Проект: "Русские валенки"
проект

 Антонина Васильевна Вохминцева

На прогулке в зимнее время у детей в ботинках часто мерзнут ноги, необходимо убедить родителей в пользе ношения валенок.Как заинтересовать детей в познании народных традиций своих предков?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proet_valennki_zozh_novyy.docx393.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение         «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сибирячок»

                Проект педагогической деятельности

Тема: «Русские валенки»

старший дошкольный возраст

I:\валенки\DSC_0247.JPG

                                                                                                                          Участники проекта:

                                                                 Вохминцева Антонина Васильевна  

                                       (воспитатель - высшая квалификационная категория).

Ермолаева Светлана Васильевна

                                       (воспитатель -  высшая квалификационная категория).

Борк Татьяна Викторовна    

(инструктор по физической культуры - высшая квалификационная категория).

Мосолова Майя Владимировна

(музыкальный руководитель - высшая квалификационная категория).

г. Бердск 2019 год.

“Нет ничего более интересного, чем русские валенки.

Сохранять их - значит сохранять русскую культуру и здоровье»

Тема проекта: «Русские валенки».

Продолжительность проекта: краткосрочный 14.01.19-1.02.19 г.

Вид: коллективный.

Тип проекта: Познавательно – творческий.

Участники проекта:  дети  5-6 лет,  воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.

Проблема:

На прогулке в зимнее время у детей в ботинках  часто мерзнут ноги, необходимо убедить родителей в пользе ношения валенок.Как заинтересовать детей в познании народных традиций своих предков?

Гипотеза проекта (ожидаемый результат): Если создать необходимую

развивающую среду в группе, помочь ребенку накопить необходимые знания

по выбранной теме, то можно убедить  родителей в сохранении здоровья детей, а также заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению,  поддержать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.

Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь,  

расширится сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.

Актуальность:

Валенки - вещь полезная, во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Целебные свойства войлочной обуви были замечены давно и их благотворное влияние на здоровье человека. Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах. Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха. Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах. Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови.  Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний. Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине. Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми.  Данный проект поможет детям узнатьо традициях русского народа; познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских валенок; песенным и танцевальным творчеством, играми с валенком. Реализация проекта направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении здоровья детей, а также в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности.

Цель:Заинтересовать родителей и детей  в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Познакомить детей с историей русских валенок.

Задачи:

  1. Расширять представления детей с русской обувью, её происхождением, о лечебных свойствах.
  2. Развивать интерес к русским народным традициям и передаче их новому поколению.

3.   Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенки и

процессом их изготовления;

4. Воспитывать у детей и родителей интерес к здоровому образу жизни,

потребность заботиться о своем здоровье.

Содержание деятельности на каждом этапе.

Подготовительный этап:

- выбор темы;

- составление плана работы;

- сбор информации;

- изучение методической литературы;

- подготовка презентации;

- подбор информации в книгах, журналах, в интернете.

Организационный этап:

- мониторинг  знаний детей;

- анкетирование родителей

- создание консультации для родителей;

- привлечение родителей к участию в конкурсе «Русские валенки».

- разработка сценария развлечения;

- создание экспозиции в группе мини-музея русского валенка;

Формирующий этап:

-беседы с показом видео-презентаций «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Валенки».

- папки - передвижки "Любят валенки в   России»,  «Интересные факты»;

- рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки»;

- чтение художественной литературы М. Пришвин “Дедушкин валенок”, С. Гришунин “Дедушкины валенки”, В. Новиков. Сказка “Теплые валенки”;

- рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;

- разучивание песен, стихов,  прослушивание аудио записи русской народной песни “Валенки”

- дидактические, подвижные игры;

- образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим по теме;

  «Наши валенки малы, но уж очень хороши», «Кузины валенки»;

- художественное - эстетическое творчество (рисование) "Русский расписной валенок»;

- художественное - эстетическое творчество (лепка) «Волшебные валенки»;

- мини-музей в картинках под названием «Как использовать валенки не по назначению»;

- совместная выставка детей и родителей на тему «Русские валенки»;

Итоговый этап:

Проведение совместного спортивно – музыкальное развлечение с родителями «Праздник Русского валенка»;

Презентация проекта «Русские валенки» на родительском собрании и педагогическом совете.

Взаимодействие с социальными партнерами:

Экскурсия в Детскую школу искусств Берегиня. Тема экскурсии: «Валенки. История возникновения. Игры с валенком».

Результаты проекта:

- У детей сформированы знания об истории русского валенка и его лечебных свойствах.

- Дети приобрели значимый  опыт  в творческой и познавательной деятельности.

- Формирование здорового образа жизни.

- Понимание родителями значимости совместной здоровьесберегающей деятельности с детьми.

- У дошкольников возрос  интерес к истории традиционной русской одежде, обуви.

- Родители активно вовлечены в совместную  с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

- Улучшились детско-родительские отношения, которые приобрели позитивный характер, через организацию совместной деятельности (совместного досуга).

- Приобретение валяной обуви для прогулок детям и взрослым.

Оценка результата:

Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности.

Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов. Повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам. Сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления и их лечебных свойствах. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Пение частушек,  русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.

 В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.

Список литературы:

1. «Метод проектов в дошкольном образовании» (методическое пособие).     Издательство АО ИППК РО, 2011 год, г. Архангельск.

2. «Проектная деятельность старших дошкольников». Журавлева В.Н.                         Издательство «Учитель», 2009 года, г. Волгоград.

3.  Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.  

