Здоровье
статья (подготовительная группа)

Рябцова Ольга Владимировна

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Всемирная Организация Здравоохранения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


1.технологии сохранения и стимулирования здоровья; 

2.технологии обучения ЗОЖ;                                                                    

3. коррекционные технологии.

Система здоровьесбережения  в ДОУ, которые  я использую я в своей работе.

  • Различные оздоровительные режимы (гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул)
  • Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на воздухе, бодрящая гимнастика и т.д.)
  • Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная активность (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажеры,тактильная дорожка)
  • Организация рационального питания
  • Медико-профилактическая работа с детьми и родителями.
  • Соблюдение требований САнПИНА к организации педагогического процесса.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика.

  Задачи: развивать у детей  музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формировать  правильную осанку.  

Динамические паузы:

Задачи:  Развивать у детей  дыхательную,  пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.

проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой  и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры

Задачи:

проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация

Задачи: Научить детей управлять своими эмоциями, управлять своим поведением, слышать своё тело.

необходимо сбалансировать  положительные и отрицательные эмоции, обеспечивающие поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую  упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),  звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика

Задачи:

Развивать  ловкость и точность рук, стимулировать творческие способности ребенка, фантазию, речь. Подготовка руки ребенка к письму.

 Проводится   индивидуально, либо с подгруппой детей   ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится  в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

В этой технологии меня привлекает достаточно легкое преподнесение наглядного материала, быстрота запоминания детьми необходимой информации.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках - на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ.  Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого я  провожу серию  занятий по познанию - работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т.д.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.  Самомассаж проводится в игровой форме  в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Я убедилась, что игровые технологии хорошо сочетаются с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Поскольку образовательный уровень моих воспитанников еще не высок (в силу возраста), использую в работе отдельные элементы ТРИЗ.

В этой технологии меня привлекает достаточно легкое преподнесение наглядного материала, быстрота запоминания детьми необходимой информации.

- решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме).

Это помогает мне активизировать познавательную деятельность детей, создает мотивации для творчества (пока совместно с воспитателем), развивает мыслительную деятельность, помогает малышам овладевать образной речью.

 В современном мире воспитание и образование наших детей становится невозможным без использования информационно-коммуникационных технологий. В непосредственной образовательной деятельности для лучшего усвоения и закрепления предлагаемого моим воспитанникам учебного материала я использую:

Компьютер, принтер, телевизор, фотоаппарат, мультимедийный проектор , а так же:

- прослушивание детских дисков (песни, релаксационная музыка, звуки природы);

- просмотр мультфильмов (обучающих и развлекательных).

Использую следующие виды здоровьесбережения:

  • Организация мониторинга здоровья дошкольника;
  • Разработка  рекомендаций по оптимизации детского здоровья
  • Физическое развитие дошкольников;
  • Закаливание;
  • Организация профилактических мероприятий с детьми;
  • Организация здоровьесберегающей среды в группе;
  • Развитие физических качеств;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Самомассаж;
  • Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • Воспитание привычки к повседневной  физической  активности и заботы о здоровье;

В технологиях проектирования активно  использую как с детьми так и с родителями кратковременные, так и длительные проекты «Разноцветные шарики»-по Су-Джоку; « Быть здоровыми хотим»; родительский клуб «Здоровая семья», «В поисках клада»; «Зарничка»; «Красный, желтый, зеленый»; «Русские шашки»-творческий отчет.

Используя в работе вышеперечисленные технологии, я пришла к выводу, что только систематическое и рациональное их применение, а также их интеграция как в НОД, так и в различных режимных моментах обуславливает развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников

Профилактика 


  1. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий 

  2. Комплексы по профилактике плоскостопия 

  3. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек 

  4. Дыхательная гимнастика 

  5. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин) 

  6. Прогулки + динамический час 

  7. Закаливание: 

  • Сон без маек 

  • Ходьба босиком 

  • Чистка зубов и полоскание полости рта 

  • Обширное умывание 

  • Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями) 


10. Оптимальный двигательный режим

Коррекция

Упражнения на коррекцию плоскостопия


Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ


  1. Луковый напиток 

  2. Лук, чеснок 

  3. Полоскание полости рта соленным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05) 


Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:


  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения 

  • Рациональную не перегревающую одежду детей 

  • Соблюдение режима прогулок  во все времена года 

  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой 


Комплекс оздоровительных мероприятий 

по возрастным группам

Группы раннего возраста


  1. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей. 

  2. Утренняя гимнастика – 8.10 

  3. Точечный массаж в игровой форме 

  4. Постепенное обучение полосканию рта 

  5. Прогулка: дневная 10.00 – 11.10; вечерняя 17.30 – 18.30 

  6. Оптимальный двигательный режим 

  7. Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем 

  8. «Чесночные» киндеры (с октября по апрель) 

  9. Фитонциды (лук, чеснок) 

  10. Луковый салат во время обеда 

  11. Сон без маек и подушек 

  12. Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна 

  13. Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия 


2  младшая группа


  1. Приём детей на улице (при температуре выше -15°) 

  2. Утренняя гимнастика в группе 8.15 

  3. Точечный массаж.

  4. Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистки зубов 

  5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения 

  6. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю 

  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель) 

  8. «Чесночные» киндеры 

  9. Фитонциды (лук, чеснок) 

  10. Луковый салат перед обедом 

  11. Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30 

  12. Оптимальный двигательный режим 

  13. Сон без маек и подушек 

  14. Дыхательная гимнастика в кровати 

  15. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала) 

  16. Закаливание: рижский метод закаливания 

  17. Элементы обширного умывания 

  18. После полдника полоскание полости рта отварами трав 


Средняя группа


  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°) 

  2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику) 

  3. Точечный массаж 

  4. Полоскание полости рта после обеда 

  5. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю 

  6. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения 

  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель) 

  8. Чесночные «киндеры» 

  9. Фитонциды (лук, чеснок) 

  10. Луковый салат во время обеда 

  11. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30 

  12. Оптимальный двигательный режим 

  13. Сон без маек и подушек 

  14. Дыхательная гимнастика в кроватях 

  15. Закаливание: рижский метод 

  16. Обширное умывание, ходьба босиком 

  17. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы 

  18. После полдника полоскание полости рта соленным раствором


Старший дошкольный возраст


  1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°) 

  2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику) 

  3. Точечный массаж 

  4. Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда 

  5. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю 

  6. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин 

  7. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель) 

  8. Чесночные «киндеры» 

  9. Фитонциды (лук, чеснок) 

  10. Луковый напиток во время обеда 

  11. Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30 

  12. Оптимальный двигательный режим 

  13. Сон без маек и подушек 

  14. Дыхательная гимнастика в кроватях 

  15. Закаливание: рижский метод 

  16. Обширное умывание, ходьба босиком 

  17. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы 

  18. После полдника полоскание полости рта отварами трав 


Некоторые приёмы закаливания

1. Обширное умывание.

Ребёнок должен:


  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. 

  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз». 

  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз». 

  • Намочить обе ладошки и умыть лицо. 

  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо. 


Примечание.

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:


  • Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров 

  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства) 

  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания 

  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю). 


Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации мед.сестры, участкового врача- педиатра (мед. отводы)

Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.

Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:


  • Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки 

  • В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу) 

  • В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д. 


Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:


  • Занятия по традиционной схеме 

  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности 

  • Занятия-тренировки в основных видах движений

  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей 

  • Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы 

  • Сюжетно-игровые занятия 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....