Статья - консультация для родителей "Возрастные особенности детей 6-7 лет"
статья (подготовительная группа) на тему

Гаркина Ирина Викторовна

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На  седьмом  году  продолжается  становление  новых  психических образований,  появившихся,  в  пять  лет.  Вместе  с  тем  дальнейшее развертывание  этих  образований  создает  психологические  условия  для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде  всего  физическую  готовность,  которая  определяется  состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_rebenka_6_-7_let.docx395.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителейhttp://graphics.in.ua/cat/PSD.Kindergarten.Poster.Template.03.2480x3508.jpg

Возрастные особенности ребенка 6 - 7 летhttp://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_556/7/d-6598/6598_html_1092516f.png

Анатомо - физиологические особенности 

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам.

На  седьмом  году  продолжается  становление  новых  психических

образований,  появившихся,  в  пять  лет.  Вместе  с  тем  дальнейшее

развертывание  этих  образований  создает  психологические  условия  для

появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте

идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем

рост 7- летних детей равен 113—122 см, средний вес —21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы.  Идет  развитие  крупной  и  особенно  мелкой  мускулатуры. Интенсивно  развивается  координация  мышц  кисти.  

                           Общее  физическое развитие тесно связано с

                            развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка

                            пальцев рук является средством повышения

                            интеллекта ребенка, развития речи и

                             подготовки к письму.

                           

http://graphics.in.ua/cat/PSD.Kindergarten.Poster.Template.03.2480x3508.jpg

Развитие личности

 Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего  плана  действий —способностью  оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений  в  личности  ребенка  являются  дальнейшие  изменения  в  его представлениях  о  себе,  его  образе  Я.  Развитие  и  усложнение  этих

образований создает к шести годам благоприятные условия для развития

рефлексии —способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях,

полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести- семи лет является сенситивным, то есть чувствительным. Этот период

 во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же

время  исключительно  благоприятен  для  педагогических  воздействий.  В

процессе  усвоения  нравственных  норм  формируются  сочувствие,

заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует

тенденция преобладания общественно  значимых  мотивов  над личными.  Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей  потребностью  детей  данного  возраста  является  общение (преобладает  личностное).  Ведущей  деятельностью  остается  сюжетно- ролевая игра. В сюжетно- ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают  осваивать  сложные  взаимодействия  людей,  отражающие

характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом    

                          дошкольники оказываются способными

                             отслеживать  поведение партнеров по всему

                              игровому  пространству и менять свое

                             поведение в  зависимости от места в нем.

                             Одной из  важнейших  особенностей данного

                           возраста  является  проявление произвольности

                                  всех  психических процессов.

                             

http://graphics.in.ua/cat/PSD.Kindergarten.Poster.Template.03.2480x3508.jpg

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает  развиваться.  Однако  и  у  детей  данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях,  когда нужно одновременно учитывать  несколько различных признаков.

Внимание.

Если на протяжении дошкольного детства преобладающим

у  ребенка  является  непроизвольное  внимание,  то  к  концу  дошкольного возраста  начинает  развиваться  произвольное  внимание.  Когда  ребенок начинает  его  сознательно  направлять  и  удерживать  на  определенных предметах  и  объектах.  Увеличивается  устойчивость  внимания —20—25 минут, объем внимания составляет 7— 8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память.

К  концу  дошкольного  возраста  происходит  развитие произвольной  зрительной  и  слуховой  памяти.  Память  начинает  играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода (6—7 лет)

у ребенка появляются произвольные формы психической активности.  Он  уже  умеет  рассматривать  предметы,  может  вести целенаправленное  наблюдение,  возникает  произвольное  внимание,  и  в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется  в  ситуациях,  когда  ребенок  самостоятельно  ставит  цель: запомнить  и  вспомнить.  Можно  с  уверенностью  сказать,  что  развитие произвольной  памяти  начинается  с  

того  момента,  когда  ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но  и  других  познавательных  способностей:  восприятия,  внимания, мышления,  воображения.  Появление  произвольной  памяти  способствует развитию культурной (опосредованной)

                             памяти — наиболее продуктивной формы

                              запоминания.  

