Проект "Хлеба краюшка - здоровья кадушка"
проект (старшая группа)
Проект для старшего дошкольного возраста по здоровому питанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_proekt.docx | 512.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
МАДОУ д\с № 151 города Тюмени
Исследовательская работа
"Хлеба краюшка – здоровья кадушка"
Выполнила: старшая группа «Звёздочка»
Руководители: Сабитова Надия Раисовна,
Третьякова Наталья Владимировна
Тюмень,2020
Содержание
Паспорт проекта………………………………………….1
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретическая часть
1.1. Цели, задачи, объект исследования...................................................3
1.2.Откуда появился хлеб? .......................................................................4
1.3. Состав и виды хлеба ........................................................................5
1.4. Полезные свойства хлеба ..................................................6
2. Практическая часть
2.1. Приготовление полезного хлеба в домашних условиях....................9
2.2. Музей хлеба……………………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................12
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................................13
Паспорт проекта
Название проекта: « Хлеба краюшка – здоровья кадушка»
Вид проекта: исследовательско-творческий, коллективный, краткосрочный.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: с 9.01.20г. по 30.01.2020 г.
Основные этапы:
1 этап.
Поиск информации, подготовка системы бесед, занятий с детьми на тему проекта. Подготовка наглядной информации для детей и родителей. Организация родителей для помощи над проектом.
2 этап.
Воспитатели:
Занятия с детьми, беседы, игры.
Чтение литературы по теме: «Лисичкин хлеб», «Крупеничка», «Стихи о хлебе».
Знакомство с поговорками, пословицами и загадками о хлебе.
Просмотр мультфильмов по теме проекта: «Берегите хлеб», «Легкий хлеб», детская передача «Откуда берется хлеб?»
Родители и дети:
- Изготовление хлеба в домашних условиях
- Изготовление альбома «Хлеб - всему голова!»
- Изготовление альбомов «Пословицы о хлебе», «Стихи о хлебе»
- Изготовление макета «Мельница»
3 этап.
Создание альбома детских работ «Хлебобулочные изделия».
Оформление музея Хлеба.
Презентация проекта.
Предполагаемый результат проекта:
У детей сформируется представления о ценности хлеба о его полезных качествах; будут получены знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас; знакомство с профессиями людей, участвующих в производстве хлеба; сформируется более бережное отношение к хлебу.
Продукт проектной деятельности:
- Музей ХЛЕБА в группе
- Хлеб, приготовленный в домашних условиях
- Выставка детских работ по теме
ВВЕДЕНИЕ
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.
Актуальность темы: Современные люди стремятся вести здоровый образ жизни и стараются правильно питаться. Очень важно, что бы те продукты, которые мы употребляем каждый день, не наносили вред здоровью, а еще лучше – были полезными.
Объект исследования: хлеб.
Предмет исследования: полезные свойства хлеба.
Цель: Изучить полезные свойства хлеба и технологию его приготовления в домашних условиях.
Задачи:
1. Собрать и изучить материал об истории возникновения, составе и свойствах хлеба.
2. Узнать о влиянии употребления хлеба на здоровье человека.
3. Изучив технологию приготовления, сделать хлеб в домашних условиях.
4. Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба.
5. Сделать мини-музей Хлеба в группе.
Гипотеза исследования: Хлеб обладает полезными свойствами и благоприятно влияет на организм человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Теоретическая часть
1.1. История происхождения хлеба.
Из словаря Ожегова мы узнали, что хлеб это:
1) колосовые растения с мучнистыми зернами;
2) пищевой продукт, выпекаемый из муки;
3) плоды, семена злаков, перемолотые в муку.
В энциклопедии мы прочитал, что более 15 тыс. лет тому назад человек впервые стал собирать и выращивать хлебные злаки. В каменном веке люди ели злаки в сыром виде, а затем они научились смешивать их с водой. С помощью камней зерна растирались в муку, из которой пекли пресные лепешки на раскаленных в огне камнях.
По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.
В богатых городах Греции пекари начали появляться в пятом веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX- XI вв., и пекари пользовались большим почётом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве. По древним германским законам преступник, убивший лекаря, булочника, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии.
Хлеб, испечённый шесть тысяч лет назад – в каменном веке, хранится сегодня в музее г. Цюриха. В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад. Эллины были убеждены, что человек, поедающий пищу без хлеба, совершает большой грех и будет непременно наказан богами, в Индии преступников в начале нашей эры карали тем, что запрещали есть хлеб… Продолжительность такого наказания зависела от тяжести проступка. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет несчастлив.
