Проект по экологии
проект

Проект по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx29.44 КБ
PDF icon ekologicheskie_igry.pdf860.44 КБ
PDF icon ekologicheskie_skazki.pdf390.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  общеразвивающего вида №48 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

Проект по экологическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

«Эколята - дошколята»

Воспитатель: Сухоносова Н.И

г. Ачинск.  

2020г.

«Всѐ – хорошее в людях из детства!

 Как истоки добра пробудить?

 Прикоснуться к природе всем сердцем:

 Удивиться, узнать, полюбить!

 Мы хотим, чтоб земля расцветала,

 И росли, как цветы, малыши,

 Чтоб для них экология стала

 Не наукой, а частью души!»                                                                                                     

Каждое поколение стремиться усвоить мудрость, накопленную человечеством, просеянную через сито времени. Но мудрость – не постулат, а пропущенное через сознание, подчас выстраданное отношение к жизни. Так считали древние философы, пытаясь обрести духовность посредством общения с природой. Так вероятно, полагаем и мы, современники, когда в воскресные дни устремляемся за город в надежде слиться с природой, очиститься в ней и душой и помыслами. Но приходят будни, и умиление природой с лѐгкостью сменяется потребительским к ней отношением, мы становимся иногда, нетерпеливы, грубы, души наши черствеют. Мы даже не сознаѐм, что давно противопоставили себя природе. Разучились жить с ней в ладу, слышать еѐ голос. Ощущать еѐ дыхание. И природа напоминает нам об этом – природные катаклизмы наглядное тому подтверждение. Но хочется верить, что мудрость древних философов всѐ же откроется нашим детям, и они поймут, что только в гармонии с природой, а значит и с самим собой, можно осознать себя человеком, способным приумножать добро. И задача взрослых – помочь им в этом.

Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознано- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Актуальность проекта: экологическое воспитание и образование детей- чрезвычайно важная проблема настоящего времени. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему     миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);                                                   

 - формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Цель проекта: формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

- учить видеть красоту природы;

- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;

- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, практико – ориентировочный.

Срок реализации: долгосрочный сентябрь 2020- май 2021г.

Участники проекта: дети старшей и подготовительных групп, родители, воспитатели, педагоги.

Формы и методы работы:

  1. Наглядные:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

-показ сказок;

-рассматривание иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических игр;

2. Словесные:

- чтение литературных произведений;

- беседы, обобщающие рассказы;

3. Игровые:

- проведение разнообразных игр;

- загадывание загадок;

4. Практические:

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений;

- постановка сказок;

- изготовление наглядных пособий.

Прогнозируемый результат:

- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;

- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;

- диагностика, где дети покажут свои знания;

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

- освоение знаний об экологии родного края;

- расширение знаний детей с правилами поведения на природе;

- формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.

Новизна проекта:

Заключается в том, что он охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Проектом предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

Содержание проекта:

Подготовительный этап:

  1. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  2. Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  5. Составление плана реализации проекта. 
  6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  7. Поиск различных средств достижения целей;
  8. Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  9. Создание дидактического и методического материала

Основной практический этап:

1.

Ранняя осень

Цель: закрепление знаний детей об осени.

сентябрь

2.

Планета Земля- наш общий дом.

Цель: обобщение знаний детей о Земле.

сентябрь

3.

Растение, как живое существо

Цель: формирование у детей представлений о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.

сентябрь

4.

Целевая прогулка в парк

Цель: обогащение и систематизирование знаний детей об осени.

сентябрь

5.

Воздушный океан

Цель: расширение знаний детей о воздухе.

октябрь

6.

Золотая осень

Цель: закрепление знаний детей о золотом периоде осени.

октябрь

7.

Солнце- источник тепла и света.

Цели: расширение у детей представлений о том, что Солнце является источником света и тепла, о роли солнца в жизни растений, животных, человека.

октябрь

8.

Речка, реченька, река.

Цель: формирование понятия о возникновении реки, ее истоках.

октябрь

9.

Жизнь зверей осенью.

Цель: закрепление у детей представлений о диких животных.

ноябрь

10.

Перелетные птицы.

Цель: расширение знаний детей о перелетных птицах.

ноябрь

11.

Целевая прогулка в парк

Цель: закрепление и систематизирование знаний детей об осени.

ноябрь

12.

Зимушка- зима.

Цель: закрепление знаний детей о зиме.

декабрь

13.

Жизнь птиц зимой.

Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах.

декабрь

14.

Сбережем мир растений и животных леса.

Цель: расширение представлений детей о лесе, его растениях и обитателях.

декабрь

15.

Вечная слава воде.

Цель: расширение знаний о воде и ее значении.

декабрь

16.

В гостях у морского царя.

Цель: закрепление и систематизирование знаний детей о морских обитателях.

январь

17.

Красная книга нашего края.

Цель: формирование экологической культуры и экологического сознания детей.

январь

18.

Заповедники и национальные парки.

Цель: формирование представления о заповедных местах, в том числе родного края.

январь

19.

КВН «Природа вокруг нас»

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; воспитание умения работать сообща, оказывая друг другу помощь.

февраль

20.

Жизнь зверей зимой.

Цель: расширение знаний детей о животном мире, повадках животных, их особенностях.

февраль

21.

Видео прогулка в зимний лес.

Цель: закрепление и систематизирование знаний детей о зиме.

февраль

22.

В гостях у солнышка.

Цель: расширение знаний детей о таком явлении, как солнце, о его роли для окружающего мира.

март

23.

Что где растет, кто где живет?

Цель: формирование представлений детей о климатических зонах, о представителях флоры и фауны данных климатических зон.

март

24.

