Картотека пальчиковой гимнастики
картотека

Малярова Алёна Валерьевна

Картотека пальчиковой гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx91.35 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики

«Вот и стали мы на год взрослей»

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

«Наша группа»

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

«Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.

«Как живёшь?» 
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)

«Девочки и мальчики»
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

«Детский сад»

1, 2, 3, 4, 5. (сжимать и разжимать пальчики на правой руке)

Будем комнаты считать.

В спальне мы с тобою спим,( на каждое название комнат загибаем пальчики на левой руке)

В игровой играем,

В раздевалке всё храним,

Вещи забираем.

В умывальную пойдем,

Лицо водою сполоснем,

В туалет зайдем потом,

А затем в постель бегом.

(затем происходит смена рук)

«Российская семья»

Живут в России разные народы  (сжимают и разжимают кулачки)

С давних пор.

Одним – тайга по нраву,( попеременные удары кулачками и ладошками)

Другим – родной простор

У каждого народа (сжимают и разжимают кулачки)

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,( загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод

Один - кумыс готовит,

Другой - готовит мед.

Одним милее осень

Другим – милей весна,

А Родина – Россия (делают «домик»)

У нас у всех одна. (берутся за руки)

«Наше тело»

У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

«Осень, осень, в гости просим!»

 

«Осенние листья»

Раз, два, три,

                  Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)

«Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

Ох!

(один хлопок)

И ушёл. Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

 «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»)

«Овощи»

У Лариски –                             А у Вовки –

Две редиски.                            Две морковки.

У Алёшки –                             Да ещё у Петьки –

Две картошки.                         Две хвостатых

У Серёжки сорванца –                              редьки.

Два зелёных огурца.

«Однажды хозяйка с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(шагают пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(стучат ребром каждой ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(ладони складывают крест-накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла.

(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

И суп овощной оказался неплох!

 (показывают, как едят суп)

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

(загибают пальчики, начиная с большого)

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

(сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Алёнка»

Алёнка-маленка

Шустра, быстра:

(хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

(загибают пальчики по одному)

Везде поспела.

В охотку ей дело.

(хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)

«Грибы».
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. - мизинец

«Осень»
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

«Осень»
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, 
Листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
Снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу

«Огород»
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

«Апельсин»
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)

«Друзья – садоводы»
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик - апельсин, Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, 
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

«Яблонька»
У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты.
На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе.
Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад.
Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус. Соединить запястья, ладони развести.

«Яблочко» (русская народная потешка).
Катилось яблочко по огороду Сложите руку в кулак и покрутите кулаком.
И упало прямо в воду – 
Бульк! Уроните руку вниз

«Капуста»

Мы капусту рубим,                (Ритмичные удары ребром ладоней по  столу.)

Мы морковку трем,                ( Трут ладони друг об друга.)

Мы капусту солим,                 (Указательный и средний палец трутся о                                                       большой.)

Мы капусту жмем.                  (Хватательные движения обеими руками.)

Мы капусту нарубили,           ( Ритмичные удары ребром ладоней по                                                      столу.)

Перетерли,                                ( Трут ладони друг об друга.)

Посолили,                                  ( Указательный и средний палец трутся о                                                         большой.)

 И набили плотно в кадку        (  Удары обеими руками по столу.)

 Все теперь у нас в порядке.    ( Отряхивают руками.)  

«Овощи»

 Раз, два, три, четыре, пять

Будем овощи считать.

Раз - капуста,

 Два - лучок,

Три - румяный кабачок.

Четыре - свекла,

 Репа - пять.

Все успели посчитать!

«Осенью»

Разбросала осень листья,

(делают волнообразные движения ладонями)

Разукрасила их кистью.

(делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)

Мы в осенний парк пойдем,

(шагают пальцами обеих рук)

В букеты листья соберем.

(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

(поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)

На дорожку спрыгнул вниз.

(звонко хлопают в ладоши)

«Гриб»

Меж еловых мягких лап

(поглаживают ладонями обеих рук колени)

Дождик кап – кап – кап.

(постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

Где сучок давно засох –

(постукивают ребром ладони по коленям)

Серый мох, мох, мох.

(«мнут мох», сжимая энергично обе ладони)

Где листок к листку прилип,

(хлопают ладонями)

Вырос гриб.

(сводят руки над головой)

«Огород. Овощи»

Вышла Люба в огород –

(ставят руки на пояс)

Сколько у нее хлопот!

