Интегрированное занятие «Лаборатория «Органы чувств»».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ивочкина Наталия Александровна

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений.

Задачи:

Обучающая: продолжать формировать представление детей о необходимости языка, как органа чувств, при восприятии окружающего мира;

Развивающая: знакомить детей с новыми способами обследования органов чувств обогащая  их сенсорный опыт;

продолжать развивать умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения;

Воспитательная: воспитывать любознательность, бережное и осознанное  отношение к своему здоровью;

приобщать их к ценностям здорового образа жизни;

Возраст воспитанников: старший дошкольный (6-7лет)

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевая.

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, просмотр мультфильмов, чтение книг: Г. Юдин «Главное чудо света» и «Занимательная анатомия».

Материалы и оборудование: телевизор, компьютер, набор разнообразных  продуктов питания, салфетки, расческа, зубная щетка, вата, тарелочки, зеркала на подставке, ватные палочки, емкость с водой, шапочки, шпажки, одноразовая посуда.

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Нам пришло видеописьмо.  Хотите узнать, что в нем? Проходите, располагайтесь перед экрана.

Видеофрагмент

 «Здравствуйте, я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди.  Мне интересно, что относится к органам вкуса? Как вы можете чувствовать вкусы?»

Воспитатель: Ребята поможем роботу? Расскажем ему об органах чувств (ответы детей).

Воспитатель: У нашего тела есть много помощников, они помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (ответы детей).

Стихотворение «Органы чувств»

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая их используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик запах различать

И не к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Воспитатель: Давайте посмотрим на экран. Назовите еще раз наших помощников. (СЛАЙД 1)

Отгадав загадку, мы узнаем, о каком из органов мы сегодня расскажем роботу:

Всегда во рту, а не проглотишь? (язык) (СЛАЙД 2)

-Как вы думаете, какую работу выполняет наш язык? (ответы детей)

1.Определяет вкус пищи.

2. Учувствует в пищеварении.

3.Помогает разговаривать. (СЛАЙД 3)

Воспитатель: У робота очень много вопросов. Чтобы ответить на все его вопросы,  я предлагаю вам отправиться в лабораторию «Органы чувств» и провести интересные эксперименты. Вы готовы? Тогда превращаемся в младших научных сотрудников. (Дети надевают шапочки.)

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, правила безопасного поведения при проведении опытов.

Правила:

 - Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.

- Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

- Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок. Приведи в порядок свою одежду.

Приступаем к исследованиям и опытам.

Эксперимент №1:

Лаборатория «Вкуса»

 На тарелки: сахар, соль, лимон (дольки на шпажках),  горчица.

Цель: Определить вкус с помощью рецепторов языка.

- Как определить вкус пищи: сладкая, горькая, кислая, соленая? (надо попробовать)

Вывод: Нам удалось определить вкус продуктов с помощью ощущения  язычка. Благодаря тому, что язык имеет вкусовые рецепторы,  мы отличаем различные вкусы.

Посмотрите, определенная часть языка отвечает за определенный вкус. (СЛАЙД  4)

Эксперимент №2

«Зеркальная» лаборатория

-  Можно увидеть вкусовые рецепторы, если рассмотреть язычок. Как это сделать? Какой предмет нам понадобится? (зеркало)

-Давайте посмотрим в зеркало на свой язык?

- Что вы видите на поверхности язычка?

Он шершавый. На нем бугорки.  Ученые их называют рецепторы. (СЛАЙД 5)

Они распознают вкус. Бугорочки на кончике языка чувствуют сладкое и солёное. Бугорочки, расположенные по бокам языка, чувствуют кислое, а находящиеся в задней части – горькое.

Эксперимент №3:

Лаборатория «Нюхачей»

Цель:  Доказать взаимосвязь органов вкуса и запаха. (СЛАЙД 6)

  Воспитатель:   Для чистоты эксперимента, уважаемые коллеги, нам нужно завязать глаза и при помощи носа определить продукты (хлеб, лук, шоколад, яблоки, мандарин, лимон)

Дети по запаху пытаются определить продукт, затем воспитатель предлагает снять повязку и посмотреть верны ли были ответы детей)

Воспитатель: Как вы определили, что за продукт находиться в лабораторной чашечке (ответы детей).

Воспитатель: А теперь, ребята,  я предлагаю закрыть нос и вдыхать запах продукта ртом. ( Воспитатель подносить чашечки с ранее предложенными продуктами). Вдыхая воздух только ртом, невозможно определить продукт по запаху.

 Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей). Необходимо пробовать продукт на вкус.

Воспитатель: При нарушении обоняния меняется вкус продукта, при нормальном обонянии, вкус продукта ощущается гораздо лучше.

