Проект по здоровьесберегающим технологиям в младшей группе. Тема: «Быть здоровыми хотим»
проект (младшая группа)

Беляева Ирина Сергеевна

Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

 Здоровые дети - это основа жизни нации. Выдающийся педагог,Я. Корчак  писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ « Детский сад комбинированного вида №28 п. Разумное»

Проект по здоровьесберегающим технологиям в младшей группе.

Тема: «Быть здоровыми хотим»

        Выполнила:

                                                                       Воспитатель: Беляева И.С.

                                    2018г.

                                       «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

                                        От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

                                         духовная жизнь, мировоззрение, умственное

                                         развитие, прочность знаний,вера в свои силы»

                                                                                               В. А. Сухомлинский.



Сроки реализации: краткосрочный проект (4 месяца).
Участники проекта: педагоги, дети младшей группы, их родители.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: информационно-творческий.
Цель проекта: формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

 Здоровые дети - это основа жизни нации. Выдающийся педагог,Я. Корчак  писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.

Актуальность темы.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. В этом отношении на воспитателя группы младшего дошкольного возраста возлагается огромная ответственность, от него зависит весь последующий этап становления ребенка в роли дошкольника. Педагог должен иметь высокое педагогическое мастерство, хорошо знать физиологию и психологию маленьких детей, и опыт общения с малышами. Так как приходящие дети в детский сад из домашних условий всегда испытывают определенные трудности с адаптацией, то задачей воспитателя, в первую очередь, является обеспечить максимально комфортное пребывание ребенка в детском саду с минимальным ущербом для психического и физического здоровья ребенка и только, потом решать воспитательно - образовательные задачи.

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками создают для ребенка стрессовую ситуацию.В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья малышей.

Проблема.

К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место     в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От её решения зависит будущее нации и государства.

Этапы проекта:

Подготовительный этап с 1.09. по 14.09.
1. Подборка методического и дидактического материала.
2. Подборка художественной литературы.
3. Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
4. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
5. Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье»
6. Привлечение родителей к реализации проекта.

Основной этапс 14.09. по 15.12.

Ежедневная работа с детьми:
• Утренняя гимнастика.
• Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика 
• Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»
• Физкультминутки
• Закаливающие процедуры
• Подвижные игры в группе, на улице
• Воспитание культурно-гигиенических навыков.
• Воспитание культуры поведения за столом.

Заключительный этап с 15.12по 25.12.

  • Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; - обобщение материалов проекта.
  •  Защита проекта на педагогическом совете.

Технология проекта.

Цель проекта: формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; сокращение адаптационного периода к условиям ДОУ,  приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Задачи проекта:
Образовательные:
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
• Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
• Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
• Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.
Форма работы с детьми и родителями:
- Индивидуальная;
- Групповая.
Виды здоровье сберегающих технологий:

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, релаксация, дорожки закаливания);
  2. Технология обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия);
  3. Коррекционно-развивающие технологии (артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия).
  4. Нетрадиционные технологии оздоровления (музыкотерапия, минуты тишины, коммуникативные танцы, сказкотерапия, минуты шалости,улыбкотерапия).

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, поступивших в мою группу, мною создана здоровьесберегающая среда, зона двигательной активности, систематизирована и оформлена картотека игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения («Доброе утро», «В нашей группе»), аудиотека музыкальных произведений, рекомендуемых для музыкотерапии.

В течении дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей своей группы, начиная с утреннего приема и заканчивая уходом детей с родителями домой.

Приветствие, улыбка, ласковое обращение по имени к ребенку, в эти первые минуты воспитателю очень важно: выразить свою радость от прихода ребенка в группу. Для того чтобы ребенок отвлекся от переживаний при расставании с мамой его необходимо чем- то завлечь, вовлечь в игру.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Провожу несколько игр и упражнений, направленных на эмоциональную разрядку: «Игры с мыльными пузырями», «Игры-сюрпризы», «Разговор со сказочными героями» очень нравятся моим детям. Эти игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей и задают положительный эмоциональный настрой.