4.  М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

5.  О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

6. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Журналы:

1.Дошкольное образование. №2, январь, 2010 года, стр. 24.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.o-detstve.ru/
  2. http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/Учебный_проект_"Валенки_да_валенки,_ой,_да_не_подшиты,_стареньки"
  3. http://tmndetsady.ru/
  4. http://vospitateljam.ru/valenki-valenki-krasivye-da-ladnenkie/

Приложение 1

Консультация для родителей.

О пользе валенок.

Валенки– как русская матрёшка, как пуховый платок – национальный атрибут России.Невозможно представить зиму без валенок. Даже самые взыскательные модницы, в суровые морозы предпочитают валенки. Ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, тепло и сухость. Волокна шерсти обладают очень низкой теплопроводностью, что позволяет ногам не мерзнуть при  низких температурах. Недаром гласит русская пословица «Держи ноги в тепле…», ведь только натуральная шерсть хорошо сохраняет тепло. Войлок и от морозов защитит и здоровье сохранит.

В том, что ничего лучше не придумаешь, чем валенки в морозы для ребенка, знают все. В них комфортно, сухо и тепло. Валенки просто не заменимы при детских прогулках зимой, так как это полезно и практично, да и ноги всегда в тепле.Шерсть не только греет, но и лечит. Обутая на босую ногу валяная обувь оказывает массажное воздействие, из-за чего ее часто рекомендуют людям с нарушенным кровообращением, так как это способствует улучшению циркуляцию крови. Валяная шерсть богата ланолином(животным воском), поэтому стопа в такой обуви не деформируется и хорошо согревает суставы.Шерсть хорошо поглощает и испаряет влагу, оставаясь сухой, и именно это помогает при простудах. Отмечено так же, что валяная обувь препятствует развитию грибковых заболеваний, ускоряет заживление ран и переломов.  Так же валенки помогают при болях в спине, отеках ног, усталости, нервозности, и многих других неприятных симптомах.Важно отметить и то, что натуральную шерсть получают от овец, не причиняя при этом им никакого вреда. Эта чудо-обувь, изготовленная без единого шва, обладает положительной энергетикой.Наши ученые заметили, что если дети носят валенки до 12-13 лет, то у них не развиваются воспалительные процессы: мальчикам не грозит простатит и импотенция, а у девочек – воспаление придатков, и как следствие, бесплодие.

Без валенок наши предки не мыслили святочные масленичные гуляния, колесование, ярмарки, во время которых стояли трескучие морозы. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы.

Валенки – удобная и целебная обувь. Мягкие и теплые, они не деформируют ногу и никогда не садятся (речь идет о валенках, сделанных по канонам изготовления валяной обуви). Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой.

Купите пару настоящих валенок, и несколько раз в неделю просто ходите в них по квартире минут по 15-20 и сразу почувствуете оздоровительный эффект. Из истории возникновения валенок известно, что они появились в Сибири. Эти валяные из шерсти сапоги спасали от лютых морозов. На Алтае из шерсти делали ковры, а в Азии – стельки, утеплители стен домов.

Изготовление валенок – трудоемкий процесс, требующий специальных умений и оборудования. Сначала шерсть очищали и отбивали, чтобы она стала мягкой, затем – валяли вручную, обрабатывали паром, выдерживали в горячем солевом растворе и только после этого надевали на специальную форму, сбивали войлок до нужного размера на заурядной колодке. Искусство изготовления валенок передавалось из поколения в поколение, и каждый имел свой секрет не похожий на другие.

Раньше валенки считали дорогим удовольствием. Редко когда в семье была не одна пара валенок, поэтому их носили по очереди и передавали следующему поколению. Петр I лечил в валенках похмелье, а придворные дамы и даже императрицы носили валенки под бальными платьями.

Велико значение валенок для русского солдата, ведь именно валенки помогли одержать победу над Наполеоном и в Великой отечественной войне, так как у немцев валенок отродясь не было, и Сибирские морозы им неведомы.А освоение Южного и Северного полюсов и вовсе без валенок было бы невозможным.

Валенки делали не только из овечьей шерсти, но и из козьей, верблюжьей и даже собачей.

Однако у валенок есть один недостаток – они намокают в сырую погоду. Поэтому, валенки берегли и носили с калошами, а бедняки надевали поверх валенок – лапти.  Иметь валенки было роскошью. Парень в валенках был завидным женихом.

В настоящее время спрос на валенки не падает. Эта обувь остается актуальной из-за удобства, ногам комфортно и тепло. Уже осенью выстраиваются очереди за валенками - самокатками на предприятия, где их изготавливают. И по цене доступные, и в хозяйстве незаменимые, особенно в сельской местности. Да и в городах сейчас мода на валенки. Нередко увидишь украшенные валенки вышивкой, молнией.

Валенки – это залог здоровья, долголетия и комфорта. Каждый из нас в детстве носил валенки, ведь родители знают, если ноги в тепле – простуда малышу не страшна.

Положительное влияние валенок на здоровье человека:

Медицина подтверждает благотворное влияние валенок на здоровье человека:

- Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах;

- Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха;

- Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах;

- Шерсть богата ланолином, приносящем облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов;

- Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови;

- Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний;

- Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине;

- Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой;

Приложение 2.

Откуда валенки пошли.

“Валенки — род башмаков или сапог, свалянных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова — колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.

Однако широко распространенное представление о древности валенок ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века (хотя жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на их изобретение). Более ранних сведений о существовании валенок не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.

А вот материал, из которого делают валенки, известен с 4 века до нашей эры – именно к этому времени археологи относят изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырыкского кургана.

