Технологическая карта УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "Наше питание и здоровье" (раздел "Мы и наше здоровье")
методическая разработка

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 4-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

За период обучения в начальной школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8% (данные ВОЗ).

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» – быть здоровым, «логос» – наука), начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Данное занятие по валеологии ориентировано на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx507.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

(учитель __________________ ШКОЛЫ_________ФИО)

Учебный  предмет

Класс

Автор  учебника

Тема урока

Тип урока

Окружающий мир

3

А.А. Плешаков 

Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2015, ФГОС, программа «Школа России»

Наше питание и здоровье (раздел «Мы и наше здоровье»)

Урок изучения нового материала

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, карточки.

Цель урока: раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).

Задачи:

Образовательная:

  • обучение детей профилактическим методикам;  

Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и телом;
  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
  • приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1. Проверка изученного

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха: Здравствуйте, дети. Мы сегодня будем говорить о здоровом образе жизни.

- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное теплое утро.

Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое! (рисуют руками круг).

Здравствуй, небо голубое! (руки поднимают вверх, машут кистями).

Здравствуй, вольный ветерок! (обмахивают кистями рук лицо).

Здравствуй, милый мой дружок! (поднимают руки вверх и машут ими).

- Ребята улыбнитесь друг другу. Улыбка может согреть вас и ваших друзей теплом и улучшить всем настроение. Улыбнитесь всем присутствующим в классе. Хорошее настроение поможет нам справиться с любой задачей.

- А сейчас сядьте все прямо, и мы начнём работать.

Подготовка  класса  к  работе. Проверка домашнего задания по группам. 

1 группа: необходимо было найти этимологию слова «Здравствуйте (Ср. со словом здоровый, дерево)».

2 группа: составить сказки о том, как появилось слово здоровье (лучший материал будет опубликован в школьной газете «Птица»).

3 группа: необходимо было подобрать синонимы к слову «здоровый» и составить с ними словосочетания.

Личностные результаты

Самоопределение.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Вводное актуализирующее упражнение.

Для вас опрос, встаньте по очереди из-за парт и проголосуйте, как ваше утро начинается.

Как гласит восточная мудрость «Ешь столько, чтобы тела зданье не гибло от перееданья».

Питаться рационально  – это одна из привычек, которая формируется с первых дней жизни человека.

Но правильное питание – это основа здоровья личности, которая должна быть подкреплена другими компонентами: эмоциональными, психическими, физическими, духовными и социальными.

Выполняют задания.

Для опроса «Утро начинается с…» мы выбрали пять принципов, которые соотносятся с пятью видами здоровья.

Сейчас мы проследим, каким образом распределились ваши ответы (вносится шар с надписью «Здоровье», учитель быстро подсчитывает голоса):

Утро начинают с полезного завтрака - __% (вносится шар с надписью «Физическое»).

…с улыбки - __% (вносится шар с надписью «Эмоциональное»).

с книги - __ % (вносится шар с надписью «Духовное»).

со слов «Я – здоровая и счастливая личность» - __% (вносится шар с надписью «Психическое»).

с доброго дела - __% (вносится шар с надписью «Социальное»).

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли.

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Предметные результаты

Знания раздела «Лексикология».

Создаётся проблемная ситуация.

Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

А я желаю Вам, ребята, чтобы каждое Ваше утро было особенным и чудесным, как великий дар – Ваше здоровье.

Смотрите, к нам прилетели пчёлки (распечатки на доске), что же они нам поведают сейчас, давайте прочитаем:

Ребята, а какие фрукты и овощи вы любите? (диалог)

Каким видом спорта вы занимаетесь? (диалог)

Наши друзья-пчёлки принесли нам пословице в лукошке: давайте, соберём эти пословицы, их части перемешались в дороге.

Ребята, необходимо составить пословицы из двух частей, кто хочет поучаствовать?

Зачитывают строки, формулируют тему урока:

Чтоб здоровье  сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья,

Должен быть режим у дня.

У здоровья есть враги,

С ними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

Упражнение «Всезнайка: ножки и ладошки».

Хлопают в ладоши, если верно, топают ногами, если нет, например, кефир – полезный продукт, чипсы – полезный продукт и др.

● В здоровом теле - здоровый дух.

● Здоровье дороже денег.

● Чтобы быть к труду готовым, надо быть всегда здоровым.

● Береги платье снову, а здоровье смолоду.

- Назовите общую тему пословиц и тему нашего занятия. (Здоровье).

Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы

Самостоятельный ответ на вопрос

3.Закрепление

изученного материала

Устанавливает осознанность восприятия, делает обобщение.

- Сегодня мы говорим о здоровом образе жизни.

- Представьте себе, что наше здоровье – это большой красивый цветок. Чтобы он расцвёл, нам необходимо узнать правила здорового образа жизни.

На доске кружок от цветка, на котором написано слово здоровье.

