Презентация "Опасная пыль"
проект (подготовительная группа)

Жмудь Светлана Анатольевна

презентация к проекту "Опасная пыль" для детей старшего дошкольного возраста

https://disk.yandex.ru/i/_qaMB-mjxIoBsg

https://cloud.mail.ru/public/CNQm/e67pjWpKL

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_opasnaya_pyl.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

"Здоровье начинается дома, и цель наша-

превратить его в неприступную крепость

для всех болезней"

 «Здоровье - бесценный дар природы.

Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь».

И. П. Павлов 

 Введение: 

Великая Ф. Раневская как-то остроумно заметила, что пыль никому не мешает, если ее не трогать. Но беда в том, что трогаем-то мы ее постоянно. Так же постоянно, как она образуется.

 Если рассмотреть пыль под микроскопом, то вы увидите неприятное зрелище: «глыбы» странной формы, волокна, крупинки, кусочки, а также шестиногие чудища. Эти «глыбы», кусочки, волокна – частички всевозможных органических и неорганических веществ, которые сопровождают быт человека повсюду, где он находится. Домашняя пыль — мелкие частицы, попадающие в дом снаружи (занесенные ветром частицы почвы, цветочная пыльца, дым) или образующиеся внутри, остаются в воздухе длительное время, и их видно в лучах солнца или при попадании на темные поверхности. Они возвращаются с поверхностей обратно в воздух при движении людей или потоков воздуха в помещении.

 Основной состав пыли такой:

1. Минеральные частицы. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в детский сад, дом грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров.

 2. Космическая пыль.

 3. Частички омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450г омертвевшей кожной ткани в год. Эта мёртвая ткань собирается на полу, мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.

 4. Волокна, части шерсти и пуха домашних животных и птиц.

 5. Пыльца, сажа и дым.

Возникает вопрос: откуда же берется такой “загрязнитель” в воздухе, а потом и в наших домах?

 Пыль любит путешествовать, и ей это легко удается. Ее частицы очень маленькие и необычайно легкие. Они переносятся ветром на огромные расстояния, так что в слое пыли, осевшем на ваш стол, можно найти песчинки Сахары, крошки пирамид, пепел вулканов, споры южноамериканских растений, частицы шерсти кенгуру, мраморные пылинки античных развалин, пыльцу французских лилий и даже космическую пыль.

Кроме этого, большое количество пыли дают океаны и моря после испарения. Частицы соли очень маленькие, но вместе они образуют облака, которые уносит потоками ветра на многие километры. Еще один источник поступления пыли – космическое пространство. В атмосфере Земли постоянно оседает метеоритная и кометная пыль.

 Таким образом, очень разнообразные частицы собираются вместе, смешиваются с воздухом и превращаются в пыль. По своему обитанию пыль бывает промышленная и бытовая. В нашем  исследовании будет рассмотрена только бытовая пыль

Влияние пыли на здоровье человека

Чем же опасна пыль?

Пыль – непременный атрибут жилья человека. Она незримо обосновалась в наших домах и квартирах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки. Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей дома.

Экологи всего мира единодушны во мнении, о том, пыль, накапливающаяся в помещении, способствует обострению таких хронических заболеваний, как астма, аллергия и сахарный диабет, заболевания кожи, конъюнктивита. Но, безусловно, самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией. Не менее вредна пыль и для бытовой и компьютерной техники. Оседая на деталях механизма, она способствует затруднению и ухудшению работы приборов.

Есть ли польза от пыли? Результаты новейших исследований показывают: пыль полезна для здоровья!

 Одно из значений слова пыль в словаре: «Пыль – то же, что и пыльца». Пыльца нужна для размножения растений, пыльцой питаются пчёлы, осы и бабочки. Пыльца на крыльях и теле насекомых необходима для их жизни.

 Некоторые виды птиц и животных «купаются» в пыли, чтобы избавиться от вредных насекомых.

 Наша планета Земля возникла из газопылевого облака. Космическая пыль ослабляет свет от звёзд и Солнца, защищает Землю от перегрева.

 Пыль помогает в воспитании трудолюбия у детей. Ведь не сложно вытереть пыль с поверхности стола.