Самые древние изделия из валяной овечьей шерсти – ковры и чепраки. Этот метод обработки шерсти был хорошо известен кочевым племенам евразийских степей, а также горным скотоводам Тибета, Памира, Кавказа и Карпат. Из свалянного войлока шили теплые и надежные покрытия для жилища – кошмы, делали войлочные подушки, подстилки для сна, стельки для обуви и чулки-вкладыши в кожаный сапог. Войлок использовали в качестве кольчуги и подкладки под шлем, а также им обшивали крепостные стены, чтобы в нем застревали стрелы. Таким образом, не исключено, что шерстобитное дело проникло на просторы Древней Руси благодаря соседству и постоянным контактам с тюркскими народами

Первые русские шерстобиты поначалу мастерили шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь – подседельники и хомутины, предохранявшие кожу животного от натирания.

Как уже было сказано, первые валенки в виде цельного сапога появились в конце XVIII века. Но так как кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства держали в секрете, передавая из поколения в поколение (промышленное производство валенок началось лишь в конце 19 века), стоили валенки дорого, их носили лишь зажиточные люди. Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок — считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.

Не пренебрегали валенками и царские особы. Большая модница и обладательница огромного гардероба Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая, таким образом, свои больные ноги. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти.

А вот позднее люди известные, дерзавшие на публике появиться в столь эпатажной обуви, вызывали массу кривотолков. Зимой 1912 года Сергей Есенин приехал в Петербург. Когда он впервые появился в светском салоне, то получил весьма холодный прием. Крестьянский самородок, восхищавший Москву не только стихами, но и всем своим народным колоритом, был публично осмеян поэтессой Зинаидой Гиппиус. Очевидцы так описывают скандальный эпизод: «На одном из чопорных приемов, Гиппиус, изысканно наставив лорнет на валенки Есенина, громко одобрила их, с воодушевлением сказав: «Какие на вас интересные гетры!». Все присутствующие покатились со смеху». Позднее Есенин рассказывал: «Очень мне обидно стало тогда... Ведь я был доверчив, наивен...».

С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков корректно держат в тайне.

Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера мы победили и благодаря достаточному количеству теплой обувки.

Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов и снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.

За последние десятилетия валенки стали менее популярными из-за превращения русских зим в мягкие и слякотные, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды; в городах их обычно носят маленькие дети, либо их носят в сильные морозы, когда другая обувь мало спасает от холода.

Однако сегодня валенки возвращают к себе любовь горожан, а для дизайнеров и модельеров становятся актуальным объектом творчества.

О пользе валенок.

Валенки - вещь полезная. Во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Целебные свойства войлочной обуви были замечены еще во времена Петра I (он давал следующий совет:«Если утром голова болит с похмелья - надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей»). Медицина подтверждает благотворное влияние валенок на здоровье человека.

·       Натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть при очень низких температурах

·       Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Ноги в валенках не потеют, так как волокна шерсти обеспечивают естественную циркуляцию воздуха.

·       Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой. Именно такое сухое тепло и помогает при простудах.

·       Шерсть богата ланолином, приносящем облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов.

·       Также валенки часто рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения. Обутая на босую ногу, валяная обувь оказывает массажное воздействие. За счет трения создается электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови.

·       Валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний.

·       Валенки помогают снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине.

·       Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.

·       А еще отечественные ученые сделали открытие: оказывается, если мальчики до 12 лет носят валенки, то в зрелом возрасте импотенция им не грозит. Вся хитрость в бараньей шерсти, недаром во многих культурах баран олицетворяет мужскую силу. При длительном ношении валенок из бараньей шерсти сексуальная потенция неустанно аккумулируется.

Как делают валенки.

Производство настоящих валенок очень трудоемко. Выражение «прост как валенок» можно отнести лишь к их форме. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче.

Разрыхленную шерсть складывают в форме большого носка и начинают катать, или правильнее сказать – валять. Отсюда и происходит слово валенок (второе название - катанки или катанцы). Делают это руками (для чего нужна большая сила) и накручивая на специальную скалку, имеющею вид четырехгранной палки. В результате получается толстый, плотный шерстяной носок. Чтобы валенок стал мягким, шесть поливают горячей водой и продолжают валять. В процессе валки валенок становится все меньше и меньше. Затем делается носок валенка, и пятка. Чтобы валенок получился теплее и плотнее, его растирают на специальной доске с ребрышками. Она называется дергуч. Затем валенок надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Потом поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

Так делают валенки вручную. Но в 19 веке в России появились фабрики по изготовлению валенок. Они существуют и сейчас. Самые крупные из них:

Кукморский валяльно-войлочный комбинат — 800—900 тыс. пар.

Ярославская фабрика валяной обуви — 550—600 тыс. пар.

Омский комбинат валяной обуви — 170 тыс. пар.

Калужская обувная фабрика — 150 тыс. пар.

Егорьевская обувная фабрика — 100 тыс. пар.

Одним из самых старых производителей валенок является Битцевская фабрика валенок, известная с 90-х годов XIX века. В настоящее время валенки под маркой Битцевской фабрики выпускаются в городе Калязин Тверской области. На фабрике для превращения клока шерсти в пару исконно русской обуви, нужно 5 дней упорной тяжёлой работы, 45 технологических переходов. Рабочие двадцати специальностей трудятся над ее созданием, чтобы мы могли согреться в зимнюю стужу натуральными экологически чистыми шерстяными валенками. Весь процесс производства валенок на этой фабрике представлен в фильме.

Описание для тех, кто не хочет смотреть фильм.

Валенки на фабрике делают из нескольких видов шерсти. После замешивания, шерсть размельчают, и отправляют в смесевую башню. Под давлением из смесевых башен шерсть попадает в цеха, где ее укладывают в шерсточесальные машины.

