Гимнастика пробуждения
учебно-методический материал

Хасанова Гульнур Хасановна
Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развития. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика. Предложенный комплекс гимнастики после сна обеспечит детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_probuzhdeniya.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Гимнастика пробуждения.

      Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма. Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять. Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна.

     Гимнастика после дневного сна  поднимает настроение и мышечный тонус детей, обеспечивает профилактику нарушений осанки.

    Поднятию мышечного тонуса способствуют: физические упражнения, контрастная воздушная ванна, специальные водные закаливающие процедуры. Физические упражнения включают такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики.

     Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой. Если упражнения гимнастики после сна сочетать с воздействием различных температурных раздражителей (например, холодного воздуха или воды), поток импульсов в центральную нервную систему увеличивается весьма значительно. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма. Наряду с повышением возбудимости нервной системы действие водных процедур, свежего воздуха и солнца оказывают закаливающий эффект, увеличивая общую сопротивляемость организма и его устойчивость к различного рода заболеваниям.

      Как проводить гимнастику пробуждения?
      Чтобы пробуждение было максимально приятным и безболезненным, гимнастику нужно начинать пока ребенок еще находится в кровати. Это подготовит малыша к активной деятельности, и он проснется в хорошем настроении.
      Для того чтобы гимнастика после дневного сна принесла максимальную пользу, лучше всего проводить ее под музыку. Причем, громкость мелодий должна меняться. Сначала следует включить тихую музыку, а затем, когда малыш начнет просыпаться, постепенно добавлять звук. Лучше делать это в два-три этапа.
       Упражнения для гимнастики должны быть простыми и не требовать больших физических усилий. Идеально подойдут плавные движения, которые помогут мышцам растянуться, потягивания, махи руками и ногами. Особое внимание нужно уделить дыханию.
       Ни в коем случае не позволяйте малышу делать резкие движения! Ведь, его мышцы еще не обрели достаточный тонус после сна. А значит, велик риск травм и растяжений. Кроме того, слишком активные упражнения могут привести к тому, что ребенок «перевозбудится». А это очень вредно для неокрепшей детской психики.
       Чтобы гимнастика после дневного сна действительно принесла пользу, нужно выполнять ее в течение 12–15 минут. Почему? Всё очень просто. Если уделить упражнениям меньше времени, они не принесут желаемый результат. Ребёнок просто не успеет окончательно проснуться. Ну, а длительные занятия могут его утомить. И в том, и в другом случае ваша цель не будет достигнута. Каждое упражнение нужно выполнять в 3–4 захода. Выбирать упражнения следует индивидуально, учитывая возраст и физические возможности ребёнка.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

 Тема 1. «Мой любимый детский сад» (комплекс 1)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

  1.  «Потягушки». Исходная позиция (далее и.п.): лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 руки опустить. Вдох на счет 1—2,выдох на счет 3—4. Повторить 4—5 раз.
  2.  «Жираф». И.п.: лежа на спине, руки над головой. На счет 1—2 потянуться (вытянуться как струна), в напряжении руки и ноги. На счет 3—4 расслабиться, отдохнуть. Повторить 3—4 раза.
  3.  «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 одновременно поднять руки и ноги вверх, отдохнуть. Повторить 3—4 раза.
  4.  «Пирамидка». И.п.: лежа на спине, руки на талии. На счет 1—2 приподнять ноги и удерживать их на счет 3—4—5—6. На счет7—8 опустить ноги. Повторить 3—4 раза.
  5.   Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

 6.  Ходьба по массажным дорожкам.

                         Тема 2. «Игрушки» (комплекс 1)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

      1.«Потягушки». Исходная позиция (далее и.п.): лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 руки опустить. Вдох на счет 1—2,выдох на счет 3—4. Повторить 4—5 раз.