(поднимают руки к щекам и покачивают головой)

Нелегко полить на грядке

(разводят руки в стороны)

Овощи все по порядку:

(указательным пальцем правой руки

пересчитывают все овощи)

Помидоры, лук, капуста

(поочередно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща)

И горошек очень вкусный.

Репа, огурец, чеснок,

Свекла, редька и укроп.

«Яблоко»

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, разгибают по одному пальцу на каждое слово определение на обеих руках одновременно)

Яблоко я

пополам разломлю,

(складывают ладони вместе и разводят пальцы в разные стороны – раскрывают ладони)

Яблоко с другом своим разделю.

(выставляют ладони вперед)

«Яблонька»

Нашу яблоню трясу,

(имитация тряски дерева)

Яблочко достать хочу.

(тянемся вверх, делаем хватательные движения пальцами)

Круглое, гладкое (имитируем движения)

И, конечно, сладкое… (подносим ладошку ко рту, как будто откусываем яблоко)


«В нашем огороде»

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

«Ягодки» 

(Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.)
С ветки ягодки снимаю

(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.
(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко.
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)

Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

«Корзина с ягодами»

Вот корзина – так корзина!

(изображают удивление, разводят руки в стороны)

В ней крыжовник,
в ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

(загибают пальцы, начиная с большого,

одновременно на правой и левой руках)

К нам ты в гости приходи-ка!

(делают приглашающий жест –

движение руками на себя)

Ягод, что найдем мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(поочередно ритмично ударяют

кулак о кулак и ладонь о ладонь)

«Осенний дождик»

(дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям: пальцами обеих рук, большими пальцами, указательными, средними, безымянными,мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно постукивающие движения  пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу.)

Пять весёлых капелек по земле стучат,

Пять весёлых капелек земле говорят:

Том – том – том – том!

Тим – тим – тим – тим!

Тик – тик – тик – тик!

Тип – тип – тип – тип!


 «Осень»

Солнышко греет уже еле-еле,

(поочередно соединяем пальцы,

начиная с большого на обеих руках)

Перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Белым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

(сжимаем руки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе.

(разводим руки в стороны)

«Овощи у Зины»

 У девочки Зиночки

(дети делают ладошки «корзинкой»)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачок

(сгибают пальчики, начиная с большого)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина молодец!

(показывают большой палец)

 

 «Ягоды»

 Ягоды – это крыжовник,

(указательным пальцем сгибаем пальцы на другой руке)

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я наконец.

(поднимаем плечи, удивляемся)

Что это значит?

Я – молодец!

(вытягиваем вперед кулаки с показом большого пальца)

 

 «Грибы»

 Я корзину в лес беру,

(указывают на себя, делают ладошки корзинкой)

Там грибы я соберу.

(разводят ладошки в стороны и снова соединяют)

Удивляется мой друг:

(показывают удивление, поднимая плечи вверх)

«Сколько здесь грибов вокруг?!»

Подосиновик, масленок,

(поочередно сгибают пальцы,

начиная с мизинца правой руки)

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь,

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу домой.

А мухомор не понесу,

(грозят указательными пальцами)

Пусть останется в лесу!

(машут, прощаясь)

 

« Осень золотая»

Осень золотая под зонтом гуляет,

(Правая рука перед грудью, сжата в кулак – держит «зонтик»)

Под зонтом гуляет – листья собирает:

(«гуляем» указательным и средним пальцами левой руки)

(Загибаем поочередно пальцы правой руки по номерам.)

Лист березовый, кленовый,

Вот – рябиновый, дубовый

И осиновый – багровый.

«Листики»

Лист у клена и каштана –

(Раскрыть ладонь левой руки, затем – правой)

Как ладони великана.

(Поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)

У березки, у березки –

(Показать руками «стволы»)

Белый ствол и листья – слезки.

(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.)

А у тоненькой рябинки

Листья – сложные картинки.

(Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить)

«Осень приходи!»

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

  Приходи!( зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

  Погляди! (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.( ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет,

(сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,

( синхронно наклоняем руки в разные стороны)

   К югу полетели птицы,

( «птица» из двух скрещенных рук)

   Дождик к нам в окно стучится

( барабанить пальцами пo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем(имитируем)

И ботинки обуваем   (топаем ногами)

   Знаем месяцы: (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.( кулак, ребро, ладонь)

«Птицы улетают»

Птицы в небе тают, тают –

Птицы к югу улетают.