Если пыль исчезнет – в один момент исчезнут снегопады и дожди, и в тот же день вся суша начнет превращаться в пустыню. Поэтому даже если, убрав свой дом от пыли, вы не чувствуете ни рук ни ног – не забывайте, что без той же пыли не было бы нас на этой планете.

Теперь мы знаем, о том, что пыль небезопасна и что, с ней непременно надо бороться. Но как её обнаружить? Было установлено, что пыли в сельских домах вдвое больше, чем в городских. Однако при этом деревенская пыль является менее вредной, так как в основном носит природный характер. Наибольшая концентрация токсичных веществ была обнаружена в пыли городских и пригородных квартирах промышленных зон. Здесь основными составляющими домашней пыли являются такие вредные элементы, как свинец и кадмий. Независимо от того, городское или сельское жилище, места наибольшего скопления пыли одинаковы: компьютерная техника, телевизор, мягкая мебель, ковры, шторы, плинтуса и углы комнат, мягкие игрушки.

Аннотация.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого: " Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим в себя и которым мы живём" (Гиппократ, древнегреческий врач).
Современный человек большую часть жизни проводит в замкнутом пространстве дома, детского сада, школы и других учреждений. Помещение становится для нас своеобразной средой обитания. Для здоровья и высокой работоспособности воспитанникам в детском саду  необходимы благоприятные условия: свет, чистый воздух, тепло. А что если воздух наполнен пылью и другими вредными веществами? Как это влияет на наше здоровье?
Заботясь о «чистоте воздуха» нашей группы, помощник воспитателя  регулярно делает уборку. Но мы обратили внимание, что уже через некоторое время пыль начинает заново покрывать предметы нашего интерьера. Причем создается такое впечатление, что пыль формируется прямо из воздуха. А вскоре на занятии по ознакомлению с окружающем миром, мы узнали, что домашняя пыль, попав на слизистые оболочки носа и альвеолы легких, запускает механизм аллергической реакции. Причем в нашей группе у 2 ребят, оказывается различные виды аллергии.
Так появились вопросы: «Откуда берется пыль? Как взаимосвязаны уличная, «домашняя пыль» и заболевания человека? Как самим позаботиться о своём здоровье и создать благоприятные условия труда и отдыха?», которые и послужили причиной создания проекта.

Проект  "Опасная пыль"выполняется  воспитанниками старшей группы (5 -6 лет)  "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара"в несколько этапов. Данный проект затрагивает проблему влияния пыли на организм человека.
Сначала определяются  -
цель: определить, от чего зависит уровень запылённости в групповых комнатах, кабинетах.

Задачи проекта: узнать, что такое пыль, какую опасность представляет пыль; как с ней бороться.

и методы работы над проектом. В ходе проекта предполагается опрос воспитанников  на предмет знания влияния пыли на здоровье человека. Затем осуществляется сбор материалов и изучение состояния выбранной темы. 
После этого проводятся наблюдения, исследования состава пыли и характера запыленности в трёх кабинетах: спортивном зале, медицинском кабинете и в своей группе.

Наблюдения показали, что в группе, спортивном зале, медицинском кабинете существует проблема запыленности воздуха, наиболее запыленными помещениями является спортивный зал, так как его посещает большое количество детей и проводятся подвижные мероприятия. Проведение эксперимента показало, что при высокой концентрации пыли в воздухе состояние живых организмов быстро ухудшается и может привести к их гибели.

Мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась: пыль влияет на организм человека, поэтому в помещениях детского сада необходимо чаще и качественнее проводить уборку, проветривать помещения.  Для воспитанников других групп нами были разработаны рекомендации, которые помогут защититься от пыли и сохранить свое здоровье, будут показаны результаты работы в виде презентации  и выпущены и розданы агитационные буклеты.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

СОБЛЮДАЙТЕ ЧИСТОТУ!

Вид проекта: исследовательский

 Продолжительность проекта: краткосрочный ( 2 недели)

Участники проекта:

Дети старшей группы (5-6 лет) с недостатками произношения

Образовательные области:

Речевое развитие, физическое, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное

Актуальность:

Воздух является условием жизни людей

Человек должен дышать чистым воздухом, чтобы быть здоровым

Люди дышат грязным  воздухом, поэтому болеют

Исследование пыли определяется тем, что она является нашим «неизбежным» соседом и активно влияет на все биологические объекты, в том числе и на человека. Так появилось наше исследование «Опасная пыль»

Цель проекта: определить, от чего зависит уровень запылённости в групповых комнатах, кабинетах

Задачи проекта: узнать, что такое пыль, какую опасность представляет пыль; как с ней бороться.