Огромное значение имеет общение «глаза в глаза», для этого садимся с детьми на стульчики, расставленные по кругу, или просто на коврик. В такой обстановке провожу игры: «Поделись словечком», «Комплимент», «Подари улыбку», затем начинаем пальчиковые игры («Доброе утро», «Здравствуй», которые благотворно влияют на координацию движений, способствуют развитию мелкой моторики рук, их силы, побуждают детей к речевому взаимодействию с педагогом, развивают пространственное мышление, внимание, воображение, кровообращение. Слова этих пальчиковых игр создают доброжелательный настрой на предстоящий день.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребенка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Чтобы побудить детей выполнять разные упражнения включаю музыкальное сопровождение, так как музыка способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Умывание водой комнатной температуры, своего рода закаливающая процедура и массаж ладошек, пальчиков. В работе по привитию культурно-гигиенических навыков активно использую народные потешки, они развлекают малыша, поднимают эмоциональное настроение, стимулируют к выполнению определенных норм и правил, предоставляют возможность использования индивидуального подхода к каждому ребенку.

Завтрак, обед, полдник, любой прием пищи это короткие беседы о пользе продуктов, из которых приготовлены блюда и повторение правил этикета «Овощи и фрукты – полезные продукты»; «Пейте дети молоко, будете здоровы»; «Кто хлеб бросает, тот силу теряет».

Особое внимание уделяю отдыху детей во время образовательного процесса: динамические паузы, физкультминутки, они защищают детей от переутомления. При динамических паузах выполняем с детьми элементы дыхательной гимнастики, гимнастику для глаз. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который-  то приближается к носу, то отдаляется от него. Упражнения для глаз способствуют улучшению циркуляции крови и внутриглазной жидкости, укреплению мышц глаз. Дыхательная гимнастика способствует укреплению мускулатуры, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках.

Свежий воздух, плюс солнечные ванны, движение, общение друг с другом, общение с природой, подвижные и хороводные игры, игры с природным материалом, закаливание, все это способствует оздоровлению организма детей во время прогулки.

Для того, чтобы ребенок в адаптационный период с желанием пошел спать, я использую следующие методы: включаю колыбельные песенки, читаю простые сказки, включаю просто тихую музыку, предлагаю малышу взять с собой любимую игрушку, каждого глажу по головке, говорю ласковые, добрые слова, это способствует расслаблению, отдыху детей, сохранению и укреплению физического и психического здоровья.

С целью плавного перехода от состояния сна к состоянию бодрствования провожу бодрящую гимнастику. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лежа в постели выполняют несколько упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя.

После бодрящей гимнастики – закаливающие процедуры: упражнения для профилактики плоскостопия, воспитания правильной осанки. Для профилактических целей каждым родителем были изготовлены «волшебные следочки» с пуговицами, пробками, крупой, ребристая дорожка, дети с удовольствием ходят по ним.

Такая дорожка прекрасно массажирует ступни детей, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. С девочками договариваемся, какую прическу будем делать, расчесывание волос также способствует оздоровлению организма.

Игровые массажи обеспечивают сенсорное развитие ребенка (оценивают характер прикосновения, гладкость или шершавость материала).

Для расслабления мышц и снятию эмоционального и нервного напряжения применяю в работе метод релаксации. Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Расслабление необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости, которую можно назвать даже апатией. Для полной релаксации делаем упражнение: «Птички». Детки «летают» по полянке, цветкам, пьют водичку, чистят перышки, плескаются в ручье.

Непременным условием при использовании здоровьесберегающих технологий является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Предметно-пространственная развивающая среда физкультурного уголка (скакалки, гантели, кегли, кубики пластмассовые, мячи разных размеров, кольцеброс, массажёры, палочки, флажки, ленты, «снежки», воротики) также является средством сбережения здоровья детей, так как способствует развитию личности ребёнка, является источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает физическую активность детей, является основой для их самостоятельной двигательной деятельности. 

