Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
статья

Корнева Ольга Михайловна

Здоровьесберегающие технологии  в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. В данной статье раскрываются формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Предложен комплекс упражнений ЛФК для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_korneva_o.m.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии                                                                                     в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Корнева О.М., инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад №482 г. Челябинска»

Аннотация. В данной статье раскрываются формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Предложен комплекс упражнений ЛФК для дошкольников.

Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, что в наше время является особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от полноценной реализации здоровьесберегающих программ в образовании детей с ОВЗ - это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей. У детей с ОВЗ наблюдается моторная неловкость, недостаточность длительной и кратковременной памяти. Двигательная активность может быть от чрезмерно высокой до хаотичной. Концентрация внимания у таких детей, как правило, на очень низком уровне, в связи с чем им сложно сосредотачиваться на любых действиях, они быстро устают и отвлекаются.

Возраст является определяющим в формировании основы физического и психического здоровья, когда закладываются основные черты личности, формируется характер и мировоззрение. Этот этап является основополагающим для развития у дошкольников практических навыков здорового образа жизни, занятия спортом и физической культурой.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, который в настоящее время называется «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие технологии - это система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляющихся в процессе взаимодействия ребёнка и педагога.

Цель этих технологий – сбережение здоровья дошкольников, усвоение знаний, навыков, привычек сохранения здоровья. В итоге дети должны научиться пользоваться полученными навыками в дальнейшей жизни.

Здоровьесберегающая деятельность решает такие задачи:

Формирование у детей устойчивой мотивации к воспитанию и обучению.

Расширение возможностей дошкольников.

Формирование нравственности, волевых качеств, трудолюбия.

Развитие эмоциональной и эстетической сфер личности.

Укрепление и поддержание физического здоровья.

Профилактика заболеваний.

Обучение умениям и навыкам взаимодействия с окружающими.

Формирование безопасного поведения во время игр, в быту, на природе.

Здоровьесберегающие технологии: это соблюдение охранительного режима, чередование 4- 5 видов деятельности, что снимает напряжение, использует физкульминутки, минутки релаксации, тренировки для глаз. Создаётся комфортная обстановка и благоприятный психологический климат. Речедвигательные физминутки направлены на коррекцию и укрепление осанки, развитие внимания и пространственной ориентации, тренировку зрительных анализаторов по методу В. Ф. Базарного, точечные массажи А. Уманской. Большое внимание уделяется мерам профилактики заболеваний, так как дошкольники длительное время находятся в детском саду. Проводит беседы, знакомят с правилами здорового образа жизни.

В нашем ДОУ большое внимание уделяется ЛФК, как одному из видов здоровьесберегающих технологий.

Движение – это жизнь – гласит народная мудрость. Еще в древние времена на Востоке знали, что для лишения энергии необходимо ограничить двигательную активность. Если человека поместить в небольшое помещение, где он может только сидеть и лежать, то через несколько месяцев он полностью ослабнет. Отсутствие движения приводит к атрофии мышц.

 На сегодняшний день люди добровольно ведут сидяче-лежачий образ жизни, при этом жалуются на отсутствие времени для занятия физкультурой. Это ведет к развитию хронической усталости, нехватке сил и всеобщего ухудшения самочувствия. Двигательная активность нужна как взрослым, так и детям. С каждым годом экологическая обстановка на земле имеет тенденцию к ухудшению. При этом новорожденные, уже при рождении, имеют проблемы со здоровьем. Вместе с этим снижается двигательная активность детей. Прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, игра в мяч и иные активные игры замещаются сидением за компьютером. Родители больше ориентируются на интеллектуальное развитие детей. Игры и занятия на кружках зачастую проводят сидя. Это ведет к проблемам со здоровьем: к искривлению позвоночника, развитию плоскостопия, а также нарушениям работы органов дыхания. В данном случае требуется проведение ряда профилактических процедур, и начинать их необходимо уже с детского сада. 

Занятия ЛФК в детском саду имеют ряд преимуществ. Позволяют улучшить состояние опорно-двигательного аппарата ребенка. Укрепляют здоровье, осуществляют всестороннее физическое развитие, а также своеобразную закалку организма. Препятствуют развитию лордоза, сколиоза и плоскостопия. Способствуют правильной работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Формируют правильную осанку, а также знания, как правильно ее держать. Корректируют патологические состояния. Приобретают базовые двигательные навыки и умения, которые пригодятся в дальнейшем. Для получения положительного эффекта важно учитывать ряд факторов.