Давайте напишем на лепестках, что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?

Учитель обобщает материал.

Но посмотрите, к нам в гости прилетели не только трудолюбивые пчёлки, но и вредные червячки, смотрите, о чем они нам поведают, читаем вместе:

Осторожно: чипсы приводят к ожирению (читаем вместе статью на стенде).

Осторожно: газировка разрушает зубы (читаем вместе статью на стенде).

Дети пишут на доске на лепестках, учитель комментирует.

Хорошо, все справились, наш цветок здоровья готов.

Работа у доски.

Как вы думаете, а чипсы и газировку чем можно заменить? (снова обращаемся к стенду, ведём диалог с детьми о пользе молока и меда).

Сейчас, чтобы узнать последнее правило здоровья нам помогут ребятки, которые подготовили стихотворение. Входите, пожалуйста к доске.

 (Рассказывают 5 человек у доски).

Стихи о человеке и его часах.

Кто жить умеет по часам,

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по 10 раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть.

Успеет в школу он дойти

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай.

Уроки делай не спеша

И книг не забывай .

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

- Хороший был денёк!

- О чём говорится в этом стихотворении? (о режиме дня)

- почему для человека важен режим дня?

Надо запомнить, что чередование труда и отдыха необходимы.

Это улучшает работоспособность, приучает к аккуратности,

 дисциплинирует человека, укрепляет его здоровье.

Метапредметные результаты

Контроль

Оценка

Коррекция  

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные результаты

Действие по аналогии  

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач

4.Физическая минутка

Учитель  организует  

физическую минутку.

Включает композицию

В.А. Моцарта

Физическая минутка «Буратино».

Гимнастика для глаз: учащиеся пишут в воздухе имена существительные здоровье, зарядка, завтрак, ваш любимый вид спорта. Все это делают необычно: носом, это упражнение снимет напряжение с глаз.

5. Рефлексия деятельности

Организует рефлексию,  самооценку результатов уч-ся.

- Ребята, выскажитесь по нашему занятию, выбрав для себя начало фразы.

Желаю вам сохранить здоровье на долгие-долгие годы, ведь здоровье – главное богатство для каждого человека.

- Спасибо вам, ребята, за работу! 

Выставление отметок: характеристика работы.

На доске:

сегодня я узнал…

я понял, что…

теперь я могу…

я попробую…

занятие дало  мне для жизни…

мне захотелось…

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Предметные результаты

Рефлексия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

7.Домашнее задание

Учитель  задает  домашнее  задание  с  учетом  уровня  подготовки  учащихся Дифференцированное домашнее задание.

1.с.138, ответить посменно на 2 вопроса ,

2.Подготовить статью на сайт школы, посвященную здорово питанию.

Стихотворение-пожелание от учителя классу читают хором:

Чистота – залог здоровья,

Чистота нужна везде:

Дома, в школе, на работе,

И на суше, и в воде.

Ребята, мойте руки перед едой и после посещения улицы! Соблюдайте гигиену письма и чтения, и тогда вы и ваши глазки будут здоровы! Удачного дня! До свидания!

Обоснование выбора методов тренинга и игры, приемов беседы, опроса, визуализации и технологии здоровьесбережения

Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Актуальность и новизна занятия.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 4-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

За период обучения в начальной школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8% (данные ВОЗ).

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» – быть здоровым, «логос» – наука), начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Данное занятие по валеологии ориентировано на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Отличительные особенности данного занятия.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

Занятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, беседа, игра), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержания занятия наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинг. 

Данное занятие по ЗОЖ носит творческий характер. С детьми проводятся упражнения разных видов: «Опрос», «Пчелки», «Враги здоровья».

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, духовного роста.

Литература

  1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2012.-№5.-с.54.
  2. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
  3. Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
  4. Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
  5. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.. М., 2001.
  6. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  7. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
  8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
  9. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 2017.
  10. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 2015.
  11. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
  12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2012.
  13. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
  14. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 2017
  15. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
  16. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе-

М., 2013.

  1. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
  2. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997.
  3. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 2017.
  4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 2016.
  5. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 2016.
  6. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 2015.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока

Предмет: Английский язык (в детском саду)Тема урока: «Цвета»Цель урока:  формирование устной речи по теме «Цвета» Задачи урока:...

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока окружающий мир....

Технологическая карта урока, организуемого для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с использованием цифровых инструментов

Технологическая карта урока, организуемого для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с использованием цифровых инструментов...

Презентация к технологической карте урока по познавательному развитию "Профессия повар"

Презентация к технологической карте образовательной деятельности «Познавательное развитие»...

Технологическая карта урока по матем. для детей с ТНР 1 класс

Технологическая карта по проведению урока  математики для детей с ТНР 1 класс....

Технологическая карта урока по физической культуре «Обучение вращению скакалки»

Комбинированный урок по освоению техники вращения скакалки....