ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
материал (подготовительная группа)

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

                               

КТО  ГДЕ  ЖИВЁТ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.

Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика _ домашних животных, вокруг дерева – диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.

 

 

КТО ПРИДЁТ К МЕДВЕДЮ В  ГОСТИ?

 

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка мёда, грибов и т.д. Создаётся игровая ситуация: медведь ждёт гостей   и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждёт медведь.

 

 

КТО ПРИДЁТ К ФИНИШУ ПЕРВЫМ.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки или игрушки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: медведь, заяц, черепаха.  Игровая ситуация: животные – спортсмены. Учащиеся должны определить, кто из этих зверей быстрее бегает, и распределить между ними первое, второе и третье места.

 

КТО НА  КОГО ПОХОЖ?

 

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.       

На наборном полотне выставлены предметные картинки: ласточка, стрекоза , акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например: самолёт – ласточку, вертолёт – стрекозу, подводная лодка акулу.

 

КТО ЭТО?

 

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением зверей и птиц.

1-й вариант: Игроки поочерёдно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

2–й вариант: Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то  влево, то вправо, при этом приговаривая:

                                             

 

 

                                                 Ровным  шагом и подскоком

             Мы идем в руке рука.

                                                 Вы скажите – мы покажем.

            Сделайте…вот так!

 

После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идёт  (зайчик прыгает т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.

В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.

 

 

КТО ЛЕТАЕТ, БЕГАЕТ, СКАЧЕТ?

 

Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий – посередине, объясняет:»Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие ( например, кот летает)- тогда руку поднимать не нужно».

В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы и давая детям время на обдумывание. В дальнейшем можно говорить быстрее и усложнить игру – ведущий поднимает руку независимо от того, нужно это делать или нет. В конце игры педагог отмечает наиболее  внимательных детей.

                              

 

ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: знать признаки деления  животных на домашних и

диких, знать отдельных  представителей  обеих  групп.

 

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ:  Учитель показывает  изображение  животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для  усложнения  игры можно  использовать загадки.

 

 

НАЗОВИ  ДЕТЁНЫШЕЙ.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: знать  названия детёнышей домашних и диких животных.

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет  детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, собака, овца, лось, свинья, заяц, курица, кролик.

 

 

РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением птиц.    

В игре участвуют две команды.

Педагог предлагает детям рассмотреть на картинках птиц и назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором – птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду – зимующие птицы, а во втором – перелётные.

 

 

 

              ВРЕМЕНА ГОДА И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

                                                                                                                                               

                      

ВРЕМЕНА ГОДА.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор больших картинок с изображением времен года и 4 набора                            маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на 3 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времен года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.

                           

КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?    

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: закрепление знаний о временах года. Формирование ассоциативно-образного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: четыре таблички с надписями «зима», «весна», «лето»,»осень» у каждого ученика.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на команды . Учитель объясняет, что сейчас он будет читать загадки о временах года, а игрокам нужно поднимать соответствующие карточки с отгадками. Если все члены команды отгадали правильно, то команде начисляется очко, Затем учитель начинает игру, используя следующие загадки:

 

Кто поляны белит белым                                                                              Шагает  красавица,

И на стенках пишет мелом,                                                                                      Легко земли касается,

Шьёт пуховые перины,                                                                                   Идёт на поле, на реку

Разукрасил все витрины?                                                                              И по снежку и по цветку.

 

 

Наступили холода,                                                                                            Липа цветёт,

Обернулась в лёд вода        ,                                                                                         Рожь колосится,

Перестал медведь реветь:                                                                              Золотится пшеница.

В спячку впал в бору медведь.                                                                              Кто скажет, кто знает,

Кто скажет, кто знает,                                                                                                 Когда это бывает?

Когда это бывает?

 

Я раскрываю почки,                                                                                                    Я соткано из зноя

В зелёные листочки,                                                                                                     Несу тепло с собою

Деревья одеваю,                                                                                                Я реки согреваю,

Посевы поливаю.                                                                                             «Купайтесь!» - приглашаю.