1.2 Состав хлеба
Не зря говорят, что хлеб - всему голова. Он стал незаменимым спутником многих блюд. Мнения по поводу постоянного использования хлеба разнятся. Некоторые утверждают, что хлеб является идеальным продуктом для ежедневного употребления, другие же, наоборот, советуют убрать его из рациона. Ответ на вопрос кроется в составе хлеба.
Состав белого хлеба
Белый хлеб состоит из воды и муки. Сильно измельченные пшеничные зерна сохраняют в себе небольшое количество витаминов и минералов, свойственных пшенице. В процессе запекания, количество витаминов еще больше уменьшается. Известно, что витамин группы В распадается под воздействием высокой температуры.
Белый хлеб выпекают на основе дрожжей. Они образовывают поры, за счет которых хлеб увеличивается в объемах и становится пышным. В некоторые сорта хлеба добавляют соль, специи и различные семена, которые не только придают интересный вкус, а и увеличивают витаминную ценность хлеба. Польза или вред разных сортов зависят от того, что входит в состав хлеба.
Состав черного хлеба
Черный хлеб имеет множество рецептов приготовления. Умеренное употребление черного хлеба полезно для здоровья человека. В двух кусочках такого хлеба содержится примерно 160 калорий. Ежедневное употребление такой порции насыщает организм 2.7 г жира, 5 г белков и 33 г углеводов. Каждая порция хлеба содержит 2.7 г клетчатки, уменьшающей уровень холестерина в крови. Самым ценным сортом выпечки черного хлеба по праву считается ржаной хлеб.
Состав ржаного хлеба
Ржаной хлеб обладает отменными вкусовыми качествами, а также приносит немалую пользу человеческому организму. Классический рецепт ржаного хлеба состоит из закваски, воды, соли и ржаной муки. На сегодняшний день и отечественные и зарубежные производители предлагают довольно широкий ассортимент разновидностей ржаного хлеба. Например: из сеяной, обойной, обдирной муки, житный и заварной ржаной хлеб, и другие сорта.
Самым распространенным видом ржаного хлеба для жителей постсоветского пространства считается бородинский хлеб. Свойства и калорийность ржаного хлеба обусловлены его химическим составом.
Пищевая ценность, или химический состав хлеба, а также энергетическая ценностьзависят от сорта и рецепта приготовления хлеба. Если хлеб приготовлен из высшего сорта муки, в нем будет много крахмала и мало минеральных элементов и витаминов.
1.3 Полезные свойства хлеба
Сказать, что польза хлеба не отличается от сорта к сорту, нельзя. Входящие в состав продукта компоненты определяют не только его калорийность, но и полезные качества, которые хлеб в себе несет. В белом хлебе содержание полезных веществ сведено к минимуму. Считается, что при той обработке зерна, что необходима для изготовления муки высшего сорта, теряется большая часть питательных веществ, которые содержатся в зерновой оболочке. Такой хлеб, как правило, мягкий, пышный, однако его состав изобилует крахмалом и лишними калориями. Польза хлеба такого сорта минимальна, т.к. процент полезных веществ в нем вряд ли выше 30% от изначального. Однако это совсем не значит, что от хлеба на столе следует отказаться. Главное – правильно выбрать вид этого хлебобулочного изделия. Одним из наиболее полезных сортов хлеба по праву считается «серый», с добавлением ржаной муки. Он медленнее усваивается и содержит больше минералов и витаминов, чем его белый собрат, именно ему, в большей степени, присущи полезные свойства хлеба. Идеальный вариант для почитателей хлебобулочных изделий – хлеб с отрубями. Польза хлеба с отрубями обусловлена их способностью поглощать аллергены и токсины, укреплять иммунную систему, а также снабжать организм столь необходимой клетчаткой, белками и витаминами. Доказано, что регулярное употребление хлеба, содержащего отруби, способствует снижению частоты возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта и атеросклероза. Кроме того, те, кто предпочитает хлеб с отрубями белому, реже испытывают трудности, связанные с лишним весом. Диетологи рекомендуют употреблять данный сорт хлеба больным гипертонией, а также при запорах, желчнокаменной болезни, ожирении. Набирающий популярность бездрожжевой хлеб на хмелевой закваске обладает рядом полезных качеств: он оказывает легкое снотворное, а также желчегонное, противовоспалительное и отхаркивающее действия.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Приготовление хлеба в домашних условиях.
Изучив состав и пользу хлеба, семья Шемякиных вызвалась приготовить полезный хлеб в домашних условиях.
