Гимнастическая палка.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фролова Елена Вячеславовна

Данный материал поможет педагогам провести знакомство детей дошкольников с гимнастической палкой. А также провести интересные и методически грамотные занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palka_gimnasticheskaya.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для дошкольников с гимнастической палкой.

Консультация

        Ты должен добежать,
И все высоты взять,
В спорте слабых не бывает,
Сила воли побеждает.

        Своеобразие упражнений с гимнастической палкой заключается в том что фиксируется не только исходное и конечные   положение рук, ног, туловища но и  путь движения палки. Это обеспечивает точность выполняемых движений с различной амплитудой, усиливает избирательное воздействие  на отдельные группы мышц, позволяет точно дифференцировать мышечные усилия, т.е. развивать и совершенствовать координацию движений. Кроме того специально  подобранные и регулярно выполняемые упражнения с гимнастической палкой способствуют развитию гибкости,  а фиксация отдельных положений тела  от 1 до 5 с (статическое положение) – развитию силы.
упражнения с палками:

- служат для усиления деятельности мышц рук и плечевого пояса, увеличения амплитуды (размаха) движения при наклонах, поворотах, перешагиваниях;

- помогают детям овладеть точными направлениями движений рук (вверх, за спину и др.);

- создают конкретные представления о движениях и положениях рук по отношению к телу и полу (вперед – параллельно полу, к плечу – вдоль туловища и т. п.).

Броски различными способами на разное расстояние и ловля палки требуют хорошей  координации движений, следовательно, не только содействуют совершенствованию этого качества, но и развивают внимание, сообразительность, быстроту мышления.

Парные и групповые упражнения очень эмоциональны и одновременно дают большую нагрузку на организм. Их основа – совместные действия партнеров (захваты, поддержки, оказание сопротивления и т. д.), формирующие умение согласовывать свои действия с действиями партнера, ритмом и характером его движений. Кроме того, во время выполнения таких упражнений воспитываются дисциплинированность, ответственность и чувство коллективизма.

При обучении дошкольников физическим упражнениям с гимнастической палкой педагогам необходимо решить следующие задачи:

Образовательные:

- помогать приобретать знания, умения и навыки, необходимые для сознательной двигательной деятельности;

- овладевать способами деятельности и опытом их реализации;

- обогащать представления детей о необходимости движений;

-развивать физические качества (силу, гибкость, координацию, ловкость, равновесие ) ;

Воспитательные:

-формировать интерес к двигательной активности, используя на занятиях упражнения с гимнастической палкой;

- развивать творческую деятельность ребенка, его познавательные способности , волевые качества, эмоциональную сферу;

- воспитывать стремление и умение самостоятельно проводить и организовать подвижные игры и упражнения со сверстниками;

-помогать овладевать способами построения собственных движений, развивать двигательное воображение;

Оздоровительные:

-обеспечивать психоэмоциональный  комфорт ребенка;

-осуществлять профилактику плоскостопия, нарушения осанки;

-способствовать реализации потенциальных природных способностей ребенка (ловкости, быстроты, выносливости, силы);

-развивать эмоциональную, образную память.

Упражнения с гимнастической палкой делятся на группы:

-палка находится в горизонтальном положении;

-в вертикальном;

-в наклонном положении;

-хват палки осуществляется двумя руками за один конец;

-одной рукой за один конец;

-выполняются круговые движения палкой;

-вращательные;

-махи, перемахи;

-подбрасывание и ловля;

-прыжки;

-балансирование.

Классификация упражнений с гимнастической палкой по развитию физических качеств

Упражнения, направленные на растягивание и развитие гибкости.

Наиболее характерное движение при выполнении упражнений с палкой- потягивание. Например, чтобы бесшумно положить палку на пол и не сгибать ноги в коленях, рекбенку нужно расставить их пошире, наклониться как можно ниже потянуться руками к полу.

 Упражнения с палками развивают гибкость, а хорошая гибкость помогает избежать многих травм не только во время занятий спортом, но и в быту. Если мышцы, удерживающие сустав, достаточно сильны, сустав подвижен, сухожилия, связки элестичны – травмы почти исключены. При хорошей гибкости тела движения грациозны, ловки и красивы. Гибкость проявляется в пассивной и активной форме.  Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой, достигаемой за счет собственного веса (наклон вперед), сопротивления или помощи партнера. Под активной гибкостью подразумевается максимально возможная подвижность в суставе, которую человек может проявить самостоятельно, используя без посторонней помощи, только свои резервы.

Лучше всего гибкость развивают упражнения с палкой, сочетающие активные и пассивные движения в суставах. Их очень много, педагог может выбрать те, которые воздействуют только шейный, грудной или поясничный отделы позвоночника, или те, которые тренируют все крупные суставы тела. Растягивание плодотворно действует на весь организм, особенно на позвоночник, помогает избавиться от скованности в мышцах, улучшает кровоснабжение и снижает утомление, улучшает осанку и походку.

