Мастер – класс для педагогов «Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия»
консультация

Анчугова Ирина Николаевна

Здоровых детей с каждым годом становится все меньшеи меньше. По мнению многих специалистов, которые мы полностью разделяем, физическое воспитание в ДОУ должно предупрежать заболоеваеия и отклонения, т.е. быть пррофилактическим. Особое место в комплексе физических упражений дошкольников занимают подвижные игры, по скольку в этом возрасте игра рассматривается видущий вид деятельности, удовлетворяющий основные потребности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Мастер – класс для педагогов

«Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия»

Подготовила
воспитатель Анчугова И.Н.

Югорск 2019 г

Целью игры должно быть развитие

мускулов дитяти, а средство к достижению этого -  движения.

В то же время подвижная игра должна иметь целью не только физическое упражнение, но и умственное…

Е.Н.Водовозова

Полноценное физическое развитие ребенка – это основа формирования личности. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость и работоспособность.
Здоровых детей с каждым годом становится всё меньше и меньше. По мнению многих специалистов, которое мы полностью разделяем, физическое воспитание в ДОУ должно предупреждать заболевания и отклонения, т.е. быть профилактическим.

Свод стопы формируется у детей 3-4 лет. Однако, относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6-7 лет даже у здоровых детей. Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стоп перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на её функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Поэтому, игры и упражнения подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитания навыка правильной ходьбы.Правильно сформировать и укрепить мышцы свода стопы помогут так же хождение босиком по земле, песку, камушкам, плавание, езда на велосипеде, танцы.

Особое место в комплексе физических упражнений дошкольников занимают подвижные игры, поскольку в этом возрасте игра рассматривается ведущий вид деятельности, удовлетворяющий основные потребности ребёнка.

Оздоровительная ценность подвижной игры определяется физиологическими сдвигами, происходящими в организме. Активизируются физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, деятельность центральной нервной системы (ЦНС) и желез внутренней секреции. Укрепляется костно-мышечная система, улучшаются подвижность суставов, эластичность мышц и связок. Создаются условия для повышения работоспособности. Благодаря положительным эмоциям, испытываемым игроками в процессе подвижной игры, улучшается их субъективное состояние – повышается самочувствие, активность настроение.

Образовательная ценность подвижной игры обеспечивается посредством закрепления и совершенствования у детей двигательных умений и навыков развития двигательных качеств, расширение и углубление доступных представлений и знаний, как в сфере физической культуры, так и об окружающем мире в целом. Участие в подвижной игре обогащает игроков новыми ощущениями, представлениями, понятиями. Подвижные игры способствуют развитию психических процессов (внимания, мышления, воображения памяти, речи), формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное.

Воспитательная ценностьподвижной игры обусловленарешением в процессе ее проведения задач нравственного, эстетического и трудового воспитания. Подвижные игры, как один из наиболее привлекательных для детей видов физической активности, являются эффективным средством формирования их интереса и потребности в физкультурной деятельности. Подвижные игры предусматривают подчинение правилам, что обеспечивает формирование произвольного поведения у дошкольников, самоконтроля, честности. Коллективные подвижные игры основаны на высокой степени взаимодействия детей, благодаря чему они содействуют формированию у детей коммуникативных способностей, развитию таких важных качеств, как доброта, сочувствие, взаимопомощь.

   Многообразие подвижных игр даёт возможность обеспечить реализацию всего спектра оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

   Подвижные игры и упражнения, направленные на предупреждение плоскостопия, можно классифицировать следующим образом.

 * Ходьба по ребристым доскам, массажным коврикам,   дорожкам, гимнастическим палкам, на носках, на наружной стороне стопы, перекатом с пятки на носок, с поворотами стоп пятками наружу носками внутрь, шагов с пружинкой, со сгибанием пальцев ног;

*  захватывание пальцев ног различных предметов и их перекладывание, перебрасывание друг другу мячей ногами, катание стопами гимнастических палок, массажных и обычных мячей;

*  бег и прыжки на носках, лазанье по гимнастической стенке. 

Специально подобранные подвижные игры следует систематически применять в различных формах физического воспитания, включая их в содержание занятий по физической культуре, утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна, динамических пауз, активного отдыха и индивидуальной работы по развитию движений. Такие игры проводятся в помещении, так как дети занимаются босиком.

Таким образом,подвижные игры занимают особое место как в физическом воспитании ребенка, так и в лечении, обеспечивая воздействие на его организм и высокую эмоциональность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста «Подвижная игра как средство предупреждения плоскостопия» Подготовила Анчугова И .Н.

Слайд 2

Целью игры должно быть развитие мускулов дитяти, а средство к достижению этого - движения. В то же время подвижная игра должна иметь целью не только физическое упражнение, но и умственное… Е. Н. Водовозова Плоскостопие – это одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений.

