Материал по формированию КГН
план-конспект занятия (младшая группа)

Зайнуллина Татьяна Владимировна

Конспекты НОД, анкета для родителей, дидактические игры на формирование КГН

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_formirovaniyu_kulturno-gigienicheskih_navykov.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты НОД, анкета для родителей, дидактические игры на формирование КГН

Воспитатель: Зайнуллина Татьяна Владимировна

 

                                               

 Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков в группе младшего возраста.

«Я сам!»

Программные задачи:

1.Продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, обмывать руки, пользоваться личным полотенцем.

2.Формировать навыки личной гигиены.

3.Воспитывать желание ухаживать за собой.

Дидактический материал:

Потешки на тему культурно-гигиенических навыков.

Словарная работа:

Активизация словаря: мыло, вода, полотенце.

Обогащение словаря: намылить, пена, насухо.

Ход.

Обращаю внимание детей на то, что после рисования замарались ручки. Спрашиваю:

- Что нужно сделать, чтобы ручки стали чистыми? (Ответ детей).

- Правильно. Надо их вымыть.

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть.

Приглашаю детей в умывальную комнату вымыть руки. Напоминаю детям, что перед тем, как мыть руки, необходимо закатать рукава.

Кто рукавчик не засучит,

Тот водичку не получит.

- А помогут нам вымыть руки мыло и вода.

Чище мойся,

Воды не бойся.

Открываем кран, берём в руки мыло, подставляем под воду.

Тёплой водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму,

И ладошки им потру.

Затем намыливаем, чтобы появилась пена. После этого подставляем ладошки под воду и смываем пену.

Ладошки друг о друга трутся,

Друг друга обнимают.

Правой моем левую,

Левой моем правую.

Проверяю, чтобы все дети хорошо промыли руки. Продолжаю учить детей.

- Кто вымыл руки, отжимаем над раковиной, чтобы на пол не набрызгать. Находим своё полотенце, снимаем, разворачиваем, вытираем ручки насухо.

Помогаю детям индивидуально во время мытья рук.

После того как все помыли руки, предлагаю:

- Давайте друг другу покажем, какие у нас стали чистые ручки.

Дети показывают, а я в заключении говорю:

Чище мойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

- Молодцы, ребята, все вымыли чисто руки, можете идти играть.


Конспект НОД в 1-й младшей группе: "В гостях у Марьюшки"

Цель: эмоционально-речевое развитие на основе фольклора.

Задачи:

  • Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным текстом;
  • Учить детей рассказывать знакомые потешки;
  • Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.

Предшествующая работа: разучивание с детьми потешек.

Артикуляция словаря: удаленька, спутались, колыбелька.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем входят в светелку (в муз. зале). У входа их встречает Марьюшка: «Здравствуйте, ребятишки! Какие вы красивые и нарядные. Проходите, садитесь. Как хорошо, что вы ко мне в гости пришли. Я вас к себе в гости ждала, светелку свою прибрала, сама нарядилась и Катю, доченьку свою, тоже нарядила. Вот у меня какая дочка (показывает детям куклу в красивом платье). Ребятишки, а вы, наверное, играть очень любите, да? (ответы детей). А хотите со мной и моей Катей поиграть? Катя у меня ходить научилась. Хотите вместе с ней по дорожке походить».

Марьюшка предлагает двум ребятишкам взять куклу за ручки и походить с ней. Другим детям предлагает почитать потешку:

Катя, Катя маленькая,

Катенька удаленька.

Пройди по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

Марьюшка: «Молодцы, ребятишки. А я еще знаю интересную игру, которая называется «Ладушки». Ну-ка, где наши ладушки?»

Играют в игру «Ладушки»

Марьюшка: «Вот так детки! Вот так молодцы!

Ребята, посмотрите, что-то Катя моя на скамеечку села. Наверное, устала она. Маленькая еще, вот спать и захотела. А смотрите-ка, Катя поиграла, испачкалась, ножки замарала. Что же мне теперь делать, нельзя же Катю грязной спать укладывать? (ответы детей). Конечно же, надо ее умыть. Вот и тазик у меня есть. А чем мы Катю умывать-то будем? (ответы детей). Правильно, водичкой. Водичка должна быть тепленькой. У меня на печке стоит горшочек, наверное, водичка в нем уже согрелась (Приносит горшочек с водой, выливает в тазик, предлагает детям потрогать воду). Какая водичка? Теплая? Ну вот, сейчас мы Катю умоем».

Дети с Марьюшкой умывают куклу и проговаривают потешку:

Водичка, водичка.

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Марьюшка: «Вот личико и ручки помыли. Теперь надо ножки помыть. Катя много бегала и ножки у нее грязные. Чтобы хорошо ножки отмыть, что нам для этого нужно (ответы детей). Да, мыло и мочалку. Вот и мыло, и губка (моет кукле ноги. Дети по желанию могут прочитать потешку еще раз). Все доченька у меня теперь чистенькая. Посмотрите, как у нее волосики спутались. Что надо сделать? Да надо ее причесать. Вы мне поможете потешку прочитать?»

Марьюшка вместе с детьми причесывает Катю, приговаривая:

Расти коса до пояса –

Не вырони ни волоса,

Расти коса до пят –

Все волосики в ряд,

Расти коса, не путайся

Дочка маму слушай

Марьюшка: «Ребята, а вы песенки колыбельные знаете?