Путем этих операций получается однородная масса, которая должна сутки вылежаться, а затем по пневмотранспорту подается в чесально-основальный цех.

На чесальных станках шерсть прочесывается и превращается в пушистое шерстяное облако. Им оборачивают несколько раз матерчатый чехол, таким образом получается «ватная» заготовка голенища - конус.

Ватный конус уплотняется между сильно разогретыми паром плитами специальных машин. Горячие плиты хлопают друг по другу, как будто какое-то мифическое чудовище пережевывает в пасти шерстяное облако. От этого оно теряет свою воздушность - свойлачивается.

Далее вручную формируют валенок. Чтобы это проделать, нужно обладать немалым опытом и ловкостью рук. Войлочную заготовку требуется свернуть так, чтобы в будущем из нее получилась головка валенка, причем нужного размера и толщины. Полученная в результате заготовка похожа на войлочный носок гигантского «гулливеровского» размера.

Чтобы этот «носок» превратился в маленький плотный валеночек, он должен пройти огонь, воду и… деревянные барабаны. Основы, увлажненные и свернутые в рулон, помещаются между деревянными барабанами, которые начинают вращаться и сильно их сжимать - это первый этап уплотнения.

Затем будущие валенки попадают в воду. Постепенно заготовки становятся меньше размером и все более плотными. Чтобы придать валенку окончательную плотность, его еще несколько раз «стирают». Там, в горячей воде определенной температуры, подвергаясь ударным механическим воздействиям, происходит окончательное уплотнение и усадка.

Пройдя несколько этапов стирки «гулливеровский носок» становится похож на мокрый сапожок. Превращение для тех, кто видит это впервые, почти мистическое. Он уменьшается более чем в 10 раз. Легендарный русский валенок почти готов. Осталось только придать ему форму и высушить.

Для того чтобы он приобрел надлежащую форму, его насаживают на механическую колодку. Работают насадчиками обычно люди недюжинной силы - ведь валенок при насадке очень сильно расправляется. А колодки - металлические, вес каждой - от 2,5 до 10 килограмм, так что сила нужна хотя бы для того, чтобы их поднимать.

Насаженные на колодки валенки по конвейеру поступают в сушильную камеру на 8 часов. Температура там под 100 градусов.

Посушившись, валенки, как румяные пирожки, по конвейеру выезжают из сушильной камеры - горяченькие и почти готовые. В отделочном цехе их.подчищают от ворса, чтобы не были лохматыми.

В цехе подборки главная задача каждого валенка - найти себе пару. Ведь они не шьются по лекалам, а формируются вручную, а потому каждый валенок в своем роде неповторим. Он может получиться чуть полнее, чуть «курносее», чуть выше. Пред подборщицей лежит целая груда таких "одиночек", и ее задача составить из них идеальные пары. Сделать оба валеночка одинаковыми по высоте не сложно - сверху их голенища обрезают на специальном станке. Затем валенки измеряют по внутренней длине стопы - определяют точный размер и маркируют.

Если требуется резиновая подошва, валенок отправляют в цех горячей вулканизации. Резиновая подошва на фабрике к валенкам не приклеивается, а приваривается под воздействием высокой температуры прессовым методом. Поэтому она так прочно держится на готовом изделии (действительно - проверено несколькими зимами, у меня у всей семьи такие валенки).

В отделочной мастерской рукодельницы вручную вышивают на валенках различные узоры, фигурно обрезают голенища, продевают шнурки, пришивают мех. Благодаря замыслу дизайнера и умению швеи, готовые изделия приобретают нарядный и стильный вид (есть очень красивые валенки!! - у меня с искусственным мехом, детские - с тесьмой, очень красиво!).

Интересные факты про валенки.

Обычно валенки делают из овечьей шерсти. Но бывают козьи, верблюжьи и даже собачьи валенки.На изготовление одной пары уходит в зависимости от размера от 4 до 7 килограммов шерсти.Среди валенок есть свои рекордсмены. На место в Книге рекордов Гиннесса претендуют два валенка-гиганта. Один, 120-го размера, высотой 157 см и весом 7,5 кг, был сделан в селе Кубенском под Вологдой. Другой, еще громаднее, сваляли в Семипалатинске. Его высота - 178 см, вес - 16,5 кг, а размерчик как раз впору Гулливеру - 146-й!В свое время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова - клоун запрыгивал в них во время трюка.Чемпионаты по метанию валенок уже несколько лет проходят в Пятигорске и в Сыктывкаре. Как говорят участники, главное в валенкометании не сила броска, а точность прицела, ведь валенок в силу своих специфических аэродинамических свойств часто капризничает и летит не по заданной траектории.

В 2002 году модельер Джанфранко Ферре создал специальную коллекцию валенок. А на зимней Олимпиаде - 2002 в Солт-Лейк-Сити российская сборная была патриотично обута в валенки с галошами.

В Иркутске вручается ежегодная журналистская премия «Золотой валенок» - за самые исключительные промахи и ляпы.

Приложение 3.

Конспект  Непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Кузины валенки» для детей старшей группы.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: заучивание потешек о валенках, презентация «Как делают валенки», показ мастер-класса «Валенки», беседы о валенках.

Цель: обобщить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью.

Задачи:

  1. Формировать представления о  русской северной обуви.
  2. Развивать интерес к данной теме, желание узнавать новое о валенках.
  3. Воспитывать любовь к русским традициям.

Ход занятия

В группу заходит домовенок.

