Практическое занятие с педагогами "В здоровом теле - здоровый дух"
план-конспект занятия

Лапташкина Оксана Александровна

В последнее время много внимания уделяется профилактике эмоционального выгорания. Педагогам детских садов необходимо прикладывать много усилий, чтобы выполнять свои трудовые функции и задачи, которые перед ними ставит общество. И не всегда педагоги способны найти правильный выход в решении разных задач. Причина – усталость, пренебрежение исполнением своих обязанностей, негативная самооценка, не уверенность в своих силах и знаниях, агрессивность, пассивность, чувство вины, семейные проблемы и т.д. Все это указывает на синдром эмоционального выгорания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_zdorovom_tele_-_zdorovyy_duh.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект практического занятия с педагогами

«В здоровом теле – здоровый дух»

Оксана Александровна Лапташкина, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 179» г. Чебоксары,

Любовь Михайловна Иванова, инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 180» г. Чебоксары

Задачи:

1. Снятие психомышечного, физического напряжения;

2. Сплочение педагогического коллектива;

3. Создание благоприятного климата в коллективе.

Материалы: клубок ниток, скакалки, обручи, коврики, магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой.

Продолжительность: 90-120 минут.

Ход занятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на нашей встрече. Сегодня мы с вами постараемся сбросить усталость, негативные мысли, обиды и зарядиться хорошим настроением!

И для начала предлагаю вам рассчитаться на «яблоки», «апельсин», «персик» (упражнение «Фрукты»). Если вы услышите «яблоки», то все «яблоки» меняются местами, тоже самое с «апельсинами» и «персиками». Но если вы услышите «фруктовый салат», то местами меняются все.

Друзья, с этим упражнением вы отлично справились. Как вы себя чувствуете? (педагоги по желанию делятся впечатлениями).

Сегодня тема нашей встречи – эмоциональное выгорание. Как вы думаете, что это такое? (педагоги отвечают). Предлагаю более масштабно рассмотреть понятие «эмоциональное выгорание» (упражнение «Ассоциация»).

Я обматываю нитью палец, бросаю клубок любому участнику и задаю вопрос, например, если эмоциональное выгорание – это дикое животное, то какое? Участник ловит клубок, обматывает палец нитью, отвечает на вопрос, и бросает клубок следующему участнику, а я задаю вопрос второму участнику и т.д.

Да, действительно, картина из малоприятных. Эмоциональное выгорание - реакция организма на профессиональный стресс. Проявляется усталостью, утомлением, истощением, психосоматическими недомоганиями, нарушениями сна, негативным отношением к своей работе, злоупотреблением кофе, табаком, алкоголем, лекарствами, перееданием или отсутствием аппетита, агрессивными чувствами (раздражительность, тревожность, напряженность, беспокойство, взволнованность, гнев) и т.д.

Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью.

А как вы думаете, нужно ли бороться с эмоциональным выгоранием? А какими способами? (педагоги отвечают, на каждый способ, предложенный педагогами, борьбы с эмоциональным выгоранием, возвращаем клубок предыдущему участнику, таким образом, педагоги распутывают клубок).

Благодарю вас за ответы. Сегодня мы с вами будем бороться с эмоциональным выгоранием посредством физической активности. И я передаю слово инструктору по физической культуре.

Добрый день, уважаемые участники! Как вам известно, приступая к физическим нагрузкам, нужно предварительно сделать разминку. Итак, постройтесь по росту. Рассчитайтесь по порядку! Направо! По кругу шагом марш! (по команде инструктора по физической культуре, педагоги чередуют ходьбу и бег). Прекрасно!

Я предлагаю выполнить первое упражнение «Прыжки через короткую скакалку». Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий человека (педагоги берут скакалки, инструктор напоминает о технике прыжков на скакалке, приложение 1).

Я вижу вы в отличной физической форме. Но, тем не менее, предлагаю восстановить дыхание – выполнить дыхательную гимнастику. Делаем большой очень продолжительный «до диафрагмы» выдох, как будто надуваем воздушный шарик, но без дополнительного вдоха. Затем через нос, с закрытым ртом, большой вдох, как пылесосом втягивая в себя воздух. После этого резкий выдох всего воздуха. Все это делаем без пауз (выполняем 3-4 раза). 