     2.«Жираф». И.п.: лежа на спине, руки над головой. На счет 1—2 потянуться (вытянуться как струна), в напряжении руки и ноги. На счет 3—4 расслабиться, отдохнуть. Повторить 3—4 раза.

    3.«Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 одновременно поднять руки и ноги вверх, отдохнуть. Повторить 3—4 раза.

    4.«Пирамидка». И.п.: лежа на спине, руки на талии. На счет 1—2 приподнять ноги и удерживать их на счет 3—4—5—6. На счет7—8 опустить ноги. Повторить 3—4 раза.

    5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

    6.Ходьба по массажным дорожкам.

                    Тема 3. «Осень. Признаки осени» (комплекс 2)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

      1.«Потягушки». Исходная позиция (далее и.п.): лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 руки опустить. Вдох на счет 1—2,выдох на счет 3—4. Повторить 4—5 раз.

     2.«Дождик начинается» - и.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию движения «капли», следить глазами.  То же проделать другой рукой.  Повторить 3—4 раза.                 

    3.«Намокли туфли» - и.п.: стоя возле кровати. Показать руками, посмотреть вниз. Повторить 3—4 раза.

    4.«Убегаем от дождя» - и.п.: стоя возле кровати. Бег на месте.

    5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

    6.Ходьба по массажным дорожкам.

                           Тема 4. «Ягоды» (комплекс 2)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

      1.«Потягушки». Исходная позиция (далее и.п.): лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 руки опустить. Вдох на счет 1—2,выдох на счет 3—4. Повторить 4—5 раз.

     2.«Дождик помогает ягодке вырасти» - и.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию движения «капли», следить глазами.  То же проделать другой рукой.  Повторить 3—4 раза.                 

     3.«Очень много ягод» - и.п.: стоя возле кровати. Показать руками, посмотреть вниз. Повторить 3—4 раза.

    4.«Бежим собирать ягоды» - и.п.: стоя возле кровати. Бег на месте.

    5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

    6.Ходьба по массажным дорожкам.

                              Тема 5. «Грибы» (комплекс 3)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

  1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.
  2. «Бежим по грибной поляне». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1 правый носок натянуть на себя, а левый от себя. Чередуя, повторить 4—6 раз.
  3.  «Везем грибы домой». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно ногами имитировать прокручивание педалей велосипеда вперед. Повторить 6—7 раз.
  4. «Как много грибов мы собрали». И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Прыгать на месте 5—8 раз, с продвижением вперед 5—8 раз.
  5. Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

     6.Ходьба по массажным дорожкам.

                               Тема 6.«Фрукты» (комплекс 3)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

      1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

      2.«Бежим по фруктовому саду». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1 правый носок натянуть на себя, а левый от себя. Чередуя, повторить 4—6 раз.

    3.«Везем фрукты на базар». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно ногами имитировать прокручивание педалей велосипеда вперед. Повторить 6—7 раз.

    4.«Яблоки падают с деревьев». И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Прыгать на месте 5—8 раз, с продвижением вперед 5—8 раз.

   5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

   6.Ходьба по массажным дорожкам.

                                Тема 7.«Овощи» (комплекс 4)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

     1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

    2.«Растут овощи на грядках». И.п. – сидя по-турецки, руки вдоль туловища. Поднять руки через стороны вверх, посмотреть на руки, вдох. Опустить руки, выдох. Повторить 4—5 раз.

    3.«Огурцы». И.п. – то же, руки в стороны ладонями кверху. Наклон в правую сторону, коснуться ладонью левой руки ладони правой, и.п. То же в другую сторону. Повторить 4—5 раз.

   4.«Вот какая тыква». И.п. – лежа на спине. Сгруппироваться, подтянув ноги к груди и обхватив их руками, пригнуть голову. Перекаты вперед-назад. Повторить 4—5 раз.

   5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

   6.Ходьба по массажным дорожкам.

