Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста.
консультация

Корнеева Елена Николаевна

 

 

Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание здорового ребенка. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.

Прежде чем рассмотривать здоровьесберегающие технологии, обратимся к показателям сравнительного анализа состояния здоровья детей, который проводился в НИИ гигиены и охраны здоровья детей. Показателями сравнительного анализа выявлена неблагоприятнаятендеция ухудшения здоровья детей за последние 10 лет. Ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей ухудшается с каждым годом, у детей раннего дошкольного возраста уже имеются: неврологические проявления, болезни органов дыхания, аллергические реакции, отклонения со стороны сосудистой системы, растет число детей с заболеваниями органов пищеварения и многое другое.

В современных социальных условиях большинство матерей вынуждены работать для удовлетворения элементарных потребностей молодой семьи, отдавая своих детей в детские сады, а не заниматься состоянием здоровья своего ребенка, значит, эта огромная ответственность за здоровье малышей ложится на дошкольные образовательные учреждения. В свою очередь дошкольные учреждения работают в тесном сотрудничестве с родителями, помогая им укреплять здоровье детей.

В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития ребенка имеет такое большое значение.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование здоровьесберегающих технологий – системы мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья.

Основа здоровой среды пребывания малышей в группе - прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Здоровьесберегающщая среда, по мнению М.В. Меличевой содержит две подструктуры: пространство и деятельность. Поэтому, здоровьесберегающее пространство в ДОУ организовано с учетом:

- Обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности детей (рациональность режима дня, соблюдение норм освещенности, воздушного режима, графика проветривания, правильного подбора мебели, составление расписания занятий с учетом психофизических и возрастных особенностей и др.)

- Пространство групповых помещений реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.

Для формирования двигательной активности детей в группе выделены три зоны. В одной части сгруппированы крупные спортивные модули, такие как горка, качалки, туннель-палатка, кольцеброс. В другой части группы - мячи разного размера; обручи дорожка для профилактики плоскостопия; массажные коврики; «гусеница со следами»; «черепашка»; «короткие косички»; цветные мишени; массажные мячи и др. пособия. (Необходимые для проведения утренней гимнастики, закаливания, подвижных и самостоятельных игр детей раннего возраста). В третьей, свободное пространство для самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей.

С детьми систематически проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, закаливания и другие здоровьесберегающие технологии.

1.Физкультурные занятия – проводятся 3 раза в неделю в групповой комнате, длительность 10 минут.

Занятия проводятся в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой. С соблюдением гигиенических условий.

2.Игровые технологии – способствуют наиболее успешному решению проблемы здоровья, проводятся в свободное время, во второй половине дня. Организуются не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Используя ведущий для ребенка - игровой вид деятельности, мы сможем подарить ему здоровье, делая это интересно и весело.

3.Комплексы утренней гимнастики – способствуют активному переходу от сна к бодрствованию. Они позволяют сохранить бодрость и работоспособность в течение дня. Утренняя гимнастика – один шаг на пути к спорту!

Технологии сохранения стимулирования здоровья:

Физкультминутки- проводятся во время занятий (2-3 минуты), по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и др.

Например:«Хомячок»

Хомка-хомка, хомячок, Дети сидят на ковре, потирают живот,

Полосатенький бочок. Бока. Хомка рано встает, Встают, трут щеки, вытягивают шею, Щечки моет, шейку трет. Трут ее ладонями. Подметает хомка хатку Имитируют подметание пола. И выходит на зарядку. Ходьба.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать.

Лапками похлопает, Действия согласно тексту.

Ножками потопает,

Крепко свой бочок потрет

И опять гулять пойдет.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней подвижности.

Например: «Зайка беленький сидит…»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей подпрыгивать, хлопать в ладоши, находить свое место, убегать, услышав последние слова текста.

«Найди флажок»

Цель: Научить детей находить определенный предмет, действовать по сигналу воспитателя, двигаться спокойно, не наталкиваясь друг на друга.

Релаксация – в любом помещении, в зависимости от состояния детей.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) звуки природы.

5. Технологии эстетической направленности – реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, оформлении помещений к праздникам.

Пальчиковая гимнастика - проводитсяв разное время дня (индивидуально и с подгруппой детей). В утренние и вечерние часы, перед занятием, во время занятия, во время проведения гигиенических процедур (мытье рук – массажируем, поглаживаем, промывая каждый пальчик). А так же рекомендуем родителям проводить ее дома.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии, оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие на организм малышей.

Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук, а через них и на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними.

Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка. Массаж среднего пальца – на кишечник. Массаж безымянного пальца – на печень. Массаж мизинца – на сердце.

6.Упражнения с элементами дыхательной гимнастики– проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: включаются в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке и т.д.

Например:

«Часики»

Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед – назад, произносить «тик – так», 6-7раз.

«Дудочка»

Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к

губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф», 4 раза.

«Петушок»

Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть), а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох), 4 раза.

«Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20 секунд. И другие.

7.Бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения – проводится для постепенного, аккуратного запуска всех жизненно важных процессов организма, после длительной статистической позы сна прямо в постелях.

Ее основными элементами являются потягивающие упражнения, имитация позы животных, дыхательная гимнастика, включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость и красоту.

Например, начинаем пробуждение с художественного слова, постепенно добавляя движения.

Улетели сны в окошко, убежали по дорожке.

Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись, улыбнулись.

Открывай один глазок, открывай другой глазок,

Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки», лежа на подушке.

Потянули одеяло, прячемся в него сначала,

Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.

( Играем с одеялом в «прятки»; поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх, при этом проговариваем: «потягушечки-порастушечки»).

Тянем ручки, тянем ушки,

Ручкой облачко достали и немного выше стали!

Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить.

Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить.

Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.

Хвостик спрячем под подушки, делать будем мы вертушки.

(Повороты к подушке и назад).

А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?

Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.

Раз, два, три! Ну-ка, ножки, догони!

(Лежа на спинке, делают движения согнутыми ногами).

А теперь мы с вами – зайки: из кроватки вылезайте,

Становитесь босиком и попрыгайте легко.

(Дыхательные упражнения обязательны, так как они помогают активизировать лимфатическую, эндокринную, сердечно - сосудистую и нервную системы).

Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:

Носиком вдохнули (делаем носом вдох),

Ротиком подули (3-4 раза).

Солнышко вдыхаем - сон выдыхаем.

Улыбку вдыхаем – «капризки» выдыхаем.

Здоровье вдыхаем – болезнь опускаем!

8. Гимнастика ортопедическая – используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, во время утренней гимнастики, физкультурного занятия, а так же после сна. Рекомендуется в качестве профилактики болезней свода стопы и плоскостопия.

«Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело», - утверждал Гипократ. К сожалению, у современных детей «с фундаментом» возникает все больше проблем. Именно поэтому мы решили внедрить в практику своей работы совершенно нестандартное оборудование:

- дорожки для профилактики плоскостопия;

-массажные коврики; «гусеница со следами»; «черепашка»;

- «косички» с узелками (по ним можно ходить);

- мелкие предметы, тонкие платки, шарфы (желательно из газа) – для захвата пальцами ног;

- ребристая доска;

- массажные и простые мячи разных размеров идр.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, у детей формируются положительные мотивации, укрепляется здоровье.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми раннего возраста.

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспеч...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста.

Ясельный возраст справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. И наука, и практика признают уникальность и  неповторимость раннего возраста, когда  сч...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Из опыта работы)

Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуально. Главным в воспитании детей является то, что они до...