(Машем руками, постепенно поднимая их вверх)

Все, растаяли вдали

(ладонь «козырьком» ко лбу)

Аист, цапли, журавли.

(Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы.)

«Хлеб»

 Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

 Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

 А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

 Он в зерно вдруг превратился.       Выполняют упражнение «Пальчики                                                                здороваются»  

    Из зерна – в муку и тесто,             Сжимают и разжимают кулаки.

 В магазине занял место.                    Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

 Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.

 А пришел на стол к нам – хлебом.    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

«Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

 А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

 Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

 Сдобные ватрушки,

 Булочки и калачи –

 Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

 Очень вкусно! (Гладят живот)

«Хлебные изделия»

        Бублик

(Большой и указательный пальцы  образуют круг.)

 Баранку,

(Большой и средний пальцы образуют круг.)

Батон

(Большой и безымянный пальцы  образуют круг)

 И буханку

(Большой и мизинец образуют круг.)

 Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

(Имитация лепки хлеба.)

«Каша»

 Каша в поле росла,

(Подняли руки вверх, шевелят

 пальчиками.)

К нам в тарелку пришла.

(Идут пальчиками по столу.)

  Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

(В правой ладошке мешают кашу.)

  Птичке – невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

(Загибают пальчики на обеих руках.)

Всем дадим по ложке.

(Разжимают кулачки.)

«Снова осень наступает».

И доследующей весны

В птичьих стаях улетают

Ласточки, скворцы, грачи,

Лебеди и журавли.

Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого.

Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого.

Касаться стола подушечками пальцев обеих рук, начиная с большого.

Загибать пальцы на обеих руках по одному.

Если листья пожелтели,

Дождь холодный моросит,

Птицы к югу полетели,

Значит, осень к нам спешит.

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.

Круговые движения кистями, «солнце».

«Домик».

«Огород».

Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца

Вырос у нас чеснок,                указательный

Перец, томат, кабачок,        средний

Тыква, капуста, картошка,        безымянный

Лук и немножко горошка.        мизинец

Овощи мы собирали,                мизинец

Ими друзей угощали,                безымянный

Квасили, ели, солили,                средний

С дачи домой увозили.        Указательный

Прощай же на год,                большой палец левой руки

Наш друг – огород!                Большой палец правой руки

«Я вырасту здоровым», «Моя семья»

«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки
Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

«Семья» 
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!

«Кто приехал?»
Кто приехал? Пальцы обеих рук сложены вместе.
Мы, мы, мы! Быстро хлопают кончики больших пальцев.
Мама, мама, это ты? Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.
Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев.
Папа, папа, это ты? Хлопают кончики указательных.
Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев.
Братец, братец, это ты? Хлопают кончики средних пальцев.
Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев.
Ах, сестричка, это ты? Хлопают кончики безымянных.
Да, да, да! Хлопают кончики больших пальцев.
Все мы вместе, да, да, да! Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.

«Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)

«Как у нас семья большая».

Как у нас семья большая

Да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

«Кто приехал?»

Кто приехал?

Мы, мы, мы.

Хлопать кончиками пальцев.

Мама, мама, это ты?

Да, да, да.

Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.

Папа, папа, это ты?

Да, да, да.

Большие и средние пальцы.

Братец, братец, это ты?

Да, да, да.

Большие и безымянные пальцы.

Ах, сестричка, это ты?

Да, да, да.

Большие пальцы и мизинцы.

«Гости»

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

Вращение кистей рук к себе.

Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

«Моя семья».

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

«Я слепил пять караваев».

Я слепил пять караваев

И несу домой.

(Растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью.)

Этот — папе,

(Указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.)

Этот — маме,

(Указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке.)

Этот — деду,

(Указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке.)

Это — бабе,

(Указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке.)

Ну а этот — мой.

(Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.)

Тише, тише не шумите»
Этот пальчик хочет спать Загнуть большой палец
Этот пальчик лег в кровать Загнуть указательный палец
Этот пальчик чуть вздремнул
Загнуть средний палец
Этот пальчик уж уснул
Загнуть безымянный палец
Этот крепко-крепко спит
Загнуть мизинец
Тише, тише, не шумите… Погрозить пальцем
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птицы щебетать,
Будут пальчики вставать!
Разогнуть кулачек.

«Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев,        /Ритмично сжимать и разжимать кулачки.) На  

                                                                                     счет загибать пальцы! /

Пять хвательцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

«Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны. 
Надо спортом занимать Сжимаем и разжимаем кулаки.
Играет в теннис теннисист Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Он спортсмен, а не артист
В футбол играет футболист
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.

«С чего начинается Родина?»

«Город»

Город – это улицы, проспекты и дома, (Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу).
Площади, музеи, парков тишина,( Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу).
Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин, (Разводить пальцы в стороны и соединять).
(Быстрое движенье Круговые движения руками, согнутыми в локтях).
Прохожих и машин (Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак).

«Здравствуй, Солнце золотое!»

Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - кончиками.
Всех я вас приветствую!

«Москва»

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

 «Моя земля»

Как велика моя земля ( сжимают и разжимают пальцы),

как широки просторы!

Озера, реки и поля, леса, степь( загибаем пальцы на обеих руках начиная с

больших) и горы (делаем из рук «горы» над головой).

«Мой город»

Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих

рук по столу)

Люблю смотреть, (показывают указательным пальчиком на глаза)

Люблю считать (на каждое название достопримечательности

Арбузова - раз, Карла Маркса - два, (дети загибают по одному пальчику)

Улица 30 ЛЕТ ВЛКСМ – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке опять.

Шесть – на Чулым я  схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Юбилейный.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю! (хлопают в ладоши)


«Моя страна»
Посмотрю на карту я: вытягивают вперед прямые ладони 
Вот российская земля. поочереди соединяют одноименные пальцы рук
Есть леса тут и озера, 
Горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия, крепко сжимают в «замок» 
Ты же Родина моя! прикладывают руки к груди

«Азбука безопасности»

«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай. 
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

«Машины»
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

«Постовой»
Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много:

(сгибают и разгибают пальчики)

Раз - Внимание дорога!

(показывают указательный пальчик)

Два  - сигналы светофора,

(показывают указательный и средний пальчик)

Три – смотри дорожный знак,

(показывают указательный, средний и безымянный)

А четыре – «переход».

(добавляют к поднятым пальцам мизинчик)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

(легкие хлопки в ладоши в такт словам.)

«Город, в котором мы живем»

Этажи в домах считаем:

Раз этаж, два этаж –

Двухэтажный домик наш.

По бульвару мы шагаем,

Липы с клёнами считаем:

Одна, два, три, четыре, пять…

Трудно нам их сосчитать.

Поспешим, прибавим ходу,

Подойдём мы к переходу.

К светофору подошли,

Красный свет мигнул нам: «Жди!»

Вот уж желтый свет погас,

Зелёный – пропускает нас.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения

«Здравствуй, гостья  Зима! Встречаем Новый год»

«Зима».

Ветер холодный

Пригнал облака,

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

И затянулось все небо с утра.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

Лужи замерзли,

Притихла земля,

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

Лег первый снег…

Наступила зима!

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.

***

Зимой холодной, посмотри,

Вновь появились снегири.

А сними свиристели

К нам в гости прилетели.

Соединять последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших.

Соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.

Ветер холодный

                 пригнал облака,

И затянулось все

                       небо с утра.

Лужи замерзли,

                    притихла земля….

Пошел первый снег,  

             наступила  зима!                  

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

***

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий,

Очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

И… сломаем.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Лепят», меняя положение ладоней.

Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

Грозят пальчиком.

Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок.

Приседают, ловят воображаемый снежок.

Встают, роняют воображаемый снежок.

Топают.

«Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит,

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Всю зиму до весны сопит. 
Спят зимою бурундук,
Колючий ёжик и барсук.

 

Только заиньке не спится –

Показывают большой палец, вращая им.

Убегает от лисицы.

 

Мелькает он среди кустов,

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот.

Напетлял и был таков!

 

«Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идут» по столу указательными  и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

 (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой; руки под  щёку)

***

Мы лепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

Вместо глаз –

Угольки нашлись для нас.

Кролик вышел как живой:

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни –

Из соломинки они.

Длинные, блестящие,

Точно настоящие.

***

Имитация лепки комочка.

Указательным и большим пальцем делаем прищепы.

Щепоть из пальчиков – угольки.

 

Имитация поглаживания кролика,

Указательные пальчики «трепещут».

Имитация движения: щепотью

тянем усики.

Падают первые с неба снежинки,

Легкие – легкие, словно пушинки,

Медленно, плавно на землю ложаться,

Белым ковром под ногами искрятся.