Вид деятельности, форма работы.

Сентябрь.

Коммуникативная деятельность

 Беседа«Надо надо умываться по утрам и вечерам». Закрепить последовательность действий при умывании и знания о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистыми и аккуратными; развивать диалогическую речь; учить доброжелательному обращению друг с другом и со взрослыми. Воспитатель и дети.

Заучивание потешек при умывании. Закрепить навыки умывания; воспитывать желание быть чистыми; развивать речь и память.

Беседа«Секреты здоровья». Содействовать укреплению здоровья, приобщению к здоровому образу жизни; воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Чтение (восприятие) художественной литературы.

А. Барто «Девочка чумазая».

З. Александрова «Купание».

К. Чуковский «Мойдодыр». Познакомить с содержанием стихотворения; развивать внимание и память; закрепить понимание о значении соблюдения правил личной гигиены.

Игровая деятельность.

 Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы». Закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья; уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела; способствовать формированию привычки к опрятности.

Дидактическая игра «Ёжики». Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, дикцию; формировать умение контролировать дыхание.

Дидактическая игра «Дружим с водой». Познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Наблюдение вовремя прогулке за тем, как одеваются люди. Закрепление знаний об умении выбирать одежду по сезонам года.

Совместная деятельность детей и родителей.

Художественно-творческая деятельность: выставка творческих работ (рисунки, плакаты, поделки, книжки-малышки) по теме «Мы выбираем здоровый образ жизни». Закрепить понимание значения здорового образа жизни.

Октябрь.

Коммуникативная деятельность 

Беседа: «Что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать». Дать понятие о режиме дня; подвести к пониманию необходимости соблюдения режима дня для сохранения здоровья.

Беседа«Мы разные». Подвести к выводу об индивидуальности каждого человека и наличии у всех людей общего (части тела).

Беседа«Какие мы есть». Дать примитивное понятие о том, как нужно заботиться о своём организме.

Беседа«Осторожно, лекарства!» Закрепить понятие о запрете брать лекарства.

Заучивание пословиц и поговорок о здоровье. Развивать память; расширять словарный запас; закрепить понимание о здоровом образе жизни.

Игровая деятельность

 Дидактическая игра «Угостим куклу чаем». Закрепить названия чайной посуды, порядок сервировки стола для чаепития; дать представление о правилах безопасного поведения за столом.

Дидактическая игра «Уложим куклу спать». Закрепить названия постельного белья и принадлежностей; уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Закрепить название одежды для весны; уточнить порядок одевания.

Дидактическая игра «Таня простудилась». Закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот; упражнять в пользовании носовым платком.

Сюжетно-ролевые игры«Больница»«Аптека». Формировать представление о лечебных учреждениях, правилах поведения в них; о безопасном поведении во время болезни.

Чтение художественной литературы.

 Е. Серова «Лягушонок» (режим дня).

В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша»(самообслуживание).

К. Чуковский «Айболит»(сказкотерапия) Формирование навыков здорового образа жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Рассматривание схемы одевания и раздевания на прогулку;

 рассматривание опорной схемы-рисунка «Режим дня»;

рассматривание иллюстраций к прочитанным произведениям. Закрепление навыков и расширение представления о здоровом образе жизни.

Художественное творчество. Раскрашивание элементов опорной схемы умывания; раскрашивание иллюстраций к прочитанным произведениям. Закреплять навыки соблюдения личной гигиены; воспитывать привычку всегда быть чистым и опрятным.

Лепка «Мыло для куклы». Закрепить навыки лепки из пластилина, узнавать предметы личной гигиены.

Двигательная деятельность.

