Статья.Консультация для воспитателей "Закаливание организма детей"
статья

Ерчева Екатерина Андреевна

Основными средствами закаливания воспитанников дошкольного учреждения являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольшее значение в системе закаливания дошкольного учреждения должно придаваться воздушному закаливанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_zakalivanie_organizma.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для  воспитателей «Закаливание организма детей»

Основными средствами закаливания воспитанников дошкольного учреждения являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольшее значение в системе закаливания дошкольного учреждения должно придаваться воздушному закаливанию. Это обосновывается тем, что организация воздушных ванн не требует создания специфических условий и доступна в любом учреждении, а также показана детям с любым уровнем здоровья. Самый простой способ воздушного закаливания — это максимально облегченная одежда (до трусиков) на физкультурных занятиях и принятие воздушных ванн после дневного сна. Хороший эффект воздушного закаливания достигается при систематическом проведении физкультурных занятий на свежем воздухе в специальной одежде. Несмотря на то, что дети одеты, во время активных движений микроструйки воздуха буквально «омывают» тело ребенка, тренируя его терморегуляционный аппарат.

Организация водных закаливающих процедур требует специальных усилий педагогического и вспомогательного персонала. Но эти усилия не так уж сложны и затратны. В дошкольном учреждении могут быть организованы элементарные водные закаливающие процедуры, относящиеся к категории щадящих. Это влажное растирание, ходьба по мокрым дорожкам, обливание стоп и голени, погружение на 2–3 секунды ног в воду, обширное умывание (лицо, руки до локтя, верхняя часть груди), принятие прохладного душа, обливание прохладной водой из ведерка. Разумеется, все эти процедуры согласовываются с медицинской службой и родителями, а программа закаливания водой утверждается на медико-педагогическом совете.

Солнечные процедуры принимаются детьми в соответствии со специальной схемой, утвержденной врачом дошкольного учреждения. В плане воспитания привычек здорового образа жизни крайне важно, чтобы дети выбирали вид водной закаливающей процедуры сами. Для этого работа дошкольного учреждения по закаливанию детей должна быть построена таким образом, чтобы к пяти годам дети смогли освоить технику сухого и влажного растирания, обширного умывания, ходьбы по мокрым дорожкам, обливания стоп и погружения ног в воду, принятия прохладного душа и обливания прохладной водой из ведерка. В таком случае им с пяти лет может быть предоставлена возможность выбора закаливающих процедур. Педагогам и родителям следует учитывать: всё, что делается по собственному желанию ребенка, быстрее становится его привычкой.

Виды закаливающих процедур в дошкольном учреждении:

 1. Для детей 2–3 лет (по восходящей): — обмывание прохладной водой (не ниже +20 С): кистей рук; предплечья; лица и предплечья; лица, предплечья и верхней части груди (общее время процедуры от 10 сек. до 20–30 сек.); — ходьба босиком (ограниченное время), ходьба по мокрым дорожкам (от 10–15 сек. до 1 мин.); — воздушные ванны: нахождение детей в помещении в облегченной одежде; в маечке без рукавов и трусиках на физкультурных мероприятиях; дневной сон без маечек.

2. Для детей 3–4 лет (по восходящей): — обмывание прохладной водой лица, предплечий, верхней части груди с последующим растиранием сухим массажным полотенцем; растирание тела влажной рукавичкой; обмывание стоп (от 5 сек. до 15 сек.) и растирание сухим полотенцем; — воздушные ванны: нахождение в помещении в облегченной одежде, на физкультурных занятиях в зале — без маечек и иногда босиком, физкультурные занятия на свежем воздухе в спортивной одежде; дневной сон без маечек.

3. Для детей 4–5 лет (по восходящей): — обмывание прохладной водой верхней части тела, погружение стоп в прохладную воду; обливание тела прохладной водой (в помещении); — воздушные ванны: ходьба босиком (на различных физкультурных мероприятих); физкультурные занятия в зале без маечек, не свежем воздухе в спортивной одежде; сон без маечек.

