Технологическая карта урока по матем. для детей с ТНР 1 класс
план-конспект по математике

Нина Юрьевна Протасова

Технологическая карта по проведению урока  математики для детей с ТНР 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Предмет: Методика преподавания математики (специальная)

Подгрупповое 1 класс

Программа обучения: АООП НОО в соответствии с ФГОС

Для обучающихся с ОВЗ, вариант 5.2

Тема: Число 0. Цифра 0.

Место данного занятия в системе занятий. Занятие по данной теме является первым; тема предшествующего занятия – «Увеличить на… Уменьшить на…» Тема следующего занятия – «Числа от 1 до 10». Связь с другими предметными областями: окружающий мир, развитие речи.

Тип занятия: открытие новых знаний.

Цель занятия: дать понятие о числе 0 и его местом в числовом ряду. Познакомить с цифрой 0.  Способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи обучающихся с использованием математических терминов и понятий. Воспитывать чувства аккуратности, усидчивости.

Задачи:

Образовательные: формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации) через использование активных форм и методов обучения; обогащать и активизировать словарный запас через использование имен прилагательных, слов–обобщений; развивать умение строить умозаключение, устанавливать причинно-следственные связи на основе использования знаний об окружающем мире; развивать комбинаторные способности, умения планировать деятельность при создании моделей из различного материала.

Коррекционно-развивающие: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости; развивать связную речь; развивать слуховое внимание, через восприятие на слух звуков природы; развивать память при помощи различных дидактических игр; развивать внимание, через выполнение разнообразных развивающих заданий; побуждать к решению проблемных ситуаций; выполнять двигательные упражнения, согласовывать движения и вербальное задание.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к природе; развивать положительную мотивацию к процессу обучения; воспитывать внимательное, аккуратное, ответственное отношение к выполнению заданий.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащийся научится:

 -находить место числа 0 в числовом ряду; 

-соотносить число и цифру; 

-применять навыки счета и знание состава чисел. 

Личностные:

Формировать начальные представления о самостоятельности и личной ответственности; самоконтроль навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах урока;  проговаривать последовательность действий на уроке; 

познавательные УУД: наблюдать, сравнивать, анализировать, строить речевое высказывание в устной форме, уметь делать выводы;

коммуникативные УУД: слушать и отвечать на вопросы учителя; формировать умение слушать и понимать речь учителя, вступать в диалог.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический методы обучения.

Основные понятия и термины: число ноль; цифра ноль.

Оборудование: Для учителя: проектор, интерактивная доска, презентация; колонки; изображение героев: Колобка, Зайчика и Белки; карточки с цифрами; плакат Могучего дерева; волшебный мешок (целлофановый пакет); 7 карточек-яблок; распечатанная тема урока; наглядное пособие «Как правильно писать 0»;  числовой отрезок; карточки с изображением цифр «0,1,2,3,4»; карточки с изображение номеров экстренных служб «01,02,03,04»; карточки с изображением пожарной машины, полицейской машины, скорой помощи; карточки с изображением 4 точек и карточка с изображением знаков «+» и «-»; две карточки с изображением цифры 0(или маркер синий); эталон с правилами сложения числа с нулем и вычитания от числа нуля; самовар, баранки и полотенце.

Для  детей: рабочая тетрадь;  парная работа по решению примеров; сигнальные смайлики.

Ход занятия:

Этап, хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Примечание

1.

Самоопределение деятельности

Организационный момент (1 мин)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, когда мы просыпаемся по утрам , что мы  говорим своим близким? И мне бы хотелось вам пожелать доброго утра. Послушайте небольшое стихотворение.

-Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро
Длится до вечера! 

 -Садитесь.

Приветствуют учителя.

 - Здравствуйте.

 - Доброе утро.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. 

Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Мультимедийная презентация слайд№1

2.

3.

4.

5.

6.

Мотивационный этап

(3 мин)

Физ.минутка (3 мин)

Организационный

контроль

(1 мин)

Актуализация знаний

и фиксация

затруднений

в деятельности

(5 мин)

Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому надо брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Кто же это?

Как начинается сказка?

-Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать.

— Нашему Колобку сегодня нужно отправиться на чаепитие в Лесную Полянку. Одному ему будет трудно справиться, поэтому он просит вашей помощи. 

- Ребята, давайте поиграем.

Чтобы вам было удобнее, вам

нужно встать возле своих парт.

Вам сейчас будут, предложены

ситуации, а вы с помощью

мимики и жестов покажете,

как вы на эту ситуацию

отреагируете.

Внимание на экран.

Каждому из вас я сейчас

раздам сигнальные смайлики,

с веселым лицом и грустным.