 

Утром мы во двор идём,                                                                                Несу я урожаи,

Листья сыплются дождём.                                                                             Поля вновь засеваю,

Кто скажет, кто знает,                                                                                                  Птиц к югу отправляю,

Когда это бывает?                                                                                             Деревья раздеваю.

Выигрывает команда, у которой  больше  всего  очков.

 

БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать времена года.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог говорит : «Я вам расскажу о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются взрослые и дети, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.

Дети. Так не бывает.

Педагог. Почему? Когда идёт снег? Когда цветут подснежники?

В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.

Падают жёлтые листья, дети  впервые пошли в школу.

Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и  т.д.

 

ПРИМЕТЫ ЗИМЫ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: развитие творческих способностей, Закрепление знаний о зиме.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: педагог говорит: «    Много примет у красавицы- зимы. Ярко светит, но не греет солнце, Мороз разрисовал окна. Весело поскрипывает снег под ногами. А что ещё можно рассказать о зиме? Ну-ка давайте посоревнуемся между собой!»

В конце игры подводятся итоги соревнования, победители награждаются бумажными снежинками.

Аналогично может быть проведена игра по приметам других времён года.

                     

МИР  РАСТЕНИЙ.              

НАЙДИ ДЕРЕВО.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Формирование умения находить дерево по его описанию. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет,  форму листьев, наличие семян и плодов. Учащиеся самостоятельно и молча определяют, что это за дерево. После слов учителя «Раз, два, три – беги!» - ребята бегут к намеченному дереву». Игра повторяется несколько раз. Затем учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных игроков.

 

НАЙДИ ПАРУ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о лиственных деревьях.

ОБОРУДОВАНИЕ: листья и плоды разных деревьев.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

Правильно  составленная  пара проходит через « волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

 

НАЙДИ ПЯТЬ ОДИНАКОВЫХ ЛИСТЬЕВ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с самими растениями. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игру нужно проводить во время  осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям  листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения( причём найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево  или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые пять человек , которые правильно выполнили задание.

 

ФРУКТЫ – ОВОЩИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствовать умения различать овощи и фрукты.      ОБОРУДОВАНИЕ: два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: дети делятся на две равные команды по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек, Первая команда должна выбрать те карточки ,на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

 

ПОСАДИМ ОГОРОД.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствование умения различать овощи и фрукты.

ОБОРУДОВАНИЕ: Два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов ).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Дети делятся на две равные по количеству  игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек. Первая команда должна выбрать те карточки, на которых  изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя . Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

 

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Закрепление знаний об овощах .

ОБОРУДОВАНИЕ: Реальные «вершки» и «корешки» овощей  или картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Игра проводится во время прогулки.

1-й вариант .Педагог делит детей на две группы. Одной   из них он раздаёт «корешки» (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – «вершки» этих растений. Все « вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три – свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.

2-й вариант. « Корешки» стоят на месте. По площадке  бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить « волшебные ворота» (двое детей ) или сам педагог.

 

КАКИЕ ОВОЩИ НУЖНЫ ДЛЯ БОРЩА.

ОБОРУДОВАНИЕ: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свёкла, фасоль , морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны ( например , огурец, кабачки и др.).

 

 

УРОЖАЙ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол , а  кладёт её обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Выигрывает тот ,у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.

 

           

ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?

По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: « Малина». Третий: «Ель» и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.

Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.

По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растёт в поле? Что растёт в саду ? Что растёт на лугу? Что растёт в саду? Что растёт на огороде?

 

ЛЕСНЫЕ – САДОВЫЕ.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:  закрепить знания садовых и лесных растений.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков – не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.

По окончании игры определяется победитель – тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.

 

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают ,что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы .о которых говорилось.