Дыхание восстановили, а теперь предлагаю покрутить обруч. Исходное положение: ноги обязательно вместе, руки в стороны или за головой, спина строго прямая. Если ноги широко расставлены, то не получиться достаточно эффективно проработать мышцы талии. В работу сразу подключаются бедра, ягодицы, и полноценного малого круга именно талией не получиться.

Движения талией должны быть спокойные, ритмичные, ни в коем случае не толчкообразные, чтобы не навредить спине. Делаем вращательные движения по часовой стрелке.

Молодцы! Готовы продолжить дальше?

Следующее упражнение «Поднимание туловища». Для начала нужно сесть на пол таким образом, чтобы ноги, согнутые в коленях, образовывали угол, близкий к прямому. Затем следует зацепить носки за упор и лечь на спину. Руки нужно отвести за голову. Подъем делается плавно исключительно за счет мышц пресса. В активной фазе (подъем) делается вдох, а в пассивной, соответственно, выдох. Дышать рекомендуется одновременно и ртом и носом. Спина должна быть слегка ссутулена на протяжении всего движения.

Хорошо, закончили. Теперь можно отдышаться, передохнуть. Вы – большие молодцы! Приступаем к упражнению «Планка».

Встаньте в положение стойки на полу – позиция отжиманий. Согните локти на 90 градусов и перенесите свой вес на предплечья. Все ваше тело должно образовывать одну прямую линию, живот подтянут, мышцы напряжены. Стоим 15 секунд (инструктор по физической культуре проверяет, правильно ли делают педагоги упражнение, приложение 2). Отдыхаем. Стоим еще раз 15 секунд.

Вы большие молодцы! Отдыхаем! (инструктор по физической культуре передает слова психологу).

Как у вас ощущения после физических упражнений? Как себя чувствуете?

Ну, а теперь настало время отдохнуть (релаксация «Лесная прогулка»). Я вас приглашаю взять коврики, лечь на спину, закрыть глаза, расслабиться и отправиться со мной на прогулку… (звучит спокойная расслабляющая музыка).

Представьте себе теплый, солнечный день. Вы идете по неширокой проселочной дороге к лесу. Вот дорожка постепенно превращается в лесную тропинку. Она петляет между высокими соснами, стройными березками, гибкими, беспокойными осинками.

Трава невысокая, кое-где лежат опавшие листочки, окрашенные осенью в красноватые и желтые тона. В лесу так тихо. Каждый шаг далеко слышен, но шорох листьев, негромкий треск веточек под ногой не нарушает лесное спокойствие и тишину. Летают птички, вы слышите звуки их песенок. Где-то мелькнул беличий рыжий хвостик, проскакал маленький зайчишка…

Вы идете по лесной тропинке, вам так хорошо и спокойно. Вдыхаете запах смолистых сосен. Их стволы такие шершавые, теплые, кое-где поблескивают на солнце капли свежей смолы.

Если постараться, то можно найти несколько спелых ягод земляники. Аккуратно, чтобы не раздавить, сорвите ягоды, подержите их на ладони, вдыхая необыкновенный земляничный аромат. Ягоды такие сладкие, прохладные. Вкус спелой земляники напоминает вам о приятных событиях в вашей жизни.

А сколько в лесу грибов. Яркие шляпки подосиновиков видны издалека. Подберезовики и боровики лучше маскируются, их замечаешь, когда подойдешь к ним достаточно близко. Сорвите самый красивый грибок, вас охватывает чувство радости и гордости от удачной находки. Вы можете набрать целое лукошко грибов, а можете просто ими любоваться, вдыхать ни с чем несравнимый грибной запах.

Рядом с вами куст дикой, лесной смородины наклонил свои упругие ветки под тяжестью ягод. Попробуйте их яркий вкус, с чуть заметной кислинкой. Так приятно гулять по лесу. Воздух такой чистый, свежий, что немного кружится голова, дыхание глубокое, вы медленно вдыхаете, медленно выдыхаете.

На опушке леса еще много цветов. Это желтоглазые с длинными белыми ресничками ромашки, небесно-синие колокольчики. Когда они покачиваются от ветра, кажется, что они тихонько позванивают, и если прислушаться, можно различить красивую мелодию. Здесь еще много других разных цветов. Можно нарвать букет и подарить дорогому для вас человеку. Или оставить себе, поставить в вазу, и он долго еще будет напоминать вам о вашей лесной прогулке.