Мама: «Одним из полезных продуктов на нашем столе является хлеб с отрубями. Готовя такой диетический хлеб в домашних условиях, можно каждый раз менять его вкус, добавляя не только разные отруби: пшеничные, овсяные или ржаные, но и использовать при замесе теста разную муку: пшеничную цельнозерновую, пшеничную высшего или первого сорта или ржаную муку, при этом соотношение каждого вида муки в общем объеме можно менять по своему вкусу».
Ингредиенты
- Мука пшеничная – 400 г
- Отруби (пшеничные, овсяные или ржаные) – 3 ст. ложки с горкой (30 г)
- Кипяток – 350 мл
- Дрожжи прессованные живые – 15 г
- или Дрожжи хлебопекарные сухие – 5 г
- Сахар – 1 ч. ложка
- Соль – ½ ч. ложка
- Масло растительное – 1,5 ст. ложки
Как приготовить
Шаг 1
В емкость всыпать отруби (емкость должна быть такого размера, чтобы тесто легко поднималось в ней и могло увеличиться в 3 раза).
Шаг 2
Залить отруби кипятком и оставить на 20-30 минут до полного остывания.
Шаг 3
В охлажденную массу добавить дрожжи, подождать пока они разойдутся.
Шаг 4
Добавить соль, сахар, перемешать.
Шаг 5
Всыпать муку, просеянную через сито (1 ст. ложку муки оставить для посыпки), перемешать смесь до равномерно влажной массы. Накрыть емкость крышкой и поставить в теплое место.
Шаг 6
Когда масса увеличится в 1,5 раза (примерно через 40 минут), добавить 1 ст. ложку растительного масла, тесто хорошо обмять руками.
Шаг 7
Собрать тесто со стенок миски в эластичный шар, миску накрыть крышкой и вновь поставить в теплое место.
Шаг 8
Тесто должно увеличиться в объеме примерно в 2-2,5 раза.
Шаг 9
Готовому тесту придать желаемую форму (можно тесто разделить на несколько частей), уложить на противень, смазанный оставшимся маслом и посыпанный мукой, тесто также припорошить мукой. Противень с тестом поставить вблизи батареи на 25-35 минут.
Шаг 10
Пока поднимается тесто, духовку разогреть до 190 градусов.
Шаг 11
Перед выпечкой на поверхности теста сделать неглубокие надрезы.
Шаг 12
Время выпечки зависит от размера хлеба: для изделий весом до 300 г – 20-25 минут, для хлеба до 600 г – примерно 40 минут. Вынув из духовки, свежеиспеченный хлеб выложить на металлическую решетку, слегка смочить горячей водой, чтобы корочка стала мягче (для хрустящей корочки водой не смазывать) и не трогать, пока не остынет.
2.2. Музей хлеба в группе
Конечным результатом нашего проекта стало оформление музея ХЛЕБА.
Родители вместе с детьми изготовили и принесли разные экспонаты:
- макеты хлеба
- макет мельницы
- самовар с сушками
- каравай
- подборку книг о хлебе
- подборку пословиц о хлебе
- альбом «Хлеб – всему голова»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В старину хлеб называли «жито», что означало «жизнь». И в наше время этот продукт остается важным и жизненно необходимым продуктом.
Ведь хлеб пекут из таких культурных растений, как пшеница, рожь, овес, гречиха, ячмень, просо, кукуруза, рис, амарант, злаки которых содержат практически все, что жизненно необходимо организму человека.
Цель работы достигнута, гипотеза подтверждена - хлеб полезен для нашего здоровья благодаря своему составу. Употребляйте хлеб каждый день, и вы получите целую гамму положительных впечатлений, укрепите здоровье!
Список литературы
Кириченко Г.А. «Лучшие рецепты для микроволновки». Харьков, Белгород. «Книжный клуб», 2008 г.
Покровский А.А. «Книга о вкусной и здоровой пище» М.: Агропромиздат, 1988 г.
Программа "Здоровье" о пользе хлеба
Интернет-ресурсы: URL:http://www.extra-n.ru
Интернет-ресурсы: URL:http://www.peoplemed.ru
Интернет-ресурсы: http://www.north-moscow.ru
Интернет-ресурсы: http://www.belkonditer.ru
Интернет-ресурсы: http://www.uniconf.ru
Интернет-ресурсы: http://www.women28.ru
Интернет-ресурсы: http://www.iduvmaqazin.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...
Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")
Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.
Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
Логопедическая игра "У бабушки Маши в кадушке..."
Цель: автоматизация звука ш в середине слова во фразе....