Спойте, пожалуйста, моей дочке».

Колыбельные дети могут петь по своему выбору.

Марьюшка: «Спасибо вам, ребятишки. Чтобы я без вас делала. Очень помогли вы мне сегодня: поиграли с Катей, умыли ее, причесали и еще спать уложили. А потешек-то, сколько много знаете. Вот какие молодцы! Ну что же, мы с вами все дела сделали, можно теперь и отдохнуть. Вы пришли ко мне в гости и я хочу вас угостить. Пойдемте пить чай».

Марьюшка подводит детей к накрытому столу, дети садятся пить чай.

                                             

                                       

     

 Конспект  НОД  в первой младшей группе .

                                            «Водичка, водичка…»

Задачи:

1.Закрепление навыков в умывании.

 2. Знакомство с  предметами туалета и их назначением.

 3. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными .                                                                                                                                                                                  

                                Ход непосредственно-образовательной деятельности:

   Показываю движения, читаю текст стихотворения, дети повторяют за мной:

« Мы проснулись рано утром (шагают на месте),

Потянулись бодро, шумно (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх);

Чтобы сон ушел- зевнули,

Головой слегка тряхнули ( выполняют наклоны влево- вправо. Отводят руки к плечам).

Разбудил нас бег на месте ( бегут на месте ),

К ванне побежали вместе ( выполняют упр. «пружинка». Руки на поясе.)

Умывались и плескались. Зубы  вычистить пытались, ( выполняют круговые движения ладонями около лица).

Причесались аккуратно ( гладят ладонями голову от макушки к вискам ).

Приоделись все опрятно ( выполняют руками 2 раза движения от груди вниз, опускают руки к бедрам ).

Не хотим мы больше спать,

Будем весело играть!» ( упр. « пружинка», хлопают в ладоши).

- Вот какие молодцы! А сейчас садитесь на стульчики.

- Раз, два, три, четыре, пять,

Вышло солнышко опять!

- Раз, два, три, четыре, пять

Вышла Оля погулять.  (  Показываю  куклу.  Волосы взлохмаченные, грязная).

 « Вот так Оля! Ты забыла умыться что ли ?»

 « Вышли звери в огород,

Встали дружно в хоровод.

Окружили Олю!

Не узнали что ли?!»

(  Беру в руки по очереди мягкие игрушки и говорю за них). Говорит собака Оле: « Гав, гав, гав! Ты б пошла умыться что ли!»

 ( Так же  озвучиваю утку, кошку).

Показываю свинью: « Лишь свинья от смеха давится: « Как мне эта Оля нравится! Она красива, как и я!»»

Спрашиваю у детей: « Ребята, а вы тоже грязные выходите гулять?»

Дети: «Нет!»

 « Перед тем, как выйти на улицу, нужно обязательно посмотреть на себя в зеркало, все ли в порядке».

 Обращаюсь к кукле   Оле: « Посмотри  на себя в зеркало. Ты, наверно, умываться не умеешь?»

Оля: «Не умею».

Обращаюсь к детям: « Ребята, научим Олю умываться? А что нужно, чтобы научить Олю умываться?»

Дети: «Вода, мыло, полотенце».

Выносим кувшин с водой. Тазик, мыло, полотенце.

 « Давайте представим, что перед вами настоящая раковина с умывальником. Но что надо сделать перед тем, как открыть кран с водой?»

 Дети: «Надо закатать рукава, чтобы не намочить платье, рубашку».

 « Правильно! Егор , покажи Оле, как нужно закатывать рукава. А ты, Оля, смотри внимательно».

Чтение потешки:

 «Руки с мылом надо мыть,

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит».

« Рукава закатали, теперь покажем Оле, как  надо мыть руки. Одна ладошка моет другую. Саша, покажи, пожалуйста, Оле как ты моешь руки. Молодцы!»

Чтение потешки:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

 Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

 « Вот мы умылись, вытерлись полотенцем. Оля теперь чистая. Осталось ее причесать».

 (Подводим Олю к зеркалу).

 « Теперь ты чистая и красивая! Ведь, если человек всегда ходит чистый, то он помогает своему здоровью. А вы, ребята, запомнили, как правильно умываться?»

Дети: «Да!»

 Вопросы детям:

«1.Полотенцем мы что делаем?

 2. Расческа для чего нам нужна? А если мы не будем пользоваться расческой, то все будут лохматые, правильно?  

3.Зубная щетка для чего? А вы умеете чистить зубы? Как вы чистите зубы покажите пожалуйста.

   4.Нужно ли пользоваться мылом? Как намыливают ручки?

«Молодцы! А еще я вам скажу:

Умываться по утрам, после  сна. Мойте руки, лицо и шею. Мойте руки и ноги перед сном каждый день. Мойте руки после игр, прогулки, туалета».

« Будем аккуратными и чистыми?»

Дети: «Конечно!»

Благодарю детей за работу.

                                     

       

Конспект НОД в первой младшей группе.

                        «Умоем куклу Машу.»

Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, формировать простейшие виды речевого суждения; вызывать интерес к устному народному творчеству, желание повторять потешки.

Материал: кукла Маша в русском народном платье; для куклы стол, стульчик, посуда; мыло в мыльницах; полотенца на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребятки посмотрите, кто это к нам сегодня пришёл в гости?