                     Тема 8. «Лес, деревья, кустарники» (комплекс 4)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

     1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

    2.«Растут ветки на деревьях». И.п. – сидя по-турецки, руки вдоль туловища. Поднять руки через стороны вверх, посмотреть на руки, вдох. Опустить руки, выдох. Повторить 4—5 раз.

    3.«Листочки на дереве». И.п. – то же, руки в стороны ладонями кверху. Наклон в правую сторону, коснуться ладонью левой руки ладони правой, и.п. То же в другую сторону. Повторить 4—5 раз.

   4.«Покувыркаемся под кустиком». И.п. – лежа на спине. Сгруппироваться, подтянув ноги к груди и обхватив их руками, пригнуть голову. Перекаты вперед-назад. Повторить 4—5 раз.

   5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

   6.Ходьба по массажным дорожкам.   

                         Тема 9.«Домашние животные» (комплекс 5)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

  1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.
  2. «Кошечка». И.п.: лежа на животе, руки в упоре на уровне плеч. На счет 1—2, выпрямляя руки, голову откинуть назад, прогнуться в спине. На счет 3—4 вернуться в и.п. Повторить 4—6 раз.
  3. «Собака добрая и злая». И.п.: стоя на коленях и руках, голова поднята, смотреть вперед. «Добрая собака» — прогнуться в пояснице, голову поднять, смотреть вперед, вверх. «Злая собака» — голову опустить, спина дугой. Повторить 3—4 раза.
  4. «Лошадки». И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Прыгать на месте 5—8 раз, с продвижением вперед 5—8 раз.  
  5. Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

    6.Ходьба по массажным дорожкам.

               Тема 10.«Домашние птицы» (комплекс 5)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

      1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

      2.«Петушок кукарекает». И.п.: лежа на животе, руки в упоре на уровне плеч. На счет 1—2, выпрямляя руки, голову откинуть назад, прогнуться в спине. На счет 3—4 вернуться в и.п. Повторить 4—6 раз.

      3.«Курочка с хвостиком». И.п.: стоя на коленях и руках, голова поднята, смотреть вперед. «Курочка подняла хвостик» — прогнуться в пояснице, голову поднять, смотреть вперед, вверх. «Курочка опустила хвостик» — голову опустить, спина дугой. Повторить 3—4 раза.

     4.«Гусь машет крыльями». И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Махи прямыми руками в стороны, вниз.

      5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

      6.Ходьба по массажным дорожкам.

                 Тема 11. «Зима, признаки зимы» (комплекс 6)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

      1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет 3—4. Повторить 4—5 раз.

      2.«Горка». И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в колени, руки вдоль туловища. Поднять таз вверх, вернуться в и.п. Повторить 4—5 раз.

      3.«Снежный ком». И.п. – лежа на спине. Группировка (подтянуть колени к животу, обхватить руками, наклонить голову). Перекаты на спине вперед-назад. Повторить 4—5 раз.

     4.«С горки на животе». И.п. – лежа на животе. Руки вперед, ладони вместе, ноги тянуть. Прогнуться, вернуться в и.п. Повторить 4—5 раз.

5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

      6.Ходьба по массажным дорожкам.   

                       Тема 12. «Дикие животные» (комплекс 6)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

      1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет 3—4. Повторить 4—5 раз.

      2.«Зайки выглядывают и прячутся». И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в колени, руки вдоль туловища. Поднять таз вверх, вернуться в и.п. Повторить 4—5 раз.

      3.«Медвежата кувыркаются в траве». И.п. – лежа на спине. Группировка (подтянуть колени к животу, обхватить руками, наклонить голову). Перекаты на спине вперед-назад. Повторить 4—5 раз.

     4.«Волчата подтягиваются». И.п. – лежа на животе. Руки вперед, ладони вместе, ноги тянуть. Прогнуться, вернуться в и.п. Повторить 4—5 раз.

5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

     6.Ходьба по массажным дорожкам.

