«Скандинавская ходьба с лыжными палками».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Сальникова Татьяна Николаевна

Ходьба с палками - это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием палок, похожих на лыжные.

При таких прогулках работают 600 мышц тела ребенка, что составляет 90 % всей мышечной системы. 

При регулярной ходьбе с палками само сабой изменяется походка, регулируется дыхание, выравнивается осанка, снижается нагрузка на суставы. 

Скандинавская ходьба - это оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiey_moey_raboty_stala.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Инновацией моей работы стала «Скандинавская ходьба с лыжными палками». При введении нового вида ходьбы я использовала  постепенное увеличение физической нагрузки.

Ходьба с палками, или северная ходьба, скандинавская ходьба, финская ходьба – это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. При таких прогулках работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.

Такой ходьбе легко научиться, и она имеет много преимуществ:

  • улучшает сердечную деятельность и кровообращение, улучшает работу легких
  • активизирует процессы обмена веществ
  • укрепляет мышцы туловища
  • уменьшает нагрузку на тазобедерные и коленные суставы
  • оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм и улучшает координацию

Ходьба с палками разработана врачом Ириной Свитенковой на базе собственного Центра Спирального фитнеса «Невская улыбка» в С.–Петербурге. 

Скандинавская ходьба с палками вобрала в себя технику различных направления спорта: лыжи (возможность тренироваться летом), спортивная ходьба (шаг с пятки и перекат на носок), коньки (вариант коньковой ходьбы) и т.п. В результате получился набор полезных техник и упражнений из разных видов спорта, адаптированных для детей с рядовой физической подготовкой. Такая ходьба действительно подходит всем детям и дает положительные результаты для сердца, сосудов, дыхания и развития мышц.

Ходьба с палками – это не просто набор полезных движений, а стройная система, учитывающая особенности здоровья каждого ребенка. Для выбора правильной дозировки и нагрузки мне помогает медицинский работник, который контролирует физическое состояние детей во время проведения данного вида ходьбы.

Причины, по которым я решила  использовать скандинавскую ходьбу в нашем дошкольном учреждении:

Для того чтобы освоить правильную технику, дающую заметный эффект, достаточно несколько занятий. При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка ребенка, регулируется его дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.

Благодаря особому распределению нагрузок повышается выносливость наших ребят и увеличивается длительность их тренировки. Скандинавская ходьба держит в тонусе мышцы верхних и нижних конечностей наших воспитанников одновременно.

Скандинавская ходьба – оздоровительное занятие для любого возраста детей, сезона и любой местности.

Основные задачи использования скандинавской ходьбы для дошкольников:

  1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
  2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
  3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
  4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
  5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

Принципы использования скандинавской ходьбы в работе с дошкольниками.

Главное положение, на которое я опираюсь: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Мы проводили ходьбу с палками с нашими воспитанниками 1 раз в неделю.

Тренировочный процесс в нашем дошкольном учреждении предполагал: соответствие физических нагрузок ходьбы с палками по возрасту и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) детей; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок.

Чтобы начать занятия скандинавской ходьбой в первую очередь мы подобрали детям удобные палки нужной длины. В нашем детском саду мы решили использовать обыкновенные детские лыжные палки. Длину вычислили по росту каждого ребенка – палки должны быть короче роста малыша на 25 см. Например, воспитаннику ростом 120 см мы подобрали палки длиной 95 см. Особое внимание наши педагоги уделяли безопасности, мы закупили палки, изготовленные из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце.

Методика и организации скандинавской ходьбы в дошкольном учреждении.

Начинаю занятие ходьбой с разминки рук и ног, а также несколько упражнений на разогрев мышц туловища.

После чего напоминала детям правила ходьбы (идти, ставя ноги с перекатом с пятки на носок, спину держать ровно, смотреть вперед, не спешить, спокойно дышать). Затем дети приступают непосредственно к выполнению ходьбы.

Продолжительность ходьбы 30мин.

При проведении ходьбы я обращаю внимание на то, чтобы происходила смена темпа ходьбы детей. Такая методика проведения занятий ходьбой отвечает особенностям физиологии детей и позволяет предотвратить утомление наших воспитанников.

Первыми признаками утомления ребенка при ходьбе, как и при любом другом занятии, физической культурой, являются притупление внимания, неправильное выполнение инструкций.

У ребенка к семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под влиянием физических упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в состоянии дать большую амплитуду движений.