Дети: Это кукла.

Воспитатель: Да, это Маша. Здравствуй Маша! Посмотрите, в каком нарядном платье она к вам пришла. Это платье, в котором очень давно одевались ваши бабушки и прабабушки.

Маша: Ребятки, а что вы сейчас будете делать?

Дети: Завтракать, кушать.

Воспитатель: А мы можем Машу пригласить с вами за стол?

Дети: Да.

Воспитатель: А чтобы сесть завтракать, что нужно сделать?

Дети: Помыть руки.

Маша: А зачем?

Дети: Чтобы они были чистыми.

Воспитатель: А вы ребятки знаете, что такое быть чистым?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте Маше вместе расскажем:

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываться по утрам и ещё по вечерам.

Маша: А когда надо умываться?

Дети:  Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днём,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Руки мой перед едой

Грязь грозит тебе бедой.

Маша: А вы умеете умываться?

Дети: Да.

Маша: А покажите, как надо умываться и мыть ручки?

Воспитатель: Ребятки, а что нужно сделать сначала, прежде, чем начать умываться?

Дети: Засучить рукава, открыть кран.

Воспитатель: Правильно, у кого длинные рукава – их надо засучить, чтобы не замочить во время умывания. С мокрыми рукавами ходить неприятно и некрасиво. Давайте покажем, как мы будем умываться.

Дети:  Кран откройся! Нос умойся!

             Мойтесь сразу оба глаза!

             Мойтесь ушки! Мойся шейка!

             Шейка мойся хорошенько!

            Мойся, мойся, обливайся!

            Грязь смывайся, грязь смывайся!

Все слова дети сопровождают соответствующими действиями.

Маша: А какой водичкой вы моете ручки?

Дети: Тёплой.

Спросить нескольких детей индивидуально. Повторить вместе.

Маша: А с чем надо мыть ручки?

Дети: С мылом.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, теперь давайте пройдём  к раковинам и покажем Маше как же надо мыть руки. Засучили рукава, открыли кран и взяли мыло. Давайте посмотрим, какое оно?

Дети: Скользкое, холодное.

Воспитатель: Давайте вместе скажем – скользкое. А как оно пахнет?

Дети: Вкусно.

Воспитатель: Да, мыло душистое. Давайте вместе скажем – душистое. А если ручки намылить, что получится?

Дети: Пена.

Воспитатель: Давайте вместе скажем – пена.

Будет мыло пениться и грязь куда-то денется.

Воспитатель: Помыли ручки, помыли ротик, помыли щёки. А кукла Маша смотрит, как вы умываетесь, и учится у вас. А когда всё помыли, что надо сделать?

Дети: Выключить кран и вытираться.

Воспитатель: Правильно, берите каждый своё полотенце и вытирайтесь.

Пока остальные дети моют руки можно сопровождать их действия стихами:

Теплою водою руки чисто мою:

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Тёплая водичка умоет Ире личико,

Пальчики – Антошке,

Сашеньке – ладошки.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы все вымыли ручки. А теперь давайте посмотрим, научилась ли у вас кукла Маша мыть ручки? (Мою куклу) и говорю:

Моем, моем куклу Машу

Чисто, чисто, чисто, чисто

Будет, будет кукла Маша

Очень, очень чистая.

Воспитатель: Посмотрите, теперь какие ручки и лицо у Маши?

Дети: Чистые.

Воспитатель: Правильно. Давайте вместе скажем – чистые. А теперь можно пройти за столы  и позавтракать. Машу тоже за стол посадим. Что друг другу надо сказать?

Дети: Приятного аппетита.

                                         

                                            КОНСПЕКТ НОД

по воспитанию культурно-гигиенических навыков (умывания)

                                  «Научим куклу Катю умываться»

Программное содержание: умывание.

1. Обогащать словарь детей, уточнить название и назначение предметов, находящихся в умывальной комнате: кран, по которому льется вода; мыло – смывает грязь; полотенце – вытирать насухо руки, лицо; зеркало – помогает проверить чисто ли ваше личико.

2. Учить правильно называть предметы, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

3. Воспитывать вежливость, умение уступить друг другу, помогать друг другу.

4. Продолжать учить детей последовательно мыть руки: закатать рукава, открыть кран, помочить руки, намылить руки, положить мыло в мыльницу, потереть руки, смыть мыло, вымыть лицо, отжать руки, взять свое полотенце, вытереть насухо лицо и руки, закрыть кран.

        Предварительная работа

1.        Обучать детей правильной последовательности при умывании.

2.        Чтение сказки «Мойдодыр», потешки.

3.        Рассматривание сюжетных картинок.

        Материал: кукла, кран, мыло, полотенце, запись с детским плачем.

                                                     Ход занятия.

        Дети играют, воспитатель включает запись с плачем ребенка и прячет в приемной комнате рядом с куклой.

- Ребята, а кто плачет? Артем, ты? (нет)

- Настя, ты? (нет) А кто? (не знаю)

- Пойдемте поищем! (Да)

        Идя на звук плача, воспитатель с детьми входят в приемную и видят, на диване сидит кукла и плачет.

- Ребята, да это же наша Катя!

- Катя, а что ты так плачешь?

