Гимнастика для глаз для детей.
методическая разработка (старшая группа)

Парфенова Вероника Геннадьевна

В качестве профилактики заболеваний глаз и их лечения в комплексной терапии офтальмологи рекомендуют использовать гимнастику для глаз, которая поможет расслабиться мышцам после длительной нагрузки, улучшит кровообращение и поможет укрепить мышечные волокна. Проводить гимнастику можно в игровой форме с использованием стишков или прибауток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_dlya_glaz.docx196.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ГЛАЗ

https://recepty-zdorovia.com/wp-content/uploads/2017/11/wsi-imageoptim-gimnastika-dlya-glaz.jpg

Зарядка для глаз для детей: зрительная гимнастика в детском саду

Глаза – орган зрения, который позволяет полноценно изучать и воспринимать окружающий мир, любоваться красотами и получать удовольствия от современных технологий.

Большинство жителей Земли и особенно дети относятся к зрению, как к само собой разумеющемуся и не уделяют ему должного внимания.

К основным факторам, вызывающим проблемы со зрением относятся не только наследственные заболевания и врождённые патологии, но и значительные зрительные нагрузки. В век современных технологий гаджеты, компьютеры увлекают школьников, и они играют, забывая про отдых.

Большую часть личного времени дети проводят за играми в планшете, на телефоне, компьютере, и при этом взгляд длительное время направлен на предмет, расположенный в непосредственной близости.

Необходимость смотреть по сторонам, вдаль практически отпадает и начинаются структурные изменения. Для снижения нагрузки родителям следует нормировать время игр и просмотр телепередач, которые требуют фиксации зрения в одной точке на одном и том же расстоянии.

И обязательно после этого проводить гимнастику для снятия напряжения с органа зрения.

В качестве профилактики заболеваний глаз и их лечения в комплексной терапии офтальмологи рекомендуют использовать гимнастику для глаз, которая поможет расслабиться мышцам после длительной нагрузки, улучшит кровообращение и поможет укрепить мышечные волокна. Проводить гимнастику можно в игровой форме с использованием стишков или прибауток.

Условия проведения зрительной гимнастики.

1. Фиксированное положение головы (дети стоят стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой) — это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так -же видом занятия.

4.Возможно сочетание зрительной гимнастики и физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.

Упражнения

Жмурки. Ребенок с усилием зажмуривает глаза в течении 3-4 секунд. После чего открывает их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом при этом укрепляет мышцы.

Моргание. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы век. Длительность до 1 минуты. Улучшается кровообращение и кровоснабжение.

Светофор. По очереди необходимо закрывать то правый, то левый глазик, изображая мигание светофора. Кроме очевидной пользы для глаз, развиваем координацию и ориентирование.

Маятник. Взгляд не спеша переводится слева на право и обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения.

Пол-потолок. Не поворачивая головы, смотрим вниз-вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвёртым.

Гляделки. Упражнение выполняется в паре. Двое садятся напротив друг друга и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и изображает спящего. После отдыха повторяемся.

Часики. Медленно, не поворачивая головы делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.

Крестики. Глаза рисуем импровизированный крестик переводя взгляд: вправо-вверх, затем влево-вниз и в обратной последовательности.

Далеко-близко. Упражнение делать можно в комнате, на улице или у окна. Выбирается самый удалённый предмет и ребенку предлагается внимательно его рассмотреть в течении 10-15 секунд, после чего перевести взгляд на очень близкий предмет: палец, игрушку, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от глаз.

Массаж век. Аккуратно, не надавливая пальцами массировать верхнее веко от внутреннего к наружному краю, а нижнее – наоборот. Время выполнения не более 1 минуты.

Раз –два- три. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и не открывать их, пока он не сосчитает до 3, потом открыть глаза и не закрывать их пока он считает до 3. Дети сидят, упражнение повторяется 4 -5 раз

Догони цыпленка. Воспитатель показывает детям яркую игрушку и предлагает догнать ее глазами, на поворачивая головы. Воспитатель перемещает игрушку влево – вправо или вверх – вниз.

Киска – собачка. Дети сидят на стульчиках, воспитатель ставит две игрушки на расстоянии 1 м друг от друга. Воспитатель произносит «киска», «собачка», дети переводят взгляд глазами, не поворачивая головы. 4 раза в каждую сторону.

Четыре кружка. Воспитатель выкладывает на магнитной доске 4 разноцветных кружка (сверху, снизу, слева справа). Дети встают на ноги, воспитатель произносит: красный – взгляд влево, желтый – взгляд вверх, синий – взгляд вправо, зеленый – взгляд вниз. Затем в обратном направлении по 2 раза.