С помощью этих смайликов

предлагаю вам самостоятельно

оценивать выполненные

задания на занятии. Вам

нужно будет после каждого

выполненного задания

показать мне веселый

смайлик, если вы довольны

своей работой, или грустный

смайлик, если думаете, что

могли бы справиться

с заданием намного лучше.

В конце занятия мы вместе

оценим, насколько грамотно,

продуктивно и позитивно

провели его в целом

— Чтобы попасть к могучему дереву, нашему Колобку необходимо пройти тропинку с препятствиями. А препятствиями являются примеры, которые необходимо решить. 

— Итак, наш герой с карточкой 1. Первое препятствие «+4». 1+4=?

-Если ответ правильный- один хлопок, неправильный- 1 раз топнуть.

1+4=5      5-2=3   3+3=6 6-5=1     1+6=7

- Колобок.

- «Жили-были дед да баба», «Жили-были старик со старухой».

В зависимости от

услышанной ситуации

выражают эмоции

с помощью мимики

и жестов.

Работают

с собственными

эмоциями

Слушают учителя

Устно решают примеры, с места показывая с помощью веера цифр и проговаривая полный ответ.

- Один плюс четыре будет пять.

Самооценка.

- Пять минус два будет три.

- Три плюс три будет шесть.

- Шесть минус пять будет один.

- Один плюс шесть будет семь.

Самооценка.

Регулятивные : -уметь оценивать уровень усвоения знаний; научатся

контролировать свои

действия.

Личностные: понимают

значение знаний для

человека и принимают его;

имеют желание

учиться; проявляют интерес

к изучаемому предмету.

Регулятивные:

планирование своего

действия в соответствии

с поставленной задачей

и условиями ее реализации

Личностные: способность

к самооценке своих

действий, поступков

Регулятивные УУД: Формировать умение ставить учебную задачу на основе ране изученного материала; 

-умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме; -умение контролировать учебные действия; 

Познавательные УУД: Формировать умение строить логическую цепь рассуждений, делать вывод; -умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение; Коммуникативные УУД:

Формировать умение слушать и понимать речь учителя, вступать в диалог.

Мультимедийная презентация слайд№2

(Вывешивает на доску героя Колобка с карточкой «1»)

Мультимедийная

Презентация слайд №3

Сигнальные смайлики

(На доске нарисована запутанная тропинка.)

Мультимедийная презентация слайд№4

(Вывешивает карточку с верным ответом). Проверка по эталону (слайд)

Постановка учебной задачи

Самоопределние к деятельности

(4 мин)

— Наш герой добрался до могучего дерева. 

— А вы знаете, что растет на этом Могучем дереве? 

— Что же растерт, по-вашему вниманию?

-Открою вам секрет, что на этом дереве растут яблоки. Но все яблоки попадали, и оказались в моем волшебном мешке. 

(Беру по одному яблоку, и фиксирую количество оставшихся яблок. После того, как учитель достанет все яблоки, показывает пустой пакет.)

— А сколько яблок в пакете теперь? 

 — Какой точке числового отрезка соответствует это количество яблок?

— Можем ли обозначить количество яблок одной из цифр, которые мы изучили? 

 

 — Кто знает, какая цифра нам может подойти? 

- Правильно, это цифра 0.

- Определите тему урока. 

- Верно. Вместо слов «нисколько», «пусто», «ничего», в математике используют цифру 0 для обозначения числа 0.

- Да.

- Знаем.

- Желуди, яблоки.

- Нисколько, в пакете нет яблок.

- Началу отрезка.

- Нет, нам нужна цифра, обозначающая количество предметов, которых нет.

- Цифра 0.

-Число и цифра 0.

Самооценка

Регулятивные: целеполагание; умение самостоятельно ставить  учебные задачи;

Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:Формировать умения слушать и слышать собеседника

Личностные :  умение работать самостоятельно, фронтально;

Регулятивные: Познавательные: анализ с целью выделения признаков

Мультимедийная презентация слайд№4

7.

8.

Работа над новым материалом. Основная часть занятия (7 мин)

Физминутка с проговариванием слогов и слов (2 мин)

-Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль - вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

   Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Сейчас мы с вами сами в этом убедимся.

(Вызывает одного ученика, дает ему карточку «1». Вызывает другого ученика с карточкой «0» и предлагает встать рядом с единичкой.)

— Если у нас «0» встал справа единичка, что получилось?

— Хорошо. Посмотрите благодаря тому, что ноль приставили к единичке,  получилось новое число. Теперь поменяйтесь местами. А что же сейчас получилось? Где вы в жизни встречались с такой записью?

— Верно.

-Теперь единичку попрошу сесть. (Вызывает другого ученика, дает карточку «2» и просит встать в любое место рядом с «нулем».)

-Что получилось?

— Если у нас «0» встал справа единичка, что получилось? Теперь поменяйтесь местами. А что же сейчас получилось? Где вы в жизни встречались с такой записью?

