«Совместная работа детского сада и семьи по физическому оздоровлению дошкольников».
материал

Николаева Маргарита Леонидовна

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Совместная работа детского сада и семьи по физическому

оздоровлению дошкольников».

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. Каждый родитель понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья ребенка необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольника потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучше показать ребенку, как нужно относиться к физической культуре и спорту, на собственном примере. Если дети видят, что родители испытывают удовольствие от ходьбы на лыжах, катания на коньках, пеших прогулок, т. е. от любого здорового активного досуга, они будут им подражать.   В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми. 

В соответствии с оздоровлением дошкольников система работы с семьей включает:

  1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  2. Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
  3. Целенаправленную санитарно-просветительную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
  4. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в детском саду;
  5. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (Лечебной физической культуре, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания);
  6. Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;
  7. Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  8. Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми; "открытые дни" родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур.

Дошкольная организация ежедневно взаимодействует с семьей, поэтому имеет возможность оказывать непосредственное влияние на родителей воспитанников. В работе по физическому воспитанию с семьями воспитанников, мы используем разнообразные формы, средства и методы. Эффективными формами взаимодействия дошкольного учреждения с семьей являются родительские собрания, анкетирование, консультации, стендовые информации, участие в муниципальных проектах.

Ежегодную работу с родителями мы начинаем с участия в родительских собраниях («Здоровый образ жизни в семье», «Детское питание», «Эмоциональное благополучие ребенка»). Это традиционная форма работы, позволяющая педагогу лично знакомиться с семьями воспитанников и на основе личной беседы выявлять потребности и желания родителей в вопросах физического воспитания.

Безусловно, на родительских собраниях невозможно получить ответ на все вопросы, поэтому  проводим анкетирование, для получения объективной картины значимости физической культуры и спорта в семье; выясняем, занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными достижениями ребенка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.

    Важной формой работы с родителями считаем проведение консультаций, а также стендовые информации. На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы проведение закаливания дома, оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Правильное питание – залог здоровья»,  «Помоги ребёнку быть здоровым!», «Здоровая семья», предлагаются рецепты витаминных чаев, коктейлей для приготовления и использования в домашних условиях; применение аромо- и фитотерапии дома, предлагаются комплексы упражнений для профилактики опорно-двигательного аппарата. Папки пополняются в течение года, в зависимости от времени года и пожеланий родителей. 

В нашем детском саду проходят дни открытых дверей (показ работы системы дополнительного образования, направленного на развитие физических способностей и оздоровление дошкольников; показ специально организованной деятельности педагогов и специалистов по оздоровлению воспитанников), открытые физкультурные занятия, которые демонстрируют, чему воспитанники научились за год. Родители наблюдают за детьми на занятии, что дает возможность увидеть результаты воспитательно-образовательного процесса, осознать особенности личности ребенка и его индивидуальность.

Открытые уроки «Фитнес вечер», «Фитнес вместе с мамой»

Хорошей традицией в детском саду стала организация выставок совместных работ детей и родителей «Любим спортом заниматься!», а также фотовыставок «Физкультурная семья!», «Выходной день в семье!», которые отражают совместный физкультурный досуг взрослого и ребенка. Многие родители с удовольствием принимают в них участие, приносят фотографии, рисуют. Инструктора  по физической культуре и воспитатели проводят мастер-классы для родителей.

   Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, туристические походы — позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление. Туристические походы – одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. 

Конечно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Воспитанники нашего детского сада приняли активное участие в семейном  спортивном фестивале «Папа, мама, я – спортивная семья!», в товарищеский матч между воспитанниками детского сада № 75 и родителями, культурно-спортивном  мероприятии «Быстрее. Выше. Сильнее!», в импровизированном велопробеге, спортивном празднике «Любимые спортивные игры», в спортивном развлечении «Игры родного края», городском Фестивале «Фитнес вместе с мамой!», в Малых Олимпийских играх, в спортивных состязаниях «Зима спортивная».

Спортивные праздники для детей проходят при активном участии родителей, которые с удовольствием играют в игры, соревнуются с детьми и между собой. Такие мероприятия укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, способствуют повышению авторитета родителей.

Содержание праздника включает эстафеты, игровые задания, подвижные игры, где взрослые выступают в паре с ребенком, с группой детей. Игры отличаются своей динамичностью и простотой, так как рассчитаны на любой возраст участников и не требуют дополнительного времени на разучивание. Они интересны и доступны для дошкольников и их родителей. Дети любят праздники, а когда рядом папа и мама – это праздник вдвойне.

Итак, в основе взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах оздоровление дошкольника лежит в сотрудничестве. Мы воспитатели выступаем инициаторами установления этого сотрудничества, поскольку, понимаем, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.