Методическая разработка по использованию игротерапии в адаптационный период «Волшебное путешествие» (практикум по игротерапии)
учебно-методический материал (младшая, средняя группа)

Ткаченко Наталья Викторовна

Адаптация, к новому детскому коллективу и учреждению, протекает с массой негативных сдвигов в поведении детей. Преобладают отрицательные эмоции и страх перед всем новым, с чем сталкивается ребёнок. Нежелание вступать в контакт, ни со сверстниками, ни с взрослыми, приводит к тому, что двигательная активность ребёнка либо сильно уменьшается, до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности. Общая подавленность или расторможенность детей приводит к снижению его познавательной активности, в таких ситуациях решение задач  реабилитации и общего развития становятся не возможным.

Не нужно забывать, что у детей младшего дошкольного возраста, навыки общения со сверстниками только формируются. Из-за, не умения договориться и несформированности навыков совместной игры, часто возникают конфликты между детьми, которые приводят к слезам и истерикам и, как правило, процесс адаптации затягивается.

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению.

Основываясь на этих утверждениях, для преодоления трудностей адаптационного периода, использую элементы игротерапии - игровую терапию отношений.

Игровая терапия отношений предусматривает решение проблем детей в реальном времени, «здесь и сейчас». Роль воспитателя заключается в предоставлении детям возможность проиграть и исследовать проблемы, которые возникли у детей на данном этапе.

Данная методическая разработка предлагает коллективную игровую терапию отношений, где все дети выполняют, одновременно,  одинаковые простые и понятные действия. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словами помогает ребенку осознать содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений.

«Волшебное путешествие» - это игровое развлечение, где взрослый - центральное лицо в игре, берет на себя функции организатора игры. Деятельность воспитателя направлена  на группу в целом, задачей которого входит коррекция группы как социальной единицы. Данное групповое развлечение учитывает наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необходимую для того, чтобы в чужом для него коллективе, попробовать сделать то, что ему хочется. Методическая разработка коллективной игровой терапии позволяет использовать игру, как социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе.

Коррекционный эффект игрового развлечения «Волшебное путешествие»  достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум по игротерапии в адаптационный период

«Волшебное путешествие»

(Развлечение, с использованием элементов игротерапии, для детей младшего и среднего возраста)

Текст развлечения

Рекомендуемые движения

Введение:

Дети весело бегут по ровненькой дорожке,

Бег на месте

А для этого нужны нашим детям ножки!

Поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд, руки на поясе

Все ребята подбегайте, место в круге занимайте!

Построение в круг

Есть волшебная игра, в путешествие пора!

Хлопают в ладоши

Ход развлечения:

На лугу зелёном видим мы лошадку

Берут друг друга за руки, идут по кругу

Накормим мы лошадку, свежею травою.

Напоим лошадку, чистою водою.

А теперь достанем вожжи с бубенцами

Круговое движение руками (снизу - вверх), соединить руки над головой. Пальцы рук соединить, движение кистями вправо – влево (изображая движения бубенцов)

Запряжём лошадку и умчимся вдаль мы!

Руки впереди (на уровне груди), пальцы сжаты в кулаки, как будто держат уздечку

Ты скачи лошадка, выше, выше ножки,

Мы с тобой поедем, прямо по дорожке.

Идут вперёд в одном направлении, высоко поднимая колени (изображая движение лошадки)

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Продолжая движение подбородок приподнять, спина прямая, глубокий вдох – выдох (5 – 7 р.), (элементы дыхательной гимнастики)

Ты подковами стучи

Руки на поясе, с силой переступать с ноги на ногу

И скачи, скачи, скачи!

Грива вьётся на ветру! Но – но – но!

Мы поскачем, скачем, скачем, скачем на лошадке.

Руки впереди («держат уздечку»), движение вперёд, скачками, правая нога впереди

Мы совсем уже не плачем,

Остановились, грозим указательным пальцем правой руки

Всё у нас в порядке!

Руки перед грудью, пальцы обеих рук сжать в кулачки, большие пальцы отведены в стороны, «смотрят» вверх – «Класс!»

Цок – цок – цок! Цок – цок – цок!

Скачет конь мой, Горбунок!

Скачкообразные движения вперёд

И хотя он только палка,

Но его мне очень жалко.

Остановились, обхватили руками плечи («пожалели себя»),

свободно двигаются вправо – влево, (элементы телесно - ориентированной терапии )

Отдохни, мой вороной

Полежи в траве со мной.

Наклон вперёд, руки внизу, расслаблены, свободно двигаются вправо – влево

Отдохнул наш Горбунок.

