Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Медведева Олеся Петровна

Культурно-гигиенические навыки – важная часть культуры поведения и здоровья. В настоящее время проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является актуальной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_2020_kgn_statya_olesya.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева Олеся Петровна

Воспитатель,

ГБДОУ№ 34 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.

Статья на тему:

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков

у детей младшего дошкольного возраста

Культурно-гигиенические навыки – важная часть культуры поведения и здоровья. В настоящее время проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является актуальной.

Развитие культурно-гигиенических навыков – одно из направлений работы педагога дошкольного образовательного учреждения с дошкольниками. С одной стороны, это ключевая составляющая культуры поведения, а с другой, здорового образа жизни малыша. С самого начала пребывания ребёнка в детском саду, эта деятельность должна планомерно проводиться. С помощью приемов прямого воздействия, упражнения, т.е. путем научения, приучения, осуществляется воспитание навыков. Поэтому воспитание культурно-гигиенических навыков необходимо планировать в режиме всего дня. Многие дети начинают посещать дошкольное учреждение с трёх лет, поэтому особенно важно формирование навыков во второй младшей группе. [1, 12]

За время пребывания во второй младшей группе дошкольники должны хорошо овладеть следующими навыками:

- быстро и правильно умываться, мыть руки, пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок;

- уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть в карман;

- уметь вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной), вытираться салфеткой жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол;

- с небольшой помощью взрослого, уметь самостоятельно одеваться в нужной последовательности, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и т.д.).

- не брать пищу грязными рукам;

- мыть ноги перед сном.

Необходимо запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия, но необходимо соблюдение режимных моментов в отведенное для этого время. Такая обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Поэтому умело надо направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для таких процессов наиболее эффективны, косвенные приемы предупредительного поощрения, использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. В начале усилия детей надо постоянно поощрять и оценивать положительно, а в дальнейшем надо относиться, как должному явлению.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в связи с чем, формирование культурно-гигиенических навыков лучше осуществлять именно в игровой деятельности. Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Играя дети осваивают основные правила гигиенического поведения, но педагоги и родители должны следить за содержанием игры, предлагая включать в нее элементы гигиенических знаний (вымыть, накормить кукол, постирать кукольное белье и т.д.). В сюжетно-ролевых играх дети усваивают конкретные навыки: обязательное мытье рук перед едой, чистка зубов, умение опрятно одеваться, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, убирать посуду со стола после еды. Педагогу следует предусматривать развитие сюжетной линии игры таким образом, чтобы в игре закреплялось как можно большее количество гигиенических навыков, вовремя вводить новые игрушки, позволяющие расширить игровое поле.

Для того, чтобы дети усвоили более трудные правила культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Такие игры помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Для активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка, можно использовать разнообразные игрушки, предметы. Предмет или действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как правильно держать ложку.

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей важно постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в комнате для умывания должно быть достаточное количество раковин, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Предметы, которыми ребенок пользуется самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка. Полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию.

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, быстрее осваиваются детьми действия, связанные с раздеванием, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Чтобы ребёнок перешёл на новую ступень самостоятельности, следует постепенно усложнять требования, это поддержит его интерес к самообслуживанию, позволит совершенствовать навыки.

Художественная литература является одним из средств воспитания дошкольников и культурно-гигиенические навыки также можно закреплять с ее помощью. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка и способствует появление у него живого отклика на те, или иные действия героя.  Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации к книге, читает текст, вызывает у детей положительное или отрицательное отношение к действиям и поступкам героя.

В процессе воспитания культурно-гигиенических навыков используются произведения К. Чуковского «Мойдодыр», Ю. Тувима «Письмо к детям», А. Барто «Девочка чумазая», Л. Воронковой «Маша-растеряша»,  В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохое». Ключевое значение в младшем дошкольном возрасте имеет включение в процесс формирования культурно-гигиенических навыков народных потешек, пословиц, поговорок. Они сопровождают многие гигиенические процессы: умывание, кормление, укладывание спать ребенка.

Необходимое условие для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает культурно-гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Правильно воспитывать ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместной работе. [2, 15]

Кроме того, культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении, поэтому одним из ведущих приёмов является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован.

Привитие гигиенических навыков и навыков культурного поведения укрепляет здоровье, волю ребенка, дисциплинирует и подготавливает к социальной адаптации.

Список литературы

1.Белостоцкая Е. М. , Виноградова Т. Ф. , Каневская Л. Я. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. [Текст]/ Сост. В. И. Теленчи. Книга для работников дошкольных учреждений – М.Просвещение, 1991 - 143с.,

2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. [Текст] /пособие для воспитателей дет.сада и родителей - М.: Просвещение, 1997. – 96 с.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»

Цикл мероприятий по  формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и  раздеваться» включает в себя:1....

Цикл мероприятий по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Мы обедаем»

Цикл мероприятий по  формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему  «Мы обедаем» включает в себя:1....

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Программа дополнительного образования для детейдошкольного возраста«Акварелька»Педагог: Парамонова Елена АнатольевнаСанкт-Петербург2011 год.Пояснительная записка.Актуальность програм...

«Средства и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях "Дома ребенка"» (2-3года)

Условия для успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановко...

Статья "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста..."

В статье изложен материал по формированию культурно-гигинических навыков у детей дошкольного возраста.  При использовании каждый день гиги-ческих навыков ,у детей формируется навык самообслуживан...

Формирование культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Конспект родительского собрания. Проведен в форме встречи, где  родители поделились опытом соблюдения  и выполнения культурно-гигиенических навыков....

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»...