         Воспитатель от имени Кати: «Я бежала к вам, хотела позвать вас на улицу и упала, испачкалась».

- Ну, Катя это не беда, правда, ребята? (Да)

- У нас есть умывальная комната, ребята скажите, а что там мы делаем?

- Там мы моем руки и умываемся.

- Правильно. Давайте ребята проводим Катю в умывальную комнату!

- Давайте!

                Пока идет индивидуальная работа.

- Как называется комната? Что делаем?

                Ребята вместе с воспитателем проходят в умывальную комнату и воспитатель от имени Кати:

- Ой, ребята, а что это за домики такие? Показывая на ячейки с полотенцами.

- Ребята, расскажите, для чего нам нужны эти домики?

- Тут висят наши полотенца.

- А зачем вам столько полотенец?

- У нас у каждого есть свое полотенце.

                С помощью воспитателя дети объясняют, что у каждого из них есть свое полотенце.

                Воспитатель от имени Кати:

- А как же вы ребята узнаете, где чье полотенце?

- Карина, объясни Кате, как ты находишь свое полотенце? - У меня на домике есть картинка с ёжиком, это мое полотенце.

- Артем, а у тебя какая картинка? - Мишка.

- А у Киры? - Яблоко.

- А у Максима? - Аист.

- Настя, скажи, а у тебя какая картинка? - А у меня бант.

- Глеб, скажи какая у тебя картинка? – Гриб.

                Воспитатель от имени Кати:

- А где же полотенце у А.Ю.?

- А мое полотенце, ребята, покажите где? (оно весит отдельно). – Правильно.

- Катя, и тебе я принесла полотенце.

- Ой, спасибо, давайте мне полотенце, я вытрусь, всю грудь вытру, буду чистой.

- Нет, Катя, нужно сначала сделать что?

- Ребята, что нужно сделать? - Умыться.

- А как мы это делаем? Покажем Кате? - Да.( Хоровой и индивидуальный ответы детей.)

                Нужно кран открыть.

- А я умею сама открывать кран. Сильно открывает кран.

- Дети, разве так открывают кран? Почему?

- А как Артем надо открывать кран? - Тихонько.

- Правильно, тихонько, чтоб вода текла тонкой струйкой.

- Что нужно сделать, прежде чем подойти к умывальнику? – Закатать рукава. - А зачем, Карина? - Чтоб не намочить платье.

- Правильно.

- А затем как мы закатали рукава, что мы делаем, Максим? - Мы намочим руки.

- А дальше что, Кира? - Берем мыло.

- Да.

- Ребята, покажите, как надо закатывать рукава, помогите друг другу. - Молодцы.

- А теперь помогите Глеб и Настя закатать рукава Кате. Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит.

- Рукава закатали, кран открыли, что теперь делать?

- Ребята, подскажите Кате, что мы делаем дальше? – Возьмем мыло и намылим руки.

- Правильно. Максим, покажи Кате, как намылить руки.

                Мыли мылом пальчики, мыли мылом ручки, вот какие ладушки, ладушки-ладошки.

- Вот такими движениями одна ладошка моет другую (Максим показывает).

- Сначала руки намочим водой и намылим мылом, у нас получились белые перчатки.

- Катя ты поняла, что нужно делать? - Да.

- Тогда начинай мыть руки.

                Воспитатель намыливает кукле руки, спрашивая детей, что дальше делать.

- Ребята, правильно Катя делает? - Да.

                Теплою водою, руки чисто мою,

                Кусочек мыла я возьму,

                И ладошку им потру.

- Настя, что сейчас делает Катя? - Мылит руки мылом.

- А теперь, что ей нужно делать Глеб? – Смыть мыло.

- Помоги, Настя, кукле смыть мыло.

- Катя, смывай водичкой мыло. - Смыла. - Лицо?

- Максим, что нам дальше делать? - Вытереть руки полотенцем.

- Артем, скажи, что забыл Максим. – Отжать руки.

- Правильно.

- Вот теперь вытирать руки полотенцем. Помоги, Артем, кукле.

- А теперь повесь полотенце в домик.

- И закроем кран.

                Воспитатель от имени Кати.

- Ой, ребята, и как вам удается все это запомнить? - Нам помогает наши картинки.

- Правильно, ребята.

- Ну, Катя, посмотри в зеркало. Чистая ты? - Да.

- А вы ребята? Какие у вас руки? - Чистые.

- Катя, ты запомнила, как нужно мыть руки? - Да.

                Воспитатель опрашивает еще раз детей о последовательности мытья рук.

- Мы помогли Кате умыться, научили ее правильно умываться….

                                           

                          Конспект НОД в младшей группе .

                                        «Оденем куклу  Машу».

 Программное содержание: Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания. Расширять и закреплять в игровой форме знания о предметах ближайшего окружения (знать название мебели и одежды). Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке аккуратно складывать снятые вещи. Вызвать у детей эмоциональный отклик на происходящее, желание принять участие в инсценировке.

Материалы: обстановка кукольного уголка: кровать, стул, стол, коляска для куклы, платяной шкаф, кукла Маша, разбросанная повсюду одежда куклы Маши

Ход занятия:

Воспитатель – Дети, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к нам в группу. Давайте с ними поздороваемся! Скажем, здравствуйте, гости дорогие!

