Здоровье сберегающая среда в ДОУ
консультация

Иванова Елена Евгеньевна

Сообщение для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_sreda_v_dou.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга»

Сообщение для воспитателей

«Здоровье сберегающая среда в ДОУ.

Взаимодействие с семьей по вопросам охраны здоровья детей».

Воспитатель: Иванова Е. Е.

Октябрь 2016 г.

Вопрос №1.

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это в первую очередь здоровый ребёнок. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Здоровье сберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровье сберегающая педагогическая среда, по мнению В. Д. Сонькина, — это:

- условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Усилия работников детского сада должны быть направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Виды здоровье сберегающих технологий в ДОУ:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- валеологического просвещения родителей;

- здоровье сберегающие образовательные технологии.

Цель здоровье сберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

В сообщении речь пойдет об использовании педагогических возможностей образовательных учреждений в решении проблемы, так как при создании необходимых педагогических условий для полноценного физического развития ребенка можно значительно повысить уровень функциональных возможностей организма, изменить показатели физического развития и тем самым смягчить отрицательные факторы среды. Эти цели могут быть достигнуты с помощью решения следующих задач:

- укрепление здоровья детей;

- физическое развитие дошкольников;

- формирование потребностей в двигательной активности;

- профилактика простудных заболеваний, нарушений опорно -двигательного аппарата;

- приобретение навыков правильного дыхания, элементарного массажа;

- формирование основ здорового образа жизни;

- просвещение родителей по оздоровлению дошкольников.

Для решения поставленных задач созданы определенные условия.

- проведение закаливающих процедур в режиме дня;

- занятия по физической культуре, с использованием нестандартного физкультурного оборудования;

- физкультурные занятия с применением нетрадиционных методик;

- использование логоритмических упражнений;

- проведение утренней гимнастики;

-проведение во время НОД физкультминуток, игровых перемен; динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия;

- проведение бодрящей гимнастики после сна;

- релаксация;

- гимнастика пальчиковая, дыхательная;

- проведение для родителей - родительских собраний, всеобуча.

Это динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Релаксацию проводят воспитатели, инструктор физического воспитания в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Важно использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения (артикуляционная и пальчиковая гимнастика, дыхательная, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения и т.д.);

Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5—10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится после дневного сна.

Дополнительно используются методы закаливания:

- умывание холодной водой после дневного сна.

Физкультурная образовательная деятельность проводится в хорошо проветренном помещение 2 раза в неделю в спортивном зале.

Босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится после дневного сна.

Дополнительно используются методы закаливания:

- умывание холодной водой после дневного сна.

Работа с родителями включает в себя консультации и беседы по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях,а так же совместные мероприятия.

Важно включение в современный педагогический процесс (занятия по физкультуре) специальных занятий по аэробике и нетрадиционных методик, использовать в свободной деятельности и различных режимных моментах игр и физических упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций;

Таким образом, система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни.

Вопрос №2.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. В практике дошкольного учреждения чаще всего сами педагоги берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, исключая участие в этом процессе родителей, что, прежде всего, именно родители должны проявить заинтересованность и инициативу в общении с воспитателями и специалистами.

Преобладающая часть родителей не имеют педагогического образования, специальных знаний в сфере воспитания детей, но многие современные родители бывают хорошо подкованы в теоретических вопросах педагогики и психологии. Наладить контакт с родителями, заслужить авторитет в их глазах как профессионала, к которому прислушиваются, донести необходимые рекомендации – все это особенно трудно осваивать на практике.

ФГОС ДО выделяет основные принципы дошкольного образования, среди которых обозначен принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, сотрудничество с семьей. Одна из поставленных перед дошкольными учреждениями задач – это задача обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.  

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребёнка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья.

В процессе организации единого здоровье сберегающего пространства ДОУ и семьи используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, физкультурного и музыкального работников.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения, санитарной грамотности и экологической ситуации в стране. Здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. Поэтому работу по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей без сомнения, должны осуществлять семья и дошкольное учреждение.

Профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению, в настоящее время становится важным фактором, влияющим на здоровье населения, в первую очередь детского. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину им ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Поэтому так важно помочь родителям понять, что на развитие личности ребенка оказывают влияние очень многие факторы, и воспитание не должно идти стихийным путем.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужны поддержка и сопровождение.

Для сознательного участия родителей и педагогов ДОУ в оздоровлении ребенка необходимы специальные знания. Причины частых заболеваний у детей, профилактика заболеваний, уход за больным ребенком, первая помощь и предупреждение осложнений — все эти вопросы рассматриваются на родительских собраниях, круглых столах. На такие мероприятия приглашаются медицинские работники детского сада и детской поликлиники (врачи-педиатры, узкие специалисты). Кроме того, родители знакомятся с результатами диагностики состояния здоровья детей, их психомоторного развития, содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, делятся своим положительным опытом семейного воспитания, рассказывают о семейных традициях, которые помогают укреплению здоровья семьи. В понятие «семейные традиции» входит понятие «образ жизни». Многие болезни и проблемы коренятся именно в нём. Например, острая проблема современности — алкоголизм и наркомания.

Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствие, настроении, о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.

Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов, семейных календарей, интернет-сайтов. Наряду с коллективными формами организации широко используются индивидуальные и подгрупповые беседы, устные журналы. Обучение родителей лечебно-оздоровительной работе в условиях семьи проводят специалисты ДОУ: медсестра, инструктор по физкультуре, педагог-психолог. Даются практические советы, рекомендуется медицинская и педагогическая литература.

Родители приглашаются на дни и недели здоровья. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников.

Систематическая работа с родителями даёт положительные результаты. Если раньше родители не знали, чем заполнить досуг детей, и злоупотребляли зрелищными мероприятиями, то теперь стали проявлять большую инициативу в организации отдыха детей. Организация занятий физкультурой и совместные игры взрослых и детей способствуют повышению авторитета родителей, являются сильным стимулом в воспитании интереса детей к физической культуре, способствуют формированию их характера.

В результате такого взаимодействия определяются новые пути интеграции образовательного учреждения и семьи, вырабатываются общие стратегии действий по вопросам развития личности ребенка, формируется общее образовательное пространство. В совокупности это позволяет педагогам и родителям обмениваться информацией, воспитательным опытом, совершенствоваться, осваивать гуманистические и демократические принципы жизнедеятельности, выражающиеся в той или иной воспитательной позиции родителей, совершенствующих свою педагогическую культуру.

Таким образом, детский сад мобилизован на реализации мероприятий, помогающих достичь определенных целей в снижения заболеваемости. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определённые положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровье сберегающей среды.

Здоровый ребёнок- счастливый ребёнок.                   ...

Здоровье сберегающая среда в ДОУ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ...

Здоровье сберегающая среда как условие психического здоровья детей

Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров...

Здоровье сберегающая среда в ДОУ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ...

Создание здоровье-сберегающей среды в ДОУ

Выступление  на тему: «Создание здоровье-сберегающей среды в ДОУ»....

Проектная деятельность в ДОУ. Презентация на тему: «Здоровье сберегающая среда в группе №3». Вторая младшая.

Цель работы: Максимально сохранить и укрепить  здоровье ребенка в условиях ДОУ, чтобы оно обеспечивало ему гармоничное развитие...

Доклад " Здоровье сберегающая среда в ДОУ"

Доклад "Здоровье сберегающая среда в ДОУ" . Физкультурно-оздоровительное направление....