                              Первые  шаги  этого  пути обусловлены  

                            особенностями  запоминаемого  материала:  

                             яркостью, доступностью, необычностью,

                              наглядностью и т. д.

                               Впоследствии ребенок способен  усилить

                            свою  память  с  помощью  таких  приемов,  

                              как классификация, группировка.

http://graphics.in.ua/cat/PSD.Kindergarten.Poster.Template.03.2480x3508.jpg

Развитие мышления.

К концу дошкольного возраста более высокого уровня  достигает  развитие  наглядно- образного  мышления  и  начинает развиваться  логическое  мышление,  что  способствует  формированию способности  ребенка  выделять

существенные  свойства  и  признаки предметов  окружающего  мира,  формированию  способности  сравнения, обобщения,  классификации.  Ведущим  по- прежнему  является  наглядно- образное  мышление,  но  к  

концу  дошкольного  возраста  начинает формироваться словесно- логическое мышление. Оно предполагает развитие умения  оперировать  словами,  понимать  логику  рассуждений.  Старший  дошкольник  может  устанавливать причинно- следственные  связи,  находить  решения  проблемных  ситуаций. Может  делать  исключения  на  основе  всех  изученных  обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Развитие воображения.

К концу дошкольного возраста идет развитие творческого  воображения,  этому  способствуют  различные  игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Старший  дошкольный  и  младший  школьный  возрасты характеризуются  активизацией  функции  воображения —вначале воссоздающего  (позволявшего  в  более  раннем  возрасте  представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период —сенситивный

для развития фантазии.

Речь.

Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический

строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все

более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в         этом  возрасте.  Дети  начинают  активно

                              употреблять обобщающие существительные,

                               синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

                               В результате правильно  организованной  

                            образовательной  работы  у  детей  оказываются

                               хорошо развиты диалогическая и некоторые

                          виды монологической речи.

                              В  подготовительной  группе  завершается

                                 дошкольный  возраст.  

http://graphics.in.ua/cat/PSD.Kindergarten.Poster.Template.03.2480x3508.jpg

Его основные  достижения  связаны  с  освоением  мира  вещей  как  предметов человеческой  культуры;  дети  осваивают  формы  позитивного  общения с людьми,  развивается  половая  идентификация,  формируется  позиция школьника.  К  концу  дошкольного  возраста  ребенок  обладает  высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. Для деятельности ребенка 6 –7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое  развитие  и  становление  личности  ребенка  к  концу

дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка

6 –7  летнего  возраста  формируется самооценка  на  основе  осознания

успешности  своей  деятельности,  оценок  сверстников,  оценки  педагога,

одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У  детей  старшего  дошкольного  возраста  6 –

7  лет  формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 –7 летнего возраста является соподчинение мотивов.  Осознание  мотива  «я  должен»,  «я  смогу»  постепенно  начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 –7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких

видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают

различные сферы. Осознание  своего  «я»  и  возникновение  на  этой  основе  внутренних позиций к концу  дошкольного возраста порождает новые потребности  и стремления.  В  результате  игра,  которая  является  главной  ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка.

У него появляется потребность выйти за рамки своего

                                детского образа жизни, занять доступное                              

                              ему место в общественно- значимой

                            деятельности, т.е. ребенок стремится к

                             принятию новой социальной позиции –

                            «позиции школьника», что является одним

                            из важнейших итогов и особенностей

                           личностного и психического развития детей

                              6 –7 летнего возраста.

http://graphics.in.ua/cat/PSD.Kindergarten.Poster.Template.03.2480x3508.jpg

Основные компоненты психологической готовности к школе

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности

ребенка к школе. Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде  всего  физическую  готовность,  которая  определяется  состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к

школьному обучению?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается

необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка,  необходимый  для  освоения  школьной  учебной  программы  в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в

школе являются мотивационная, социально- личностная интеллектуальная и эмоционально- волевая готовность.