           

СЪЕДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает грибы, если они  съедобные , то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные , то дети не хлопают в ладоши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

                      

КТО  ГДЕ  ЖИВЁТ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки диких и домашних животных; картинки с изображением силуэта дома и дерева.

Педагог предлагает детям правильно разместить животных: возле домика _ домашних животных, вокруг дерева – диких. За неправильно данный ответ ученик платит фант.

КТО ПРИДЁТ К МЕДВЕДЮ В  ГОСТИ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка мёда, грибов и т.д. Создаётся игровая ситуация: медведь ждёт гостей   и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждёт медведь.

КТО ПРИДЁТ К ФИНИШУ ПЕРВЫМ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки или игрушки.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: медведь, заяц, черепаха.  Игровая ситуация: животные – спортсмены. Учащиеся должны определить, кто из этих зверей быстрее бегает, и распределить между ними первое, второе и третье места.

КТО НА  КОГО ПОХОЖ?

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки.        

На наборном полотне выставлены предметные картинки: ласточка, стрекоза , акула. Дети называют те предметы, контуры которых напоминают форму этих животных. Например: самолёт – ласточку, вертолёт – стрекозу, подводная лодка акулу.

КТО ЭТО?

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением зверей и птиц.

1-й вариант: Игроки поочерёдно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.

2–й вариант: Дети становятся в круг. В центре – педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то  влево, то вправо, при этом приговаривая:

                                             

                                                 Ровным  шагом и подскоком

         Мы идем в руке рука.

                                                 Вы скажите – мы покажем.

        Сделайте…вот так!

После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идёт  (зайчик прыгает т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы.

В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.

КТО ЛЕТАЕТ, БЕГАЕТ, СКАЧЕТ?

Играющие сидят или стоят полукругом, ведущий – посередине, объясняет:»Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руку. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие ( например, кот летает)- тогда руку поднимать не нужно».

В начале игры учитель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы и давая детям время на обдумывание. В дальнейшем можно говорить быстрее и усложнить игру – ведущий поднимает руку независимо от того, нужно это делать или нет. В конце игры педагог отмечает наиболее  внимательных детей.

                               

ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: знать признаки деления  животных на домашних и

диких, знать отдельных  представителей  обеих  групп.

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ:  Учитель показывает  изображение  животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для  усложнения  игры можно  использовать загадки.

НАЗОВИ  ДЕТЁНЫШЕЙ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: знать  названия детёнышей домашних и диких животных.

ИГРОВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет  детёныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, собака, овца, лось, свинья, заяц, курица, кролик.

РАЗЛОЖИ ПРАВИЛЬНО КАРТИНКИ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением птиц.        

В игре участвуют две команды.

Педагог предлагает детям рассмотреть на картинках птиц и назвать их. Затем участники каждой команды должны разложить картинки в два ряда так, чтобы в первом ряду были птицы, которые летают, а во втором – птицы, которые летают и плавают. Или: в первом ряду – зимующие птицы, а во втором – перелётные.

              ВРЕМЕНА ГОДА И ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

                                                                                                                                           

                   

ВРЕМЕНА ГОДА.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: формирование представлений о влиянии сезонных изменений в природе на жизнь человека.

ОБОРУДОВАНИЕ: набор больших картинок с изображением времен года и 4 набора                            маленьких картинок с изображением предметов, которыми пользуются люди в то или иное время года (одежда, орудия труда, игровой инвентарь).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на 3 команды. Каждой команде даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить предметные картинки на соответствующие изображения времен года. Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.

                           

КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?        

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: закрепление знаний о временах года. Формирование ассоциативно-образного мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: четыре таблички с надписями «зима», «весна», «лето»,»осень» у каждого ученика.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: класс делится на команды . Учитель объясняет, что сейчас он будет читать загадки о временах года, а игрокам нужно поднимать соответствующие карточки с отгадками. Если все члены команды отгадали правильно, то команде начисляется очко, Затем учитель начинает игру, используя следующие загадки:

Кто поляны белит белым                                                                                  Шагает  красавица,

И на стенках пишет мелом,                                                                                  Легко земли касается,

Шьёт пуховые перины,                                                                                    Идёт на поле, на реку

Разукрасил все витрины?                                                                                   И по снежку и по цветку.

