Проект "Здоровье - это здорово!"
проект (средняя группа)

Бахирева Ольга Федоровна

Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников

«Здоровье-это здорово!»

                                                                                                                                       Возрастная группа: средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nashe_zdorove_v_nashih_rukah.docx121.36 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

                   «Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

                                      города Рубцовска Алтайского края

                                      658210, г.Рубцовск, ул. Красная, 89;

                                      телефон: 4-21-84, 4-45-45

                                      e-mail: ds41-zr@yandex.ru 

Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников

«Здоровье-это здорово!»

                                         Возрастная группа: средняя группа

Подготовила воспитатель: Бахирева

Ольга Федоровна

                                                                                                   

Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников «Наше здоровье – в наших руках»

 

1. Актуальность:

Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье людей. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и 60% от образа жизни. Одной из причин ухудшения здоровья населения России является культурный кризис общества и, как его следствия, низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.  

В настоящее время ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО занимают задачи направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Построение развивающего вариативного образования, должно быть ориентировано на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывать его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. ФГОС дошкольного образования подчеркивает необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте. Решение этих задач успешно реализует организация деятельности по формированию здорового образа жизни, занятия физической культурой, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

2. Цель проекта: совершенствовать работу по укреплению здоровья детей через формирование мотивации к здоровому образу жизни.

3. Задачи проекта:

В соответствии с целевыми ориентирами, согласно с ФГОС ДО, перед детьми поставили следующие задачи:

- Разработать перспективный план и систематизировать материал для работы по формированию мотивации у детей к здоровому образу жизни.

- формировать у детей систему знаний о здоровом образе жизни; закреплять знания детей об алгоритме действий личной гигиены, представления о том, что полезно и что вредно и опасно для человека.

- Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни: желание быть здоровым самому и научить этому других; выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.

- Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей потребности и мотивации к здоровому образу жизни.

4. Тип проекта краткосрочный

5. Вид проекта познавательно практический

6. Ожидаемые результаты:

1. Улучшение соматических показателей здоровья детей (анализ заболеваемости воспитанников группы на конец календарного года).

2. Наличие мотивации и осознанной потребности у детей в ведении здорового образа жизни.

3. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия у детей.

4. Сформированность у детей старшего дошкольного возраста навыков гигиенической культуры.

5. Овладение детьми навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.

6. Создание предметно-пространственной развивающей среды для организации деятельности по формированию у детей основ ЗОЖ.

7. Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

8. Методы реализации проекта:

1. Наглядные (показ, рассматривание, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, чтение художественной и познавательной литературы, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение упражнений, самомассажей, творческая продуктивная работа).

4. Видео (просмотр видео сюжетов, презентаций по теме «Здоровый образ жизни»)

 9Этапы реализации проекта:

• I этап – подготовительный;

• II этап – основной;

• III этап – заключительный.

Подготовительный этап:

Выявление представлений детей о здоровье.

Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта:

Анкетирование родителей по теме «Здоровье ребёнка»

Консультация для родителей о целях и задачах проекта.

Практические советы «Сделай сам: тренажеры и массажеры»;

Творческие домашние задания;

Определение целей и задач проекта;

Подбор информационно – методического обеспечения проекта;

Составление плана мероприятий по реализации проекта.

Обновление содержания предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО: кубик Здоровья, пирамиды «Полезные и вредные продукты», альбом «Люби и охраняй природу», карта путешествия «Страна здоровья» и «Мои помощники», «Дыханчики», корригирующие дорожки.  

Основной этап:

 Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

-утренняя гимнастика;

-физкультура

-прогулки.

-индивидуальная работа по физическому развитию.

Оздоровительно-профилактические мероприятия:

-бодрящая гимнастика;

-пальчиковые игры;

-зрительная гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-закаливающие процедуры;

-корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия;

-самомассажи ушных раковин, носа, ног, ступней, рук и кистей;

-упражнения на дыхание;

- использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы

Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка

-воздушные ванны

-прогулки на воздухе

-босохождение (после дневного сна)

-обширное умывание /элементы/

-игры с водой

                                    Мероприятия

          сроки

Тема: «Самые полезные продукты».

Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах; упражнять в умении их дифференцировать; формировать потребность заботиться о своём здоровье.

Презентация «Уроки Здоровья»

Беседа «Как природа помогает нам здоровыми быть», «Что такое витамины, и где они живут?», «Лекарственные растения» цель: формировать у детей представление о значении природы для здоровья человека.

 Художественное творчество.

Лепка: «Живые витаминки» способом мозаики;

Аппликация: «По грибы в лес пойдем» с использованием чайной заварки;

«Корзинка с фруктами» объемная аппликация с использованием природного материала;

 Рисование «Гроздь рябины», «Яблонька», «Ваза с фруктами»

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - Учить определять на ощупь и на вкус овощи и фрукты.

«Что полезно, угадай - Витаминку передай», «Полезно- вредно» «Приготовим блюдо», «Поваренок», «Пирамида правильного питания»

Чтение художественной литературы:

Зильберг «Полезные продукты»,Ю. Тувим «Овощи», «Письмо ко всем детям по одному важному делу»О. Нэш «Микроб».

Экскурсия на кухню.

