Статья "Оздоровительные моменты в режиме дня дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)

Оздоровление детей – основная  задача дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении на сегодня являются актуальными. Во всех дошкольных учреждениях внедряются здоровьесберегающие технологии. Хотелось бы подчеркнуть особую важность работы с детьми начиная с  раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Оздоровительные моменты в режиме дня дошкольников.

  Оздоровление детей – основная  задача дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении на сегодня являются актуальными. Во всех дошкольных учреждениях внедряются здоровьесберегающие технологии. Хотелось бы подчеркнуть особую важность работы с детьми начиная с  раннего возраста.

Большую часть времени ребенок проводит в детском саду, поэтому от того, насколько грамотно будет  построена деятельность воспитателя по организации режима дня детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при правильном подходе становится оружием против болезней и стресса.

  Детям свойственна частая смена движений и поз, благодаря чему происходит

поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для различных видов деятельности.

Задача воспитателя – сосредоточить внимание детей на посильной двигательной деятельности и постепенно целенаправленно активизировать ее.

  Во многом подвижность детей зависит не только от их двигательных умений, но и от положительного отношения к занятиям. Поэтому для детей, при проведении физкультурных занятий, подвижных игр, физкультминуток и т.п. используются стишки, потешки, песенки, чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью.

В течение дня ребенок должен испытывать эмоциональное, физическое и психическое удовлетворение от предлагаемой физкультурно – оздоровительной деятельности.

  В работе мы используются различные методы и формы физкультурно – оздоровительной работы.

* утренняя гимнастика;

*физкультура;

*пальчиковая гимнастика;

*физкультминутки и динамические паузы;

*дыхательная гимнастика;

*Зарядка для глаз;

*гимнастика после сна;

*подвижные игры.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня. В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика  проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

 Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.

Известно, что дыхательная гимнастика:

повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы

-предупреждает застойные явления в лёгких и способствует нормализации физиологического дыхания через нос:

-укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;

-стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;

-насыщает организм оптимальным количеством кислорода;

-способствует уравновешиванию нервных процессов.

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает ребенка на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость.

В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

     Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма  посредством  закаливания,   повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, возрастанию работоспособности ребенка.

 Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.  Выполняя с дошкольниками простые упражнения гимнастики для глаз в течение нескольких минут, глаза отдохнут, падение зрения не будет такой близкой угрозой.

   Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы или по-простому - зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время зрительно-нагружающих занятий.  Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию.

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

  Трудно переоценить роль дневного сна в физическом развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не менее важным считается дневной сон, присутствие которого существенно влияет на физическое и эмоциональное развитие. Одна из задач дневного сна – это защита нервной системы ребенка. Во время сна мозг ребенка отдыхает, что помогает справиться с масштабным объемом информации, которое особенно характерно для первых лет жизни.

  На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».

«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»....

«Двигательно-оздоровительные моменты в режиме дня- элементы психогимнастики, физминутки, двигательные паузы»

В наши дни все знают, что физкультура и спорт полезны для здоровья, что же касается роли движении для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах, посв...

Физкультурно-оздоровительные моменты в режиме дня

Эта презентация в доступной форме поможет разобраться какие бывают утренние зарядки и физкультминутки по содержанию, по времени ит.д....

Воспитательные моменты в режиме дня ДОУ.

В данном материале указаны различные виды деятельности детей в течении дня в ДОУ и их воспитательные цели....