Давайте развернемся и будем возвращаться по нашей тропинке обратно. По пути останавливаться там, где вам особенно понравилось. Попрощаться с лесными жителями, погладить шершавые стволы сосен, прижаться щекой к стволу березы, сорвать горсть смородины. Медленно тропинка выводить вас в город. Вы можете вернуться обратно в лес, погулять там, когда захотите. Он всегда поможет вам отдохнуть и восстановить душевные силы, набраться уверенности в себе и в завтрашнем дне.

На счет «раз-два-три» вы делаете глубокий вдох, и открываете глаза.

Рефлексия:

Как вы себя чувствуете?

Что было сложным?

Была ли эта встреча для вас полезной?

Приглашаю вас встать в общий круг (упражнение «Спасибо»). Мысленно положите на левую руку все, то с чем пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получили на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопаем в ладоши и крикнем – ДА!

До свидания! Хорошего дня!

Список используемой литературы:

1. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.-122 с.

2. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1983.-144 с.

3. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1978.-272 с.

4. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие / Е.М. Семенова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.-224 с.

Приложение 1.

Техника прыжков на скакалке

Первая фаза начинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остается почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Несколько позже производится небольшое сгибание ног в коленных суставах.

Вторая фаза - выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5-10 см.

Третья фаза - полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами человека.

Четвертая фаза. Приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно.

Приложение 2.

На что обратить особое внимание при выполнении планки:

1. Голова и шея должны быть расслабленными и свободными. Смотрите на пол, не поднимайте голову наверх.

2. Руки держите прямо перед собой либо скрестите их. Ставьте локти строго под плечевыми суставами, чтобы не создавать лишней нагрузки на плечи. Опускайте плечи, не поднимайте их к ушам.

3. Поясницу нельзя ни округлять, ни прогибать. Представьте, что ваша поясница плотно прижата к стене.

4. Ноги должны оставаться прямыми и напряженными. В противном случае основная нагрузка перейдет на поясницу, а не на мышцы пресса.

5. Ягодицы также должны быть напряжены и находиться на одном уровне со спиной. Не прогибайте таз и не поднимайте ягодицы вверх.

6. Живот втягивайте, а затем (уже втянутым) постарайтесь подтянуть к ребрам. Держите его подтянутым на протяжении всего упражнения, при этом дыхание не задерживайте.

7. Ступни можно соединить вместе, можно немного расставить. Чем ближе их поставите друг к другу, тем сильнее будет нагрузка на мышцы пресса.

8. Обязательно не забывайте глубоко дышать на протяжении всего упражнения. Вдыхайте и выдыхайте медленно и размеренно.

9. Держите позицию планки так долго, как только сможете. Новички могут держать планку 15-30 секунд, средний уровень – 30-60 секунд, продвинутые – 60 секунд и более.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"

Сценарий праздника "В эдоровом теле-здоровый дух", для детей старшего возраста детского сада. Показ кукольного спектакля о девочке Маше (для всех возрастов)....

День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: укреплять здоровье детей, воспитывать у детей стремление быть здоровым, формировать двигательную активность.   Задачи.1. Создавать праздничное настроение у детей.2. Развивать физи...

Сценарий спортивного семейного праздника, посвященного «Дню здоровья», « В здоровом теле – здоровый дух!»

в целях воспитания правильного отношения к здоровому образу у дошкольников, привлечения родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада; развития интереса к спортивно – массовым меропри...

Занятие в подготовительной группе «В здоровом теле здоровый дух»

Форма и методы работы: беседа, игра, чтение стихотворения, пословицы, поговорки.Цель: Поддерживать интерес детей к различным видам спорта и желание заниматься спортом.Задачи: -развивать интерес к...

конспект занятия в старшей группе «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

Здоровье – это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о ...

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности «В здоровом теле здоровый дух» подготовительная группа

Цель: воспитывать у дошкольников бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.Задачи: образовательные: формировать представления детей о здоровье, как одной из главных ценностей че...

Конспект занятия по окружающему миру: «В здоровом теле- здоровый дух» для младшей группы

Конспект занятия по окружающему миру: «В здоровом теле- здоровый дух» для младшей группы...