Поднятые  вверх руки медленно  опустить вниз, совершая легкие  колебательные движения пальцами.

Соединить последовательно пальцы обеих рук, начиная с большого.

Соединённые вместе пальцы обеих рук поворачивать то вверх, то вниз.

Положить ладони на стол, пальцы широко развести в стороны; легко барабанить пальцами по столу.

«Мастера».

Если только захотим,                        Хлопки в ладоши.

Все из снега смастерим.   

Лепит Коля колобок,                         Имитация лепки колобка.

Лепит Таня теремок,                          Соединить руки над головой.

Лепит Света разных рыб,                  Соединить ладони и делать ими движения

                                                             вправо-влево.

Лепит Саша белый гриб.                   Одну руку сжать в кулак, второй рукой накрыть

                                                              ее как шапочкой.

***

Что зимой мы любим делать?

Разводят ладони в стороны, указывают на себя.

В снежки играть, на лыжах бегать,

Сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируют езду на лыжах.

На коньках по льду кататься,

Ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой.

Вниз с горы на санках мчаться.

Волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой.

«Ёлочка».

Перед нами ёлочка

(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.

(кулачки; указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,

(«шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки,

(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты

Звёзды, человечки.

(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)

«Ёлка».

Раз, два, три, четыре, пять -

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших

Будем ёлку украшать:

Переплести пальцы рук, показать «ёлку».

Бусы, шарики, игрушки,

Загибать пальцы обеих рук.

Дождик, звонкие хлопушки.

Миллион на ней огней -

Пальцы сложить в щепоть, выпрямить пальцы, затем снова сложить в щепоть.

Можно приглашать гостей.

Хлопнуть в ладоши, затем вытянуть руки вперед ладонями вверх.

«На ёлке».

Мы на ёлке веселились,

(ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали и резвились.

(ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты,

(«рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:

(ритмичные хлопки в ладоши)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)

***

Ждали праздника мы долго.

Наконец пришла зима.

Наконец пришла зима

В гости ёлку привела.

К ёлке все мы подошли,

Хороводы завели.

Покружились, поплясали,

Даже чуточку устали.

Дед Мороз скорей приди,

Нам подарки принеси.

Трём ладошку о ладошку.

Сжать кулаки, прижать их друг к другу.

 Пальцы «идут» по столу, по коленкам.

 Пальцы показывают Ёлочку,

указательные пальцы сцепляются

Круговые движения кистями рук.

Кисти рук опустить, расслабить.

Ладони прижать друг к другу,

потом протянуть вперёд.

 

«Подарки».

Дед Мороз принёс подарки:

(шагают пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

(на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)

***

Утром дети удивились,        (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно,         (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят,        (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят,                 (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка                 (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

Раз, два, три, четыре, пять,

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших

К нам зима пришла опять.

Указательный и средний пальцы «шагают» по столу

Любим забавы холодной поры:

Сжимать – разжимать пальцы в кулаки

Весело мчимся с высокой горы,

Загибаем пальцы обеих рук, начиная с больших.

Ходим на лыжах, на санках летим

И в белоснежных коньках мы скользим,

Лепим все дружно снеговика.

Не уходила б  зима никогда!

Хлопают в ладоши.

«Покормите птиц»
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.

«Пять воробьёв»
Пять воробьёв на заборе сидели, (Показать пять пальцев,
Один улетел, а другие запели. а затем загибать их по одному)..
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, а четверо осталось.
Сидели вчетвером и немного устали,
Один улетел, а трое остались.
Сидели втроём и немного устали,
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоём и снова скучали
Один улетел и остался один.
Один посидел, да и взял, улетел.

«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, 
Воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.) 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

«Лыжники»
Мы бежим с тобой на лыжах Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет “Скользят”, делая поочередно движения пальцами 
А потом – на коньках, (“бегут” на коньках) 
Но упали мы. Ах! 
А потом снежки лепили, Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая) 
А потом снежки катили, Катят воображаемый комок
А потом без сил упали "Кидают друг в друга"
И домой побежали 

«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней) 
Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх) 
Два – поймаем. ("ловят", приседают) 
Три – уроним (встают, "роняют") 
И … сломаем! (топают)

«Зимние забавы» (2)
Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)

«Давай, дружок»
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла... (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

«Мороз»
Вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).