Эксперимент №4:

«Речевой тренажер»

Воспитатель: Ребята, язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. Для того, чтобы  язык  был чувствительным, подвижным  и правильно произносил звуки необходимы специальные упражнения. (СЛАЙД 7)

Воспитатель: Давайте сделаем эти упражнения для своих язычков. Но для этого мы возьмем зеркала, что бы наблюдать правильность исполнения.

Артикуляционная гимнастика:

«Лягушка» (Заборчик)

Улыбаюсь, как лягушка,

Губы тянутся до ушка!

(Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы. Удержать под счет 1-5. Упражнение повторить 3-4 раза.)

«Слоник»

Подражаю я слону –

Губы хоботом тяну!

(Вытянуть вперед сомкнутые губы «трубочкой» и удержать их под счет Повторить упражнение 3-4раза.)

 «Часики»

Тик-так, тик-так,

-Часы тикают вот так!

(Рот раскрыт. Тянуться языком то к правому, то к левому уголку рта.)

«Почистим зубки»

Язычок, как щетка:

Чистит зубки ловко!

Раз, два, три, четыре, пять,

 -Будем чистить мы опять!

(1. Губы в улыбке, рот открыт, кончиком языка «чистить» за нижними зубами 7-8 раз.2. Губы в улыбке, рот широко открыт, кончиком языка «чистить» за верхними зубами. Повторить 7-8 раз.)

«Оближем губки»

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик надо облизать!

(Рот широко открыт. Широким языком облизать губы (слева- направо и справа- налево). Выполнить 5-7 раз).

Эксперимент №5:

Лаборатория «Здоровья»

Воспитатель: Язык может многое рассказать о здоровье человека.  Когда к нам  приходит врач, он обязательно просит показать нас нам язык. На языке может быть налет или другие признаки заболевания. (СЛАЙД 8)

-А нужно ли ухаживать за языком?

- полоскать рот после приема пищи;

- чистить язык от налета щеточкой или специальным скребком сверху вниз;

- не принимать слишком горячую пищу;

- не брать в рот острые, несъедобные предметы;

Воспитатель: Расческа пусть будет рядом зубов, а кусочки ваты между ее зубами – это «кусочки пищи», застрявшие в зубах. Возьмите зубные щетки и попробуйте почистить эти «зубы» справа налево, а теперь повторите движения вверх- вниз. Получилось почистить? А теперь поучимся как правильно чистить зубы, язык и небо.(видео)

Итог:

-Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь роботу?

-Давайте вспомним какие опыты мы с вами провели?

 -Какой  эксперимент для вас был самый интересный?

-Что нового вы узнали о язычке?

Видеофрагмент.

 Робот говорит:

- Огромное спасибо вам, ребята. Без вашей помощи я бы не узнал об органах вкуса. Вы мне очень помогли! До новых встреч!

Воспитатель: Какое приятное путешествие в Лабораторию «Органы вкуса». Оно полезно не только роботу и нам.

Сюрпризный момент:

- Я хочу угостить вас яблоками, которые содержат много витаминов. Они полезны для всех наших органов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organ_vkusa.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 ОРГАНОВ ЧУВСТВ НОС ГЛАЗА КОЖА ЯЗЫК УШИ

Слайд 3

Для чего язык нам нужен? - Чтобы съесть обед и ужин. - Чтоб попробовать варенье, - И с орешками печенья. - Чтобы вкус определить. - А еще, чтоб говорить. Вкус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну «Органы чувств»».

Программное содержание:Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов чувств с помощью опытов;Формировать умение объяснять полученные данные, развивать разговорную речь, используя качествен...

Конспект интегрированного занятия: «Лаборатория чудес».

Конспект НОД по познавательному развитию о пользе молока и молочных продуктов....

Конспект интегрированного занятия « Лаборатория по исследованию продуктов питания».

Конспект интегрированного занятия« Лаборатория по исследованию продуктов питания». Цель: Формирование знаний о важности правильного питания, как составной части сохранения и укреплени...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Наши органы чувств"

Конспект НОД по СБО для детей старшего дошкольноговозраста с нарушением зрения....

Интегрированное занятие для подготовительной группы "Наши помощники - органы чувств"

Цель:Сформировать представления о различных способах и средствах познания окружающего мира....

Занятие "Валеология" Органы чувств для старшего дошкольного возраста

Данное занятие формирует культурно-гигиенические навыки, способствует ознакомлению со строением и функциями органов человека....

Интегрированное занятие в старшей группе "Наши помощники - органы чувств"

Цель: закрепление знаний об органах чувств, их роли в восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Обучающие:-закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание);-уточнит...