Родительское собрание
статья

Овсянникова Светлана Викторовна

Тема: "Гиподинамия и как она влияет на психологическое здоровье детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gipodinamiya.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как влияет гиподинамия на психологическое здоровье детей»

17.02.2021г

«Движение — это жизнь, а жизнь — это движение!»

       Гиподинамию нередко называют бичом современной цивилизации. Справедливость такого утверждения очевидна, если вспомнить, как формировался организм человека в процессе эволюции животного мира. Физическая активность была необходима нашим предкам просто для того, чтобы выжить. Древний человек вынужден был находиться в постоянном движении, чтобы добыть пищу и сохранить жизнь себе и своему потомству. Таким образом, потребность в движении была заложена в генах человека, как одно из условий для нормальной жизнедеятельности организма в суровых условиях внешней среды.

     Генетическая программа человека остается неизменной на протяжении всех последних тысячелетий, а вот образ его жизни претерпел весьма существенные изменения. Движение ради выживания перестало быть необходимостью. Научный и технический прогресс помогает современному человеку обеспечить себе комфортные условия жизни при минимуме физических нагрузок. Совершенные автомобили, поезда и самолеты перемещают нас на огромные расстояния, тонны груза поднимаются простым нажатием нужной кнопки. Рабочий день городского жителя, как и его отдых, нередко проходит в кресле за компьютером. Таким образом, все наши движения ограничиваются дорогой от подъезда до автомобиля. Даже каналы телевидения мы переключаем с помощью дистанционного пульта. Конечно же, какое то количество движений неизбежно совершает каждый человек. Однако движения эти весьма однообразны, направлены на одну группу мышц и совершенно не способствуют физическому развитию организма.

      Говоря о последствиях гиподинамии, следует упомянуть и о влиянии снижения двигательной активности на психическое и эмоциональное состояние человека. Рефлекторные связи, сформированные в процессе эволюции, подразумевают тесное взаимодействие мускулатуры с нервной системой. Гиподинамия неизбежно отражается на эмоциональной сфере, вызывая повышенную реактивность на факторы внешней среды, снижая адаптационные способности человека, приводя к депрессиям и нервным срывам.

Причины детской гиподинамии

Что касается детей, они несколько часов сидят в школе за партой. Приходя домой, они начинают смотреть телевизор или сидеть за компьютером. Потому в день они проходят очень мало, и крайне мало совершают движений различными частями тела (исключение составляет кисть, передвигающая мышку компьютера/ноутбука).

       Современные дети не очень любят уроки физкультуры. Чаще всего причиной нелюбви, конечно, является неумение учителя заинтересовать ребенка и низкая квалификация педагога. Воспитание родителей также может привести к отсутствию у ребенка привычки двигательной активности. Родители хотят, чтобы ребенок сидел в своей комнате тихо и никому не мешал, вот и вырастают дети, которые не хотят гулять и заниматься спортом. Они к этому не привыкли, родители на дали соответствующего воспитания.

Причиной гиподинамии у детей могут быть мозговые дисфункции, которые возникли из-за:

  • наследственного фактора
  • травм, полученных в процессе появления на свет
  • (нехватки кислорода для плода)

Симптомы у детей

Родители должны быть внимательны к своему ребенку, чтобы вовремя заметить симптомы гиподинамии. Основными проявлениями считаются:

  • малоподвижность
  • вялое состояние
  • постоянное желание спать
  • быстрая утомляемость
  • тихий плач, хныканье
  • набор веса
  • отсутствие плача у грудничков
  • неразговорчивость (крайняя степень)
  • снижение умственных способностей
  • снижение работоспособности
  • нежелание играть во дворе с другими детьми
  • низкая активность на уроках
  • односложные ответы на вопросы воспитателя и родителей

        Согласно результатам проведенных исследований, у малоактивных людей вдвое больше шансов впасть в депрессию по сравнению с теми, кто много двигается. Кроме того, есть достоверные данные, указывающие на то, что физические нагрузки - хорошее лекарство от депрессии.

Что происходит с мозгом, когда вы двигаетесь

В обществе принято противопоставлять хрупких и умных очкариков могучим и не слишком усердным по части учёбы и интеллектуальной работы спортсменам. Однако это не более чем культурный стереотип. Головной мозг — вовсе не изолированный от тела компьютер, который работает по собственным, не зависящим от остального организма законам. Тело воздействует на мозг ничуть не меньше, чем мозг — на тело. Как и другие органы, нормально работать без физической активности мозг не способен. И вот почему.