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель - Ребята, а  кто это у нас спит в кроватке? (ответы детей)

Воспитатель- Это девочка Маша. Посмотрите, дети солнышко уже давно проснулось, а Маша все спит. Давайте ее разбудим. Скажем все вместе: «Маша просыпайся, Маша, поднимайся!»

   Дети будят Машу. Маша просыпается, открывает глаза.

Маша - Нечего делать – надо просыпаться, надо подниматься, надо носки надевать.

Воспитатель - Оглянулась Маша - а носок- то нет!

Маша - Где же, где мои носки? Обыщу все уголки. Их на стуле нет и под стулом нет, на кровати нет, под кроватью - нет…

Воспитатель - Ах ты, Маша- растеряша! Потеряла носки! Ищешь, ищешь не найдешь, не разыщешь - так пойдешь. Надо вещи убирать - не придется их искать. Ребятки, давайте поможем Маше найти носочки.

Дети вместе с воспитателем ищут носки.

Воспитатель - Посмотри, Маша, да вот же они у куклы в коляске!

Маша - Вот надену я носки, а них и башмаки.

Воспитатель - Заглянула Маша под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет! Стала Маша башмак искать.

Маша- Под кроватью - нет, на кровати нет, и за шкафом нет, и под шкафом нет….

Воспитатель - Ах ты, Маша- растеряша! Теперь башмак потеряла! Ищешь, ищешь не найдешь, не разыщешь - так пойдешь. Надо вещи убирать - не придется их искать. Дети, поможем Маше найти башмак?

Дети вместе с воспитателем ищут башмак.

Воспитатель - Посмотри, Маша, да вот же твой башмак на столе стоит. Надевает Маша башмаки и приговаривает:

Маша - Вот надену башмаки, а потом и платье, и пойду гулять я.

Воспитатель-А платья тоже нет нигде!

Маша – В чем пойду гулять я? Потерялось платье!

Воспитатель - Ищет Маша платье.

Маша -  И на стуле нет, и под стулом нет…Платьице хорошее, куда оно положено?

Воспитатель – Но тут Маша увидела свое платье.

Маша – Платьице хорошее на полочку заброшено!

Воспитатель – Ну ты Маша-растеряша! Разве можно так разбрасывать свои вещи. Наши детки маленькие, но уже умеют сами раздеваться и убирать свои вещи аккуратно. Правда, ребятки?

Давайте покажем Маше, как нужно раздеваться и убирать свою одежду, чтобы потом ее не пришлось искать?

Дети вместе с воспитателем идут к стульчикам и начинают раздеваться. Машу сажают на стульчик.

Воспитатель – Сиди, Маша и учись у наших ребяток. Дети, что нужно сначала снять?

Ответы детей.

Воспитатель – Правильно, сначала снимем тапочки, сандалики.

Дети снимают, если необходимо воспитатель помогает.

Воспитатель - Теперь снимем носочки. Нужно их вывернуть на лицевую сторону.

Дети выполняют, воспитатель помогает.

Воспитатель - Куда мы положим носочки? Правильно на тапочки или  и сандалики. Молодцы! А куда мы поставим тапочки и сандалики? Правильно под стульчик. Теперь дети снимайте шортики и юбочки. Молодцы, ребятки. Куда нужно повесить одежду? Правильно на спинку стула. А сейчас я помогу детям снять футболки. Куда вы их повесите? Правильно, тоже на спинку стула. Молодцы, ребята! Быстро разделись и аккуратно убрали всю одежду. Посмотри, Маша, какой у нас порядок!

Маша - Да, ребятки хоть и маленькие, но убрали всю одежду. Им не нужно будет искать носочки и тапочки. Все вещи на своих местах. Я теперь тоже буду аккуратно убирать свою одежду. Спасибо вам ребятки, научили.

Воспитатель - И мы надеемся, что Маша больше не будет растеряшей. Ну, а нам с вами, ребятки, перед сном нужно еще умыться. Проводиться игра – самомассаж:

       Мыли мылом ушки

       Мыли мылом ножки

       Мыли мылом наши

      Ладушки-ладошки.

       Целый день работали

       Целый день трудились

      Сильно утомились наши

      Ладушки-ладошки

      Прилегли ладошки

      Отдохнуть немножко

      Вот какие ладушки

      Ладушки-ладошки!

А теперь давайте скажем нашим гостям до свидания и пойдем в спальню спать.

   

                                               

                                           

                           

                Конспект НОД в первой младшей группе .

                                « Как ухаживать за руками?»

Цели:

  • формировать представление детей о правильном уходе за своими руками, используя вопросы: «Зачем мы моем руки?», «Что такое микробы?», «Как обработать рану?»;
  • развивать речь: учить отвечать на вопросы воспитателя, расширять словарный запас: микроб, рана, вата и др.;
  • развивать координацию движений пальцев и кистей рук, быстроту реакции;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, культурно-гигиенические навыки.

Оборудование: игрушка Айболит; картинка с изображением микробов; мыло, полотенце, варежки; кукла Катя; зеленка, вата; доска, поставленная на стул; мяч.

                                                    Ход занятия

 - Сегодня в гости к нам  пришел доктор Айболит. Он будет учить нас ухаживать за руками.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен знаменит,
Это доктор…(дети отвечают: Айболит!).