Количественные и качественные показатели движений свидетельствуют о том, что двигательные возможности воспитанника значительно развиваются. Дети освобождаются от ряда лишних движений; сами движения становятся более экономными, а тело – относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации. Совершенствуется функция равновесия – одна из основных задач формирования двигательных навыков. А благодаря этому  ребята приобретают умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения – совершенствуется «мышечное чувство».

Так как я провожу работу систематически, у детей появился рациональный наклон тела, а соотношение углов наклона приблизилось к взрослой норме. Ходьба с палками способствовала развитию правильной координации, движения стали ритмичнее, экономнее, стабилизировался темп. Дети, овладевая правильным двигательным навыком, начали передвигаться быстрее. Перекрестная работа рук и ног помогла развитию динамического равновесия и сформировала умение переносить вес тела с одной ноги на другую, делать своевременно толчковые усилия с помощью постоянного перераспределения мышечного тонуса.

Мышцы рук и ног воспитанника при передвижении с палками находятся попеременно то, в состоянии активной работы, то в покое. Такая перекрестная координация, основанная на взаимодействии крупных мышц-антагонистов, вполне доступна ребенку.

Основное в методике обучения детей 5–7 лет – образование условных рефлексов, связанных с ощущением лыжных палок.

На первом этапе у воспитанников движения рук и ног были несогласованны; чаще всего движения рук отстают от движений ног, происходил одновременный взмах двумя руками и палками, вынос палок вперед происходил за 3– 5 шагов. Палки не помогали в ходьбе (нет толчка палками), а чаще всего использовались как средство удержания равновесия.

На втором этапе еще нет полной синхронности движений рук и ног ребенка, но уже заметны некоторые толчковые усилия палками. Частично снимается мышечная напряженность.

На третьем этапе движения рук и ног более согласованны, ритмичны, начинают совпадать во времени, палки уже выполняют свою основную функцию – отталкивание.

Психологической основой обучения ходьбе у воспитанников является стремление научиться быстро и правильно ходить. Эта цель требует мышечного усилия, умения анализировать и контролировать свои действия.

Один из сложных моментов в процессе обучения – умение правильно держать лыжные палки.

При передвижении с палками дети допускают ошибки. Чтобы ребенок дошкольного возраста получил как можно более быструю информацию о своих действиях, в технике передвижения с палками надо исправлять сразу же. Это дает возможность ребенку осмыслить свои движения, осознать их и вовремя исправить неточности.

Внимание детей при ходьбе следует направлять только на одну ошибку, наиболее значимую; исправление нескольких ошибок одновременно ведет лишь к рассеиванию внимания.

Использование палок способствовало более эффективно:

  • Поддерживать тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.
  • Тренировать около 90% всех мышц тела ребенка.
  • Уменьшить при ходьбе давление на колени и суставы.
  • Улучшить работу сердца и легких.
  • Ходьба идеальна для исправления осанки ребенка и решения проблем шеи и плеч.
  • Палки помогают детям двигаться в более быстром темпе без всяких усилий.
  • Повысить заинтересованность детей при проведении оздоровительных прогулок и экскурсий.

Литература

  1. Жулидов М. Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью/ Издательство: Астрель, Полиграфиздат - 2012 г., 224 с.
  2. Полетаева А. С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом/Издательство: Питер- 2012 г., 80 с.
  3. Ярцева Е. Бег и ходьба/ Издательство: Издательский Дом Мещерякова - 2012 г., 64 с.
  4. http://www.nordicwalker.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья скандинавская ходьба

В статье расказывается о значении и пользе скандинавской ходьбы для детского организма....

Скандинавская ходьба в детском саду.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В публикации представлен практический материал по методике обучения детей северной ходьбе....

Консультация для педагогов и родителей «Скандинавская ходьба – путь к здоровью!»

Консультация для родителей и педагогов о технике скандинавской ходьбы...

Скандинавская ходьба

Педагогический  проект «Скандинавская ходьба»...

У нас в ДОУ скандинавская ходьба

Скандинавская ходьба с палками (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба) – своеобразный вид любительского спорта, представляющий собой пешие путешествия, во время которых при ходьбе опираю...

Программа работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей 6-7 лет и родителей (законных представителей)

Основные цели и задачи работы клуба «Скандинавская ходьба» для детей и их родителей.  Цели: -   формирование знаний о здоровом образе жизни у детей и родителей;- повышение р...