  • физические упражнения способствуют снабжению мозга кислородом. Чем активнее мы двигаемся, тем больше энергии нужно нашим мышцам. Чтобы снабдить мышцы кислородом и питательными веществами, мозг заставляет тело ускорять кровоток и глубже и чаще дышать. В результате больше кислорода и глюкозы получают не только мышцы, но и сам мозг — в особенности гиппокамп, участок, отвечающий за обучение и память. Возможно, это одна из причин, по которой регулярно тренирующиеся студенты лучше справляются с тестами, чем их менее спортивные сверстники;
  • физические упражнения способствуют обучаемости. Недавно исследователи выяснили, что физические упражнения «включают» в мышцах гены, которые отвечают за синтез белков, участвующих в метаболических процессах и увеличивающих синтез серотонина в мозге. Это не просто «естественный стабилизатор настроения», но ещё и нейромедиатор, положительно влияющий на память и мотивацию к обучению. Таким образом, физические упражнения помогают учиться большинству здоровых людей;
  • физические упражнения способствуют восстановлению нервных клеток. Расхожая поговорка о том, что «нервные клетки не восстанавливаются» — миф. На самом деле даже в глубокой старости у людей восстанавливаются повреждённые и появляются новые нейроны — это называется «нейропластичность». Известно, что физические упражнения способствуют нейропластичности у пожилых людей. Как именно это происходит у представителей человечества, пока неизвестно, но во время физических упражнений у животных выделяются факторы роста, которые ускоряют восстановление повреждённых нейронов. Возможно, у людей происходит примерно так же.

Может снизиться обучаемость и ухудшиться память

     Как я уже сказала, активные движения помогают снабжать мозг глюкозой и кислородом — следовательно, без движения мозг получает всего этого меньше и работает хуже. Однако это не единственный механизм, благодаря которому физические упражнения влияют на память и обучаемость.

— На способность нашего мозга концентрироваться и переживать стресс влияют несколько факторов, один из них — мозговой нейротрофический фактор (BDNF). Под влиянием BDNF нейронам легче создавать новые связи — это вещество помогает запоминать новые данные и учиться.Во время выполнения физических упражнений концентрация BDNF увеличивается не только в мышцах и кровеносных сосудах, но и в головном мозге. Получается, что физические упражнения улучшают память. Если человек не занимается физическими упражнениями (и в принципе мало двигается), уровень BDNF в его мозге снижается, так что для максимально эффективного образования нервных связей этого вещества может не хватить. Способность учиться такой человек не утратит — однако запоминание информации потребует от него больших усилий, чем если бы он занимался спортом.

Человек может стать более тревожным

У людей, которые много тренируются, в мозге выделяется больше серотонина, чем у тех, кто спортом не занимается. Выходит, что отказ от упражнений через какое-то время может привести к ухудшению настроения — ведь серотонина в мозге станет меньше. Но проблема отказа от упражнений может быть глубже: серотонин не единственный регулятор настроения, который выделяется во время физических упражнений.

— Ещё одним важным веществом, которое вырабатывается при физических нагрузках и влияет на нервную систему, является анандамид. Известно, что повышение концентрации анандамида в головном мозге приводит к снижению болевой чувствительности и вызывает эйфорию. Учёные предполагают, что аэробные тренировки (бег, лёгкая атлетика) провоцируют повышение анандамида в системном кровотоке и вызывают чувство удовольствия и спокойствия, расслабленности. Нехватка физических нагрузок лишает организм воздействия естественных механизмов регулирования настроения и активности мозга. Это может повысить уровень тревожности, увеличить нервно-мышечное напряжение и ухудшить настроение.

Что в итоге

  1. Мозг тесно связан с телом. Без оптимальной физической нагрузки добиться идеальной работы мозга не получится.
  2. Если лишить тело физических упражнений, головной мозг перестаёт получать достаточно кислорода, питательных веществ и химических соединений, необходимых для его оптимальной работы. В результате может снизиться обучаемость, ухудшится память, человек рискует стать более тревожным. Не исключено, что у людей из группы риска при отказе от физических упражнений может увеличиться риск развития депрессии.
  3. Чтобы вернуть мозгу способность ясно мыслить, не обязательно становиться профессиональным спортсменом. Достаточно соблюдать рекомендации ВОЗ по физической активности — это полезно не только для мозга, но и для всего организма. Поэтому на любых занятиях с детьми и на моих встречах с ребятами дошкольниками я провожу: подвижные  игры, музыкальные разминки, психогимнастические игры и упражнения, пальчиковую гимнастику, кинезиологические упражнения, этюды на тренировку отдельных групп мышц, использую элементы танцедвигательной и телесной терапии. Другими словами танцедвигательная и телесная терапии можно назвать – эмоционально-двигательной психотехникой для детей (ЭДП).

Программа Р. Стеркиной, О.Князевой «Я, ты, мы»

Е. Горшковой «Выразительные движения»

На первый взгляд ЭДП может напоминать занятия по физкультуре или музыке, дети так же активно двигаются под музыку, но главное на что направлена ЭДП это создание условий для преодоления ребенком трудностей в общении, укрепление уверенности в себе, дает возможность свободно переживать эмоции и способствует развитию эмоционально-двигательной регуляции.  Кого интересует более подробно тема связи между психикой и телом, можно обратиться к работам Райха и его ученика А. Лоуэна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...