                      Тема 13. «Зимующие птицы» (комплекс 7)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

  1.  «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1 —2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.
  2. «Голубь клюет пшено». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1 поднять правую ногу вверх. На счет 2 опустить. Насчет 3 поднять левую ногу вверх. На счет 4 опустить. Повторить 4—6 раз.

3.«Снегири прилетели ». И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед. На счет 1—2 руки описывают дугу. На счет 3—4 вернуться в и.п. Повторить 7—8 раз.

    4. «Воробей». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. Насчет 1 руки развести через стороны назад, не касаясь кровати. Насчет 2 делать махи руками («воробушек полетел»). На счет 3 вернуться в и.п. Повторить 6—7 раз.

    5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

   6. Ходьба по массажным дорожкам.

     Тема 14. «Новогодний праздник. Зимние забавы» (комплекс 7)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

  1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1 —2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.
  2. «Наша елка велика». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1 поднять правую ногу вверх. На счет 2 опустить. Насчет 3 поднять левую ногу вверх. На счет 4 опустить. Повторить 4—6 раз.

     3.«Какие шары на елке». И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед. На счет 1—2 руки описывают дугу. На счет 3—4 вернуться в и.п. Повторить 7—8 раз.

    4.«Прокатимся на лыжах». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. На счет 1 руки развести через стороны назад, не касаясь кровати. На счет 2 делать махи руками. На счет 3 вернуться в и.п. Повторить 6—7 раз.

    5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

   6. Ходьба по массажным дорожкам.

                 Тема 15.«Дом. Семья» (комплекс 8)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

  1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.
  2. «Будем большими». И.п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, руки опущены. На счет 1 руки через стороны поднять вверх, постоять на носках, посмотреть на кончики пальцев. На счет 2 вернуться в и.п. Повторить 4—6 раз.
  3. «Посмотрим в окно. Нет идут ли мама с папой».И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. На счет 1—2—3 приподнять верхнюю часть туловища, приложить правую руку ко лбу в виде «козырька». На счет 4 вернуться в и.п. На счет 5—6—7—8 то же левой рукой. Повторить 4—6 раз.
  4. «Обнимем крепко маму». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2—3 нога согнуть в коленях и подтянуть к груди, обхватив руками колени. На счет 4—5 вернуться в и.п. Повторить 4—5 раз.
  5. Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.
  6. Ходьба по массажным дорожкам.

                        Тема 16.«Мебель» (комплекс 8)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

     1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

     2.«Достану шапку с полки». И.п.:стоя, пятки вместе, носки врозь, руки опущены. На счет 1 руки через стороны поднять вверх, постоять на носках, посмотреть на кончики пальцев. На счет 2 вернуться в и.п. Повторить 4—6 раз.

     3.«Кто лежит на соседней кровати». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. На счет 1—2—3 приподнять верхнюю часть туловища. На счет 4 вернуться в и.п. Повторить 4—6 раз.

     4.«Посижу в кресле». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1—2—3 нога согнуть в коленях и подтянуть к груди, обхватив руками колени. На счет 4—5 вернуться в и.п. Повторить 4—5 раз.

    5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

    6.Ходьба по массажным дорожкам.

              Тема 17. «Бытовая техника» (комплекс 9)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

     1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

      2.«Большой телевизор» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.

     3.«Телевизор включился» - и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх. Повторить 4—5 раз.

     4.«Достанем из холодильника мороженое» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз. Повторить 4—5 раз.

    5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

    6.Ходьба по массажным дорожкам.

                 Тема 18.«Посуда» (комплекс 9)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

      1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

      2.«Накрываем скатертью стол» - и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п. Повторить 4—5 раз.

     3.«Кастрюля» - и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх. Повторить 4—5 раз.

     4.«Раскладываем ложки» - и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз. Повторить 4—5 раз.

    5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

     6.Ходьба по массажным дорожкам.