Наступили холода,                                                                                                 Липа цветёт,

Обернулась в лёд вода        ,                                                                                         Рожь колосится,

Перестал медведь реветь:                                                                                   Золотится пшеница.

В спячку впал в бору медведь.                                                                              Кто скажет, кто знает,

Кто скажет, кто знает,                                                                                                Когда это бывает?

Когда это бывает?

Я раскрываю почки,                                                                                                Я соткано из зноя

В зелёные листочки,                                                                                                 Несу тепло с собою

Деревья одеваю,                                                                                                 Я реки согреваю,

Посевы поливаю.                                                                                                «Купайтесь!» - приглашаю.

Утром мы во двор идём,                                                                                   Несу я урожаи,

Листья сыплются дождём.                                                                                   Поля вновь засеваю,

Кто скажет, кто знает,                                                                                                 Птиц к югу отправляю,

Когда это бывает?                                                                                                 Деревья раздеваю.

Выигрывает команда, у которой  больше  всего  очков.

БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать времена года.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог говорит : «Я вам расскажу о том, какая бывает погода в то или иное время года, чем занимаются взрослые и дети, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

Педагог. Выпал снег и зацвели подснежники.

Дети. Так не бывает.

Педагог. Почему? Когда идёт снег? Когда цветут подснежники?

В дальнейшем можно использовать такие «путаницы»: Мальчик поехал на лыжах собирать землянику. На клумбе цветут розы, а дворник сметает с тротуара снег.

Падают жёлтые листья, дети  впервые пошли в школу.

Зацвели цветы, птицы улетели, на деревьях распускаются почки и  т.д.

ПРИМЕТЫ ЗИМЫ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: развитие творческих способностей, Закрепление знаний о зиме.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: педагог говорит: «    Много примет у красавицы- зимы. Ярко светит, но не греет солнце, Мороз разрисовал окна. Весело поскрипывает снег под ногами. А что ещё можно рассказать о зиме? Ну-ка давайте посоревнуемся между собой!»

В конце игры подводятся итоги соревнования, победители награждаются бумажными снежинками.

Аналогично может быть проведена игра по приметам других времён года.

                     

МИР  РАСТЕНИЙ.              

НАЙДИ ДЕРЕВО.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Формирование умения находить дерево по его описанию. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игра проводится в парке или в саду. Учитель описывает внешний вид дерева: его размеры, цвет,  форму листьев, наличие семян и плодов. Учащиеся самостоятельно и молча определяют, что это за дерево. После слов учителя «Раз, два, три – беги!» - ребята бегут к намеченному дереву». Игра повторяется несколько раз. Затем учитель отмечает самых внимательных и наблюдательных игроков.

НАЙДИ ПАРУ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: закрепление знаний о лиственных деревьях.

ОБОРУДОВАНИЕ: листья и плоды разных деревьев.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : Играющие делятся на две команды: одной раздают листья, другой - плоды. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья соответствовали плодам.

Правильно  составленная  пара проходит через « волшебные ворота» (двое детей с поднятыми вверх руками). Если же задание выполнено неправильно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

НАЙДИ ПЯТЬ ОДИНАКОВЫХ ЛИСТЬЕВ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА: закрепление знаний о породах лиственных деревьев и кустарников. Формирование навыков соотнесения листьев с самими растениями. Развитие наблюдательности.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: игру нужно проводить во время  осенней экскурсии на прогулке в парке, сквере, саду. Учитель показывает детям  листок с дерева или кустарника. Учащиеся должны найти по 5 листьев этого же растения( причём найти их на земле, а не сорвать), принести их учителю, назвать дерево  или кустарник, с которого они опали. Выигрывают первые пять человек , которые правильно выполнили задание.