И  от  того,  насколько  будет сформирована  психологическая  готовность,  будет  зависеть  адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная  готовность к  школе  характеризуется  уровнем

развития  познавательного  интереса,  осознанным  желанием  учиться  и

стремлением добиваться успехов в учении. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную

позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости  (социальный  мотив  учения),  и  потому,  что  у  него  есть  познавательная  потребность,  которую  он  не  может  удовлетворить  дома (познавательный мотив учения).

                             Социально- личностная готовность   

                             характеризуется  сформированностью  

                            внутренней  позиции  ребенка,  его  

                             готовностью  к принятию  новой  социальной  

                          позиции – «позиции  школьника»,  которая

                              предполагает  определенный  круг  

                               обязанностей.  Социально- личностная          

                     готовность  выражается  в  отношении  ребенка

                               к  школе,  к  учебной деятельности,

                           к учителю,  к самому себе, к своим

                     способностям и результатам работы,

предполагает определенный уровень развития самосознания. Также   социально-личностная   готовность   включает сформированность  у  ребенка  коммуникативных  навыков  и  качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.http://graphics.in.ua/cat/PSD.Kindergarten.Poster.Template.03.2480x3508.jpg

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной  предпосылкой  успешности  обучения.  Т.к.  связана  с  развитием познавательной  активности  и  мыслительных  психических  процессов –

способностью   обобщать,   сравнивать   предметы   окружающей

действительности,  классифицировать  по  существенному  признаку,

устанавливать  причинно- следственный  связи,  делать  выводы,  обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных. Под  интеллектуальной  зрелостью  понимают  дифференцированное восприятие,  концентрацию  внимания,  аналитическое  мышление, выражающееся  в  способности  постижения  основных  связей  между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец,  а  также  развитие  тонких  движений  руки  и  сенсомоторную координацию.  Можно  сказать,  что  понимаемая  таким  образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Важной  составной  частью психологической  готовности к обучению  является  эмоционально- волевая  готовность,  которая  включает сформированность  определенных  навыков  умения  управлять  своим поведением,  эмоциональную  устойчивость,  сформированность  навыков произвольной  регуляции  внимания.  Учебная  деятельность  предполагает необходимый  уровень  развития  умственной  активности,  умение преодолевать трудности и

 выполнять определенные требования учителя.

           Волевая  готовность включает сформированность  

                         следующих компонентов  волевого  действия:  

                             способность  ставить  цель,  принимать

                               решения,  намечать  внутренний  план  действия,

                              выполнять  его, проявлять определенное

                               волевое  усилие в  случае  необходимости  

                              преодоления  препятствия, способность

                               оценивать результат своего действия.

                               Сформированность компонентов волевого

                             действия является основой для  развития  

                    навыков  волевой  поведенческой  саморегуляции,

                       которые необходимы для успешной учебной деятельности.

        (по материалам интернет источников)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Возрастные особенности детей в 6 - 7 лет.

В статье описаны возрастные особенности, общая характеристика развития детей шестого, седьмого года жизни. Для детей 6, 7 лет характерно интенсивное развитие и качественные изменения во всех сферах жи...

Статья на тему: "Психологические особенности детей 3-4 лет"

Данная стать предназначена для воспитателей детского сада и родителей....

Статья для родителей. "Психологические особенности детей 3 - 4 лет"

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развити...

Статья для родителей "Возрастные особенности детей 4-5 лет"

Статья  для родителейВозрастные особенности детей 4-5 летНаписано Лепехиной Еленой АлександровнойВозраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в...

Статья на тему "Возрастные особенности детей 4-5 лет."

Программа "Радуга" оринтирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей,- содействовать своевре...

Статья для родителей "Возрастные особенности детей старшего возраста"

Статья для родителей "Возрастные особенности детей старшего возраста"...

Статья на тему: «Возрастные особенности детей».

   Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центр...