Айболит: - Ребята, а вы знаете, что во время прогулки, когда вы играете с мячом, с песком, с игрушками, вместе с пылью и грязью на наши руки попадают микробы. Это крохотные, маленькие пылинки, их даже не видно на наших ладонях. Но они очень опасны - это возбудители болезней.

Мыть руки надо несколько раз в день: перед едой, после прогулки и т, д.

Намыливая кожу рук, мы изгоняем микробы, а значит, защищаемся от болезней.

Еще микробы могут жить под ногтями, поэтому их надо всегда чистить и постригать специальными ножницами.

Айболит показывает ножницы.

доктор Айболит приглашает детей в умывальную комнату, чтобы вымыть руки с мылом.

Закатываем рукава,
Открываем кран-вода.
Взяли в руки мыло,
Чтоб микробов смыло.
Моем пальцы и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
А у нас ладошки!
Чистые ладошки!

Дети нюхают свои ладошки, радуются, показывают воспитателю и Айболиту.

- Ребята, а как надо беречь свои пальчики, ладошки зимой?

- Что мы одеваем на пальцы? (ответ детей:Варежки.)

-Чтобы наши пальчики не замерзли, зимой надо носить варежки. (Показ картинки с изображением варежек.)

Раздается за дверью плач.

- Доктор Айболит, пойдем посмотрим, что случилось и кто там плачет.

Приносят куклу, у нее на руке ранка. Дети успокаивают и жалеют куклу Катю.

- Как вы думаете, что с ней случилось? (Ответы детей.)

- Как помочь Кате?

Доктор несет зеленку, вату и смазывает рану. Дети дуют на рану, подбадривают Катю.

 

Конспект НОД в первой младшей группе.

              «Воспитание культурно-гигиенических навыков».

Задачи:продолжать учить детей самостоятельно мыть руки,пользоваться мылом,насухо вытирать лицо и мыло личным полотенцем.Формировать навык пользования индивидуальными предметами. .Закрепить знание желтого и красного цветов, умение детей рисовать пальчиками.

Материал: игрушка зайка , кукла, чудесный мешочек,мыло,полотенце.

 (Воспитатель незаметно включает запись на диске )

- Ой, ребятки кто это так громко плачет.(воспитатель идет к заранее приготовленной кукле, которая стоит у дверей). Посмотрите это кукла, но почему-то она грязная. давайте я спрошу у нее , что же с ней случилось. (Подношу куклу к уху и имитирую наш разговор).вот ребята, что мне рассказала кукла.

 

Оказывается нашу куклу  пригласил на день рождение Зайка. Она долго думала, что же подарить зайке и на конец придумала, что если я подарю своему другу рисунок который нарисую сама. Кукла  так старалась нарисовать что-то интересное, что и не заметила, как вся выпачкалась в краске. Она стала отмывать краску, но у нее ничего не получилось. Так расстроенная кукла пришла к нам за помощью. Ну что поможем кукле?

- да (Ответ детей)

 - Так что кукла не переживай ребятки тебе обязательно помогут.

Ребят посмотрите что у меня есть.(достаю чудесный мешочек). Это чудесный мешочек, давайте посмотрим, что в нем лежит. Потихонечку вытаскиваю чудесный мешочек и достаю из него мыло.

 

- А ну ка детки посмотрите, что это?(Мыло)

- А для чего нам нужно мыло (Чтобы мыться, намыливать ручки и.т.д)

 

- Молодцы ребятки. Ой,а что то здесь ещё в мешочке лежит. Вытаскиваю полотенце

- Что это(полотенце).

- А для чего полотенце нам нужно? (Чтобы вытираться).

- Молодцы. Ребятки, а сейчас давайте нашей кукле покажем как правильно нужно мыться и вытираться полотенчиком, а также поможем кукле отмыть краску.

Идём в умывальную комнату.

 

- Смотри кукла сейчас мы тебе покажем как нужно правильно умываться, а ты всё запоминай и мойся вместе с ребятами.

Использование художественного слова:

Знаем,знаем да,да,да.

Где здесь прячется вода

Выходи водица мы пришли умыться,

Ладушки,ладушки с мылом моем лапушки.

 

- Молодцы ребята я смотрю вы все хорошо вымоли с мылом ручки и вытерли на сухо полотенцем.Ой смотрите,а  нашу куклу не узнать

Пока дети умываются отмыть вместе с ними игрушку, или можно заменить на такую же чистую.Предлагаю детям вернуться в игровую комнату.

 -Ребятки а давайте с нашей куклой нарисуем подарок для зайки. (Проходим столам, на которых заранее приготовила альбомные листы, гуашь желтого и красного цветов, салфетки для рук).

- Давайте нарисуем для зайки цветочек. Посмотрите как я буду рисовать (показываю детям ). Я указательный палец обмакну в красной краске и после приложу палец к листу бумаги, это у меня серединка. Далее я вытираю палец и вновь опускаю его в мисочку с другим цветом, и прикладываю к листку, это у меня лепестки. Посмотрите что у меня вышло. (показываю свой рисунок- цветок). дети рисуют по словесному указанию.

 

- ребят все нарисовали? (Да)Что то мне кукла хочет сказать?

Приставляю куклу к уху.

 

- А кукла говорит вам спасибо и предлагает вместе с ней пойти к зайке. Ну что пойдём?(Да)

- Ой ребята посмотрите,а вот и зайка совсем заждался.