Физические упражнения: пролезание в обруч боком; метение в даль левой и правой рукой; прыжки из обруча в обруч; прыжки в длину с места; бросание мяча вверх, ловля двумя руками; ходьба и бег друг за другом со сменой ведущего; ходьба с перешагиванием через кубики; прыжки через кубики; ходьба по массажной дорожке Развивать физические навыки; вызвать интерес к физической активности; упражнять разные части тела.

Подвижные игры:

«Кошки и мышки».

Научить имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать легко, ка мышки.

«Птички летают». Научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучать детей помогать друг другу.

«Поезд». Научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами.

«Веснянка». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

«Поймай хвост». Научить бегу в колонне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего.

«Ловишки с ленточками». Тренировать в беге врассыпную, научить уворачиваться от водящего, развивать навыки пространственной ориентации.

«Паровозик». Научить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц.

Интегрированная образовательная деятельность. 

«Тело человека». Уточнить знания, из каких частей состоит тело человека; дать знания о роли органов чувств.

«Врачи помогают нам быть здоровыми». Закреплять представления о труде медицинских работников; продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми; закреплять знания о пользе овощей для здоровья; продолжать формировать представление о витаминах и их пользе; учить приёмам посадки луковицы.

Ноябрь

Коммуникативная деятельность.

 Беседа: О здоровой пище. Закрепление знаний о здоровой и полезной пище; формировать привычку употреблять здоровую, полезную пищу.

Беседа«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!». Закрепить знание о правильном режиме питания, о полезной и здоровой пище.

Беседа«Полезно – не полезно». Учить различать полезную и неполезную пищу для здоровья.

Чтение (восприятие) художественной литературы.

О. Дриз «Ну и каша!»

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

С. Коган «Бублики».

Э. Мошковская «Маша и каша». Познакомить с содержанием стихотворения; развивать внимание и память; закрепить понятие о полезной и здоровой пище.

Игровая деятельность.

 Дидактическая игра «Узнай и назови овощи». Закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя; продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья.

Дидактическая игра «Витаминные домики». Закреплять знания об источниках витаминов.

Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин». Прививать культуру выбирать полезные продукты; развивать самостоятельность.

Художественное творчество. Раскрашивание картинок с изображением овощей и фруктов. Закреплять название овощей и фруктов; тренировка мелкой моторики рук.

Лепка«Овощи и фрукты». Закрепление умения лепить из пластилина овощи и фрукты.

Двигательная деятельность.

 Физические упражнения: пройти по следам, чётко наступая на выложенную дорожку; бросить мяч вверх к солнышку и поймать его; прыжки в высоту на месте; хождение по ограниченной поверхности, удерживая равновесие; метание мячей в цель правой и левой рукой. Развивать физические навыки; вызвать интерес к физической активности; упражнять разные части тела.

Подвижные игры:

«Огуречик, огуречик».Научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь.

«Пузырь». Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

«День – ночь». Развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.

«Самолёты». Научить бегать детей в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение.

«По ровненькой дорожке». Научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.

«Мой весёлый, звонкий мяч». Научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

«Мыши водят хоровод». Научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве.

Интегрированная образовательная деятельность.

«Путешествие на самолёте «Здоровье». Образовательные задачи: учить детей заботиться о своём здоровье; объяснить детям какую пользу приносит солнце, воздух, вода и хорошее настроение; дать понятие о необходимости витаминов для организма человека.

Развивающие задачи: побуждать детей отвечать на вопросы; развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

Воспитательные задачи: воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе. Воспитатели и дети.

Творческая деятельность родителей и детей «Странички для рецептов безопасного жилища». Создание родителями рекомендаций для обеспечения жилья экологически чистыми материалами, мебелью, окружением и т. д. Воспитывать желание заботиться о здоровье всех членов семьи; прививать культуру экологической грамоты.

Круглый стол «Экология жилища».

Декабрь

Коммуникативная деятельность

Беседа «Как мы занимаемся физкультурой». Прививать привычку заниматься физкультурой; закрепить понятие о необходимости вести подвижный образ жизни.