 4. Для детей от 5,5 лет (по восходящей): — принятие прохладного душа (3–5 сек.) с последующим энергичным растиранием сухим массажным полотенцем; — воздушные ванны: те же. 5. Для детей 5,5–7 лет: — водные закаливающие процедуры согласованию с родителями выбирает сам ребенок. С этого момента вводится жесткий контроль качества их выполнения; — воздушные процедуры остаются те же, но увеличивается время нахождения детей в полуобнаженном виде.

Принципы закаливания организма детей после сна

-расширение зоны воздействия воды на тело ребенка,

- увеличение времени воздействия,

- принцип гибкого режима,

- принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом,

- принцип корректировки воспитательной позиции родителей и педагогов.

Правила закаливания

1. Постепенность процесса. Искусственно ускорять его опасно. Неподготовленный организм ребенка может не справиться с большими требованиями. Раздражение необходимо усиливать постепенно.

2. Систематичность (непрерывность) воздействия на организм. Закаливание должно проводиться систематично, лучше с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни.

3. Индивидуальный подход. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка: возраст, состояние здоровья, общее физическое развитие, особенности нервной системы. Начинать закаливание нужно, убедившись, что ребенок в данный момент совершенно здоров.

4. Положительный эмоциональный настрой. Закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызвать у ребенка отрицательного отношения к ним.

Обширное умывание

Это эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста и проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

Этапы обширного умывания

1 этап – учат обмывать руки, лицо и вытирать их.

2 этап – обмывает руки, набирает в пригоршни воду, выплескивает на шею, движения от седьмого шейного позвонка к яремной впадинке на груди.

3 этап – учат растиранию сухим полотенцем.

4 этап – учат мокрой ладошкой энергично растирать верхнюю часть груди. По окончании водной процедуры самостоятельно вытирается.

Приемы закаливания

Приемы обширного умывания довольно просты. Ребенок поочередно движением от кончиков пальцев к локтю обмывает водой руки. Затем, набрав в пригоршни воды, обмывает шейку от седьмого шейного позвонка к яремной впадинке и, наконец, мокрыми ладошками растирает верхнюю часть груди. Вода сразу должна быть прохладной (18—22°).
Обучение обширному умыванию проводится в несколько этапов:

На первом этапе ребенка учат обмывать руки. Он подставляет под струю воды пригоршню правой руки, набирает в нее воду и обмывает левую руку от кисти к локтю, произнося при этом слово «раз». То же проделывает со второй рукой. После этого малыш обмывает лицо. Руки ему массирующими движениями вытирает взрослый, а лицо он дол жен вытереть сам.

Через неделю ребенок обмывает руки уже два раза. При этом он должен считать: «раз, два». Это будет уже по 2 секунды для каждой руки. Еще через неделю руки обмываются трижды, и вся процедура увеличивается до 6 секунд. Затем до 8 и, наконец, до 10—15 секунд. Соответственно ребенок вслух считает до трех, четырех, пяти...

На втором этапе малыша учат обмывать шейку. Сначала он обмывает руки в течение 10 секунд, затем набирает в пригоршни воду, наклоняется и выплескивает ее на шейку, делая движения от седьмого шейного позвонка к яремной впадинке на груди. При этом считает: «раз». Затем умывает лицо. Через месяц он выполняет этот прием до 5 раз и время воздействия воды на тело увеличивается до 25—30 секунд.

На третьем этапе детей учат приемам растирания сухим полотенцем. Сначала ребенок вытирает руки движением от кисти к локтю, потом шею и лицо.

На четвертом этапе обучения детей учат мокрой ладошкой энергично растирать верхнюю часть груди. Ребенок обмывает в течение 10 секунд руки и столько же времени — шею. Затем он растирает секунд 10 мокрой ладошкой (несколько раз подставляя ее под струю воды) верхнюю часть груди и после этого умывает лицо. По окончании водной процедуры самостоятельно вытирается. На это уходит приблизительно одна минута.