Слайд 3

Основные причины развития плоскостопия * Недоразвитие мышц стопы; * большие физические нагрузки; * излишний вес; * ношение неправильно подобранной обуви; * косолапость ; * Х- образная форма ножек; * т равмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки; * наследственность

Слайд 4

Признаки плоскостопия * Быстрая утомляемость ног; * к вечеру возможно появление отека стоп; * ноющие боли в стоянии и ходьбе в голенях и стопах; * быстрое изнашивание внутренней стопы подошвы; * искривление пальцев ног

Слайд 5

Последствия плоскостопия * Некрасивая, раскачивающаяся походка; * искривление позвоночника; * частые головные боли; * развитие артроза (деформация коленей и голеней); * быстрая утомляемость; * раздражительность , нарушение работы нервной системы

Слайд 6

Игры, направленные на исправление плоскостопия * Ходьба по ребристым доскам, массажным коврикам, дорожкам , гимнастическим палкам, на носках, на наружной стороне стопы, перекатом с пятки на носок, с поворотами стоп пятками наружу носками внутрь, шагов с пружинкой, со сгибанием пальцев ног; * захватывание пальцев ног различных предметов и их перекладывание, перебрасывание друг другу мячей ногами, катание стопами гимнастических палок, массажных и обычных мячей; * бег и прыжки на носках, лазанье по гимнастической стенке.

Слайд 7

профилактика плоскостопия

Слайд 8

«КАТОК» Ребёнок катает вперёд-назад мяч, скакалку или гимнастическую палку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Слайд 9

«РАЗБОЙНИК» Р ебёнок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего выполнения ФУ. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). ФУ выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Слайд 10

«МАЛЯР» Ребёнок , сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъёму другой по направлению от большого пальца к колену. “Поглаживание” повторяется 3-4 раза. ФУ выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Слайд 11

«СБОРЩИК» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья и др.) и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.

Слайд 12

«ХУДОЖНИК» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. ФУ выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Слайд 13

«ГУСЕНИЦА» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперёд (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки за счёт сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут касаться пола. ФУ выполняется обеими ногами одновременно.

Слайд 14

«КОРАБЛИК» Ребёнок , сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы, друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

Слайд 15

«МЕЛЬНИЦА» Ребёнок , сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.

Слайд 16

«Мой веселый звонкий мяч» Цель : закреплять умение прыгать на носках легко и бесшумно; укреплять мышцы, суставы и связки нижних конечностей; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма. Ход игры : дети стоят в круге и ритмично прыгают на месте. Ведущий читает стихотворение С. Маршака: Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Жёлтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой. После окончания слов дети разбегаются, а ведущий догоняет их. Также можно после окончания слов подбросить мячи вверх, дети догоняют их и начинают выполнять упражнение для укрепления мышц стоп. Поочерёдное катание стопой массажного мяча.

Слайд 17

«Цветы и бабочки» Цель : закреплять умение бегать в разных направлениях, развивать быстроту, ловкость, равновесие; укреплять мышцы и связки стопы и голени; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма. Ход игры : на ковре разложены обручи – это «цветы », дети изображают «бабочек». Под музыку дети бегают между обручами, руками имитируют движения крыльев бабочек, кружатся. По окончанию музыки дети встают в обручи: ходят приставными шагами по ободу.

Слайд 18

Советы по предупреждению плоскостопия * У детской обуви должен быть жесткий задник, эластичная подошва, низкий устойчивый каблук; * ребенку необходимо как можно больше двигаться, так как малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформации скелета, плоскостопию; * необходимо формировать привычку ставить ноги при ходьбе правильно (стопы параллельно ); * полезно ходить босиком по различным поверхностям.

Слайд 19

Здоровье стоп в наших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей по ФГОС ДО»

Цель данного мастер-класса приобщить педагогов к работе по развитию двигательной активности дошкольников....

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»...

Семинар-практикум для педагогов «Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия»

На сегодняшний день в медицине стали популярны такие восточные методы лечения, как рефлексотерапия, в основе которой лежит воздействие на энергетические каналы человека и акупунктура Су-Джок («к...

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра, как средство развития речи»

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста.  Она комплексно воздействует на организм и на все стороны личности ребенка. Речевая подвижная игра...

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов "Подвижные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Материал для проведения мастер-класса для педагогов ДОУ по теме "Подвижные игры как средство развития  речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Подвижные игры как средство предупреждения плоскостопия"

Целью игры должно быть не развитие мускулов дитяти, а средство к достижению этого - движения. В то же время подвижная игра должна иметь целью не только физическое упражнение, но и умственное... Е,Н. В...

Мастер-класс для педагогов "Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников"

Мастер-класс для педагогов "Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников"...