Переведи взгляд. Дети встают у окна, на уровне глаз на стекло ставится метка (например, приклеить зеленый кружок), каждый ребенок выбирает себе объект на улице (дерево, дом, облако). Воспитатель предлагает сначала посмотреть на кружок в течении 1 – 2 сек., потом на выбранный объект в течении 1 – 2 сек

Упражнения в стихах:

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем  посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд.
Тут немного отдохнёт;
Шея не напряжена

И расслаблена…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно  больше назад! Как напрягается шея! Неприятно! Дышать трудно! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

А сейчас медленно опустите голову вниз.  Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

Совсем простые стишки и упражнения для самых маленьких

МОСТИК
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

***

СТРЕКОЗА
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

***

ВЕТЕР
Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

***

БЕЛКА
Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

***

ТЕРЕМОК
Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

***

ЗАЯЦ
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как зайчики ).

***

БУРАТИНО
Буратино потянулся,

(Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.)

Вправо- влево повернулся,
Вниз- вверх посмотрел
И на место тихо сел.

(Не поворачивая головы, смотрят вверх- вниз, вправо- влево и садятся на корточки).

***

ДОЖДИК
Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

(Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.

***

КОШКА
Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи.

(Закрывают глаза руками.)

***

КОТ
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

***

КАЧЕЛИ
Есть качели на лугу:
Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу
Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

***

ЛУЧИК СОЛНЦА
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

***

В ЛЕСУ
Ходит солнышко по кругу,

(вращательные движения глаз)

Дремлет олениха.

(глаза закрыты)

Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо.

(открыть глаза)

Мы походим по опушке и найдем тропинку.

(посмотреть вниз)

Вот сорока на верхушке

(посмотреть вверх)

Клювом чистит спинку.

***

УТРЕННИЕ ЧАСЫ
Утром капельки росы: кап, кап, кап.

(моргать три раза)

Словно звонкие часы: кап, кап, кап.

(моргать три раза)

Стало сухо и тепло: кап, кап, кап.

(моргать три раза)

Значит утро истекло: кап!

(моргнуть один раз)

РАЗМИНКА(повторяется 2 раза)

Воспитатель предлагает детям подвигать глазками вверх, вниз, влево и вправо, после чего зажмуриться, прикрыть глаза ладошками и сосчитать до пяти.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Буратино»Малышам нужно посмотреть на кончик носа и представить, что он вырастает, а затем уменьшается. Глазками надо строго следить за этим «процессом».«Рожицы»Дети фантазируют и представляют себя в роли разных зверей. Повторяя повадки животных, малыши активно работают глазами: щурятся, широко раскрывают или закрывают, делают круговые движения, смотрят в разные стороны и т.д.«Фигуры»Воспитатель предлагает детям стать художниками и нарисовать любую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник), но вместо кисточки это нужно сделать глазами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

«Рисуем носиком»Малыши «рисуют» в воздухе фигурки игрушек или сказочных зверей. Можно выставить картинки с изображением игрушек или сказочных героев, чтобы дети повторяли их очертания на расстоянии.

Гимнастика для глаз.

Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Посмотреть наверх; вниз, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Посмотреть в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение)

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

По четвергам мы смотрим в даль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что в дали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1588026678_192694.jpg

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Направить взгляд в верхний правый угол, затем в нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и в нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Тренажер для глаз В. Ф. Базарного

https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1588026666_192694.jpg

Для профилактики глазных заболеваний и улучшения зрения проводят гимнастику для глаз, которая способствует улучшению кровоснабжения, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует снятию зрительного утомления. Одним из эффективных тренажеров для глаз считается тренажер В. Ф. Базарнова. Данный тренажер в виде цветных контуров должен располагаться на потолке или высоко на стене и дети должны водить глазами по цветным контурам, горизонтали и вертикали

        

наружный овал – красный, внутренний – синий,       

крест коричнево-золотистый,       

восьмерка – зеленым  цветом.

 

Каждый цвет выполняет определенную функцию

    Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

   Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

   Желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

   Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

   Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Методика работы с офтальмотренажёром

•        Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению.

•        На подходящей поверхности (потолок, стена, лист ватмана) расчертите разноцветные фигуры. Стрелками на схеме указаны направления, вдоль которых нужно перемещать взгляд при выполнении упражнения.