                    Тема 19.«Продукты питания» (комплекс 10)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

     1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

     2.«Вот такие макароны». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. Насчет 1 руки развести через стороны назад, не касаясь кровати. Насчет 2 делать махи руками. На счет 3 вернуться в и.п. Повторить 6—7 раз.

    3.«Хочу конфету». И.п.: сидя на кровати или на коврике, ноги скрестить, руки на коленях. На счет 1—2 наклониться вперед, прогнуться. На счет 3—4 наклониться назад, прогнуться. На счет 5—6 вправо. На счет 7—8 влево. Повторить 4—6 раз.

   4.«Чайник засвистел». И.п. — о.с. На счет 1—2—3 наклониться вправо, произнося на выдохе :с-с-с-... . Левая рука поднимается к подмышке, вверх. На счет 4 вернуться в и.п. На счет 5—6—7 то же в другую сторону. Повторить 3—5 раз.

   5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

   6.Ходьба по массажным дорожкам.

                   Тема 20.«23 Февраля» (комплекс 10)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

  1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.
  2. «Летим на парашюте». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. Насчет 1 руки развести через стороны назад, не касаясь кровати. Насчет 2 делать махи руками . На счет 3 вернуться в и.п. Повторить 6—7 раз.
  3. «Мы солдаты». И.п.: сидя на кровати или на коврике, ноги скрестить, руки на коленях. На счет 1—2 наклониться вперед, прогнуться. На счет 3—4 наклониться назад, прогнуться. На счет 5—6 вправо. На счет 7—8 влево. Повторить 4—6 раз.
  4. «Лодку надуваем». И.п. — о.с. На счет 1—2—3 наклониться вправо, произнося на выдохе «Песенку большого насоса»: с-с-с-... . Левая рука поднимается к подмышке, вверх. На счет 4 вернуться в и.п. На счет 5—6—7 то же в другую сторону. Повторить 3—5 раз.
  5. Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.
  6. Ходьба по массажным дорожкам.

           Тема 21.«Праздник 8 марта. Женские профессии» (комплекс 11)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

      1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

        2. "Какая красивая мама". И. п. сидя на кровати руки на поясе. 1 - наклон вправо;2- И.п. 3 - наклон влево. 4-И. п. Повторить 4—5 раз.

      3. "Испекли каравай маме". И. п. тоже, руки к плечам. 1 - руки вперед, ладонями кверху.  2-    И.п.   3 - руки в стороны, ладони к верху. 4 -   И.п. Повторить 4—5 раз.

      4." Готовится к спектаклю балерина ". И. п. лёжа на спине, руки за головой. 1 - поднять правую ногу, носок тянуть на себя. 2- поднять левую ногу, носок тянуть на себя.  3- опустить правую ногу. 4 - опустить левую ногу. Повторить 4—5 раз.        

5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

      6. Ходьба по массажным дорожкам.

                     Тема 22.«Человек. Части тела» (комплекс 11)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

  1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

      2. "Наклоны головы". И. п. сидя на кровати руки на поясе. 1 - наклон вправо;2- И.п.

3 - наклон влево. 4-И. п. Повторить 4—5 раз.

      3. "Покажи ладони". И. п. тоже, руки к плечам. 1 - руки вперед, ладонями кверху.  2-    И.п.   3 - руки в стороны, ладони к верху. 4 -   И.п. Повторить 4—5 раз.

      4."Покажите пятки". И. п. лёжа на спине, руки за головой. 1 - поднять правую ногу, носок тянуть на себя. 2- поднять левую ногу. 3- опустить правую ногу. 4 - опустить левую ногу. Повторить 4—5 раз.        

5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

      6. Ходьба по массажным дорожкам.

  Тема 23.«Одежда. Обувь. Головные приборы» (комплекс 12)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

  1.  «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.
  2. «Покажем перчатки и сапожки». И.п.: лежа на животе, руки вытянуть вперед. Насчет 1-2 одновременно поднять руки и ноги вверх, отдохнуть. Повторить 3—4 раза.

