Консультация для родителей «Формирование представления о здоровом образе жизни»; «Значение режима дня для здоровья ребенка».
консультация

Степанова Анастасия Валериевна

Задачи: 

  • Приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни;
  •  Предложить родителям полезную для детей и родителей деятельность – изготовление поделок на любую тему;
  • Познакомить родителей с физкультурно-оздоровительной средой в ДОУ;
  •  Выявить запросы родителей по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детского сада общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

Консультация для родителей.

Тема: «Формирование представления о здоровом образе жизни».

Подготовила и провела

Инструктор по физической культуре (плавание)

Степанова А. В.

г. Долгопрудный

Формирование представлений о здоровом образе жизни

 у детей дошкольного возраста.

Одним из важнейших условий воспитания  здорового поколения, является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности, социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок не научился в детстве он проносит это через всю жизнь. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны и волнуют нас, дошкольных работников.

Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия - к привычке, от привычки - к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, что бы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние - естественное состояние здорового ребенка.

Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. В нашем детском саду  еженедельно проводятся занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Тематика занятий: "Где растут витамины?", "Чей нос лучше", "На зарядку становись!", "Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!" и др. Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры самостоятельные   исследования,   игровые познавательные программы и т.п. Опыт показывает, что дети без особых  усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Занятия проводятся  в игровой форме. Непременное условие - позитивный, эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе каждого занятия используются  динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры. Занятия - это всегда театрально - игровое действо, они заряжают детей положительными эмоциями. В работе по формированию привычки здорового образа жизни широко используются   литературные произведения. Например, стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями,«Неболейка» И.Соковня  и  «Румяные щечки»

С.     Прокофьевой̆.

Художественные  образы  помогают  ребенку  осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой,  эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям. В результате познавательных занятий "Витаминный калейдоскоп", "Полезные продукты" дети узнали, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержаться во фруктах и овощах. Полученные знания закрепляю на занятии по изодеятельности "Рисование натюрморта" и в лепке овощей и фруктов. В ходе работы  организовываются выставки поделок  с привлечением родителей.

Здоровье человека  всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему  так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, заботиться с самых ранних лет о своем здоровье. Отсюда исходит необходимость создания системы работы в физическом воспитании. 

Методически  грамотный подбор  форм работы по физическому воспитанию помогает удовлетворить естественную потребность детей в движении:

  • способствует своевременному овладению ими двигательными умениями  и навыками; 
  • формирует положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и товарищам;
  • оказывает большое влияние на развитие ума; воспитывает характер, волю;
  • создает определенный духовный настрой;
  • пробуждает интерес к самовыражению;
  • способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

Во время  занятий физической  культурой с дошкольниками важно удовлетворение их естественной̆ потребности в движении и ощущении «мышечной  радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к спортивным занятиям, желание посещать их.        

Дошкольникам не интересны «традиционные» учебно-тренировочные занятия, они быстро утомляются, начинают отвлекаться. В поисках средств повышения интереса детей к спортивным занятиям я использую в своей работе ритмическую и дыхательную гимнастику, театрализованные развлечения валеологического характера, валеологические  игры, сюжетно-игровые и физкультурно-познавательные занятия. Каждое физкультурно-познавательное занятие начинаю с беседы об изучаемом явлении («Зачем нужна зарядка?», «Почему полезно закаляться?», «Как нужно себя вести с незнакомыми людьми?» и т.д.).

Физкультурно-познавательные занятия ценны тем, что дети не только накапливают двигательный̆ опыт, но и приобретают знания, умения и навыки здорового образа жизни. В построении интегрированных занятий применяю метод сказкотерапии. Каждое спортивное занятие включает дыхательную гимнастику: «Часики», «Трубач», «Петух», «Каша кипит», «Насосы». На занятиях систематически использую упражнения креативного характера, направленные на оздоровление позвоночника и развитие детского творчества: «Крокодил», «Колобок», «Цапля», «Лодочка», «Корзиночка», «Тачка», «Мостик»; ритмическую гимнастику с предметами (мячи, ленточки).

Используются  в работе комплекс закаливания состоящий из следующих мероприятий:

  • ежедневные оздоровительные прогулки;
  • умывание холодной водой  из-под крана рук до локтей перед едой и после каждого загрязнения рук;
  •  полоскание рта и горла прохладной водой после принятия пищи;
  • хождение босиком после сна по «дорожке здоровья» с использованием физических упражнений;
  • воздушные ванны до и после сна, во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре;
  • посещение оздоровительного плавательного бассейна.

Для обеспечения достаточного уровня двигательной активности и закаливания на прогулке оборудована спортивная площадка на территории детского сада, в том числе изготовлен спортивный инвентарь.

Способствует оздоровлению подвижные игры, которые  проводятся инструктором и воспитателем  летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.

Данные формы работы весьма интересны дошкольникам. Они направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, формируют знания о пользе физических занятий, игр и упражнений, развивают выносливость, внимание, самостоятельность, что в дальнейшем способствует эффективному обучению в школе. Стимулирует не только двигательную, но и познавательную активность.

Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.  Для работы с родителями в группе оформлен  физкультурный уголок. «Ступеньки к здоровью», папки-передвижки: «Современные пути оздоровления дошкольников»; «О правильной осанке» и консультации с родителями, проведены родительские собрания. Я думаю, для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей здорового образа жизни, детский сад в своей  деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

Таким  образом, организованная  здоровье сберегающая   среда, способствует формированию у детей навыков здоровья, выработке разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый образ жизни с раннего детства. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой  жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Важно сформировать у ребенка отношение к здоровью,  как к ценности, которую надо беречь и укреплять.

Первая ее ступень – дошкольное учреждение. Именно здесь закладываются основы здорового образа жизни.



Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детского сада общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

Консультация для родителей.

Тема: «Значение режима дня для здоровья и правильного развития ребёнка».

Подготовила и провела

Инструктор по физической культуре (плавание)

Степанова А. В.

г. Долгопрудный

Значение режима дня для здоровья и правильного развития ребёнка.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий  то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от 
строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.
Любая деятельность - это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.
 Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

 Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается, и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму - смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности  приходится на 14-16 ч. Не случайно, поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственнобытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.
Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший  жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить он сам просыпается  бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать  недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…
На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется  незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет  11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).
Для ночного сна отводится время с 9 часов 30 минут вечера до7 часов 30 минут утра.  Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15 часов 00 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно - это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня - это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится' будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро, засыпать без всяких дополнительных воздействий.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то   завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.
 Режим дня в семье.  
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду.

Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Задачи и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни»

Задача  сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основн...

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Буклет "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни! Удача и успех! "

Буклет для родителей.Нам, взрослым, необходимо объяснить детям, что здоровье – одна из главных ценностей жизни....

ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, живший в 19 веке. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого ...

Презентация "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни! Удача и успех."

Оздоровительные мероприятия в группе компенсирующей направленности....

Формирование представлений о здоровом образе жизни - основа укрепления и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста

Здоровье детей – сложная, многогранная и динамичная категория бытия. По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г. Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное зн...

Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни».

Консультация для родителей«Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни».         Одному древнем...