Методика и длительность занятий подбирается индивидуально для каждой возрастной группы. Системное воздействие на весь организм благодаря последовательности упражнений. Регулярность нагрузок. Для достижения максимального эффекта упражнения должны выполняться на протяжении длительного времени. Восстановить работу органов можно только при постоянном упорном повторении.

 Программа ЛФК в детском саду предполагает постепенное увеличение нагрузки. Первые 10 дней нагрузка нарастает, далее она находится на одном уровне, и на завершительном этапе немного ослабевает. Важно разнообразие упражнений для задействования мышечного аппарата всего тела. Через каждую неделю упражнения обновляются. Выполнение упражнений с цикличностью. Отдых сочетать с занятиями на расслабление. Разница в возрасте для детей не должна превышать одного года. В группах детского сада этого принципа придерживаются.

Основные упражнения лечебной гимнастики заложены в людях самой природой. К примеру, потягивания по утрам, которому никто детей не учит. Данное движение выполняется каждое утро и помогает организму взбодриться. Достаточно всего нескольких секунд выполнения. При увеличении времени проведения до 10 минут упражнение принесет заряд бодрости и активизирует восстановительные силы организма. Если присмотреться за поведением котов и собак, можно увидеть, что они демонстрируют естественные движения постоянно. К примеру, потягивания кошки в разных вариантах – это и есть основа комплекса упражнений. ЛФК в детском саду должна проводиться в обязательном порядке для профилактики и лечения проблем опорно-двигательного аппарата и укрепления мышц.

Мы приводим перечень занятий, которые подходят для применения в детском саду. Упражнения подобраны от простого к сложному, и основаны на принципе подражаний и имитации.

Подготовительный этап.

Сесть на скамейку и сидеть ровно и правильно. Встать. Проверить, у всех ли носочки на одной линии.

Ходьба. Стараться идти в ногу со всеми, при этом педагог ведет счет. При команде «стоп» остановиться. Лечь на ковер, на живот. Кисти рук сложить под подбородком. Дыхание равномерное.

Комплекс упражнений для корректировки плоскостопия.

Чередовать разжимание и сжимание пальцев на нижних конечностях и имитировать ползание гусеницы.

Сидя на коврике, ноги соединены стопами. Мысленно пилить дрова. Исходное положение то же, разводить сначала носки в стороны, потом пятки.

Комплекс упражнений для корректировки проблем опорно-двигательного аппарата.

 Сесть на пол, ступни соединить вместе. Стараться опустить колени как можно ниже и дотронуться до пола, имитируя взмахи крыльев бабочки.

Сесть на пол, ноги на ширине плеч. Левой рукой достать правый носок и наоборот.

Всем известное упражнение «березка». Лечь на спину, ноги поднять вверх и стараться держать их ровно.

 Лежа на спине, ноги поднять на расстояние 40 см. от пола и выполнять махи ногами, имитируя движение ножниц.

В положении лежа на животе руки выпрямить вперед. Поднимать руки с ногами и головой вверх. При этом голову не запрокидывать. Имитировать кораблик.

Лежа на спине, поднять голову и руки. Выполнять упражнение, имитирующее плаванье.

 Упражнение «кошка». Стоя на четвереньках, изобразить добрую кошку, прогнуть спину и посмотреть вверх, злую – округлять поясницу и посмотреть вниз. Лежа на спине, стараться достать головой до ног, прогибая при этом спину.

 Упражнения должны вызывать у ребенка интерес и положительные эмоции, именно поэтому многие из них проводятся в игровой форме. Специалистами разработаны различные комплексы упражнений в зависимости от заболевания ребенка и его возрастной группы.

Упражнений ЛФК большое количество. Педагог, подбирая программу, ориентируется на возраст и физическое развитие детей. В программе оздоровления детей должны принимать участие родители, работники детского сада, педагог, проводящий программу ЛФК. Это сплочённая и длительная работа. В качестве дополнительных приспособлений используются спортивный инвентарь, поролон, палочки, карандаши и так далее. Дети охотно занимаются и тщательно выполняют упражнения за педагогом.

В результате системной и целенаправленной работы по созданию необходимых здоровьесберегающих условий для обучения и воспитания дошкольники с ОВЗ в течение дня активны, внимательны и бодры.

Список литературы

  1. Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55.
  2. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
  3. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
  4. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
  5. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.
  6. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.
  7. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-65.
  8. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

"Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми"

Современные представления о здоровье ребенка неразрывно связаны с его речевым развитием, коммуникативными возможностями и способностью найти адекватное вербальное выражение своим мыслям, чувствам, стр...