     3. «Нарядная одежда». И.п. — о.с. На счет 1 наклониться вправо, руки вверх, хлопок. На счет 2 вернуться в и.л. На счет 3 наклониться влево, руки вверх, хлопок. На счет 4 вернуться в и.п. Повторить6—8 раз.

     4.«Помпон на шапке». И.п.: сидя, ноги скрестить, руки на коленях, спина прямая. На счет 1—2 покачиваться вправо-влево. Повторить 8—10 раз.

     5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

     6. Ходьба по массажным дорожкам.

                   Тема 24.«Весна. Признаки весны» (комплекс 12)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

      1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

      2.«Ветерок». И.п.: лежа на животе, руки вытянуть вперед. Насчет 1-2 одновременно поднять руки и ноги вверх, отдохнуть. Повторить 3—4 раза.

      3.«Сосульки тают». И.п. — о.с. На счет 1 наклониться вправо, руки вверх, хлопок. На счет 2 вернуться в и.л. На счет 3 наклониться влево, руки вверх, хлопок. На счет 4 вернуться в и.п. Повторить6—8 раз.

     4.«Дождь». И.п.: сидя, ноги скрестить, руки на коленях, спина прямая. На счет 1—2 покачиваться вправо-влево. Повторить 8—10 раз.

     5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

     6. Ходьба по массажным дорожкам.

                    Тема  25.«Перелетные птицы» (комплекс 13)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

     1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

    2.«Клювики». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо-влево.

    3.«Ворона машет крыльями». И.п. – то же. Махи прямыми руками в стороны, вниз.

    4.«Синички спрятались от кошки». И.п. – то же. Подтянуть ноги к груди, обхватить колени руками, наклонить голову – сгруппироваться.

     5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

     6. Ходьба по массажным дорожкам.

                 Тема 26.«Растения. Цветы» (комплекс 13)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

    1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

    2.«Цветы поворачиваются к солнцу». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо-влево.

    3.«Листочки растений на ветру». И.п. – то же. Махи прямыми руками в стороны, вниз.

    4.«Цветы свернули лепестки». И.п. – то же. Подтянуть ноги к груди, обхватить колени руками, наклонить голову – сгруппироваться.

    5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

    6. Ходьба по массажным дорожкам.

                   Тема 27.«Насекомые» (комплекс 14)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

     1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

     2. «Жуки барахтаются». И.п.: лежа на спине, ноги подняты и согнуты в коленях. На счет от 1 до 5 круговые движения ногами в одну сторону, на счет от 6 до 10 — в другую. Отдохнуть и повторить упражнение 2—4 раза.

     3. «Пчелы ищут цветы». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. На счет 1—2—3 приподнять верхнюю часть туловища, приложить правую руку ко лбу в виде «козырька». На счет 4 вернуться в и.п. На счет 5—6—7—8 то же левой рукой. Повторить 4—6 раз.

     4.«Стрекоза сидит на травинке».И.п.: сидя, ноги скрестить, руки на коленях, спина прямая. На счет 1—2 покачиваться  вправо-влево. Повторить 8—10 раз.  

     5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

6.Ходьба по массажным дорожкам.

                      Тема 28. «Транспорт» (комплекс 14)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.        

  1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1 —2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.
  2. «Велосипед». И.п.: лежа на спине, ноги подняты и согнуты в коленях. На счет от 1 до 5 круговые движения ногами в одну сторону, на счет от 6 до 10 — в другую. Отдохнуть и повторить упражнение 2—4 раза.
  3. «Водитель». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. На счет 1—2—3 приподнять верхнюю часть туловища, приложить правую руку ко лбу в виде «козырька». На счет 4 вернуться в и.п. На счет 5—6—7—8 то же левой рукой. Повторить 4—
    6 раз.
  4. «Мы едим в поезде».И.п.: сидя, ноги скрестить, руки на коленях, спина прямая. На счет 1—2 покачиваться вправо-влево. Повторить 8—10 раз.  
  5. Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.
  6. Ходьба по массажным дорожкам.