ФРУКТЫ – ОВОЩИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствовать умения различать овощи и фрукты.      ОБОРУДОВАНИЕ: два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: дети делятся на две равные команды по количеству игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек, Первая команда должна выбрать те карточки ,на которых изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

ПОСАДИМ ОГОРОД.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: совершенствование умения различать овощи и фрукты.

ОБОРУДОВАНИЕ: Два одинаковых набора карточек (по 20 – 30 карточек в каждом с изображением овощей и фруктов ).

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Дети делятся на две равные по количеству  игроков команды. Каждой команде даётся набор карточек. Первая команда должна выбрать те карточки, на которых  изображены овощи, вторая – фрукты. Игра начинается по сигналу учителя . Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Закрепление знаний об овощах .

ОБОРУДОВАНИЕ: Реальные «вершки» и «корешки» овощей  или картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Игра проводится во время прогулки.

1-й вариант .Педагог делит детей на две группы. Одной   из них он раздаёт «корешки» (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – «вершки» этих растений. Все « вершки» этих растений. Все «вершки» и «корешки» перемешались. По сигналу педагога: «Раз, два, три – свою пару найди!» все дети подбирают себе пару.

2-й вариант. « Корешки» стоят на месте. По площадке  бегают «вершки». По команде педагога они должны встать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить « волшебные ворота» (двое детей ) или сам педагог.

КАКИЕ ОВОЩИ НУЖНЫ ДЛЯ БОРЩА.

ОБОРУДОВАНИЕ: реальные овощи или предметные картинки с их изображением.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог предлагает детям «сварить» к обеду борщ. Ученики выбирают овощи, которые нужны для борща (капуста, свёкла, фасоль , морковь, лук и т.д.). Среди овощей должны быть и те, которые для борща не нужны ( например , огурец, кабачки и др.).

УРОЖАЙ.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением овощей, фруктов и насекомых.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ : предметные картинки располагаются на столе изображением вниз. Играющие по очереди берут картинки. Тот, кто взял картинку с изображением насекомого, теряет ход, т.е. не выкладывает картинку на стол , а  кладёт её обратно, и все картинки снова перемешиваются.

Выигрывает тот ,у кого собран самый большой «урожай» овощей и фруктов.

        

ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?

По заданию ведущего игроки по очереди называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Маслята». Второй: « Малина». Третий: «Ель» и т.д. Тот, кто дал неправильный ответ или не смог вовремя вспомнить название растения, выходит из игры.

Победителем считается тот, кто смог последним назвать растение.

По аналогии можно предложить детям другие игровые вопросы: Что растёт в поле? Что растёт в саду ? Что растёт на лугу? Что растёт в саду? Что растёт на огороде?

ЛЕСНЫЕ – САДОВЫЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:  закрепить знания садовых и лесных растений.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Педагог называет лесные и садовые растения. Задача игроков – не ошибиться в их делении на группы и хлопнуть в ладоши только тогда, когда будет звучать название садового растения.

По окончании игры определяется победитель – тот, кто ни разу не ошибся в продолжение всей игры.

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: Учитель показывает берёзу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают ,что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы .о которых говорилось.

        

СЪЕДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ: учитель показывает грибы, если они  съедобные , то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладёт съедобные грибы в корзину. Если несъедобные , то дети не хлопают в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ ЦВЕТОК»ЦЕЛЬ:Ознакомление детей с природой.ЗАДАЧИ:Формировать бережное отношение к природной среде, формирование знаний взаимозависимости природы и человека. Дать детям пон...

Мультимедийная дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром «Магазин инструментов для рисования»

Задачи: Учить детей группировать предметы по назначению, развивать любознательность. Содержание игры: Дети рассматривают демонстрируемый слайд и находят среди многих нужный предмет, называют...

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11990200","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]...

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и природой

Учить находить ответы на поставленные вопросы, заданные слова. Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, жизни людей. Развить фантазию, находчивость. Развивать логическое мышление....

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром.

Дидактические игры способствуют всестороннему развитию детей....