Выпрямиться, руки, с силой, к плечам

Едем к бабе, едем к деду,

Руками завязываем воображаемый платочек – изображая бабушку, гладим руками подбородок – изображая дедушку

На лошадке в красной шапке.

Руки вверх, соединить над головой, изображая шапку

По ровненькой дорожке

Руки на поясе, ходьба на месте, высоко поднимая колени

На одной ножке

Прыжки на одной ноге

В старом лопаточке,

По рытвинам, по кочкам

Всё прямо и прямо,

Прыгают вперёд на двух ногах, перескакивая воображаемые ямы и кочки

А потом, вдруг, в ямку – бух!

Провалился наш петух.

Присесть на корточки, обхватив руками колени, (элементы смехотерапии)

На лошадке ехали, до угла доехали…

Ходьба на месте

Сели в машину

Руки впереди, согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, пальцы сжаты в кулачки «держат руль»

Налили бензин

Локоть правой руки отвести в сторону, кулак перед грудью, левая рука делает круговое движение (снизу - вверх) соединяя свой кулак с кулаком правой руки, (элементы кинезиологических упражнений)

Вот ладошки, вот кулак

Сжать его могу я так.

Показать ладошки с силой сжать кулаки, (элементы активной релаксации)

Руки положу на руль,

Кулачки сжаты,

Крепко напряжены, пальчики прижаты

Руки впереди, согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, пальцы сжаты в кулачки «держат руль»

Нажимаю на педаль

И машина мчится вдаль!

Выставить вперёд, на пятку, правую ногу,  перевести стопу на носок и с силой надавить на носок

Хочу, лечу во весь опор,

Легкий бег, в одном направлении, руки в стороны

Я сам – шофёр и сам мотор!

Остановиться, руки в горизонтальном положении перед грудью, параллельно друг другу, круговые движения, изображая движения мотора

Вот машина едет

По дороге гладкой

Двигаются вперёд, изображая езду на машине

Далеко в деревню, едут в ней ребятки.

Остановиться, правую руку поднести ко лбу (смотрят вдаль), повороты вправо - влево

Би – би – би! Би – би – би!

Ладонью правой руки нажимают на ладонь левой руки

Ты с дороги уходи!

Грозят указательным пальцем

Вот горят фары, и гудит мотор,

Прямые руки впереди,  перед грудью, ладонь правой руки сжата в кулак, ладонь левой руки открыта, пальцы растопырены, затем  ладонь левой руки сжимается в кулак, ладонь правой руки открывается, пальцы растопырены, (элементы кинезиологических упражнений )

И машина въехала на широкий двор!

Круговое движение руками (снизу - вверх), соединить руки над головой хлопком

Би – би – би! Би – би – би!

Ладонью правой руки нажимают на ладонь левой руки

Ты с дороги уходи!

Грозят указательным пальцем

Трр – стоп! Разворот

Разбежаться с резкой остановкой, развернуться на 180°

Нужно ехать нам вперёд!

Указательным пальцем правой руки показать направление вперёд

Едем, едем мы гурьбой на машине легковой

Двигаются вперёд, изображая езду на машине

По болоту,

Прыгают вперёд на двух ногах, перескакивая воображаемые ямы и кочки

По трясине, в новом жёлтом лимузине

Ходьба, с высоко поднятыми коленями

Въехали на горку – хлоп!

Хлопнули в ладоши

Колесо спустило – стоп!

Остановились

Зашипела грустно шина,

Ш – ш – ш!

Изобразить грустное лицо, (элементы психогимнастических упражнений), глубоко вздохнуть и протяжно выдохнуть – ш – ш- ш,(элементы дыхательный упражнений)

Шина лопнула и сдулась, стала тонкой и худой.

Развести руки в стороны, плечи вверх, изобразить растерянный взгляд, (элементы психогимнастических упражнений)

Из багажника насос достанем

Шину быстро накачаем!

Указательный палец правой руки поднять вверх, изобразить радость на лице, (элементы психогимнастических упражнений)

Руки в кулачки сжимаем,

Встать прямо, сжатые в кулачки кисти рук прижаты к поясу

Теперь руки вниз толкаем

Кулачки тут разжимаем

Воздух носиком вдыхаем

Шумный вдох носом с силой толкаем кулачки к полу, как бы сбрасывая с рук что-то, во время толчка кулачки разжимаются, плечи напрягаются, руки вытягиваются в струну, пальцы рук широко растопыриваются, (5-7 р.)

Мы трудились,

Руки с силой к плечам

Мы старались шину дружно надували.

Руки перед грудью, пальцы обеих рук сжать в кулачки, большие пальцы отведены в стороны, «смотрят» вверх – «Класс!»