•        Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

•        Эффект снятия зрительного напряжения на описанном зрительном тренажере объясняется тем, что хаотичная напряженная высокочастотная моторика глаз переводится в успокаивающий режим при плавном перемещении взгляда вдоль зрительных траекторий.

•    «Обход» взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

o       только глазами при неподвижной голове и туловище;

o       с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

•        Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо --эмоционального состояния человека.

 

•        Например, в случае необходимости длительное время концентрировать взгляд в близкой точке (рисование, чтение и пр.) и при ощущении высокого психического напряжения следует выполнять упражнения каждые 15-20 минут.

Чтобы детям было интересно многократно выполнять такие упражнения, можно использовать речевое сопровождение.

 

Сказка про друзей- карандашей

Жили- были три дружка, три цветных карандаша: Красный, Зеленый и Синий. Вот как-то раз они пошли гулять в лес и заблудились. Остановились они под большим деревом и стали думать, как найти дорогу домой. Красный карандаш сказал: «Я буду бегать вокруг дерева и кричать: «АУ!» (показ движения синего карандаша по красной дорожке по часовой стрелке)

 

Синий карандаш сказал «Я тоже буду бегать вокруг дерева, но в другую сторону и кричать я буду: «Помогите!» (показ движения синего карандаша по синей дорожке против часовой стрелки).

А зеленый карандаш ничего не сказал, он ходил возле дерева то в одну строну, то в другую и думал (показ движения зеленого карандаша по зеленой восьмерке).

И вдруг он воскликнул: «Придумал!» Нужно залезть на дерево и посмотреть, в какой стороне наш дом. Карандаши посмотрели на верхушку дерева, потом вниз, а потом снова на верхушку. (движение указкой вверх-вниз по коричневым линиям). Увидели, что на дереве есть много веток, с помощью которых можно забраться на него, и справа, и слева. (движение указкой вправо, влево по коричневым линиям). Залезли карандаши на самую верхушку и увидели: вот он, их родной дом, совсем рядом! Слезли друзья с дерева и побежали домой.

 

Сказка про маленький паровозик.

(нужно пособие со схемой и маленький паровозик на палочке)

 

Если вдруг глаза устали, то не нужно унывать!

Надо звать на помощь друга, пусть приходит выручать.

Друг - весёлый паровозик, вмиг на помощь к вам придёт

И гимнастику глазную с интересом проведёт.

Итак, начнём!

Много разных на свете железных дорог, но по красной спокойно наш поезд идёт.

Вместе с ним совершают глаза этот путь, потому, что поможет он им отдохнуть.

Вот и станция: что поезд ждёт впереди? Он по синей дороге собрался идти.

Влево движется, вправо ( по коричневым линиям), немного устал. вот по синей дороге уже побежал.

Вверх бежит, опускается вниз( по коричневым линиям),  : ты глазами следи и смотри, не ленись!

Снова друг наш весёлый решил отдохнуть,

Чтоб напомнить нам: голову нужно сейчас повернуть. Не забыть про глаза!

По зелёной дороге бежит паровоз, на восьмёрку похожую, стук слышен колёс.

То в одном направлении, то снова в другом, головой и глазами следим, не моргнём.

Веселее чтоб было нам путь совершать, будем мы до пяти очень быстро считать!

Вместе с другом весёлым все прошли мы пути,

А теперь отдохнуть ты его отпусти.

И спасибо сказать ты ему не забудь,

Глазкам нашим помог поезд наш отдохнуть!

Материал подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 29 – Парфенова В.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека гимнастики для глаз для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет

Профилактика нарушений зрения, нормализация тонуса глазных мышц...

Гимнастики для глаз для детей 2 младшей группы

Гимнастика для глаз для детей занимает важное место в процессе профилактики  и лечения глазных заболеваний. Ребенок получает массу информации виуально, вот поэтому у малышей глаза подвергаются ко...

Гимнастика для глаз для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю небольшую подборку гимнастики для глаз для детей старшего дошкольного возраста для снятия нпряжения с глаз во время непрерывной образовательной деятельности детей...

Комплекс оздоровительной гимнастики для глаз для детей дошкольного возраста

Данные комплексы разработаны с учётом возможностей детей дошкольников. Всё конечно зависит от контингента детей, от их группы здоровья . Постепенный ввод таких упражнений очень помогает развивать зрит...

гимнастика для глаз для детей раннего возраста

Зрительная гимнастика для детей – очень полезное мероприятие, которое ничем не уступает лекарственным препаратам....

Гимнастика для глаз для детей с нарушением зрения

В этом материале содержится комплекс гимнастики для глаз....

Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»

Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»...