ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация

Светлана Владимировна Курик

Аннотация: в статье рассматривается влияние современных гаджетов на детей дошкольного возраста. В работе представлены плюсы и минусы использования гаджетов и симптомы зависимости.

Ключевые слова: современные гаджеты, гаджет-зависимость, виртуальный мир, современные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_22doshkolniki_i_gadzhety22.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассматривается влияние современных гаджетов на детей дошкольного возраста. В работе представлены плюсы и минусы использования гаджетов и симптомы зависимости.

Ключевые слова: современные гаджеты, гаджет-зависимость, виртуальный мир, современные технологии.

Современный мир невозможно представить без гаджетов – технических приспособлений, новинок из области цифровой техники. Слово «гаджет» происходит от английского «gadget» и в дословном переводе означает «прибор, приспособление». Сегодня дошкольники легко осваивают управление компьютерами, сложными электронными приборами. Они способны самостоятельно пользоваться планшетом, ноутбуком, телефоном. Младшие дошкольники используют гаджеты для просмотра мультфильмов, дошкольники среднего возраста – для компьютерных игр, старшие дошкольники –  общения в социальных сетях.

Актуальность изучения влияния (как позитивного, так и негативного) гаджетов на ребенка дошкольного возраста продиктована ростом использования дошкольниками электронных гаджетов, необходимостью поддержки родителей в вопросах регулирования использования детьми гаджетов. Кроме этого, значимость заявленной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день отсутствуют обобщенные научные исследования влияния гаджетов на развитие ребенка дошкольного возраста. Также не разработаны психолого-педагогические рекомендации по содержанию и нормам использования гаджетов детьми дошкольного возраста [3].

Говоря о положительных свойствах гаджетов, следует указать на разнообразие игр, предлагаемых современными мобильными устройствами. Многие игры направлены на развитие внимания, логического мышления, восприятия, памяти. Игры обогащают знания дошкольников об окружающей действительности. Кроме этого, разработаны обучающие программы по развитию навыков чтения, счета, правописания.

Наряду с положительными характеристиками, важно указать на отрицательные моменты. Широко распространены игры, которые не способствуют развитию дошкольника. Они лишь преследуют цель научить ребенка нажимать на клавиши для достижения желаемого результата. Такие игры чрезвычайно вредны: они повышают уровень тревожности, фобии, страхи, вызывают равнодушие или нетерпимость к окружающим.

При частом и ненормированном использовании гаджетов дошкольником можно говорить о формировании гаджет-зависимости. Для нее характерны снижение интереса к реальным игрушкам, реальному общению и реальной жизни. Отношения с родителями и сверстниками у дошкольника отходят на второй план. Вместо того, чтобы провести время с родителями или поиграть с друзьями, ребенок предпочтет поиграть с гаджетом.

Специалисты разработали симптомы гаджет-зависимости, свойственные детям дошкольного возраста:

- дошкольник фанатично отслеживает новинки техники и испытывает неконтролируемое желание их получения;

- при использовании гаджетов дошкольник испытывает чувство эйфории;

- у дошкольника отсутствуют другие цели, стремления, интересы;

- дошкольник практически не общается с родителями, сверстниками;

- при попытке ограничить доступ к гаджету дошкольник негативно реагирует либо проявляет агрессию [2].

В связи со сказанным возникает закономерный вопрос: как предотвратить развитие гаджет-зависимости дошкольника? Очевидно, что полностью оградить дошкольника от использования гаджетов невозможно и нецелесообразно. Однако, риск возникновения отрицательных влияний можно свести к минимуму.

Во-первых, родители должны строго отслеживать игры, в которые играет дошкольник: запретить агрессивные игры и игры, вызывающие негативные эмоции.

Во-вторых, родители должны предлагать дошкольнику игры исследовательской и познавательной направленности.

В-третьих, родители должны использовать технические способы защиты гаджета. К ним относятся функции родительского контроля, отслеживающие контакты и интересы ребенка даже с другого устройства. Кроме этого, можно установить запрет к отдельным играм, сайтам, программам и ограничить время пребывания ребенка с гаджетом с помощью фильтра.

В-четвертых, родители должны инициировать другие возможности времяпрепровождения: походы в кино, прогулки, посещение секций и кружков [1].

Еще одним важным направлением профилактики гаджет-зависимости является демонстрация ребенку, не менее интересных возможностей электронных устройств. Уже в дошкольном возрасте ребенок может овладеть азами программирования, веб-дизайна, компьютерной графики и анимации, использовать гаджет в познавательных целях, для поиска информации.

Безусловно, технологический процесс все глубже проникает в нашу жизнь. В образовательных учреждениях внедряют планшеты, разрабатывают специальные развивающие игры, оцифровывают обучающие пособия. Педагоги стараются использовать электронные технологии в комплексе, совмещая виртуальную картинку с реальной игрой. Конечно, новые технологии открывают много возможностей для развития: детям можно показать то, что раньше они бы не увидели вживую. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться только гаджетом. Рисование, лепка из пластилина, «живые» игры, прогулки на природе, общение со сверстниками и взрослыми – важные и незаменимые составляющие здорового, полноценного и счастливого детства.  

Список литературы

  1. Барсукова О.В., Мавлютова Е.В., Савка М.А. Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 1. С. 14-18.
  2. Борцова М.В., Некрасов С.Д. Отношения родителей к использованию дошкольником электронных гаджетов // Южно-российский журнал социальных наук. 2017. № 3. С. 69-80. 
  3. Прокурова С.В. Компьютерная и игровая зависимость и профилактическая деятельность по ее преодолению // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 43-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Влияние современных гаджетов на развитие детей»

1. Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за компьютером/планшетом. Для каждого возраста оно своё. Возможно, ребёнок будет протестовать, но родителям стоит проявить твёрдость. Не забы...

Влияние современных гаджетов на ребенка: 10 очевидных причин сказать планшету «НЕТ»!

10 очевидных причин сказать планшету «НЕТ»! Или пагубное воздействие дивайсов на психологическое и физическое здоровье детей....

«Влияние современных гаджетов на здоровье дошкольников»

В современном мире невозможно представить нашу жизнь без телевизора и компьютера. Во многих домах электроприборы работают фактически круглосуточно. Некоторые включают телевизор для того, чтобы он прос...

Актуальная тема. Влияние современных гаджетов на жизнь и здоровье ребенка дошкольника.

Обсуждение актуальной темы , о влиянии современных гаджетов на здоровье дошколят. Предлагаю разобраться , как в данной ситуации , сохранить здоровье ребенка и в то же время , не препятствовать его раз...

Влияние современных гаджетов на жизнь и здоровье ребенка дошкольника.

Технологии не стоят на месте.Детей XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета, и в три года они с ними, и в четыре, и в пять.Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый ис...

Публичное выступление "Влияние современных гаджетов на развитие речи дошкольников"

Влияние современных гаджетовна развитие речи дошкольников...