на пол один напротив другого и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Потом они берут ногами теннисные мячи и начинают перебрасывать их. Ловить мяч руками нельзя.

Ходьба на пятках, на внутренней и наружной сторопах стопы (по 30-50 секунд), на носках, бег максимальной скоростью на короткие дистанции (до 30 м), упражнения с гантелями весом 1 кг (приседания, выпады вперед левой и правой ногой), «семенящий» бег 2-4 раза по 5 секунд также служат профилактике плоскостопия.

Наоборот, продолжительная ходьба по твердому грунту, длительные стояния, переноска тяжелых предметов провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы.

Дыхательные упражнения

Через стороны руки поднять вверх – вдох,

опустить – выдох

«Сильные руки» и.п. – стоя, поднять руки вверх, сжав кулачки – вдох4; опустить, разжать пальцы – выдох. Повторить 4-6 раз.

«Часики» и.п. – о.с. махи прямыми руками вперёд и назад «тик-так» Темп средний, повторить 10-12 раз.

«Дровокол» и.п. – о.с. Поднять вверх сцепленные руки слегка согнув их в локтях – вдох; наклониться, одновременно опустить руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях – выдох. Темп средний, повторить 5-6 раз.

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия


Упражнение Каток

1. Упражнение "каток" - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку , или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение Разбойник

2. Упражнение "разбойник" - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение Маляр

3. Упражнение "маляр" - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

"сборщик" - ребенок, сидя на полу с Упражнение Сборщик

4. Упражнение согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, ёлочные шишки и др.), и складывает в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.

Упражнение Художник

5. Упражнение "художник" - ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение Гусеница

6. Упражнение "гусеница" - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имметация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обоими ногами одновременно.

Упражнение Кораблик

7. Упражнение "кораблик" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу» постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

Упражнение Мельница

8. Упражнение "мельница" - ребенок, сидя на поду с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в двух направлениях.

Упражнение Серп

9. Упражнение "серп" - ребенок, сидя на поду с согнутыми коленями, ставит подошвы ног напод (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение Барабанщик

10. Упражнение "барабанщик" - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касается пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение Окно

11. Упражнение "окно" - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Водные профилактические процедуры

      И для детей, и для взрослых полезно перед сном сделать ванну для ног.    Возьмите два тазика — с горячей (как только терпит нога) и холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей воде, затем опустите в холодную, попеременно 2—3 раза. Кожа станет красной, в ногах появится приятное ощущение. В воду можно добавлять немного морской соли, питьевой соды, настои ромашки, шалфея, дубовой коры, цветов бессмертника, листьев мяты перечной. После того как стопа распарилась, помассируйте ее, «вылепливая» своды стоп и как бы собирая стопу в «кулачок». И у детей, и у взрослых после такой процедуры наблюдается хороший сон.

Массаж стоп

      Поглаживание и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также голени - по направлению от стопы к коленному суставу.

Массаж можно проводить и при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы. Время выполнения – 2 - 4 минуты.

И.п.: ребенок лежит на спине, ногами к взрослому.

      Как показывает практика, регулярное выполнение упражнений для стоп предотвращает возникновение плоскостопия.

Не навреди

     Отдавая ребенка в спортивную секцию, позаботьтесь о том, чтобы комплекс занятий соответствовал возрасту, весу и росту малыша. Для этого поговорите с педиатром и врачом по лечебной гимнастике (ЛФК). Постоянные перегрузки могут стать причиной серьезных проблем. Если у ребенка плоскостопие ему до выздоровления не стоит заниматься ритмической гимнастикой, бегом и прыжками. При плоскостопии малышу трудно смягчить удары при приземлении на пол, они приходятся на стопу и отдаются в позвоночнике. Это может привести к серьезным травмам скелета. Из всех видов спорта для профилактики и лечения плоскостопия лучше всего подходит плавание, когда мышцы стопы работают особенно эффективно.

Выбираем обувь

      Для того, чтобы при ходьбе стопа принимала физиологическую форму и не деформировалась, необходимо правильно подобрать обувь. Основная задача детских ботиночек — защищать ногу от ударов, придавать устойчивость и не препятствовать естественному развитию мышц стопы. Обувь должна быть легкой, изготовленной из натуральных материалов, с жестким задником и небольшим каблуком. Обязательной деталью любой детской обуви (и уличной, и домашней) должен быть супинатор. Этот маленький бугорок у внутреннего края подошвы поднимает продольный свод стопы и обеспечивает физиологически правильную фиксацию ножки. А вот ортопедическая коррекция и профилактика плоскостопия при помощи специальных ортопедических стелек детям дошкольного возраста (до 6—7 лет) не рекомендуется. От длительного ношения таких стелек у малышей может наступить атрофия связок стопы.

Лечение

       К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

      На начальной стадии боли в ногах можно ликвидировать в течение 1 – 2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванночек с морской солью, ручного массажа и лечебной гимнастики. Что касается ванночек – требования к ним простые: температура воды +40-50 градусов С°, длительность процедуры – 15-20 минут, а пропорции их составляющих указаны на упаковке и бывают разными в зависимости от концентрации сухого вещества. Массаж и гимнастику обязательно должен проводить дипломированный специалист – инструктор по лечебной физкультуре и массажу. Лишь для устранения выраженной боли допустимо применение обезболивающих препаратов.

      Очень полезное воздействие окажет самомассаж и профилактические упражнения, о которых говорилось выше. Гимнастику лучше проводить в утренние часы, когда мышцы еще не утомлены. Технику и темп упражнений лучше показать малышу на собственном примере. Помещение не должно быть душным, или со сквозняками, а заниматься ребенку следует в удобной одежде, не стесняющей его движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.

Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию  и принять профилактические меры....

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей.

Консультация в которой описаны некоторые коррегирующие  упражнения, направленные  на укрепление  мышц  стопы и голени....

Консультация для родителей на тему"Профилактика и коррекция плоскостопия у детей"

Краткое описание, как предупредить плоскостопие у детей, что нужно для этого делать....

"Профилактика и коррекция плоскостопия"

информация для родителей...

Профилактика и коррекция плоскостопия

Примерные комплексы упражнений...

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....