Беседа «Наши любимые подвижные игры». Закрепить знания о необходимости вести подвижный образ жизни; познакомить с разными формами двигательной активности.

Беседа «На зарядку, становись!» Закрепить понимание о необходимости начинать день с зарядки.

Беседа «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». Дать понятие о необходимости заботится о своём здоровье путём закаливания организма; воспитание культуры здоровьесберегающего поведения.                               Заучивание считалок, потешек, стихотворных текстов игр. Развивать память; расширить словарный запас; вызвать интерес к подвижной игре.

Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Повтори движение». Совершенствовать представление о роли разных частей тела и необходимости упражнять их.

Дидактическая игра «Запомни движение». Закрепить знания об основных видах движений (ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки) и их разновидностях (в соответствии с программными требованиями для данного возраста); упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения; развивать зрительную и моторную память, внимание; продолжать формировать представление о пользе занятий физкультурой и спортом.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад. Физкультурное занятие». Приучать детей к самостоятельности; закреплять навыки освоения движений по программе.

Художественное творчество Аппликация «Мой весёлый, звонкий мяч». Закреплять навыки работы с бумагой, клеем; закреплять умение создавать предмет из отдельных деталей; закреплять понятие о спортивном инвентаре.

Лепка «Мой весёлый звонкий мяч». Закреплять умение скатывать шарик; закреплять понятие о геометрической фигуре – шар; вызвать интерес использовать в подвижных играх мяч.

Рисование «Мой весёлый звонкий мяч». Закреплять умение рисовать круг (гуашь); закреплять умение различать геометрические фигуры круг и шар.

Двигательная деятельность

 Физические упражнения: подбрасывание и ловля мяча; метание мячей в цель правой и левой рукой; перепрыгивание через набивные мячи; метание в даль мешочков с крупой; спрыгивание со скамейки на две ноги; прыжки в высоту; прыжки с места на двух ногах. Развивать физические навыки; вызвать интерес к физической активности; упражнять разные части тела.

Подвижные игры:

«Зайка серый умывается».

Выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием.  «Два гуся». Научить выполнять имитационные движения по ходу игры.«Гуси». Учить детей диалоговой речи.«Птички, раз! Птички, два!» Научить детей выполнять движения по счёту.«Бусинки». Научить медленно передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь.«Заинька, выйди в сад». Научить детей действовать в соответствии со словами.«Солнышко и дождик». Научить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучить их действовать по сигналу.Интегрированная образовательная деятельность. «Будем спортом заниматься». Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом; закрепить название некоторых видов спорта; продолжать формировать основные движения и физические качества дошкольников.                                     Информационная работа с родителями  ведется через папки раскладушки, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, консультации, беседы в течение утреннего приёма и в вечернее время, что также является здоровьесберегающим фактором. 

Заключительный этап
Итоговое мероприятие
• Выставка семейных фотогазет "Мы за здоровый образ жизни".
Цель: приобщать родителей к ведению здорового образа жизни к семье.

Заключение
Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, ухаживать за собой.
Познавательная ценность: У детей и их родителей повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания.
Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.

Список используемой литературы:
• Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд.: Москва Линка – Пресс 2009 г.
• Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
• Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд.: Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.
• Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
• Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие М., 2004 г.
• Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
• Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007 г.
• Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
• Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.

        

                                                 ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета для родителей.

  1. ФИО…
  2. Как часто болеет Ваш ребенок…
  3. Как Вы считаете, в чем причина заболеваемости Вашего ребенка…
  4. Проводите ли Вы дома утреннюю зарядку?
  5. Проводите ли Вы дома закаливающие процедуры?
  6. Как часто и как продолжительно Ваш ребенок гуляет (вне детского сада)?
  7. Как часто Ваш ребенок употребляет в пишу овощи и фрукты?

Приложение 2

Песенки

Песенки для умывания 

*****

Чище мойся, воды не бойся.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

*****

Тёплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

*****

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.         

