Проект по экологии
проект
Проект по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.docx | 29.44 КБ |
ekologicheskie_igry.pdf | 860.44 КБ |
ekologicheskie_skazki.pdf | 390.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №48 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Проект по экологическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
«Эколята - дошколята»
Воспитатель: Сухоносова Н.И
г. Ачинск.
2020г.
«Всѐ – хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»
Каждое поколение стремиться усвоить мудрость, накопленную человечеством, просеянную через сито времени. Но мудрость – не постулат, а пропущенное через сознание, подчас выстраданное отношение к жизни. Так считали древние философы, пытаясь обрести духовность посредством общения с природой. Так вероятно, полагаем и мы, современники, когда в воскресные дни устремляемся за город в надежде слиться с природой, очиститься в ней и душой и помыслами. Но приходят будни, и умиление природой с лѐгкостью сменяется потребительским к ней отношением, мы становимся иногда, нетерпеливы, грубы, души наши черствеют. Мы даже не сознаѐм, что давно противопоставили себя природе. Разучились жить с ней в ладу, слышать еѐ голос. Ощущать еѐ дыхание. И природа напоминает нам об этом – природные катаклизмы наглядное тому подтверждение. Но хочется верить, что мудрость древних философов всѐ же откроется нашим детям, и они поймут, что только в гармонии с природой, а значит и с самим собой, можно осознать себя человеком, способным приумножать добро. И задача взрослых – помочь им в этом.
Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознано- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Актуальность проекта: экологическое воспитание и образование детей- чрезвычайно важная проблема настоящего времени. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Цель проекта: формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;
- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;
- учить видеть красоту природы;
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;
- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;
- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, практико – ориентировочный.
Срок реализации: долгосрочный сентябрь 2020- май 2021г.
Участники проекта: дети старшей и подготовительных групп, родители, воспитатели, педагоги.
Формы и методы работы:
- Наглядные:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
-показ сказок;
-рассматривание иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
2. Словесные:
- чтение литературных произведений;
- беседы, обобщающие рассказы;
3. Игровые:
- проведение разнообразных игр;
- загадывание загадок;
4. Практические:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений;
- постановка сказок;
- изготовление наглядных пособий.
Прогнозируемый результат:
- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;
- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
- диагностика, где дети покажут свои знания;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- освоение знаний об экологии родного края;
- расширение знаний детей с правилами поведения на природе;
- формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.
Новизна проекта:
Заключается в том, что он охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Проектом предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Содержание проекта:
Подготовительный этап:
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
- Анкетирование родителей.
- Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
- Составление плана реализации проекта.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Поиск различных средств достижения целей;
- Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- Создание дидактического и методического материала
Основной практический этап:
1. | Ранняя осень | Цель: закрепление знаний детей об осени. | сентябрь |
2. | Планета Земля- наш общий дом. | Цель: обобщение знаний детей о Земле. | сентябрь |
3. | Растение, как живое существо | Цель: формирование у детей представлений о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года. | сентябрь |
4. | Целевая прогулка в парк | Цель: обогащение и систематизирование знаний детей об осени. | сентябрь |
5. | Воздушный океан | Цель: расширение знаний детей о воздухе. | октябрь |
6. | Золотая осень | Цель: закрепление знаний детей о золотом периоде осени. | октябрь |
7. | Солнце- источник тепла и света. | Цели: расширение у детей представлений о том, что Солнце является источником света и тепла, о роли солнца в жизни растений, животных, человека. | октябрь |