Объект исследования: экологическое пространство разных групповых комнат и кабинетов

Предмет исследования: степень запылённости групп, кабинетов

Гипотеза: пыль опасна для здоровья человека.

Участники проекта:

Дети старшей группы  (5-6 лет) с недостатками произношения

Этапы работы над проектом

1.Подготовительный этап

  •  выбор темы и её конкретизация;
  •  выбор возрастной категории детей
  •  определение цели и формулирование задач
  •  выдвижение гипотез как возможных вариантов решения проблемы
  •  определение творческого названия проекта
  • обсуждение плана работы с дошкольниками
  • возможных источников информации
  •  ожидаемых результатов
  •  выбор способов работы (используемые методы и методики исследования).

            2. Поисково-исследовательский этап (реализация плана):

  • изучение информационных источников по вопросу;
  • сбор и систематизация материалов;
  • работа с литературой;
  • эксперимент по уровню запылённости;
  • исследование с помощью  микроскопа;
  • опыты
  • оформление материалов исследования
  • . презентация на тему: «Какая бывает пыль?»
  • Как бороться с пылью

3. Заключительный:

  • Презентация на тему: «Какая бывает пыль?»

Вывод:

  • Вреда от пыли больше, так как она отрицательно влияет на здоровье человека
  • Пыль всегда была, есть и будет
  • Можно только уменьшить ее видимое и невидимое количество

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

СОБЛЮДАЙТЕ ЧИСТОТУ!

   Интеграция областей: познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое,     социально-коммуникативное

План работы по реализации проекта

День недели

Тема ОД

цель

Формы работы

Понедельник

ОД Путешествие в прошлое пылесоса

Наблюдение за работой помощника воспитателя (уборка группы)

Познакомить с назначением и функциями пылесоса, вспомнить предметы, которые ранее выполняли такие же функции; подвести к пониманию того, что человек всегда совершенствовал предметы-помощники; Выяснить у детей, для чего проводится влажная уборка, чистятся ковры? Поставить проблему –пыль в комнате

Знакомство с афоризмами

Беседа,наблюдения, выдвижение гипотез

Показ слайдов - афоризмы

Физминутка.

«Я - пылесос» Координация речи и движения Дети встают в круг и представляют, что они – пылесосы.

 Батюшки, сколько пыли! Где же вы раньше были? Меня вы совсем забыли… Ладно, ладно, не страшно, все ясно. Изумительно грязно! Просто пре- красно! Да, кстати, загляну еще под крова- ти. Потом пройдусь по ковру. И снова в углу замру

Руки в стороны, затем «метёлоч- ка» перед грудью

Поднять плечи, руки в стороны

Махнуть рукой

 Кулачок на кулачок, хлопок, кула- чок на кулачок, хлопок Скакать по кругу Остановиться, нагнуться «Пылесосить» Остановиться и замереть

Загадка:

Ходит, бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл - там пыли нет.

Пыль и сор его обед. (Пылесос)

 

Вторник

Беседа на тему «Что такое пыль?»

Дать представления о том, из чего состоит пыль, вредна ли она для общества и, как бороться с нею

П\ Игра авторская

«Разная пыль»

«Пыль бывает разная

Серая и красная

Темная, пушистая

И совсем нечистая

Мы салфеточку возьмем, пыль со шкафчика сотрем, коврик мы пропылесосим, мусор мы сюда не бросим!»

 Наблюдения

Показ иллюстраций, слайдов, загадки

Среда

Дискуссия на тему: «Какая бывает пыль?»