*****

Тёплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики – Антошке,

Сашеньке – ладошки.

*****

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

*****

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Песенки при одевании

*****

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдём скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

*****

Вот они сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем калошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

 

Песенки при причёсывании 

*****

Что мы делаем расчёской?

Тане делаем причёску.

Что мы делаем расчёской?

Вите делаем причёску.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

*****

Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брату

Целый день ходить лохматым.        

*****

Мы не любим неопрятных,

Не расчёсанных ребят,

С ними даже поросята

Подружится, не хотят.

*****

Чешу, чешу волосоньки,

Расчёсываю косоньки!

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса –

Всему городу краса».

Песенки во время еды 

*****

Вот и полдник подошёл,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил – так убери.

*****

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот – еда.

Не осталось и следа.

*****

 На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

*****

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в рот.

*****

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

*****

Час обеда подошёл,

Сели деточки за стол.     

    

Песенки перед сном

*****

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

*****

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка!

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети тоже.        Спали-почивали,

Весело ли встали?

Ах ты, душечка!

Ах ты, душечка!

Ах ты, белая

Моя подушечка.

На тебя ложусь щекой,

За тебя держусь рукой!

*****

Наступает ночка,

Ты устала дочка.

Ждет тебя кроватка,

Спи дочурка, сладко.        

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика

«Наши ручки»
Где же наши ручки?
Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек.
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки.

«Кулачки»
Кулачки сложили,
Кулачками били.
Тук-тук!
Тук-тук!
Тук-тук!

    «Ноги ходят по дороге»
Большие ноги
Шли по дороге.
Топ- топ- топ..
Маленькие ножки
Побежали по дорожке
Топ- топ- топ.

  «Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.

«Пальчики»
Кто из пальчиков ловчее?
Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают, 
Головами все кивают.

Приложение 4

                             Нетрадиционные виды оздоровления

 Музыкотерапия, минуты тишины, коммуникативные танцы, сказкотерапия, минуты шалости,улыбкотерапия.

Минуты тишины- снятие эмоционального напряжения

Минуты тишины - это специфическая форма работы, способствующая развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через услышанные звуки. 

Коммуникативные танцы. Невербальное общение- это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой.

Минуты шалости

минуты шалости - игры для поднятия настроения, психологическая разгрузка. Очень полезно использовать в минутах шалости коммуникативные танцы и игры

Ведущий по сигналу (удар в бубен) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается…. Повторный сигнал ведущего через 1-2 минуты объявляется конец шалостям

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, либо театрализованное представление детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Улыбкотерапия - здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. От улыбки станет всем светлей…

Приложение 5

Картотека бесед по здоровому образу жизни в первой младшей группе.

Содержание:
«Секреты здоровья»
«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Беседа №1
Тема: «Секреты здоровья»
Цель: Формировать представление о здоровье, выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения. 
Материал: фрукты, овощи карточки, тарелка.
Ход беседы:
Воспитатель собирает детей и сообщает им, что в детский сад приехал Айболит, он ходит по группам и беседует с ребятами, сейчас придет к ним.
Айболит :Здравствуйте, дети, я приехал посмотреть на вас – какие вы, здоровы ли? Хочу рассказать вам о секретах здоровья. Здоровье надо беречь. Вот я спрашиваю вас: как вы бережете свое здоровье? Что вы делаете, чтобы не болеть? Почему же вы молчите? Не знаете?
Воспитатель: Знают, здоровье - это зарядка, розовые щечки, это когда мы сильные, ловкие, смелые и веселые, это когда мы дружим с витаминами. 
Айболит: Правильно. (Детям) Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. 
Воспитатель :Мы с ребятами знаем, что фрукты растут на ветках, а овощи на грядке.

