ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
учебно-методический материал

Федотова Надежда Анатольевна

Дошкольное детство - важный и ответственный период психического развития ребенка. В этом возрасте интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками), закладывается общий фундамент познавательных способностей.
К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести также становление иерархической структуры мотивов и ценностей, общей и дифференцированной самооценки, элементов волевой регуляции, активное усвоение нравственных форм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskie_osobennosti_doshkolnogo_vozrasta.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольное детство - важный и ответственный период психического развития ребенка. В этом возрасте интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками), закладывается общий фундамент познавательных способностей.
К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести также становление иерархической структуры мотивов и ценностей, общей и дифференцированной самооценки, элементов волевой регуляции, активное усвоение нравственных форм поведения.

В дошкольном возрасте складывается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, способной к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.

При воспитании детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста внимание педагогов и воспитателей должно быть обращено на организацию усвоения моральных норм и формирование навыков культуры поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые (особенно близкие люди и те, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих) - их поступки и взаимоотношения. Примером ребенку может служить также поведение сверстников,
пользующихся популярностью в детской группе.

     Навыки нравственного поведения формируются у детей при осмыслении поступков сверстников и своих собственных с позиций общепринятых норм.   Навык определяется как автоматизированное действие. Постепенно совершенствуясь, навыки перерастают в привычки, то есть в потребность поступать определенным образом (например, содержать в порядке свои игрушки, здороваться со взрослыми и т. д.). Для успешного формирования таких потребностей необходимо эмоционально-положительное отношение ребенка к выполнению действий, понимая их значимость и определенные усилия воли для достижения результата.

При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться единства и целостности воспитательного процесса: последовательности и систематичности; повторности упражнений и рационального распределения их во времени; сочетание требовательности с уважением и доверием к детям.

Особое значение в работе с дошкольниками имеет индивидуальный подход к каждому ребенку. Воспитателю, прежде всего, необходимо добиться доверия детей, так как решающим методом воспитания в этом возрасте служит непосредственное общение с ними взрослого воспитателя или педагога.

Еще одна важная особенность формирования навыков у дошкольников по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять, то есть превращать эти действия в игру. Под игрой понимается свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, имеющая активный творческий характер и высокую эмоциональную насыщенность. Во многих педагогических системах настоящего и прошлого игра рассматривается как одна из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивают усвоение социального опыта взрослых: знаний, умений, навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Воспитываются чувства и вкусы. Основной вид игры ребенка дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра. В зависимости от сюжета различают бытовые игры (отражающие быт семьи и детского сада), игры на темы труда, игры с общественной тематикой. Для правильного руководства играми необходимо изучать интересы детей; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем играет, какова нравственная основа их объединения, характер отношений детей в игре и т. д. Основной прием руководства играми дошкольников участие воспитателя в их играх, совместная деятельность воспитателя с детьми. Основная задача руководства играми старших дошкольников развитие у них самостоятельности и самоорганизации: формирование умений договориться о теме игры и ее сюжете, распределить роли, подготовить игровую обстановку. Для освоения детьми правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

Вторая младшая группа: уровень развития детей четвертого года жизни позволяет построить игры с опорой на ранее приобретенный опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка. Воспитатель должен больше внимания уделять формированию у детей навыков к выполнению ими правил вежливого общения, организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Особое внимание следует уделить формированию таких качеств личности, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку понимать состояние человека, совершать поступки, не причиняющие окружающим неприятностей.

Принципом проведения игр является комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства детей.

Старшая группа: содержание педагогического процесса на данном этапе составляет воспитание уважения к родным и воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим.

      Средняя группа: дети пятого года жизни активны, наблюдательны, любознательны. Их интересы становятся разносторонними, увеличивается объем знаний. Объектом детского внимания становится труд взрослых и их взаимоотношения, яркие события дома и в ближайшем окружении. Воспитательная деятельность требует организации внимания детей к взрослым, их труду, общественной значимости труда; культуры общения с людьми.

Используя высокую эмоциональность детей данного возраста, воспитатель вызывает их интерес к правилам культурного поведения, связывая эти правила с конкретными ситуациями и поступками в жизни группы (наблюдение за поступками сверстников в детском саду, во дворе, дома). Воспитателю следует акцентировать внимание детей, как на положительных, так и на отрицательных поступках сверстников, так как дети, как правило, самостоятельно замечают лишь проступки своих товарищей. Можно также наглядно показать нужную ситуацию с помощью кукол или самих детей. Такой показ даст детям знания о том, как, например, благодарить за оказанную услугу, как использовать вежливые формы обращения, как нужно просить разрешение пройти и т. д. У дошкольников необходимо активно формировать дружеские взаимоотношения; потребность играть и обучаться в коллективе; умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать положительным примерам. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать по отношению к сверстникам, проявляя волевые усилия. В этом возрасте происходит переход от восприятия содержания отдельных | поступков (хорошо - плохо) к обобщенным понятиям о хорошем поведении. Эффективным методом систематизации и углубления нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. Содержание этических бесед составляют в основном жизненные ситуации, поведение окружающих людей.
Целью этических бесед является формирование у ребенка нравственных мотивов поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. В ходе этических бесед воспитатель связывает в сознании детей разрозненные представления в единое целое - основу будущей системы нравственных оценок.
Именно усвоение нравственных понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, человеческого достоинства. Продолжительность беседы - 20-25 минут.

Подготовительная к школе группа: основная задача нравственного воспитания на этом этапе состоит в углублении моральных чувств, представлений и поступков ребенка. Для обеспечения преемственности между детским садом и школой очень важен высокий уровень воспитанности в широком понимании слова, положительный опыт гуманных отношений детей. Эффективным средством для решения указанной задачи служит,
в частности, коллективное чтение с последующим пересказом содержания прочитанной сказки, рассказа, стихотворения. Не теряют своей значимости и игровые приемы в сочетании с этическими беседами.

Опыт гуманных отношений рассматривается как главный результат нравственного воспитания в период дошкольного детства. Существенную часть занятий с выпускниками детского сада следует посвятить вопросам воспитания культуры общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-6 ЛЕТ) ВЕДУЩАЯ ДЕЯЛЬНОСТЬ- ИГРА,

Выступление на родительском собрании в детском саду ,"Освоение норм поведения и деятельности людей"....

Психологические особенности дошкольного возраста

Особенности психики ребенка дошкольного возраста...

Психические и психологические особенности дошкольного возраста.

Психические и психологические особенности дошкольного возраста....

Психологические особенности дошкольного возраста.

Психологические особенности дошкольного возраста.Дошкольное детство – короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослог...

Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель.

Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель....

Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель.

Возрастные и психологические особенности дошкольного возраста от 3-7 лет. Что должен знать воспитатель....