Беседы: «Правильное питание залог здоровья», «Витамины наши друзья», «Можно ли есть снег»

 Домашнее задание: совместная работа с родителями – заведи дневник, в котором записывай, какие полезные продукты ты ел на завтрак, обед, в полдник и на ужин.

 01.10.18 – 08.10.18.

       Тема: «Спорт – это здоровье».

 Цель: Формировать у детей представление о необходимости заботиться о                  собственном здоровье, понятие о здоровом образе жизни, о соблюдении режима дня, о значении спорта для здоровья человека, закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке.

 Художественное творчество.

Лепка: «Виды спорта», «Спортсмены» Рисование «Мы со спортом дружим»

Беседы: «Утренняя зарядка «Рас, два, три, ну-ка повтори!», «Спорт это здоровье», «Виды спорта»

Рассматривание иллюстраций с различными видами спорта.

Чтение художественной литературы: П. Синявский «Зарядка», А. Афонькин «Откуда берутся болезни», «Уроки здоровья»,

Д/И «Мой режим дня».

 Подвижные и спортивные игры

Спортивный праздник «Чтоб здоровье сохранить - научись его ценить»

09.10.18.- 15.10.18

Тема: «Сам здоровье сберегу, сам себе я помогу».

Цель: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Презентация «Если хочешь быть здоровым»

Заучивание поговорок: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».

 Развлечение «День Здоровья»

Рисование: «Микробы на ладошках» «Путешествие по стране Здоровья»

Аппликация: «Путешествие на Северный полюс»;

«Ежик», «Мамонтёнок» - из природного материала.

Беседы: «Здоровье и болезнь», «О правилах личной гигиены», «Ядовитые грибы и ягоды», «Сохрани своё здоровье сам»,

«Опасные предметы вокруг нас», «Чем полезна для нас прогулка», «Осторожно грипп!», «Беседа с медсестрой д/с о важности прививок»

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Азбука здоровья», «Приключения Стобеда», «Петька микроб».

Пословицы, поговорки, загадки.

Игра – Кроссворд «Жители страны Здоровья»

Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Правила гигиены», «Кому можно всем или одному», «Что сначала, что потом»

Разучивание самомассажа «Неболейка».

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека»

Игра – драматизация «Девочка-чумазая»,

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Как избавиться от вредных бактерий», «Живые дрожжи» (полезные микробы)

  

16.10.18. – 26.10.18.

Работа с родителями

 1.Беседа на тему: «Значение режима дня в жизни дошкольника».  

 2. Презентация «Оздоровительная работа в ДОУ» Информирование родителей об оздоровительной работе, осуществляемой в группе и в детском саду.

 3. Стенгазета «Малыши-крепыши» 

 4. Мастер-класс для родителей на тему «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

 5. Познакомить родителей с гимнастикой для глаз, самомассажем биологически

активных точек на лице. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей.

  6. Оформление «Уголка здоровья»

(В кратком и красочно оформленном виде родителям предлагались рекомендации:

-Игры и упражнения, по оздоровлению и формированию здорового образа жизни ребенка, которые можно организовывать дома.)

-Как с пользой провести выходной день с ребенком и т. д.

  Памятка для родителей «Здоровье вашего ребенка в ваших руках!»

  Фотовыставка «Оздоровительные традиции в семье» Распространение лучшего опыта семейного воспитания.

 «Сундучок бабушкиных рецептов» Обмен рецептами полезных блюд.  

«Подвижные игры – забава или способ оздоровления ребёнка» копилка для родителей

  7. Практикум «Как изготовить нестандартное спортивное оборудование для занятий с детьми дома» Повышение интереса у детей, для занятий физкультурой дома.

 8. Индивидуальные консультации педагога - психолога «Консультирование родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка»  

 Конкурс – выставка «Тренажеры и массажеры своими руками»

Дневник «Что полезное я съел»

Прохождение «Тропы Здоровья»

III. Оценка результатов и отчетность.

Основными эффективными результатами тематического проекта по формированию ЗОЖ у дошкольников «Наше здоровье в наших руках» являются:

Умение выделять компоненты здоровья (гигиена, здоровое питание, спорт, закаливание, сон, прививки);

Эффективное взаимодействие с родителями, направленное повышение педагогической компетентности в вопросах формирования привычек культуры здоровья.

Таким образом, практика доказывает, что если правильно организовать предметно-пространственную развивающую среду, учитывая возрастные особенности детей, работать в тесном контакте с родителями, то систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

IV. Вывод

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне. На сегодняшний день в соответствии с ФГОС физическое направление, включающее образовательные области «Формирование начальных представлений о ЗОЖ», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.   Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы и интернет источников

1. Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб. -метод. пособие / М. П. Асташина. – Омск, 2002г

2. Галанов А. С. «Игры, которые лечат», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;

3. Деркунская В. А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;

4. Картушина М. Ю. «Зеленый огонек здоровья», программа оздоровления дошкольников, издательство «Сфера», 2007год;

5. Новикова И. М. : Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб. ,2012.

7. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/автор-составитель О. В. Чермашенцева, 2012.

8. Тарасова Т. А. : Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр). - Москва 2008г

9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5 -8 лет. Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

10. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».

11. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. -М. ,2014.

12. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М. ,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....