- Здравствуйте, куда это я попал? Как в детский сад, что такое детский сад? Меня зовут Кузя, я у бабы Яги живу под печкой. Она, вообще-то не злая, только вредная немножко. У нее волшебные валенки есть, я только хотел их померить и оказался тут, ох, оказия, недоразумение.

- Не огорчайся, Кузя, погости у нас в детском саду.

- Ладно. Погощу, если отгадаете мою загадку:

Треплют, катают, а зиму таскают. (Валенки)

- Молодцы, а что вы знаете про валенки?  (ответы детей)

-  А на улице мороз

Щиплет щечки, щиплет нос.

Чтобы нам не заболеть

Нужно валенки надеть.

Кто готов отправиться со мной в зимний лес? А замерзнуть не боитесь?

- Нет, Кузя не боимся. Мы даже знаем потешку про валенки:

Баю, баю, баиньки,

 Скатаем Маше валенки!

 Валенки по ножке-

 Бегать по дорожке,

 К бабушке по прянички,

 К дедушке по яблочки.

 Без шубы и валенок –

 Зима без конца.

- Тогда обуваем все валенки (Имитация). Я только забыл, а почему зимой носят валенки?  (дети объясняют)

- Это самая теплая обувь, а я думаю, почему баба Яга так валенки любит. А почему они самые теплые?  (дети рассказывают)

- Мы пришли в лес, снега-то намело, ой беда, беда-огорчение. Придется идти через сугробы  (идут, высоко поднимая колени).

-Ну, вот здесь под елочкой отдохнем, (садятся на ковер), мне баба Яга рассказывала, чтобы  шерсть превратить в валенки, требуется несколько дней тяжелой работы. Состриженную шерсть обрабатывают паром или кипятком. Затем взбивают шерсть и получают войлок. Потом войлок катают на столе. Потом на колодке. Пришлепывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, красят, сушат, зачищают. А вы знаете, баба Яга ласково называют валенки? Катанки, потому что их катают. В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди.

- Ну, что отдохнули? Чтобы не замерзнуть, надо нам поплясать немножко (пляска под музыку «валенки, валенки, не подшиты, стареньки»)

- Вот мы и пришли. В нашем лесу живу не только я и баба Яга, еще здесь живет Кикимора болотная, Леший – мой дружок и старичок–лесовичок. А зимой стужа в лесу лютая, ой, беда, беда, огорчение. Как же они-то без валенок.

Мы поможем, Кузя. Мы с ребятами сделаем всем твоим друзьям валенки

(дети украшают шаблоны валенок кусочками шерстяных ниток).

-Ой, спасибо, вот помогли, так помогли, какие катанки скатали, всем на удивление. Давайте, развесим валенки на деревья, мои друзья придут и увидят. А ваши валенки я сейчас превращу волшебные, и вы сразу окажетесь в детском саду. Надо только всем закрыть глаза.  (Кузя уходит).

Теплые удобные валенки мои.

Сделаны из шерсти, мех у них внутри.

Я надену валенки, в лес пойду гулять.

Буду в теплых валенках я в снежки играть.

Приложение 4.

Конспект  Непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Чудесное превращение валенка» для детей старшей группы.

Цель: Закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях,

связанных с этой обувью, связно и последовательно выражать свои мысли, отвечать на вопрос.

Учить обыгрывать знакомые сказочные произведения, используя в речи монологи и диалоги. Развивать творческую активность, воображения, образное мышление.

Воспитывать любовь к народному творчеству, желания украшать изделия

самостоятельно проявив фантазию, поощрять добрые отношения, внимание друг к

другу.
Предварительная работа. 
Оформить групповую комнату как мастерскую. Нанести пластилин на картонную форму валенка. Провести беседу на тему: «Откуда появились валенки», «Как делают валенки», познакомить с обычаями, связанными с этой обувью. Заучить пословицы, поговорки о труде, мастерстве, загадки по теме «Валенки». Инсценировка сказки «Валенки для Бабы-яги». Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий по теме «Валенки».
Материал и оборудование:  
Поделки- валенки: теремок, конь, мышка, ёжик, утюг, кулек, подарок; валенки, украшенные тесьмой, бусинками, кружевом; валенки-зайцы (три пары).
Шапочки-маски зайца, волка, лося, платок для бабы-яги. Большие искусственные деревья: ель и береза. Два телефонных аппарата, детская гладильная доска. Натуральная овечья шерсть, схемы-таблицы на тему «Как делают валенки».
Скорлупа фисташек, семечки, арбузные семечки, горох, фасоль; тарелочки, салфетки (для вытирания рук). Вырезанный из картона валенок, на который нанесен пластилин (на каждого ребенка). .
Ход занятия.