Недалеко от деток за накрытым столом фруктами и соком посадить игрушку зайку.

 

Давайте ребята поздравим зайку с днём рождения, ой зайка говорит вам спасибо и приглашает вас за стол. Детки угощаются

                                             

 

Конспект НОД в первой младшей группе.

                                  «Да здравствует мыло душистое»

  • Задачи: закрепить и уточнить представления детей о том, где люди используют мыло в повседневной жизни;
  • обогащать и активизировать словарь по теме.
  • развивать умение работать в микрогруппе;
  • уметь на основе опытов анализировать и делать самостоятельно выводы;
  • развивать связную речь, воображение.

 воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство сотрудничества.

Материал: - мыло, стакан с водой, венчик, ложка, терка, салфетка, трубочка.

 

Воспитатель: - Ребята, к нам в гости пришел Жалейкин. Он очень грустный. У него сильно болит живот. Он говорит, что даже не может мыть руки. А почему у него болит живот? (Ответы детей.) Да, Жалейкин не мыл руки и поэтому заболел.

- А что нужно делать, чтоб не заболеть? (Ответы детей). Правильно, мыть руки с мылом, есть овощи и фрукты.

- А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.   (мыло)

- Посмотрите   внимательно   и   опишите   кусок   мыла.   Мыло,   какое   оно? (гладкое, белое, твердое). А какое оно на запах? (душистое, ароматное, пахучее).

- Для чего нужно мыло? Почему мы им пользуемся? (Отмывает грязь, уничтожает микробов и неприятные запахи).

- Это мыло называется туалетное.

Как вы думаете, мыло только такое бывает? (Нет).

- Мы с вами отправляемся на выставку мыла.

- Разделитесь, пожалуйста, на группы по три человека, выберите себе по два вида мыла. Вам предстоит в командах определить, какое мыло вы выбрали и для чего или где оно используется.

Дети в командах обследуют мыло и делают самостоятельные выводы.

(Жидкое мыло для мытья рук, туалетное и банное для мытья тела, хозяйственное для стирки белья и уборки помещения).

- А вы хотите узнать, что еще можно сделать с помощью мыла? Давайте пройдем к столам и попробуем с вами поэкспериментировать. Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:

1.  Всё за собой ты убери,

Будь аккуратным и не сори.

 

2.  Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

 

3. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

Опыт 1. Мыло можно поделить, порезать, а мы с вами попробуем натереть мыло на терке. Что мы делаем? Трем. Что у нас сыплется? Стружка.

Опыт 2. Какого цвета вода в стакане? (прозрачная, переливается на свету). А теперь высыплем полученную стружку в стакан с водой и перемешаем ложкой. Что же получилось? Вода стала белая, мутная.

Опыт 3. Попробуйте взбить воду венчиком? Что получилось? Мыло превратилось в пену.

Опыт 4. А теперь возьмем трубочки, опустим их в стаканы с пеной и подуем. Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей.

- Ребята, посмотрите, Жалейкин принес с собой картину. Эту картину он нарисовал обмылками. А вы знаете, как получились обмылки? Это мыло мылили, мылили и смыли. И остался тонкий кусочек мыла, т.е. обмылок. Давайте мы с вами тоже порисуем обмылками на бархатной бумаге. И у нас в группе будет выставка детских рисунков. (Дети рисуют на бархатной бумаге.)

Жалейкин: - Спасибо, ребята. Я узнал много интересного о свойствах мыла. Теперь я всегда буду мыть руки. И расскажу всем друзьям, что если потереть мыло, получится ... Что? (дети отвечают) Стружка. Если взбить стружку в воде, то получится ...(дети отвечают) Пена.

- А еще я хочу поиграть с вами в игру «Пузырь». Жалейкин раздает детям мыльные пузыри . Дети надувают пузыри, а воспитатель в это время говорит:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой

И не лопайся!

Осторожно - пузырь.

Посмотри-ка не один.

Надувается, летит.

Отрывается, бежит.

Тот со сливу, тот с орех,

А у тебя не лопнул дольше всех.

Жалейкин прощается с детьми. Дети продолжают играть.

 

Конспект НОД в первой младшей группе.

Тема: «Уход за глазками и

носиками - курносиками»

Цель: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни

Задачи:

  • закреплять знания детей об органах чувств, которые помогают знакомиться с окружающим миром;
  • формировать культурно – гигиенические навыки;
  • формировать умение различать различные запахи;
  • развивать речевую активность;
  • воспитывать доброжелательность, желание заботиться о своем здоровье.

Ход деятельности:

Дети проходят друг за другом и встают вокруг стола. Раздается плач.

Кукла: Ой, глазки больно, ой, щиплет глазки, плохо вижу, ой больно.

Воспитатель вносит куклу – грязные глазки и руки

Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая, где ты глазки так измазала, черные ладошки, на локтях дорожки. Здравствуй, а как тебя зовут.

Кукла: Меня зовут Маша.

Воспитатель: Машенька, ведь нельзя такой грязной ходить.

Нужно срочно умываться

чистою водою.

Утром вечером и днем

После сна и перед сном

 (на стол ставлю таз с водою, умываю куклу).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, была чистая вода, а стала грязная. А, как вы думаете, почему она стала такой грязной (ответы детей).