8. | Речка, реченька, река. | Цель: формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. | октябрь |
9. | Жизнь зверей осенью. | Цель: закрепление у детей представлений о диких животных. | ноябрь |
10. | Перелетные птицы. | Цель: расширение знаний детей о перелетных птицах. | ноябрь |
11. | Целевая прогулка в парк | Цель: закрепление и систематизирование знаний детей об осени. | ноябрь |
12. | Зимушка- зима. | Цель: закрепление знаний детей о зиме. | декабрь |
13. | Жизнь птиц зимой. | Цель: расширение знаний детей о зимующих птицах. | декабрь |
14. | Сбережем мир растений и животных леса. | Цель: расширение представлений детей о лесе, его растениях и обитателях. | декабрь |
15. | Вечная слава воде. | Цель: расширение знаний о воде и ее значении. | декабрь |
16. | В гостях у морского царя. | Цель: закрепление и систематизирование знаний детей о морских обитателях. | январь |
17. | Красная книга нашего края. | Цель: формирование экологической культуры и экологического сознания детей. | январь |
18. | Заповедники и национальные парки. | Цель: формирование представления о заповедных местах, в том числе родного края. | январь |
19. | КВН «Природа вокруг нас» | Цель: обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; воспитание умения работать сообща, оказывая друг другу помощь. | февраль |
20. | Жизнь зверей зимой. | Цель: расширение знаний детей о животном мире, повадках животных, их особенностях. | февраль |
21. | Видео прогулка в зимний лес. | Цель: закрепление и систематизирование знаний детей о зиме. | февраль |
22. | В гостях у солнышка. | Цель: расширение знаний детей о таком явлении, как солнце, о его роли для окружающего мира. | март |
23. | Что где растет, кто где живет? | Цель: формирование представлений детей о климатических зонах, о представителях флоры и фауны данных климатических зон. | март |
24. | Викторина о лесе. | Цель: привлечение особого внимания детей к проблемам сохранения, восстановления и сохранения лесов. | март |
25. | Лес весной. Весенние первоцветы. | Цель: расширение представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о первоцветах. | апрель |
26. | Природная стихия- огонь. | Цель: расширение представлений детей о роли огня в жизни человека: закрепление правил пожарной безопасности. | апрель |
27. | Космос. | Цель: формирование у детей представлений о космосе, о солнечной системе (планеты, звезды, солнце, луна и т.д.), | апрель |
28. | Птицы нашего края. | Цель: обобщение знаний детей об образе жизни птиц нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках, сформировать желание им помогать им. | апрель |
29. | Целевая прогулка в парк | Цель: закрепление и систематизирование знаний детей о весне. | май |
30. | Водоемы нашего края. | Цель: ознакомление детей с разнообразием водоёмов родного края, различиями между водоемами; раскрытие значения водоемов в природе и в жизни человека, показать необходимость и способы их охраны. | май |
31. | Земля- наш общий дом. | Цель: повышение уровня знаний детей о законах природы, побуждение интереса к экологическим проблемам, сформирование ответственного отношения к окружающему миру в целом. | май |
Третий этап – заключительный.
- Презентация проекта.
- Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.
- Создание выставки методического и творческого материала.
- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.
Методическое обеспечение программы
Теоретический материал:
Дидактические и настольные игры:
«Домашние животные» - о пользе домашних животных, ознакомление с миром и обогащение знаний о животных, их детенышах, а также о скотном дворе; учить детей анализировать и сравнивать.
«Животные и птицы» - знакомит с птицами и животными, их внешним видом; с тем, что они едят, как «говорят».
«Собирай-ка» - знакомит детей с местом обитания животных, их внешними признаками.
«Большие и маленькие» - закрепляет названия животных и их детенышей, развивает внимание, речь, память.
«Загадочные животные» - развивает зрительное восприятие, внимание и воображение.
«В саду, на поле, в огороде» - знакомит с овощами, ягодами, фруктами и зерновыми культурами, расширяет словарный запас, память, произвольное внимание, образное восприятие.
«Парочки» (лото).
«Плоды, листья» - знакомит детей с разновидностью деревьев, учит различать соответствующие листья и плоды, составлять смысловые пары.
«Кто где живет?» - закрепляет у детей знания о местообитании животных, их внешних признаках.
«Где что растет?» - знакомит детей с разнообразием растительного мира, их мест произрастания, внешним видом, пользы для людей и животных.