Познакомить детей с видами пыли, с их свойствами и составом

Презентация «Такая разная пыль»

Физминутка авторская

«На полянке, у дорожки пыль подняли наши ножки,

Будем тихо мы бежать и пылинки собирать»

Четверг

Опытно-исследовательская ОД

Вызвать у детей желание заниматься исследовательской деятельностью, высказывать свои мысли, мнения, отстаивать свою точку зрения

Рассматривание комочка пыли под микроскопом

Определение уровня запыленности в разных частях групповой комнаты при помощи влажной тряпочки и ватного диска, подведение результата

Пятница

Беседа на тему: «Чем опасна пыль?»

Учить детей находить ответы на заданную проблему; размышлять, приводить примеры из личного опыта

Показ видео о движении транспорта на дорогах и загазованность от них, промышленные предприятия и дым, оседающий виде пыли и др

Создание плаката из рисунков детей на тему: «Вредная пыль»

Понедельник

Экскурсионно-исследовательская ОД «Где пыли больше?»

. Вызвать у детей желание заниматься исследовательской деятельностью, высказывать свои мысли, мнения, отстаивать свою точку зрения

Экскурсия в спортивный зал, кабинет заведующей, мед.кабинет и музыкальный зал с целью выявления запыленности (заранее раскладываются листочки бумаги, смазанные вазелином) или просто ватный диск на 3 дня

Вторник

Эксперимент с тест - полосками

подтвердить версию о местах наибольшего скопления пыли в групповой комнате

Подготовка тестов черного цвета

Проведение опыта

Выводы

Среда

Беседа на тему: «Способы борьбы с пылью» 

Учить детей поддерживать беседу, находить правильный ответ на поставленный вопрос, развивая речь, мышление

Тесты-рисунки детей

Интернет ресурсы

Презентации по теме

Интервью-опрос детей и взрослых о способах борьбы с пылью

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Четверг

«Удаление пыли с растений»

Трудовая  деятельность в уголке природы (протирание листьев комнатных растений)

Цель. Формировать умение выбирать способ удаления пыли с растений, ориентируясь на характер поверхности листьев, их величину, прочность, количество. Закреплять знания о трудовом процессе. На этой основе учить детей планировать свою деятельность. Закреплять умение различать и правильно называть растения, их части. Воспитывать интерес к уходу за растениями. 

Художественное слово о труде

Трудовая деятельность

Итог работы

Пятница

Стендовая (детская) презентация в завершении проекта

Учить выступающих детей говорить громко и четко, высказывать свою гипотезу и делать выводы после каждого опыта

Подготовка технических средств для презентации

Стендовая презентация-помощь детей

Список использованной литературы:

Древо познания / универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. – М.: МС ИСТ ЛИМИТЕД,—

Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х томах. – М.: Мир, 1993

Влияние пыли на здоровье. — 2012 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tribuna.ru/publications/domashnjaja-pyl.html

Домашняя пыль. Анализ и состав домашней пыли. Пылевые клещи. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dobroest.com/zdorove/domashnyaya-pyl-sostav.html

 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ авт.-сост. А.Е.Чижевский - Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.

 Моя первая энциклопедия: Научно-популярное издание для детей/авт. Л.Я.Гальперштейн - Москва: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007г.

 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

 Азбука здоровья в картинках / авт.-сост. К.Люцис- Москва: Русское энциклопедическое товарищество, 2004г

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили»

Предлагаемый сценарий для педагогов ДОУ   позволяет провести рисование после беседы с детьми по ОБЖ, закрепить знания детей о противопожарной безопасности....

Проект «Пылает рябина в осеннем саду...»

Проект «Пылает рябина в осеннем саду...»Вид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность: среднесрочныйУчастники: воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родит...

Конспект занятия по пожарной безопасности " Кого на помощь надо звать, если огонь начал пылать? "

Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!...

Развлечение "Пылай, моя песня!"

Сценарий праздника, посвященного дню рождения М. Джалиля...

Занятие в подготовительной группе по теме "Пыль"

Занятие в подготовительной группе (интеграция дисциплин математика, информатика, естественнонаучные предметы )...

Проект "Пыль"

Тема: «Где живёт пыль?»Создаём проблему. Утром, приём детей на улице при входе в детский сад. Обращаем внимание на дворника, который подметает двор.  Дети спрашивают - «Почему дворник чихает? Сам...

Проект " Пылает рябина в осеннем лесу..."

Вид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность: среднесрочныйУчастники: воспитатель, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.Актуальность:Рябина -...