Досуговая деятельность как средство развития физического потенциала у детей старшего дошкольного возраста
материал
Досуговая деятельность как средство развития физического потенциала у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки и умения. В этом играет особую роль родитель и педагог. Для этого создаются условия и используются разные средства: закаливание, игры, активный отдых, туризм и спорт. Особое место отводится активному отдыху. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий потребность детей в движении - важный оздоровительный фактор режима детского сада.
"Желаете образовать ум вашего ребенка,
укрепляйте его силы, которыми ум должен управлять,
развивайте настойчиво его тело, сделайте его крепким
и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным".
Ж.Ж.Руссо
В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. В тоже время, забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужно личности сознательные, творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Дошкольный возраст - это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки и умения, создаются условия для развития физических качеств. В этом играет особую роль взрослый: родитель и педагог. Для этого используются разные средства: интенсивное закаливание, подвижные игры, активный отдых, туризм и спорт. Но особое место отводится активному отдыху.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад № 47" г. Соликамска. Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня детского сада. Однако, непосредственная образовательная деятельность по реализации области "Физическая культура" не может восполнить дефицит двигательной активности дошкольников. Кроме того, двигательные умения и навыки, приобретенные на занятии должны использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях.
Поэтому, совершенствование, закрепление двигательных умений и навыков, удовлетворение естественной потребности детей в движении осуществляется путем организации досуговой (внеурочной) деятельности, через праздники, развлечения, Дни здоровья, спортивные соревнования, конкурсы и турниры. Основная их направленность не на результат, а на процесс получения психического и физического удовлетворения.
Смотр песни и строя "Есть у нас пилоты, есть и моряки:", посвященный Дню защитника Отечества, весенняя легкоатлетическая эстафета "День бегуна", посвященная Дню Победы стали ежегодной традицией нашего детского сада.
Цель мероприятий: пропаганда активного здорового образа жизни и спорта, выявление и поддержка потенциально одаренных в физическом развитии детей дошкольного возраста. Командные выступления воспитывают у детей чувство ответственности перед товарищами, создают общность радостных переживаний, вызывают уважение друг другу, гордость за достигнутые успехи.
Смотр песни и строя проводится для детей старших и подготовительных к школе групп (приложение 1). Организация данного мероприятия требует предварительной работы: выбор рода войск, разучивание названия, девиза и строевой песни, подготовка костюмов, атрибутов и показательного выступления детей.
Содержание выступления детей составляют знакомые строевые упражнения, соответствующие возрастным особенностям:
для детей старших групп: построение в шеренгу, колонну, сохраняя интервалы и дистанцию; повороты на месте налево, направо, кругом переступанием на месте и в движении; перестроение из одной шеренги в две, три, из одной колонны в две, три, четыре после предварительного расчета; смыкание; ходьба в колонне по два;
для детей подготовительных групп: самостоятельное построение в шеренгу, колонну, соблюдение интервала и дистанции, равнение в колонне, шеренге, точное выполнение команд - "Становись", "Равняйсь", "Направо", "Налево", "Кругом", "Шагом марш", "Группа, стой!"; перестроение после предварительного расчета из одной шеренги в две, три, из одой колонны в две, три; выполнение поворотов переступанием налево, направо, кругом, перестроение из одной колонны в несколько в движении разными способами, размыкание приставными шагами, на интервал "руки в стороны"; ходьба в колонне по три, по четыре сохраняя интервал и дистанцию.
Комбинации строевых упражнений и способы перестроений могут быть разными (перестроение из колонны по одному в две, три, в четыре на месте и с поворотом в движении, уступами, способами "дробление и сведение", "разведение и слияние" (приложение 2). Текст строевой песни должен соответствовать теме и содержанию мероприятия, возрасту детей (использование песен детского репертуара) доступен для восприятия по темпу и ритму.
Структура: открытие праздника начинается с парада участников под военный марш, приветствия, сдачи раппорта командирами отрядов <рисунок 1,2,3,4,5,6,7> и жеребьевкой. В программу I части включаются массовые показательные выступления детей, состоящие из общеразвивающих упражнений с различными предметами (мячи, обручи, гимнастические палки, султанчики, флажки), спортивно-танцевальных композиций, построения пирамид.
В основной части смотра проходят показательные выступления сотрудников и детей (построения, перестроения, повороты, строевая ходьба, исполнение песни без музыкального сопровождения) <рисунок 8>.
В заключительной части организуются игры разной интенсивности: "Ровным кругом", "Запрещенное упражнение", "Хлоп, стоп, раз!", "Четыре стихии", "Шишки, желуди, орехи", "1,2,3 - замри и фигуру изобрази", "Пусто место", "Как у бабушки Маланьи"; "У дядюшки Трифона", "Змея", "Редька", "Пятнашки по кругу", "Горелки"; "Лавата", "Если весело живется, делай так", "Ищи", "Буги-вуги" и т.д. (приложение 3). Кроме того, подводятся итоги, награждаются победители и участники <рисунок 9,10>
Для подведения итогов смотра рекомендуется создать независимую судейскую коллегию в количестве 3-5 человек. Предварительно познакомить их с критериями оценивания выступлений (приложение 4). Необходимо продумать озвучивание результатов:
после каждого выступления объявляется результат и обоснование поставленного балла;
после всех выступлений по каждому критерию и подведение общего итога;
использование табло с обозначением результатов после каждого выступления.
Спортивная эстафета организуется для детей 5-7-летнего возраста (приложение 5), так как детям младших и средних групп не свойственно чувство коллективизма, они заботятся только о своем успехе.
Организация мероприятия предусматривает предварительную работу по обучению детей правилам передачи эстафетной палочки и поведения участников на соревнованиях.
При проведении эстафеты важен правильный подбор детей в команде и их распределение по этапам. Формирование команд проходит заранее. Отличительным знаком принадлежности к забегу (2 забега от каждой возрастной группы) служат геометрические фигуры двух цветов (красный, желтый) с номером этапа.
В состязании участвуют все дети группы. Однако, педагоги должны осознавать свою ответственность за жизнь и здоровье детей. С этой целью, накануне соревнования, воспитатель консультируется с врачом детского сада и не допускает детей к забегу, имеющих отклонения в здоровье.
Требования:
проведение эстафеты на открытом воздухе во время дневной прогулки за 30-40 минут до ее окончания;
создание группы сотрудников для распределения участников по этапам с отличительными знаками;
длина дистанции бега на скорость соответствует возрастным особенностям детей 5-7 лет (30 метров);
линия старта и финиша (начало и конец этапа) отмечены хорошо видимой чертой с номером этапа;
забег спортсменов начинается по команде "На старт, внимание:", поднимается красный флажок, "марш!";
обязательно проведение разминки на основные группы мышц, участвующих в движении.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/02/23/i_13.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/02/23/foto-0059.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-299513-1509377782.jpg)
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
Доклад был подготовлен для методического объединения по физической культуре. В нем рассказываются этапы обучения игровым упражнениям. Приводятся примеры игровых упражнений....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольноговозраста "Путешествие в странуЧистюлию"
Игра-путешествие....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-593992-1423997865.jpg)
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1229369-1584980644.png)
диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....
Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"
Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/15/picture-788615-1555351293.jpg)
Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста
Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/25/picture-1390131-1645789514.jpg)
Моделирование письма и графическая практика программы "ПРОДЕТЕЙ" в работе с детьми дошкольноговозраста
Представлен опыт работы по использованию техноллогй МОДЕЛЬ ПИСЬМА и ГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА по речевому развитию детей и подготовки руки к письму....