Снова сели мы в машину, нажимаем на педаль

И машина мчится вдаль.

Руки впереди «держат руль», выставить вперёд, на пятку, правую ногу,  перевести стопу на носок и с силой надавить на носок

По лужайке, по полянке,

Мимо кочек, мимо ямки,

За пригорки, за холмы

Едем, едем, едем мы!

Двигаются вперёд, изображая езду на машине

Целый день мы за рулём,

Бр – р – р!

Ладонью проводят по лбу, взгляд усталый, (элементы психогимнастических упражнений) глубоко вздохнуть и с силой выдохнуть - бр – р – р! ,(элементы дыхательный упражнений)

Всё нам было нипочём,

Бр – р – р!

Отрицательное движение головой и указательным жестом руки, глубоко вздохнуть и с силой выдохнуть - бр – р – р! ,(элементы дыхательный упражнений)

Ты моя машина не рычи – бр – р – р!

Ты моя машина не фырчи – фр – р –р!

Грозят пальцем глубоко вздохнуть и с силой выдохнуть - бр – р – р;  фр – р –р,(элементы дыхательный упражнений)

Ехали мы, ехали, до реки доехали.

Соединить руки над головой хлопком, не расцепляя рук делать волнообразные движения руками перед грудью

Трр – стоп! Разворот

развернуться на 360°

Машина дальше не идёт!

Руки скрестить перед грудью

На реке пароход, надо сесть на пароход!

Левая рука на поясе, правая рука к плечу, движение правой руки вверх, ладонь раскрыта пальцы раздвинуты в стороны, движение правой руки в плечу, ладонь сжата в кулак,  (элементы кинезиологических упражнений )

Прогудел наш пароход – ту – у – у!

В путешествие зовёт – ту – у – у!

Машем правой и левой рукой поочерёдно, глубоко вздохнуть и протяжно выдохнуть – ту – у – у, (элементы дыхательный упражнений)

- Эй, матросы! По местам! –

Дал команду капитан.

- К плаванью, готовы?

В путь! Отдать швартовый!

Мы на этом пароходе

Сто морей ещё обходим!

Встать в стойке «Смирно!», левая рука внизу, правая у виска «отдаёт честь»

Над волнами чайки кружат

Руки в стороны, волнообразные движения руками (изобразить полёт птиц) - 5 – 7 р. (элементы активной релаксации)

Поплывём за ними дружно.

Руки соединить, кончиками пальцев, перед грудью, развести в стороны и снова соединить, («плывём») - 5 – 7 р. (элементы активной релаксации)

Брызги пены,

Вытянутые руки впереди, перед грудью, пальцы рук сжать в кулаки, затем с силай разжать, (изображая брызги) – 5 – 7 р. (элементы активной релаксации)

Шум прибоя,

Закрыть руками уши, зажмурить с силой глаза, затем расслабить мышцы глаз и спокойно их открыть, одновременно убрать руки от ушей, всматриваясь вдаль - 5 – 7 р., (элементы гимнастики для глаз)

Мы плывём с тобой по морю

Поочерёдные круговые движения прямыми руками

И резвимся на просторе.

Хлопают в ладоши

Веселее загребай и дельфинов догоняй!

Соединить ладони рук перед грудью «лодочкой», волнообразные движения руками от груди

По волнам плывём.

Соединить ладони рук перед грудью в «замок», волнообразные движения перед грудью

Стало палубу качать,

Ноги к палубе прижать!

Поставить ноги на ширине плеч

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Перенести массу тела на правую ногу(прижать её к полу), левая нога расслаблена (немного согнута в колене, носком касается пола), затем перенести массу тела на левую ногу, повторить движения – 4 р.

Ветер, шторм преодолеем

Ноги на ширине плеч, качаться всем корпусом вправо - влево

Мы качаемся, наклоняемся

Вновь качаемся, выпрямляемся.

Ноги на ширине плеч, качаться всем корпусом вперёд - назад

Невредимыми возвращаемся!

Ноги вместе, спина прямая, подбородок приподнят, ходьба вперёд с гордой осанкой

Пароходом ехали, до горы доехали

Руки перед грудью «домиком», изобразить гору

Пароход не везёт,

Отрицательное движение головой

Надо сесть в самолёт

Руки в стороны, изобразить крылья у самолёта

Эй, пилот! Посади нас в самолёт!

Машут рукой – «Привет!»

Мы мечтаем свысока, посмотреть на облака!

Встать на носочки, руки ко лбу, в виде козырька, смотреть вниз

Как приятно, братцы, на облаке кататься!

Руки перед грудью, пальцы обеих рук сжать в кулачки, большие пальцы отведены в стороны, «смотрят» вверх – «Класс!»

