РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОЛОГИЙ В ДОУ
методическая разработка

Каюмова Альбина Назиповна

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья ребенка и всех участников образовательного процесса в ДОУ. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего и технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.  Важные аспекты в практическом подходе в реализации здоровьесберегающих технологий в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_vystupleniya_kayumovoy_a.n._dou_no23.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №23 г. Лениногорска» муниципального образования Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

(МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23»)

«РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОЛОГИЙ В ДОУ»

                                         Автор: Каюмова Альбина Назиповна

 (alya.kayumova.76@mail.ru)

Введение: Ребенок рождается в мире с определенным уровнем развития. Активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, культурной средой способствует его преобразованию. От того, чем наполнен мир вокруг ребенка, с какими людьми он общается, зависит его становление. И поэтому на современное дошкольное образование возлагаются очень ответственные социальные задачи. Обновление педагогического процесса станет более эффективнее, если воспитатели будут опираться на достижения науки, потребности и запросы общества. Возникает потребность в использовании современных инновационных технологий. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Актуальность: Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети — цветы жизни, это наше будущее. Здоровье — главное нации. Если здоровье — богатство, его надо сохранять. «Здоровье — это вершина. которую должен каждый покорить сам» — так гласит народная мудрость». «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

 В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.

Но физическое здоровье детей неразрывно связано и с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный ребенок”, считаю, что решение проблемы воспитания социально адаптированной личности должно осуществляться системой мероприятий по оздоровительной работе и уделением внимания физическому и психическому здоровью детей. И, самое главное, важно не только сохранить и сберечь здоровье ребенка, но и сформировать у него правильное отношение к своему здоровью, воспитать чувство ответственности за него.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге положительно влияют на физическое и эмоциональное состояние ребенка, и формируют у него стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья ребенка и всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего и технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.  

   Цель 

Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • создать условия для физического и психического благополучия воспитанников и педагогического коллектива;
  • в доступной форме закладывать базовые знания о пользе занятий физической культурой, необходимости соблюдения гигиенических правил;
  • развивать двигательные навыки и физические способности детей;
  • формировать теоретические знания и практические навыки основ безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать поддержку семье в её желании сохранить здоровье ребёнка и привить ему культуру здорового образа жизни.

Выделю самые важные аспекты в практическом подходе в реализации здоровьесберегающих технологий в доу:

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (с элементами дыхательной гимнастикой)
  • физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • оздоровительные процедуры

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

  • Комплексы оздоровительных гимнастик находиться в картотеке и используются в работе с детьми воспитателями детского сада: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, гимнастика для осанки, гимнастика для профилактики плоскостопия
  • Оздоровительные процедуры закаливания, водные процедуры и воздушные ванны (сон, прогулки), солнечные ванны
  • Беседы о здоровом образе жизни, уроки здоровья, практические занятия по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
  • Недели здоровья, дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, развлечения и досуги, в т.ч. совместно с родителями, например, «Мама, папа, я — здоровая семья».
  • Прогулки-походы

Здоровьесбережение в работе с педагогами: 

  • семинары-тренинги, консультации, практикумы

Методический комплекс социальной самореализации и психологического комфорта ребёнка - обеспечивает психическое здоровье воспитанника. Основная цель этих методов работы состоит в создании позитивного настроя эмоционального благополучия и гармоничного психологического самочувствия ребёнка в ситуации общения с окружающими сверстниками и взрослыми. Реализует эти технологии психолог в сотрудничестве с коллективом воспитателей.

  • Физкультминутки для снятия умственного и эмоционального напряжения
  • Игротерапия
  • Психологическая поддержка ребёнка в период адаптации и разъяснительная работа с родителями по поводу их правильного поведения, которое минимизирует эмоциональные травмы, связанные с началом нового этапа жизни малыша
  • Работа консультативной психологической службы в помощь детям и родителям, которая включает проведение совместных с детьми и родителями тренингов, психологического тестирования по определению уровня интеллектуального и психоэмоционального развития ребёнка и выявление особенностей, о которых должны знать родители и учитывать их в своём общении с ребёнком

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры)
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья)
  • Валеологическое просвещения родителей: родительские собрания, клубы, анкетирование, консультации, беседы, тренинги с родителями по вопросам здоровьесбережения

Двигательная развивающая предметно-пространственная среда

  • Физкультурный зал, оснащённый необходимым физкультурным оборудованием и спортивными снарядами.
  • Спортивная площадка для проведений занятий с ребятами на свежем воздухе.
  • Спортивные уголки в группах с необходимым оборудованием, в т.ч. и нестандартным оборудованием и пособиями, подручными тренажерами, сделанными руками педагогов и родителей.
  • Уголки уединения для создания комфортной обстановки для малыша
  • Кабинет психолога для психологической разгрузки, проведения с детьми тренингов и занятий.

Вывод:

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью. Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к будущей жизни во многом зависит от состояния их здоровья, от их физического и психического развития и готовности к началу систематического обучения. 

. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2.   Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

3.   Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье. Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области применения современных здоровьесберегающих педагогических технологий.

4.  Укрепление психологического здоровья детей. Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.

5. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и укрепления здоровья детей.

Список использованных источников

  • Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/metodichkabinet09.htm
  • Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», 2010г.
  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  • Сивцова А.М.  Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. Методист. – 2007.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога.
  • Шорыгина Т. А.»Беседы о здоровье» Методическое пособие 2008г.
  • Яковлева Т. С. «здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» - М. :Школьная Пресса, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Эффективность реализации здоровьесберегающих технологий, психологический комфорт детей в учреждении»

В материале представлена справка по результатам тематического контроля "Эффективность реализации здоролвьесберегающих технологий, психологический комфорт в детском саду"...

Инновационный проект «Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ»

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;  многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь компл...

Игра как необходимое условие реализации здоровьесберегающей технологии Александра Сметанкина

В статье рассматривается принцип применения игровых сюжетов в здоровьесберегающей и образовательной технологии Александра Сметанкина с целью оздоровления и повышения мотивации детей дошкольного ...

«Реализация здоровьесберегающих игровых двигательных технологии, направленных на физическое развитие детей, в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности»

Как сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. ...

Презентация «Использование панно из флиса и материалов программы «Кукляндия» в целях реализации здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОНР.»

«Использование панно из флиса и материалов программы «Кукляндия» в целях реализации здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОНР.» Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедр...

Реализация здоровьесберегающих технологий.

В данном материале раскрыта  система работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, направлена на сохранение здоровья участников образовательного процесса...