«Зима»
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа 
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! обе руки протянуть вперед

«Мороз» (2)
Ой, сердит мороз (качают головой, взявшись за нее руками)
Ветки снегом занес. (Взмахивают кистями рук)
Хватает за нос. (Хватают себя за нос)
Щиплет до слез (Щиплют себя за щеки)
Ребятишки не пугаются (Грозят пальчиком)
И на лыжах («Едут на лыжах»)
И на саночках катаются («Едут на санках»)
Над морозом сердитым потешаются. (Прыгают и одновременно хлопают в ладоши)

«Зима»
Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу
Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Да похлопаем в ладошки. Хлопать в ладоши
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть 
Сильно надо растереть. ладонь о ладонь.
Пальчики мы согреваем, Греем руки круговыми движениями,
Их сжимаем – разжимаем! сжимаем и разжимаем кулачки.

«Наряжаем ёлку»
Раз, два, три, четыре, пять Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.
Будем ёлку наряжать Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны
Мы повесим шарики, Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики
Яркие фонарики, Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад
Весёлого Петрушку, Показывают длинный нос
И разные игрушки: Вытягивают ладони вперёд
И мишку - шалунишку Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону
И заиньку – трусишку Прикладывают раскрытые ладони к голове

«Новый год»
Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем)
Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

«Мой дом»

Магнитофон.
Магнитофон! Магнитофон!
Что слышит, то и пишет он. Сжимаем – разжимаем кулачки обеих рук.
Пищат мышата из норы,
Пищат над ухом комары.
Кузнечики и птицы
Поют без репетиций. Загибаем по одному пальчику на обеих руках.
Ну а потом – среди зимы Распрямляем по одному пальчику на обеих руках
Всех в лето приглашаем мы Соединяем одноименные пальчики обеих рук, начиная с больших.
Услышать каждый хочет,
Как летний гром грохочет. Ладони от себя, разводим и соединяем пальчики.

Пылесос.
Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд)
Ты куда суёшь свой нос? то же, но ладони обращены друг к другу.
Я жужжу, я жужжу, Соприкосновение кончиков пальцев
Я порядок навожу. 

Дом.
Я хочу построить дом,      Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нём,       Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была,      Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. 
Рядом чтоб сосна росла.      Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял      Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.        Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,                  Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,                 «Стряхивающие» движения.
И тюльпан в саду расцвёл.       Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

Домик для зайчат.
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, 
Строят домик для зайчат. (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)

Новый дом
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Молоток бери, мой друг! 
Мы построим новый дом, Ставят рядом ладошки «стены»
Есть окошко в доме том. Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей».
Есть ещё одно повыше, 
Есть труба вверху на крыше. Мизинец отставляют в сторону – труба.
Дом готов, зовём гостей: Показывают оба указательных пальца
«Проходите поскорей!» Делают приглашающий жест рукой.

Домик.
Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят - 
Угощенье для ребят. 

Мебель.
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с большого.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом 
Посидели за столом, Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками
Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.
В нашей комнате – столовой –
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
(На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику) 

Мебель (3)
Мебель я начну считать Показывают ладошки обеих рук.
Кресло, стол, диван, кровать, Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет, 
Шкаф, комод и табурет. 
Много мебели назвали, Разжимают кулачки и показывают ладошки.
Десять пальчиков зажали! Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

Стирка
Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.)
Маша варежку надела….
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

Рукавицы.
Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: (Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга).

Стирка
(Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения)
Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти И в порядок привести.
В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся.

Сто одежек. А. Барто.
Лиф на байке, (поочередно загибают пальцы на обеих руках)
Три фуфайки, ( одновременно на каждое название одежды)
На подкладке платьице
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик катится? (пожимают плечами)
Сто одёжек, (ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
сто застёжек,
Слово вымолвить не может. (похлопывают себя по плечам.)
Мама так закутала,
Что не знаю, Тут ли я! (разводят руки в стороны)

Обувь.
Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями
Сколько обуви у нас. и удары кулачками по столу.)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки, (На каждое название обуви
Да ещё ботинки загибают по одному пальчику, начиная с большого).
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

Ботинки.
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем. Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол.

Новые кроссовки.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки 
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький 
Обувает валенки.
А сыночек Вовка – 
Новые кроссовки. Загибать пальчики, начиная с большого.
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки. «Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

1, 2, 3, 4,

Мы посуду перемыли
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, 
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника разбился, 
Ложку мы чуть-чуть сломали - Так мы няне помогали.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Одна ладонь скользит по другой.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.