Много витаминов содержится во фруктах и овощах. 
Воспитатель :Мы с ребятами знаем, что фрукты растут на ветках, а овощи на грядке.
Игра «Фрукты-овощи»
Дети раскладывают фрукты и овощи по разным тарелкам.
Айболит: Открою вам секрет, чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины и быть сильными!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем-
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
А вдруг есть у вас такой ребенок, который и умываться-то толком не умеет?
Воспитатель :Я уверена, что таких детей, уважаемый Айболит, у нас нет.
Айболит: А как это проверить? Я придумал, вы ребята, должны ответить на мои вопросы. Вы решили умыться. А что для этого нужно? (Вода, мыло, полотенце.) -Как надо правильно открыть водопроводный кран? Так, чтобы брызги летели во все стороны? 
-Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к крану с водой? (Закатать рукава, чтобы не намочить рубашку или платье.)
Воспитатель Покажите, как надо закатывать рукава. Вот так.
Как нужно мыть руки? 
Воспитатель: Осталось закрыть кран, а полотенце повесить на место.
Айболит Да, действительно, все дети умеют правильно умываться. Что же, за это их можно только похвалить. Самый главный секрет здоровья, нужно заниматься спортом и каждое утро делать зарядку.
Айболит 
Для всех вас, ребята я приготовил сюрприз. Сегодня вы получите стакан витаминного сока от меня, для того чтобы расти крепкими и здоровыми. И перед тем как уйти я хочу вам пожелать здоровья и запомнить все секреты здоровья. 
Итог:
Ребята, Айболиту пора уходить в другую группу, скажем ему спасибо за рассказ о секретах здоровья. А мы с вами сейчас постараемся вспомнить, что нужно делать, чтобы быть здоровыми?
Делать зарядку;
Кушать витамины;
Мыть руки перед едой;
Культурно вести себя за столом.
Беседа №2
Беседа на тему: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
Цель: Закрепить у детей названия некоторых овощей, фруктов; расширять представления детей о том, на сколько полезны многие продукты, и как важно правильно питаться. 
Материал: муляжи фруктов и овощей.
Ход беседы:
Воспитатель спрашивает малышей:
— Ребята, вы любите витамины? А какие вы любите витамины? (ответы детей) Кто вам дает витамины? (скорее всего, дети назовут кого-то из членов семьи, воспитателя или медсестру) А где же мама (или др.) их покупают? Выслушать, проанализировать и обобщить ответы детей. Далее воспитатель сообщает детям, что витамины не только продаются в аптеке в красивой упаковке, но и содержатся в продуктах, которые мы едим. Воспитатель обращает внимание детей на муляжи фруктов и овощей:
— Посмотрите, малыши, что это у меня? (ответы детей) А вы знаете, сколько витаминов в них содержится!
Вот, пожалуйста, поднимите руки те малыши, которые любят морковку. Молодцы! Пожалуйста, хлопните в ладоши те малыши, которые любят лимон. Молодцы! Пожалуйста, топните ножкой те, кто любят апельсины. Вот молодцы!
От простуды и ангины
Помогают апельсины!
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Ешь побольше апельсинов,
Пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь
Очень строен и высок.
Нет полезнее продуктов —
Вкусных овощей и фруктов.
— Но знаете ребята, витамины содержатся не только в овощах и фруктах, но и в других продуктах. Очень полезно кушать кашу с маслом, мед, много витаминов
содержится в рыбе, обязательно надо есть мясо. Богаты витаминами и ягоды. А какие вы знаете ягоды? (ответы детей)
— Вот видите, малыши, сколько пользы от витаминов! Поэтому ешьте витамины, которые покупают вам в аптеке. 
Но, а самое главное, хорошо кушайте, чтобы не болеть, расти здоровыми и умными!
Пальчиковая игра «Пирожки».
Раз, два, три, четыре
Ловко тесто замесили.
Раскатали мы кружки.
И слепили пирожки,
Пирожки с начинкой,
Сладкою малинкой,
Морковкой и капустой,
Очень-очень вкусной.
Из печи достали,
Угощать всех стали.
Пахнет в доме пирогами..Итог:
-Что нужно кушать чтобы быть здоровым?
-Где содержатся витамины?
Беседа №3
Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Цели: Формировать навыки здорового образа жизни, развивать двигательную активность.
Материал: мыло, картинки животных и птиц.
Ход беседы.
Дети с воспитателем садятся в кружок на ковер, к ним в гости приходит Айболит (перчаточная кукла).
Айболит: Ребята, пока я к вам шел, я встретил Мойдодыра. Он мне рассказал историю про одного мальчика, который не купался, не умывался, был грязнулей.
Воспитатель: Доктор, мы знаем про кого вы говорите, мы с ребятами читали про этого мальчика.
Воспитатель с детьми вспоминают и читают отрывки из произведения «Мойдодыр» К. Чуковского.
Айболит: А в вашей группе есть грязнули? Все ли вы любите воду? А что вы делаете, когда просыпаетесь?
Дети отвечают на вопросы.
Айболит: Молодцы! Вы меня порадовали! У меня есть для вас подарок!
Доктор Айболит дарит детям мыло. Уходит.
Воспитатель продолжает беседу с детьми о животных, как они умываются.
-1070610-729615
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И утята и котята,
И жучки и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнулиИ чулки и башмаки
Воспитатель: -Купаться, умывать любят все животные и насекомые. Ребята, кто из вас видел, как они умываются? Как умывается кошка?
Дети:- Лапками и язычком.
Воспитатель:- Правильно, а как умывается собака?
Дети: -Тоже лапками и язычком.
Воспитатель:- Кто знает, как купается слон?
Дети:-Хоботом.
Воспитатель:- Молодцы! Слон может делать своим хоботом себе душ. Хомячок умывается лапками. Попугайчик чистит свои пёрышки клювом.
Детям предлагается игра – имитация «Как животные, птицы, насекомые умываются» -картинки животных и птиц.
Воспитатель:- Молодцы! Ребята, а человек умывается?
Дети:- Да.
-Воспитатель: А зачем человек умывается?
Дети: Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным, хорошо пахнуть.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает.
Воспитатель: Правильно! А ещё, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться, ухаживать за собой, даже если ты и не очень грязный. Человек моет всё тело, когда купается в ванне, под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги.  Все любят купаться: и люди, и животные, и насекомые, и даже игрушки мы с вами моем. Мы с вами молодцы и будем обязательно здоровыми!
Итог:
-О чем мы сегодня разговаривали?
-Что нужно делать, чтобы не заболеть ? 

