Гигиеническое воспитание дошкольника
презентация к уроку (подготовительная группа)

Шестак Ольга Николаевна

Гигиеническое воспитание дошкольника: методические приемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гигиеническое воспитание дошкольника: методические приемы Консультацию подготовила: воспитатель МБДОУ Д/сад № 5 « Ручеек» Шестак О.Н.

Слайд 2

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и умений у детей дошкольного возраста. воспитание культурно-гигиенических навыков и умений является одной из основных задач по формированию здорового образа жизни дошкольника. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Слайд 3

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических методов с учетом возраста детей: 1. Показ и объяснение. 2. Упражнение и контроль. 3. Пример взрослых. 4. Игровые приемы. 5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.

Слайд 4

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Поэтому необходимо выделить понятия «умения» и «навык» . Умения - это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Навык - это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Навык, ставший потребностью - это привычка. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

Слайд 5

Методы формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников раннего возраста I группа методов Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения − Показ действия. − Пример взрослого или других детей (деятельность подражания). − Метод приучения (систематические упражнения). − Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка). − Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.)

Слайд 6

II группа методов Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания − Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек . − Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.). − Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?») Метод показа Метод практического действия (упражнения)

Слайд 7

Формирование культурно-гигиенических навыков К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в игровой, трудовой, образовательной и в самостоятельной деятельности. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Слайд 8

Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. «Сделай лодочку» «Мыльные перчатки» Игры: «Водичка-водичка» Чистая водичка Моет Вове личико, Танечке ладошки, Пальчики Антошке

Слайд 9

Культура еды Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу

Слайд 10

Бери ложку, бери хлеб, И скорее за обед. А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот — тарелка, вот — еда. Не осталось и следа. Умница Катенька, Ешь кашу сладеньку , Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Вот обед уж подошел, Сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правила еды: Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат. За обедом не сори, Насорил — так убери.

Слайд 11

Формирование навыков самообслуживания В раннем и младшем дошкольном возрасте дети уже начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении в течение всего дошкольного детства. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. В трудовой деятельности по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка.

Слайд 12

Навыки опрятной одежды На майку с трусами одеть мы должны Колготки, рубашку, рейтузы-штаны, Носочки на ножки и кофту на верх. Кто первый оделся? Ну, кто быстрей всех? Теперь мы ботинки, сапожки возьмем И шапки оденем, и в куртки нырнем! Осталось нам только замки застегнуть. И можем все вместе отправиться в путь! С. Приварская Игра: «Кто во что одет» «Найди пару» «Разложи по порядку» До чего же хороши и опрятны малыши! Как смотреть на вас приятно, Все одеты аккуратно!

Слайд 13

Самостоятельная деятельность детей Зайчик Саша - скок-поскок, Подберет штаны, носок. Свои вещи не теряет И на место убирает! Если носик твой сопит, Значит он совсем забит. Свой платочек доставай, Нос получше вытирай.!

Слайд 14

Куклы и игрушки в помощь Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир. В процессе обучения навыкам самообслуживания в работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют дидактические игры: «Что нужно кукле?», «Что это?», «Мокрые рукава и полотенце», «Грязные и чистые руки», «Какой формы мыльце?», «Госпожа зубная щетка», «Путешествие в город предметов чистой гигиены» и пособия: кукла Маша – растеряша, Хрюша – грязнуля, Кот – чистюля.

Слайд 15

Сюжетные игры Сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Слайд 16

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия: организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.); разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов; многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные; индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками; организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий; безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Слайд 17

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Слайд 18

пРИЛОЖЕНИЕ

Слайд 19

Навыки самообслуживания. Одевание-раздевание Д/и «оденем куклу на прогулку», «разденем куклу после прогулки». «Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле, где лежат наши вещи» «Туфельки поссорились- подружились», «Уложим куклу спать» «Поучим зверюшек застегивать пуговицы» «Покажем как нужно складывать одежду перед сном», «Научим Мишку складывать свою одежду в раздевальном шкафчике» «как петушок разбудил утром детей» «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке» «Приведи куклу в порядок» «Оденемся на прогулку»

Слайд 20

Навыки культуры еды и поведение за столом Чтение потешки : «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька» «Идет коза рогатая» «Пошел котик на торжок » «Кисонька- мурысонька » З.Александрова «Вкусная каша» Чтение потешки «Уж я Танечке пирог испеку» Е.Благинина «Аленушка Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает»

Слайд 21

Навыки Осамообслуживания Одевание-раздевание Чтение: потешка «Наша Маша маленька », З.Александрова «Катя в яслях» Чтение З.ААлександрова «Мой Мишка» Н.Павлова «Чьи башмачки И.Муравейка «Я сама»,

Слайд 22

Навыки мытья рук и умывание Рассматривание картинок «Дети моют руки» «Мама моет дочку». Беседа по ним. Рассматривание картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная» Чтение потешки «Водичка, водичка…» К.Чуковский « Мойдодыр » Е. Благинина «Аленушка» С.Капутикян «Хлюп-хлюп» Г.Лагздынь «Лапки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по воспитанию культурно-гигиенических навыков дошкольников первой младшей группы на тему: « В гостях у Мойдодыра»

Занятие формирует позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.1. Формирует культурно-гигиенические навыки (мыть руки, лицо, насухо вытирать полотенцем) .2. Расширяет представление о во...

Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание дошкольников»

Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание дошкольников»В процессе повседневного общения с детьми группы педагогу необходимо воспитывать у них навыки ли...

Фольклор как средство воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников.

Консультация для педагогов и родителей "Фольклор как средство воспитания культурно-гигиенических навыков дошкольников" об использовании песенок-потешек в режимных моментах....

Воспитание культурно-гигиенических навыков дошкольников

беседа с родителями о воспитании КГН дошкольников....