«Горшок».

Под крышкой -

Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.

Маленький горшок,

Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри.

Открыли крышку -

Поворачиваем «крышку» ладонью вверх.

Мышка - скок!

Резко поднимаем большой палец.

***

Девочка Иринка порядок наводила.

Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

Девочка Иринка кукле говорила:

 

«Салфетки должны быть в салфетнице,

 

Масло должно быть  в маслёнке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

 

А соль? Ну, конечно, в солонке!

 

«Посуда».

Из тарелок, как один,

Ладони вместе перед собой «тарелка»

Суп мы ложками едим.

Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой

Вилкой кушаем котлеты,

Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».

Ножик режет нам омлеты.

«Режем» прямой ладонью взад-вперёд.

 ***

Мы в новом магазине посуду покупали:

Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.

Тарелки, блюдца, чашки

На полках выбирали.

Красивую кастрюлю, молочник и

Поднимать поочередно пальцы правой руки

Солонку,

Набор ножей  и вилок,

Шумовку и масленку.

Поднимать поочередно пальцы левой руки.

«Чайник».

Привет, я – чайник                         (показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка,                               (руку вбок)

А вот мой носик                             (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть,                          (хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть                              (изображаем свист)

С печки меня возьмешь,                (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь.                         (наклон в строну, где рука-носик)

«Гномики-прачки».

Жили были в домике

Маленькие гномики:

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:

(трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,  

Пики – платочки,              

Лики – штанишки,            

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

(загибают пальчики, начиная с больших)

«Зимняя прогулка».

Очень холодно зимой,

Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам

Но мы пойдем

Гулять с тобой

Имитируют ходьбу, высоко поднимая ноги на месте

Я надену шубку

Проводят ладонями от плеч по груди вниз

Я надену шапку

Двумя руками поглаживают голову

Я надену шарфик  

И  еще платок.

Поглаживают шею одной ладонью

А потом красивые

Теплые, пушистые

                        рукавицы

Крошки-рукавички

На ручки натяну

Поглаживают по очереди руки, как бы надевая

И хотя я маленький,

У меня есть валенки.

Вот одену валенки

И пойду гулять.

Выставляют по очереди, то одну ногу, то другую

***

Раз, два, три, четыре, пять -

Последовательно соединяем одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.

Будем вещи мы стирать:

Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.

Платье, брюки и носочки,

Последовательно соединяем пальцы правой руки с большим.

Юбку, кофточку, платочки,

Последовательно соединяем пальцы левой руки с большим.

Шарф и шапку не забудем,

Последовательно соединяем пальцы правой руки с большим.

Их стирать мы тоже будем.

Пальцы обеих рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.

«Одежда».

Я надену сапоги,

Показываем на ноги, туловище, голову.

Курточку и шапку.

И на руку каждую

Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру  ладони, показывая направление надевания перчаток

Натяну перчатку.

Смена рук

«В гостях у сказки»

Любимые сказки
Будем пальчики считать, Хлопают в ладоши
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, Поочередно загибают пальчики на левой руке
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, Поочередно загибают пальчики на правой руке
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. Сжимают кулачки
Этим сказкам каждый рад. Хлопают в ладоши

Репка 
Тянут, тянут бабка с дедкой, Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку. Указательные.
К ним пришла тут внучка, Средние.
Подбежала Жучка, Безымянные.
Кошка тоже потянула. Мизинцы.
Хоть держалась крепко, Берут репку.
Вытянута репка! Поднимают руки вместе с репкой.

Сказки
Мышка быстренько бежала (бег пальцами по столу)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (сжатьт ручки в кулачки «яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим ("держим ложку" имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (хлопаем в ладоши)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться ( пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Репка (2)
Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
Тянем-потянем (руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),
Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?
Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!
Вытянули репку.

Теремок
Стоит в поле теремок, теремок. (Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.)
Он не низок не высок, не высок. (Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх)
На двери висит замок, да замок (Руки сомкнуты ладонями и пальцами.)
Кто его открыть бы смог? (Поднимают плечи вверх, опус кают.)
Слева зайка, справа мышка, (Дети занимают свои места около теремка.)
Отодвиньте-ка задвижку. (Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»).
А лягушка, и медведь (Занимают свои места около теремка.)
Тоже терем хотят отпереть . (Сильно сжимают пальцы. ) 
А лисичка и волчок открывают теремок! (Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному и раз водят руки в стороны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...