Приложение 6

Буклет для родителей по ЗОЖ

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0f18/0001340f-d996e3a7/hello_html_4affd718.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0140/00083e9f-817d4afa/img1.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"

Методическая разработка недели здоровья с использованием здоровьесберегающей технологии в подготовительной группе. Тема: "Правильное питание - залог здоровья"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в младшей группе. Тема "Транспорт".

Цель: закрепить представления детей о транспортных средствах, совершенствовать лексический запас по теме; в экспериментировании дать детям представление о плавучести предметов....

Конспект развлечения «Здоровье всегда пригодится» Вторая младшая группа Тема недели: «Быть здоровыми хотим»

В конспекте развлечения прослеживаются задачи:- Формировать знания о здоровом образе жизни- Развивать любознательность, активность, внимание.- Закреплять знания о полезных продуктах, закаливании, утре...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе Тема: «Путешествие в Королевство Здоровья»

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе Тема: «Путешествие в Королевство Здоровья» ...

Проект по формированию основ ЗОЖ в средней группе "Быть здоровыми хотим"

Проект по формирофванию основ ЗОЖ в средней группе ДОУ "Быть здоровыми хотим"...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели "Быть здоровыми хотим"

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по теме недели "Быть здоровыми хотим"...

Комплексного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в младшей группе Тема: «Потерянные Лучики».

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путем использования здоровьесберегающих технологий.Задачи:Совершенствовать у детей двигательные навыки и физические качества.Развивать мелкую мотор...