«Солнышко» - знакомит детей с местом обитания живых существ, особенностями внешнего вида и приспособленности к среде обитания, развивает наблюдательность, память, обосновывать свой выбор.
«Кто в домике живет?» - уточняет классификацию предметов по определенным признакам, знакомит детей с местом обитания животных, птиц и рыб.
«Собери картинку» - знакомит детей с временами года, их признаками и особенностями, основными приметами, закрепляет название времен года.
Стихи:
- А. С. Пушкин;
- Ю. Тувим «Овощи»;
- Н. Минский «Листопад»;
- С. М. Гробецкий «Первый снег»;
- Н. Стачнева «Осенняя гамма»;
- А. Толстой «Осень»;
- А. Блинов «Последний листок»;
- И. Бунин «Первый снег»;
- Н. Никитин «Встреча зимы»;
- К. Бальмонт «Снежинка»;
- Н. Грибачев «Ну, морозы»;
- А. Яшин «Покормите птиц»;
- С. Есенин «Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой»;
- С. Маршак «Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга»;
- З. Александрова «До свидания, зима»;
- А. Плещеев « Осень наступила»;
- Н. Некрасов «Перед дождем».
Рассказы:
- Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»;
- Н. Павлова «Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня»;
- В. Бианки «Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег»;
- К. Ушинский «Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце»;
- Н. Сладков «Зимний запас»;
- М. Пришвин «Рябинкам холодно. Рябинки краснеют»;
Сказки:
- Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
- С. Маршак «12 месяцев»;
- П. Бажов «Серебряное копытце»;
- В. Одоевский «Мороз Иванович»;
- Русские народные «Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;
- Сербская. Почему у месяца нет платья. «
Картины:
Натюрморты:
- Ванн Гог. Картофель. Корзина с яблоками.
- М. Кончаловский. Поднос и овощи.
- М. Коровин. Цветы и фрукты.
- И. Машков. Натюрморт с фруктами.
- М. Сарьян. Осенние цветы.
Пейзажи:
- Л. Бродский. Опавшие листья. Лес зимой в снегу. Осенний туман.
- Ф. Васильев. Перед дождем.
- А. Герасимов. После дождя.
- И. Грабль. Осенний день. Февральская лазурь. Зимний пейзаж.
- И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.
- В. А. Цыплаков. Ока зимой.
- А. Саврасов. Перелет птиц. Зимний пейзаж. Иней.
- И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.
- Б. Щербаков. Вихри грозовые.
- К. Юон. Лыжники, конец зимы.
Список используемой литературы
1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.
2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.
3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
8. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985
9. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
10. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.
11. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.
12. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.
13. Марков А. С. «Были Астраханского края» // Волгоград – 2007.
14. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.
15. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
16. Сайты интернета для воспитателей.
17. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.
18. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.
19. Хданова И. К. «Детский географический атлас. Мир и человек»// Москва: «Картография» ГУГК, 1985.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по экологии "Вода - это жизнь!"
Я разработала проект по экологии,а также диагностику....
проект по экологии
проект по экологическому воспитанию детей...
Проект по экологии "Белая береза под моим окном"
Познавательно-исследовательский проект по формированию у детей экологической воспитанности....
Семейный экологический проект "Наши руки не для скуки,или подарки из вторсырья", в рамках конкурса эколого-исследовательских проектов "Юные экологи Москвы"
Бытовые отходы, которые мы используем от продуктов питания, загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтоб...
Проект по экологии в подготовительной группе «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ПО ЭКОЛОГИИ»
Во время работы над данным проектом «Сочиняем сказку по экологии» достигли следующих результатов: - были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей,...
Познавательно-исследовательский проект по экологии «Маленький огонь большой Земли». Авторы проекта: Зотова Мария Владимировна, Сиркина Анна Ивановна.
Пожар – это неуправляемое горение растительности и всего окружающего. Лесные пожары уничтожают флору и фауну. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли челов...