Ребята проходите в группу, отгадайте загадку. 
Их на ноги надевают, 
Но это не сапоги
Из шерсти сделаны, 
Но не носки. (Валенки)
Правильно - это валенки.
Я вас сегодня хочу пригласить в мастерскую. Проходите, рассаживайтесь поудобнее. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
Верно, о валенках.
Ребята, скажите, а для чего нужны валенки?
(Чтобы ходить зимой)
Посмотрите, у меня в мастерской много валенок, все они разные, необычные. Скажите, во что можно превратить обычный валенок?
(в лошадь, в теремок, в мышку, в ёжика; валенки можно просто украсить тесьмой, кружевом, бусинками, цветочками и т.д.)
А из чего сделаны валенки, из какой шерсти?
(Из овечьей)
Верно, шерсть состригают так, чтобы ни одно животное не пострадало. 
(Показываю шерсть). Потрогайте ребята, шерсть какая?
(Мягкая, пушистая…)
Именно из такой шерсти и делают валенки. Но чтобы эту шерсть превратить в валенки требуется несколько дней тяжелой работы. Я вам уже рассказывала, как делают валенки, давайте вспомним, а помогут нам схемы.
(Выставляю схемы – таблицы). Сначала шерсть состригают с овечек, потом обрабатывают кипятком или паром. Затем взбивают шерсть в общую массу, получают войлок. Войлок катают сначала на столе, потом на колодке, пришлепывают, прижимают. Получается большой валенок. Потом валенок стирают, красят, сушат, зачищают.)
Ребята, а вы знаете, как в народе ласково называют валеночки?
(Катанки, самовалочки, чесанки.)
А теперь, послушайте, что я вам расскажу о валенках. В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству. А что вы еще знаете о валенках?
Ответы детей: 
-Валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь.
-Валенки носили солдаты во время войны, поэтому они не мерзли и победили врага. 
-Даже цари и царицы любили носить валенки. 
-Старые валенки не нужно выбрасывать. Если их поставить в огороде, под куст, шмели в них сделают домик и на следующий год будет хороший урожай. Молодцы, вы много знаете о валенках. А теперь давайте поиграем, и опять нам пригодиться валенок. 
Физминутка.
Дети встают в круг, передают под музыку валенок, с окончанием музыки кому достался валенок тот выходит танцевать. 
А теперь я предлагаю вам стать мастерами. Садитесь за столы, мы сегодня с вами будем украшать валенки. Посмотрите, на валеночки уже нанесен пластилин. Скажите, что у вас лежит в тарелочках, какой материал?
(Горох, фасоль, семечки, скорлупки от фисташек, семена дыни, арбуза.)
Этими материалами мы будем украшать валеночки, а узоры будете придумывать сами. Каждый из вас должен придумать свой узор. Приступайте к работе. (Дети выполняют работы).
Какие красивые сказочные валеночки у вас получились.

Художественное слово

Частушки

Начинаю петь частушку,А мне милый подарил

Первую, начальнуюПимы – самокаты,

Я хочу развеселитьКаждый вечер провожал

Публику печальную.Он меня до хаты

Чтоб прогнать мороз и стужу,Не хочу ботинок я,

Мы в ладоши хлопаем,        Не хочу сапожек,

В валенках через сугробы   Валенок удобнее

Радостные топаем!              Нет обуви для ножек!

Подарила маменькаЕсли кто меня обидит –

Беленькие валенки.                Я не плачу не реву,

С ними я не расстаюсь,          Сразу валенок снимаю,

Даже спать я в них ложусь!   Подзатыльник им даю!

Тётеньки и дяденьки,          Мы про валенки частушки

Все носите валенки.            Ещё долго можем петь.

Реже станете болетьТак что, хлопая в ладошки,

И начнёте молодеть.             Вы все можете вспотеть!

 А я валенки надену,Наши девкималеньки

Выпью простокваши,Чуть побольше валенка

 Вся душа истосковалась                             Ну, а как заголосят

  По любимой Маше.Всех в округе удивят.

Охоньки да охоньки,                                 Моя Милка маленькая

Какие парни махоньки,                    Чуть побольше валенка,

Из-за кочек, из-за пней                             В валенки обуется,

Не видать наших парней.                      Как пузырь надуется.

Мы вам пели и плясали, ,Сидя на завалинке

Дорогая публика,Подшивал дед валенкиНе держитесь за карманы,К нему бабка подошла

Не возьмем ни рублика.Дедка бросил все дела

         .

На окошке два цветочка                     Я частушки пропою

Голубой да аленький,Гармонист мне подыграет

Я возьму да променяюПро пимы да валенки

Сапоги на валенки.Сидя у завалинки.

Эх, кто к нам идетМы не знаем как у вас

Широко шагает,А у нас на даче,

Рыжик валенки одел,Ходит в валенках народ

Чего–то воображаетИ не как иначе!

Глазки я свои накрашуОгонек в глазах сверкает

Губки ярко подведу,Знать душою молода!

Новы валенки обуюВ валенках зимой гуляю

На свидание пойду.Не берут меня года.

Хорошо гармонь играетБуду в валенках плясать

Душу рвет на части,Это очень просто

Я как валенки куплюБуду, девочки, гулять

Забуду все несчастья.Лет до девяносто.

Президент Медведев Дмитрий

Поступает очень хитро:

Летом туфли обувает -

Зимой в валенках шагает

                                     Пословицы.

Простые избы деревень, окошки и завалинки.
На перекошенный плетень, старик повесил валенки.
Просушит валенки старик, потом оденет снова.
Он с ними сжился, к ним привык, сам крепкий и здоровый.
А как по снегу, да зимой, крестьянину в пургу?
Дойти сугробами домой, не утонув в снегу?
В селе без них ни как нельзя, колхознику в дорогу.
Носите валенки,друзья, как дед, - на босу ногу!С умного по шерстинке – дураку валенки.Сани и валенки готовь с лета.Прост, как сибирский валенок.Кто раньше встал, тот и валенки одел.

Загадки.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой

Утром – в школу,

Днём – домой.

 

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают………..

 

Тёплые, удобные

Ноги согревают,

Долго, долго по сугробам

Ходить позволяют?

 Треплют, катают, а зиму таскают.

Все в шерсти, а кожи нет. 

 

Потешки.

Баю- баю, баиньки скатали Маше валенки,

Валенки по ножкам, бегать по дорожкам,

К бабушке по прянички, к дедушке по яблочки.

Как у Даши маленькой, чёсаные валенки,

А шуба багряная, а личико румяное,

Вот какая Даша - красавица наша.