Процедура обучения приемам обширного умывания занимает в среднем 3 месяца на каждом этапе.

Схема закаливания по В.Г. Алямовской

Первая младшая группа 1 квартал (сентябрь-ноябрь)

Постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода. Воздушные ванны после сна продолжительностью до 3 минут. Ходьба и бег босиком ежедневно в течение 3-5 минут (в первые 5-7 дней – не более 2 минут). 2 квартал (декабрь-февраль) Ходьба по мокрым дорожкам от 15 до 20 секунд. 3 квартал (март-май) Ходьба по мокрым дорожкам до 1 минуты. 4 квартал (июнь-август) Солнечные и воздушные ванны. В течение всего года: купание в бассейне 1 раз в неделю.

Схема закаливания по В.Г. Алямовской

Вторая младшая группа 1 полугодие (сентябрь-февраль)

Воздушные ванны продолжительностью до 4 минут после сна. Влажное обтирание после утренней гимнастики. Ходьба и бег по мокрым дорожкам до 1,5 минут во время гимнастики после сна. Обучение элементам обширного умывания. 2 полугодие (март-август) Игры на мокрых дорожках до 2-2,5 минут. Обширное умывание после дневной гимнастики. Купание в бассейне 2 раза в неделю. Начиная со 2 младшей группы дети после завтрака чистят зубы, после обеда, полдника, ужина полощут рот .

Схема закаливания по В.Г. Алямовской

 Средняя группа

Сухое растирание после утренней гимнастики. Воздушные ванны продолжительностью до 5 минут во время переодевания ко сну. Ходьба и бег босиком ежедневно в течение 10-15 минут (в первые 5-7 дней не более 7 минут). Игры на мокрых дорожках во время гимнастики после сна до 4 минут. Обширное умывание после дневной гимнастики. После завтрака - чистка зубов, после обеда, полдника, ужина – полоскание рта. Купание в бассейне - 2 раза в неделю.

Схема закаливания по В.Г. Алямовской

Старшая группа 1 полугодие (сентябрь-февраль)

Обширное умывание и растирание после утренней гимнастики.

Воздушные ванны продолжительностью 8-10 минут во время переодевания ко сну. Ходьба и бег босиком ежедневно до 15 минут ( в первые 5-7 дней – не более 10 минут). Обливание ног прохладной (+18 градусов Цельсия) водой. Чистка зубов после завтрака, полоскание полости рта после обеда, полдника, ужина. 2 полугодие (март-август) Воздействие на БАТК, расположенные на груди, ушах, голове. Купание в бассейне 2 раза в неделю в течение всего года.

Схема закаливания по В.Г. Алямовской: Подготовительная группа Обширное умывание и растирание после утренней гимнастики. Воздушные ванны во время переодевания ко сну до 10 минут. Ходьба и бег босиком ежедневно до 15 минут. Обливание ног прохладной водой (+18 градусов Цельсия). Воздействие на БАТК груди, ушей, головы. Чистка зубов после завтрака, полоскание полости рта после обеда, полдника, ужина. Купание в бассейне 2 раза в неделю .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Консультация для родителей «Характеристика развития детей третьего года жизни. Кризис трех лет»

«КРИЗИС 3-Х ЛЕТ» Вашему малышу скоро 3 года. С каждым днем он становится всё самостоятельнее, но не всегда это радует родителей. - «Я сам – говорит ребенок, и вы терпеливо ждете, пока непослушные д...

Статья - консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6-7 лет"

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На  седьмом  году  продолжается  ...

Статья (консультация для воспитателей) Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и реклам...

Статья -консультация для родителей "Музыкальное творчество детей дошкольного возраста в семье и в детском саду"

Статья полезна для родителей которые заинтересованы в музыкальном развитии своих детей....

Статья: Консультация для родителей «Читаем сказки детям»

В наше время трудно отвлечь детей от планшета и компьютера. Родители редко читают детям книги. А дети порой и не желают слушать, не проявляют любознательность и интерес. Важность чтения сказок для дет...