Кукла: Ой, глазки видят и уже не болят.

Воспитатель: Ребята, а чтобы глазки не болели, хорошо видели, что нужно (ответы детей: надо умываться чистой водою, кушать морковку, чернику, делать гимнастику для глаз) А что нельзя делать с глазками (нельзя тереть глаза, плакать, телевизор близко смотреть).

Воспитатель: Правильно ребята, а ты поняла Маша?

Кукла: Спасибо вам ребята, научили меня.

Воспитатель: Молодцы ребята, помогли кукле, а теперь давайте поиграем с Машей, проходите на ковер.

Мы ножками потопаем,

Мы ручками похлопаем,

Мы глазками миг – миг,

Мы плечиками чик – чик,

Раз сюда, два туда (наклоны)

Повернись вокруг себя,

Улыбнись друг другу.

Воспитатель: Машенька, присаживайся, мы тебя еще многому научим. Проходите и вы ребята, присаживайтесь на стульчики (дети проходят на стульчик, садятся полукругом).  Ребята, у вас носики есть, покажите их.

Есть прямые носики

Есть носики – курносики.

Очень нужен всякий нос

Раз уж он к лицу прирос.

Раздается стук в дверь и появляется Буратино.

Буратино: Ой, кто это говорит про носики, мой самый красивый, самый длинный.

Воспитатель: Кто это хвастается? Да это же Буратино. У моих ребят тоже красивые носики. Ребята, а для чего носики нужны (дышать, различать запахи). Ребята, мама кушать готовит, вкусно пахнет? Это наши носики нам помогают, различают запахи.

Буратино: Я тоже хочу посмотреть, как ваши носики различают запахи (достает из сумочки два бутылька, в одном лук, в другом апельсин).

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру «Угадай по запаху». Приглашаю двух детей подойти ко мне.

Буратино: Ой, как здорово, какие вы молодцы, и носики у вас умеют различать запахи. 

Воспитатель: Я хочу сказать вам ребята, для носика вредно, когда дети делают глупости: засовывают в него посторонние предметы.

Еще можно пожелать

Пальцем в нос не залезать

Днем на солнце не сидеть

Носик может обгореть.

А зимой в большой мороз,

Не высовывать свой нос.

Ну, теперь понятно вам

Зачем носик малышам.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам сделать массаж для носика.

Буратино: А можно и я с вами сделаю массаж.

Воспитатель: Конечно можно.

Крылья носа разотри – раз, два, три,

И под носом себе утри – раз, два, три,

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять,

Вытри пот себе со лба – раз, два, раз, два,

Серьги на уши повесь, если есть, если есть,

А сюда браслетики, красивые манжетики,

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот так славно потрудились и красиво нарядились.

Буратино:  Ребята, спасибо вам, многому вы меня научили. А чтобы ваши носики были, всегда чистые и здоровые я дарю вам носовые платочки.

Воспитатель: Вот ребята и кукле Маше мы помогли, и Буратино многому научился. И мы с вами теперь знаем Глазки и носики – курносики быть здоровыми должны.

                                   Анкета для родителей:

  1. Какие культурно-гигиенические навыки сформированы у Вашего ребенка?

  1. Почему важно вовремя сформировать у ребенка культурно-гигиенические навыки?

  1. Как Ваш ребенок относится к бытовым процессам: мытью рук, приёму пищи, одеванию, раздеванию?

      -----------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Проявляет ли он при этом самостоятельность?

-----------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Как Вы на это реагируете?

   --------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Перемешанные картинки

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия. Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - расчестку; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. На доску вешается  большая картина, изображающая неопрятного ребенка, а детям раздаются маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот расчестка  для того, чтобы девочка причесалась”.

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Я  говорю детям, что хочу убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные:  скажите, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем говорю: “Руки”. Дети, которых  вызываю, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (расчестка,  ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант.  Задаю вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (  мыло, полотенце, зубная щетка , зубная паста)

Что нужно кукле!

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень,  заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Знакомлю  детей с картинками, спрашиваю их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешиваю картинки и раздаю их, беру куклу и говорю детям: “Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например  говорю: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

Что ты можешь о них сказать!

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Расческа, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитатель называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитатель задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитатель просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитатель может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитатель может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕЛ. Берлибо, В.Х. Петренко Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-III уровня I год обучения I период

Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь учителям-логопедам в организации речевых занятий,направленных на практическое усвоение лексических, грамматических средств языка и развития навыков св...

Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 2 период. /Автор-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.

Данная работа является продолжением «Дидактического материала по формированию лексико-грамматаческих категорий языка и связной речи для детей с ОНР - Ш уровня. I год обучения»....

Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 2 период. /Автор-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.

Данная работа является продолжением «Дидактического материала по формированию лексико-грамматаческих категорий языка и связной речи для детей с ОНР - Ш уровня. I год обучения»....

Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 3 период. /Автар-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.

Данная работа является продолжением <<Дидактического материала по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-3 уровня 1 год обучения»...

Методический материал по формированию с детьми раннего возраста навыков рисования

Задачи:Образовательные:Развивать сенсорные способностиУчить работать на листе с печатной основойВоспитательные:Формировать у детей умение внимательно слушать и понимать рассказ взрослогоВоспитывать ин...