Методические рекомендации при выполнении упражнений с гимнастической палкой на растягивание:

  • При растягиваниях не задерживать дыхание, следить, чтобы оно было глубоким и ровным;
  • Движения в противоположные стороны (наклоны вправо, влево, вперед и назад) должны чередоваться;
  • После энергичных растягиваний в сторону должны следовать растягивания к центру;
  • Начинать упражнения на растягивание следует с облегченных их вариантов; Выполняя наклоны, начинающим не нужно стараться во что бы то ни стало достать до пола, необходимо делать все последовательно. Со временем тазобедренный сустав приобретает достаточную гибкость и все получится;
  • Упражнения на растягивание  необходимо чередовать с упражнениями на расслабление;
  • Выполняя наклоны, махи, перемахи амплитуда движения должна увеличиваться постепенно;
  • Занимаясь с малышами, не увлекайтесь упражнениями на растягивание – природа об этом уже позаботилась;
  • Проработку суставов желательно начинать снизу вверх: голеностопных, коленных, тазобедренных, суставов шеи, плечевых, локтевых и лучезапястных;
  • Перед выполнением  упражнений на растягивание и гибкость необходимо хорошо разогреть организм;
  • Упражнения на гибкость следует сочетать с упражнениями на развитие силы, координации и т. д.
  • Не разрешать детям копировать более гибкого товарища
  • Не стараться развивать чрезмерную гибкость.

Упражнения, развивающие силу.

Упражнения с гимнастической палкой тяготеют больше к гигиенической гимнастике, а их характер направлен на развитие, упреждение, профилактику, создание «базы» для занятий в других видах гимнастики и спорта, приведение организма в гармоничное состояние. Поэтому развитие силы имеет вспомогательное значение, хотя без нее не красивой осанки и походки, координации, ловкости, равновесия .

Упражнения на силу проводятся в основном в парах, а занятия в парах (группах) всегда эмоциональны и одновременно дают большую нагрузку на организм. Партнеры меняются ролями - превосходная возможность сочетать развитие гибкости, силы и расслабление.

Методические рекомендации для получения максимального эффекта от выполнения упражнений, направленных на развитие силы:

следить за правильным исходным положением;

дыханием (дышать равномерно, не задерживать вдох и делать на выдохе );

выполнять движения точно с заданной амплитудой;

гармонично развивать все группы мышц;

чередовать упражнения на силу с упражнениями на растягивание;

перед выполнением упражнений на силу провести разминку, разогреть организм , разработать суставы, подготовить все  системы организма к напряженной работе;

обязательно чередовать силовые упражнениями на расслабление,трудные с менее трудным, не допускать перегрузок.

Упражнения на координацию равновесие.

Сохранение и поддержание  равновесия – постоянные и необходимые компоненты любого движения , задержка или недостаточное его развитие отрицательно влияют на точность, ритм, темп движения.

Все упражнения на развитие равновесия требуют сосредоточенности, внимания, волевых усилий, поэтому их следует проводить в среднем или медленном темпе под наблюдением инструктора, который при необходимости окажет помощь, подстрахует.

Общеразвивающие упражнения с палкой.

1 - И. п. : основная стойка, палка в правой руке. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, передать палку в левую руку. 3 – руки в стороны. 4 - руки вниз. Повторить (6 раз).

2 - И.п. : основная стойка, палка внизу. 1— 2 - подняться на носки, поднимая палку обеими прямыми руками вверх-вниз; 3-4 - и.п. (8 раз).

3 - И. п. : основная стойка, палка вверху, руки прямые. 1— присесть, палку вперед; 2— вернуться в исходное положение. (5 раз)

4 - И. п. : стоя ноги врозь, палка внизу. 1-2-поворот туловища вправо, руки прямые, колени не сгибать; 3-4 вернуться в и. п. То же влево. (8 раз)

5 - И. п. : лежа на спине, палка в прямых руках за головой. 1- поднять правую прямую ногу, коснуться палкой голени ноги; 2-вернуться в и.п. То же левой ногой. (6-8 раз)

6 - И.п. : лёжа на животе, палка перед собой, руки согнуты.

1 – прогнуться, палку вперёд – вверх, 2 – вернуться в и.п. (5 раз)

7 - И.п. : палка внизу. 1 -прыжок ноги врозь, поднять палку, 2- прыжок ноги вместе, опустить палку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики с гимнастической палкой

КОМПЛЕКС ТРАДИЦИОННОЙ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ с гимнастической палкой...

Комплекс оздоровительной гимнастики для детей 5-6 лет, с гимнастической палкой.

Конспект оздоровительной гимнастики для детей 5-6 лет, с гимнастической палкой....

Комплекс упражнений с гимнастической палкой.

Этот комплекс упражнений поможет Вам как  в работе над осанкой, так и для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Семинар "Использование гимнастической палки на занятиях физкультуры"

Использование спортивного предмета на занятиях по физической культуре дает возможность педагогу продемонстрировать воспитанникам многообразие способов его применения в различных видах двигательной дея...

Мастер – класс «Игровые упражнения с гимнастической палкой»

Гимнастическая палка – общедоступный домашний тренажер. Стандартная длина гимнастической палки – 120 см. Использование гимнастической палки позволяет разнообразить известные упражнения и о...