Речевые игры со звучащими жестами
консультация

Михайлова Светлана Александровна

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_so_zvuchashchimi_zhestami.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма - являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895-1982 гг.).

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов - металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных («шуршалок», «звенелок», «скри- пелок»).

Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка - «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М. Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Ее истоки ведут к театральным постановкам Древней Греции, где актеры не пропевали слова, а ритмично их декламировали. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ СО ЗВУЧАЩИМИ ЖЕСТАМИ

Солнышко

Солнышко, солнышко,          Ритмичные хлопки.

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут                 Притопы.

По камушкам скачут.        Лёгкие прыжки с хлопками

Листопад

Осень, осень! Листопад!       Ритмичные хлопки.

Лес осенний конопат.            Щелчки пальцами.

Листья рыжие шуршат         Трут ладошкой о ладошку.

И летят, летят, летят!                  Качают руками.

Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра.      Хлопки чередуютя со шлепками                          

                                                        по коленям .                          Веселится детвора!                    Лёгкие прыжки на месте.

 Шлеп по лужам,                        Притопы.

 Шлеп-шлеп.

Хлоп в ладоши,                           Хлопки.

Хлоп-хлоп.

Дождик, нас не поливай,          Грозят пальцем.

 А скорее догоняй!                    Убегают от «Дождика».

Фома

Стучит, бренчит по улице:            Притопы с хлопками.

Фома едет на курице,                     Шлепки по бёдрам.

Тимошка - на кошке                       Щелчки.

По кривой дорожке.          Показывают руками кривую дорожку.

Фома песенки поет,                      «Пружинка» с хлопками.

Тимка семечки грызет.

 Ехали, ехали,                                  Кружатся дробным шагом.

В темный лес заехали.

В лесу мишка сидит                      Присаживаются на корточки.

И на нас рычит:

-Р-р-р-р!                                          Убегают от мишки.

Снег

Как на горке - снег, снег,        Поднимают руки вверх, два хлопка.

И под горкой - снег, снег,   Приседают на корточки. Два шлепка.            

И на елке - снег, снег,             Поднимают руки вверх, два хлопка

И под елкой - снег, снег.     Приседают на корточки. Два шлепка.

А под снегом спит медведь.   Притопы.

Тише, тише. Не шуметь!  Произносят шепотом, указательный             палец возле губы.

Пчелы водят хоровод

Водят пчелы хоровод –            Дети топают на месте.

 Брум, брум.                              Хлопки «тарелочками».

В барабан ударил кот -      Имитируют пальцами игру на         барабане.

Трум, трум.                            Стучат кулачком о кулачок.

Стали мыши танцевать –      Выставляя ногу на пятку.

Тир-ля-ля.                              

Так, что начала дрожать           Кружатся дробным шагом

 Вся земля.                                 Хлопают в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. Семинар для родителей "Игры со звучащими жестами"

Один из методов обучения детей пению – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Так просто – удивитесь Вы. Да, да, так просто! Эти элементарные зв...

Речевые игры со звучащими жестами

Игры используются для отработки чувства ритма, развития фонематического слуха и речи....

Игры со звучащими жестами

Игры со звучащими жестами для развития чувсива ритма....

Рекомендации для педагогов по использованию речевых игр со звучащими жестами по системе К.Орфа

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке....

Буклет "Игры со звучащими жестами" старший возраст

Один из методов развития чувства ритма – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами....

ИГРЫ СО ЗВУЧАЩИМИ ЖЕСТАМИ

   Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела (хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д.). Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импро...

Картотека "Речевые игры со звучащими жестами"

Картотека Речевые игры со звучащими жестами...