Викторина о лесе.

Цель: привлечение особого внимания детей к проблемам сохранения, восстановления и сохранения лесов.

март

25.

Лес весной. Весенние первоцветы.

Цель: расширение представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о первоцветах.

апрель

26.

Природная стихия- огонь.

Цель: расширение представлений детей о роли огня в жизни человека: закрепление правил пожарной безопасности.

апрель

27.

Космос.

Цель: формирование у детей представлений о космосе, о солнечной системе (планеты, звезды, солнце, луна и т.д.),

апрель

28.

Птицы нашего края.

Цель: обобщение знаний детей об образе жизни  птиц нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках, сформировать желание им помогать им.

апрель

29.

Целевая прогулка в парк

Цель: закрепление и систематизирование знаний детей о весне.

май

30.

Водоемы нашего края.

Цель: ознакомление детей с разнообразием водоёмов родного края, различиями между водоемами; раскрытие значения водоемов в природе и в жизни человека, показать необходимость и способы их охраны.

май

31.

Земля- наш общий дом.

Цель: повышение уровня знаний детей о законах природы, побуждение интереса к экологическим проблемам, сформирование ответственного отношения к окружающему миру в целом.

май

Третий этап – заключительный.

- Презентация проекта.

- Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.

- Создание выставки методического и творческого материала.

- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

Методическое обеспечение программы

Теоретический материал:

Дидактические и настольные игры:

«Домашние животные» - о пользе домашних животных, ознакомление с миром и обогащение знаний о животных, их детенышах, а также о скотном дворе; учить детей анализировать и сравнивать.

«Животные и птицы» - знакомит с птицами и животными, их внешним видом; с тем, что они едят, как «говорят».

«Собирай-ка» - знакомит детей с местом обитания животных, их внешними признаками.

«Большие и маленькие» - закрепляет названия животных и их детенышей, развивает внимание, речь, память.

«Загадочные животные» - развивает зрительное восприятие, внимание и воображение.

 «В саду, на поле, в огороде» - знакомит с овощами, ягодами, фруктами и зерновыми культурами, расширяет словарный запас, память, произвольное внимание, образное восприятие.

«Парочки» (лото).

«Плоды, листья» - знакомит детей с разновидностью деревьев, учит различать соответствующие листья и плоды, составлять смысловые пары.

«Кто где живет?» - закрепляет у детей знания о местообитании животных, их внешних признаках.

«Где что растет?» - знакомит детей с разнообразием растительного мира, их мест произрастания, внешним видом, пользы для людей и животных.

«Солнышко» - знакомит детей с местом обитания живых существ, особенностями внешнего вида и приспособленности к среде обитания, развивает наблюдательность, память, обосновывать свой выбор.

«Кто в домике живет?» - уточняет классификацию предметов по определенным признакам, знакомит детей с местом обитания животных, птиц и рыб.

«Собери картинку» - знакомит детей с временами года, их признаками и особенностями, основными приметами, закрепляет название времен года.

Стихи:

- А. С. Пушкин;

- Ю. Тувим «Овощи»;

- Н. Минский «Листопад»;

- С. М. Гробецкий «Первый снег»;

- Н. Стачнева «Осенняя гамма»;

- А. Толстой «Осень»;

- А. Блинов «Последний листок»;

- И. Бунин «Первый снег»;

- Н. Никитин «Встреча зимы»;

- К. Бальмонт «Снежинка»;

- Н. Грибачев «Ну, морозы»;

- А. Яшин «Покормите птиц»;

- С. Есенин «Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой»;

- С. Маршак «Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга»;

- З. Александрова «До свидания, зима»;

- А. Плещеев « Осень наступила»;

- Н. Некрасов «Перед дождем».

Рассказы:

- Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»;

- Н. Павлова «Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня»;

- В. Бианки «Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег»;

- К. Ушинский «Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце»;

- Н. Сладков «Зимний запас»;

- М. Пришвин «Рябинкам холодно. Рябинки краснеют»;

Сказки:

- Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;

- С. Маршак «12 месяцев»;

- П. Бажов «Серебряное копытце»;

- В. Одоевский «Мороз Иванович»;

- Русские народные «Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;

- Сербская. Почему у месяца нет платья. «

Картины:

Натюрморты:

- Ванн Гог. Картофель. Корзина с яблоками.

- М. Кончаловский. Поднос и овощи.

- М. Коровин. Цветы и фрукты.

- И. Машков. Натюрморт с фруктами.

- М. Сарьян. Осенние цветы.

Пейзажи:

- Л. Бродский. Опавшие листья. Лес зимой в снегу. Осенний туман.

- Ф. Васильев. Перед дождем.

- А. Герасимов. После дождя.

- И. Грабль. Осенний день. Февральская лазурь. Зимний пейзаж.

- И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.

- В. А. Цыплаков. Ока зимой.

- А. Саврасов. Перелет птиц. Зимний пейзаж. Иней.

- И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

- Б. Щербаков. Вихри грозовые.

- К. Юон. Лыжники, конец зимы.

Список используемой литературы

1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.

2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.

3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.

4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.

7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

8. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985

9. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.

10. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.

11. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.

12. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.

13. Марков А. С. «Были Астраханского края» // Волгоград – 2007.

14. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

15. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.

16. Сайты интернета для воспитателей.

17. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.

18. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.

19. Хданова И. К. «Детский географический атлас. Мир и человек»// Москва: «Картография» ГУГК, 1985.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по экологии "Вода - это жизнь!"

Я разработала проект по экологии,а также диагностику....

проект по экологии

проект по экологическому воспитанию детей...

Проект по экологии "Белая береза под моим окном"

Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....

Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"

Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...

Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»

Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.

Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...