Самолёт, самолёт отправляется в полёт.

Руки параллельно полу, согнуты в локтях, перед грудью, круговые движения руками – «Заводим моторы!»

Полетим на самолёте,

Будим, сильные, в полёте!

Руки к плечам, с силой, мышцы рук напряжены, показать какие сильные

Крылья вместо рук у нас,

Так, летим мы высший класс!

Руки в стороны, изобразить самолёт, лёгкий бег в разных направлениях

Самолёт летит,

В нём мотор гудит – у – у – у!

Продолжают движение с голосовым сопровождением, (элементы дыхательный упражнений)

Летит, летит самолёт,

Сидит, сидит в нём пилот.

Он держит крепко штурвал,

Продолжают движение, руки впереди, держат воображаемый штурвал

Чтоб самолёт не упал.

Приседание, руки впереди

Хорошо нам наверху!

Встать на носочки, руки вверх, тянуться вверх

Как же, вы без нас внизу?

Присесть, руками дотронуться до пола

Покачаемся слегка, ведь под нами облака.

Встать, руки в стороны, наклоны вправо - влево

Надо посмотреть вокруг,

Рядом ли летит мой друг.

Руки прямые в стороны, повороты вправо - влево

Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

Постою и отдохну.

Положение основная стойка

Я налево полечу

Руки в стороны, круговое движение налево

Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

Постою и отдохну.

Положение основная стойка

Я направо полечу

Руки в стороны, круговое движение направо

Жу – жу – жу! Жу – жу – жу!

Постою и отдохну.

Положение основная стойка

Солнце мы хлопками встретим,

Так полёт, свой, мы отметим.

Приземляться нам пора,

Вот и кончилась игра!

Хлопают в ладоши

Заключение:

Мы устали, мы вспотели,

Мы держимся еле – еле.

Ноги на ширине плеч, спина круглая, голова опущена (смотрит вниз), руки опущены, плавно раскачиваются из стороны в сторону

Но путешествовать, в самом деле,

Нам совсем не надоело.

Встать прямо, руки на поясе, отрицательное движение головой

Просто нам, когда  нибудь, тоже надо отдохнуть!

Встать прямо, наклонить голову вправо, ладони рук сложить «лодочкой», дотронуться до правой щеки, закрыть глаза (мышцы глаз расслаблены) – 3-5 сек., (элементы гимнастики для глаз)

Чики – чики, чики – чок!

Чики – чики, чики – чок!

Руки перед грудью, ладони рук сжаты в кулачки, стучим правым кулачком об левый и наоборот

Где ты,

Встать прямо, руки ко лбу, в виде козырька, плавные повороты всем корпусом вправо - влево

Дедушка – молчок?

Указательный палец левой руки поднести к губам в вертикальном положении - «Молчок!»

Заходи к нам,

Машем правой рукой на себя, приглашая зайти

Посидим и помолчим.

Руки в горизонтальном положении перед грудью, параллельно друг другу, прижаты друг к другу – «полочкой», затем указательный палец, верхней руки, поднести к губам в вертикальном положении - «Молчок!»

Слышишь, добрый старичок?

Тишина, (пауза)

Ладонь левой руки поднести к левому уху – «прислушиваются»

Пришёл Молчок!

Указательный палец, любой руки, поднести к губам в вертикальном положении - «Молчок!»

Не спугни его, смотри,

Грозим пальцем

Ничего не говори.

Указательный жест к губам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротерапия в адаптационный период

Направленная игротерапия в адаптационный период для малышей, так называемый сценарий одного дня....

Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»

        Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...

Использование игры в адаптационный период в I младшей группе

Материал из опыта работы. Даны практические рекомендации по использованию игр в период адаптации малышей....

Занятие для детей второй младшейт группе в адаптационный период " Волшебный сад"

В основе занятие лежит песочная терапия. Занятие  предназначено для снятие эиоционального напряжения и развития позновательных интересов у детей младшей группы в адаптационный период....

Использование фольклора в адаптационный период

В данном проекте представлен материал по использованию русского народного  фольклора в процессе адаптации детей к детскому саду. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, пр...

Использование потешек в адаптационный период с детьми младшей группы (Методическая разработка )

Меня, как воспитателя, всегда угнетало состояние маленьких детей, впервые переступивших порог детского сада. Как помочь им адаптироваться? Чем их отвлечь от грустных мыслей о маме? Моя практика п...

Консультация «Использование фольклора в адаптационный период к условиям детского сада»

Адаптация ребёнка в детском саду является важным периодом в его жизни. Дети впервые дни посещения детского сада скучают по дому, плохо кушают, много плачут. Чтобы успокоить малышей, поддержать и созда...