                         Тема 29.«Мой город» (комплекс 15)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

     1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

    2.«Какое это место в моем городе?». И.п.: сидя, ноги скрестить, руки на коленях, спина прямая. 1 — поднять плечи вверх, руки в стороны — вниз; 2 — и. п. Повторить 4-5 раз.

    3.«Гуляю по парку». И. п.: о. с., руки вниз. 1 — правую руку и правую ногу вперед; 2- и. п.; 3 — левую руку и левую ногу вперед; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз.

    4.«Попрыгаем на площади». И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Прыжки на одной ноге: пять прыжков в сторону на правой ноге; то же в другую сторону на левой ноге. Повторить 3-4 раза.

     5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

    6.Ходьба по массажным дорожкам.

           Тема 30.«Школа. Школьные принадлежности» (комплекс 15)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

    1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет3—4. Повторить 4—5 раз.

    2.«Когда же в школу мы пойдем?». И.п.: сидя, ноги скрестить, руки на коленях, спина прямая. 1 — поднять плечи вверх, руки в стороны — вниз; 2 — и. п. Повторить 4-5 раз.

    3.«К доске я смело выхожу, и буквы мелом я пишу». И. п.: о. с., руки вниз. 1 — правую руку и правую ногу вперед; 2- и. п.; 3 — левую руку и левую ногу вперед; 4 — и. п. Повторить 4-5 раз.

    4.«На переменах веселимся, играем, прыгаем, резвимся». И. п. : ноги слегка расставить, руки на пояс. Прыжки на одной ноге: пять прыжков в сторону на правой ноге; то же в другую сторону на левой ноге. Повторить 3-4 раза.

     5.Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

    6.Ходьба по массажным дорожкам.

                  Тема 31.«Лето. Признаки лета» (комплекс 16)

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

  1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1—2 медленно поднять руки вверх, на счет 3—4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1—2, выдох на счет 3—4. Повторить 4—5 раз.
  2. «Красивая полянка цветов». И.п. лежа на животе. Прогнуть позвоночник, приподнимая голову, повернуть ее вправо, влево. Вернуться в и.п. Повторить 3—5 раз.
  3. «На пляже». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. На счет 1—2 поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях (достать до ягодицы пяткой). Повторить 4—6 раз.
  4. «Мы качаемся на качелях». И.п. — о.с. На счет 1 наклониться вправо, руки вверх, хлопок. На счет 2 вернуться в и.л. На счет 3 наклониться влево, руки вверх, хлопок. На счет 4 вернуться в и.п. Повторить6—8 раз.
  5. Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.
  6. Ходьба по массажным дорожкам.

        Литература.

  1. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
  2. Лункина Е.Н. Растим малыша 5-7 лет. Практическое руководство.- М.: Сфера, 2010.
  3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М.: АРКТИ, 2000.
  4. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие – М.: Академия,  2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в средней группе

Картотека комплексов утренней гимнастики с предметами и без и комплексов гимнастики пробуждения в первом полугодии средней группы...

Справка по проведению тематического контроля Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения в ДО.

Справка по проведению тематического контроля  Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения в ДО....

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения для детей 6 – 7 лет

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения для  детей 6 – 7 лет...

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения

Комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения (подготовительная группа)...

Картотека утренней гимнастики и гимнастики пробуждения

laquo;Жучки»Воспитатель звонит в колокольчик:«Колокольчик звонкий мой,Он всегда, везде со мной.Просыпайтесь! – говоритЗакаляйтесь! – всем велит».1....

Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения к проекту "Зимующие птицы"

Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения к проекту "Зимующие птицы"...

Гимнастика пробуждения после дневного сна. Комплексы гимнастики для средней группы.

Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и ф...