Теперь  двойку попрошу сесть. (Вызывает другого ученика, дает карточку «3» и просит встать в любое место рядом с «нулем».)

-Что получилось?

— Если у нас «0» встал справа единичка, что получилось? Теперь поменяйтесь местами. А что же сейчас получилось? Где вы в жизни встречались с такой записью?

Теперь  тройку попрошу сесть. (Вызывает другого ученика, дает карточку «4» и просит встать в любое место рядом с «нулем».)

-Что получилось?

— Если у нас «0» встал справа единичка, что получилось? Теперь поменяйтесь местами. А что же сейчас получилось? Где вы в жизни встречались с такой записью?

- А теперь, ребята, давайте отдохнем и вспомним нашу физминутку «Ча, ча, ча»
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной) 

— Получилось число 10.

Работ у доски с карточками.

— 01

-Номер пожарной службы.

-Число 20.

- Номер вызова полиции – 02.

-Число 30.

-  Номер вызова скорой медицинской помощи

-Число 40.

- Номер вызова газовой службы.

Самооценка

Выполняют движения и проговаривают слоги и слова.

- Ча-ча-ча.

-- Печка очень горяча.

- Чи-чи-чи.

- Печет печка калачи.

- Чу-чу-чу.

Самооценка.

Личностные:  умение работать самостоятельно;

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

(Вывешивает карточку с изображением пожарной машины с надписью 01, с изображением полицейской машины и надписью 02, скорой помощи и надписью 03) 

9.

Продолжение работы по теме занятия (4 мин)

— А наш герой отправляется дальше. 

— Катится Колобок, а на встречу ему — заяц с белкой. У них есть карточка с изображением точек и знаками «+» и «-». Заяц и белка никак не могут понять, какое число пропущено.

-Сравним. В первом квадрате сколько точек?

Сколько во втором квадрате точек? Одинаковое количество?

— Что же тогда изменилось?

-Что же мы можем сказать? 

— Какое число нужно вставить рядом со знаком «+»?

— Что поставим рядом со знаком «-»?

— Кто же мне скажет, что же будет, если к числу прибавить 0 или вычесть из числа 0?

- Обратите внимание на памятку.

- 4 точки.

- 4 точки.

— Да.

— Положение точек.

К четырем  прибавили что-то и стало четыре.

— 0.

— 0.

— Будет то же самое число.

Самооценка

Личностные:  умение работать самостоятельно;

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

(Вывешивает памятку «а+0=а      а-0=а»)

10.

Первичное закрепление (3 мин)

— У вас на партах лежат листы для парной работы, в них 6 примеров. Вам сейчас их нужно решить.

Применяют полученные знания в новой ситуации: проговаривают и выполняют запись; комментируют свои действия.

Работают в парах

Самооценка

Личностные:  умение работать самостоятельно;

Регулятивные:Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: умение работать в парах, умение договариваться, приходить к общему мнению.

Фронтальная проверка.(по слайду)

(Вывешивает на доску эталон сложения и вычитания чисел с нулем.)

11.

Итог занятия (2 мин)

— Ребята, наши герои  говорят вам спасибо за проделанную работу, за вашу помощь, за уважительное отношение между собой в классе. Они решили чаю испить и передали и вам угощенья. (Выносит связку баранок.) 

— Наши герои хотят, чтобы вы оставались таким же дружным классом. 

- Спасибо.

Регулятивные: осознают

важность полученных

знаний, понимают причины

успеха или неуспеха.

12.

Рефлексия деятельности (2 мин)

- Для наших друзей очень важно, что для себя вы сегодня узнали с путешествия? Чему научились? Поэтому Колобок предлагает вам подарить яблоки Могучему дереву. 

У вас на партах лежат яблоки двух цветов: оранжевые и зеленые.

- Если у вас все получилось и вы довольны своей работой, возьмите зеленое яблоко.

Если были трудности, но вы их преодолели – оранжевое яблоко.

- Спасибо вам за урок, ребята. Желаю вам больших успехов в учебе! 

Оценивают свою работу.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, 

Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Мультимедийная презентация слайд №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока

Предмет: Английский язык (в детском саду)Тема урока: «Цвета»Цель урока:  формирование устной речи по теме «Цвета» Задачи урока:...

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока окружающий мир....

Технологическая карта УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "Наше питание и здоровье" (раздел "Мы и наше здоровье")

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 4-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.За период обучения в начальной школе число здор...

Технологическая карта урока, организуемого для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с использованием цифровых инструментов

Технологическая карта урока, организуемого для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с использованием цифровых инструментов...

Презентация к технологической карте урока по познавательному развитию "Профессия повар"

Презентация к технологической карте образовательной деятельности «Познавательное развитие»...

Технологическая карта урока по физической культуре «Обучение вращению скакалки»

Комбинированный урок по освоению техники вращения скакалки....