Приложение 5.

                                                                  УТВЕРЖДАЮ

 _________________ Червякова А.С.

Заведующий МБОУ №1 «Сибирячок»

       Положение о конкурсе «Русские валенки»

  1. Общие положения    

Конкурс проводится воспитателями группы «Веснушки»  МБОУ «сЦель

Развитие фантазии, инициативы родителей и родителей,  приобщение к народной культуре северного народа.

  1. Участники конкурса

В конкурсе принимают участие дети и родители группы «Веснушки».

  1. Требования

На конкурс представляются валенки, оформленные декором или макеты валенок, выполненные из разных материалов. Работы должны быть подписаны. На этикетке необходимо указать фамилию участника и название работы. Обязательное участие детей в оформлении.

  1. Подведение итогов конкурса

Для подведения итогов организовано жюри в составе:

Фёдорова Н.А..- старший воспитатель МБОУ№1 «Сибирячок».

Вохминцева А.В, Ермолаева С.В. воспитатели группы. Шумская С.В.  – воспитатель по изобразительной деятельности МБОУ № 1 «Сибирячок».

  1. Время проведения

Работы принимаются с 14.01.19 по 1.02.19 г.

  1. Награждение

Награждение поводится по номинациям:

- Настоящий русский валенок.

- Декоративный валенок

Победители и участники получают грамоты и призы.

Приложение 6.

Сценарий развлечения: «Праздник русского валенка».

Ведущая:

Здравствуйте, дорогие гости!

Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям российским

От души поклон вам низкий!

Ведущая:

Если в доме, на работе

У вас валенки в почете,

То мы вас, своих друзей,

Приглашаем поскорей,

На праздник русского валенка!

Звучит музыка, дети входят в зал в русских народных костюмах и заводят хоровод.

Ведущая:

Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляния на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь!

1-й ребёнок

Для больших и маленьких,
Есть обувка - валенки.
Чтоб по снегу мы гуляли,
Их из шерсти нам сваляли.
2-й ребёнок

Не страшны теперь угрозы
И сибирского мороза.
Он пускай себе трещит,
Войлок ноги защитит

3-й ребёнок

По морозу, по зиме
Взрослым или маленьким,
Чтобы быть всегда в тепле,
Обуваем валенки!
4-й ребёнок

Русский валяный сапог,
Победить века все смог.
У него есть свой музей -
Сам сходи, своди друзей.

Под музыку дети садятся на стульчики.

Дети берут валенки и  читают стихи:

Валены, валенцы, чёсанки, катанки.
Вы уже поняли? Это всё валенки.
Они, как матрёшка, гармонь, самовар -
Проверенный временем русский товар.

Четыре столетия валенки с нами,
В деревне катали их раньше руками.
Труд грязный, тяжёлый, зато дорогой,
Имел их тогда далеко не любой.
А если в семье они были у всех,
То значит, достаток здесь был и успех.

Носили их раньше десятками лет,
До внуков немало в них хаживал дед.
Не зябнут в них ноги в морозные дни,
Болезни и нервы полечат они.

Сейчас снова валенки в моде большой
И видим частенько мы зимней порой,
Как ярко алеют в крутые морозы
На валенках женских тюльпаны и розы.

Дети садятся, входит Емеля (грустный) под народную песню «Выйди на улицу».

Ведущий:

-Здравствуй, Емеля, что случилось,  как ты оказался у нас в детском саду?

Емеля:

- Надоело мне дома сидеть на горячей печке, жарко! Захотел я оказаться на улице, вот я и сказал волшебные слова: «По – щучьему велению, по моему хотению окажись я на улице», а оказался у вас. Но мне надо на улицу, на мороз, мне жарко! Да как я пойду на улицу, там же холодно. В одной рубашке я замёрзну. Может, кто-нибудь подскажет, что нужно сделать, чтобы не замёрзнуть?

Дети: Одеться!

Емеля:

-Но мой полушубок остался дома. Эй, по щучьему велению, по моему хотению появись мой полушубок!

Из ширмы выбрасывают полушубок.

Емеля (одевает полушубок)

-Так то, потеплее, будет. А голова, то замёрзнет. Что же попросить у щуки?

Дети: Шапку.

Емеля:

- По щучьему велению, по моему хотению появись моя шапка!  

Из ширмы выбрасывают шапку.

Емеля:

-Как здорово и голове и ушам тепло будет!

Емеля:

-Где же вы мои тёпленькие? Где же вы мои красивенькие? Где же вы мои хорошенькие? Как я теперь без вас жить буду? В чём же я гулять буду? В чём я теперь за водой ходить буду? Ой, мои же ножки окоченеют!

Ведущий:

-Что ты потерял, что ты ищешь?

Емеля:

-Я потерял валенки, поставил их на печку сушиться. А печка – баловница решила побегать  наперегонки с курами! Вот валенки и свалились с печки! Теперь не знаю где их искать.

Ведущий:

- Емеля, тебе помогут волшебные слова, которые помогают тебе по жизни.

Емеля:

- Попробую, авось и помогут! По щучьему велению, по моему хотению появитесь мои валеночки!

Из ширмы выбрасывают валенки поочерёдно.

Емеля:

-Вот я и готов идти гулять теперь я точно не замёрзну в таких тёплых валеночках!

Ведущий:

-Знаешь Емеля, а чтобы тебе на улице не замёрзнуть, надо двигаться и играть. Наши дети знают очень много игр с валенками.

Емеля:

- А научите меня играм!

Ведущий:

- Научим, ребята?

Дети: ДАААА

Ведущий: Оставайся Емеля с нами. У нас здесь проходит праздник русского валенка, будет очень весело.

Ведущий:

А на празднике, друзья,

 Нам без игр никак нельзя

 Больше страсти, больше смеха,

 Пусть вовсю идет потеха!!!

В круг широкий вы вставайте, друг другу валенки передавайте.

Проводится игра “Передай валенок”

Дети садятся на стульчики

Емеля:

-Ой, как хорошо с вами играть! Давайте еще поиграем

Ребёнок:

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

 Мы грустить не разрешаем,

 Мы играть здесь начинаем!

1-ая эстафета – «Пробеги в валенках»

Один участник команды бежит в валенках до ориентира (стульчика), садится снимает валенки, бежит обратно и передаёт эстафету следующему участнику. Следующий участник бежит до стульчика, садится, обувает валенки, обратно бежит в валенках. Снимает валенки и передаёт следующему участнику. Выигрывает команда, первой закончившая испытание.

Ведущий:

А для следующей игры,

 Будьте ловки и смелы,

 И себя вы покажите

 С самой лучшей стороны

2-я эстафета «Сиамские близнецы».

Каждая команда получает по 2 валенка крепко связанных скакалкой. Участники команд разбиваются на пары. Всунув по одной ноге в связанные валенки, пары преодолевают дистанцию «туда» и «обратно». Валенки передаются следующей паре.

Ведущий: Не будем охать и стонать, а будем в игры мы играть!

3- я эстафета – «Хоккей». Вести валенком шайбу к воротам и забить её в ворота от ориентира.

Ведущий:

Эй, ребята да девчушки,

Запевайте-ка частушки.

 Запевайте поскорей,

 Чтобы было веселей!

Дети исполняют частушки (в валенках).

Все.

Начинаем петь частушку,

 Первую, начальную,

 Мы хотим развеселить

 Публику печальную.

Вот и зимушка пришла,

Наступили холода.

А я валенки обула –

И пойду я хоть куда.

Подарила маменька

 Беленькие валенки.

 С ними я не расстаюсь,

 Даже спать я в них ложусь!

Если кто меня обидит –

Я не плачу, не реву,

Сразу валенок снимаю,

 Подзатыльник им даю!

Моя Милка маленькая,

Чуть побольше валенка,

В валенки обуется,

Как пузырь надуется.

           

Мальчики

Наши девки меленьки –

Чуть побольше валенка,

 Ну а как заголосят –

 Всех в округе удивят.

Девочка

Охоньки да аханьки –

 Какие парни махоньки!

 Из-за кочек, из-за пней

 Не видать наших парней!

Мальчики

А мы валенки наденем

 Выпьем простокваши,

 Вся душа истосковалась

 По подружкам нашим!

Тетеньки и дяденьки,

 Все носите валенки.

 Реже станете болеть

 И начнете молодеть!

Ведущий:

Спорит с ветром быстрый бег

Мы бежим быстрее всех

Через валенки - вперёд,

Раз – прыжок, ещё прыжок!

4 –я эстафета – «Перепрыгни через валенки». (Дети перепрыгивают через лежащие на полу 4 валенка, разложенные на расстоянии 30 см друг от друга, обегают свою стойку и передают эстафету.

5-я эстафета «Вешки» (обуй, разуй)

Каждый участник команды на пути к линии финиша надевает валенки на лежащего посреди дистанции с поднятыми ногами вверх ассистента. Одна пара обувают, другая разувают.

Ведущий:А сейчас пришла пора на лошадке поскакать

6-я эстафета «Быстрые лошадки». (Надев валенок на гимнастическую палку, проскакать верхом на палке вокруг ориентира и передать «лошадку» следующему.)

Емеля или ведущий:

- А я знаю, что в старину с помощью валенка ещё и гадали. Кидали валенок за ворота, куда нос валенка покажет, в той стороне и жених живёт или невеста.

7-я эстафета «Метание валенка» (сначала родители, потом дети)

Ведущий: Эй, девчата, не зевайте,

              В одну линию вставайте!

Румяненьки, удаленьки,

              Станцуйте танец «Валенки»!

Танец « Валенки»

Емеля:

- Как вы хорошо играли, пели, танцевали. Какие вы быстрые и ловкие и очень весёлые. Попрошу-ка  я у Щуки для вас угощения. «По - щучьему велению по моему хотению появитесь угощения для ребят.

Закидывает в прорубь ведро и вынимает валенок.

-Ой, видно щука что-то напутала. Попробую ещё раз.

Снова закидывает ведро и вытаскивает угощения - « Русский леденец»

Ведущий:

 - Ну. Вот и подошёл к концу наш замечательный праздник русского валенка. Но зимы не кончаются, они приходят к нам каждый год, дарят нам новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной русской обувью!      

         

         Дети под весёлую народную мелодию выходят из зала.

           

           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русский валенок"

Реализация проекта "Русский валенок" направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совм...

Проект "Русский валенок"

В настоящее время проектная деятельность – одна их эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Проект – это работа, которая должна быть выполнена для достижения уникаль...

проект. Русский валенок

Проектная деятельность .Русский валенок....

Проект "Русские валенки"

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен тер...

Проект «РУССКИЙ ВАЛЕНОК»

Проект «Русский валенок» был разработан  с целью ознакомления детей с историей традиционной русской обуви – валенки, их назначении, обычаями, связанными с этой обувью.[[{"type":"media","view_mode...

проект "Русский валенок" + сценарий развлечения

Цель проекта:•   Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению...

МИНИ – ПРОЕКТ «РУССКИЕ ВАЛЕНКИ»

Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний о народной культуре....