Конспект оздоровительного сеанса"Зимние фантазии"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Степанова Людмила Геннадьевна

музыка и здоровье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект оздоровительного сеанса

«Музыка и здоровье. Зимние фантазии»

для детей подготовительной к школе группы

Степанова Людмила Геннадьевна

музыкальный руководитель МБДОУ№440

г. Екатеринбург

Задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое здоровье дошкольников средствами музыкальной деятельности.

2. Развивать умение воспринимать музыку и поэзию путём выразительных изобразительно-художественных и ритмопластических средств.

3. Способствовать развитию двигательных навыков в процессе танцевально-импровизационных композиций.

4. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру посредством воздействия музыки на чувственно-эмоциональную сферу дошкольников.

Материал:

Мультимедиа установка; экран; магнитофон; шумовые и детские музыкальные инструменты (бубенцы, малые бубны, колокольчики, маракасы); лёгкие белые шарфики за стульями у детей; белая накидка или диадема; сигнальные карточки «Звуки зимы»; большая нарядная снежинка с лучиками-нитями; перинка с сюрпризом (звёздочки – снежинки на всех детей).

Оформление зала: «Зимний лес».

Ход оздоровительного сеанса:

Музыкальный руководитель (далее – муз. рук.) встречает детей в зале:

— Здравствуйте, дети! Гостей не стесняйтесь. В зал проходите, располагайтесь. Чтоб было удобно, мы встанем свободно.

Жестом приглашает детей пройти в зал.

Муз. рук.: Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Предлагает всех поприветствовать:

— Доброе утро приветливым лицам! (протянуть руки вперёд — к зрителям).

— Доброе утро небу и птицам! (поднять руки вверх над головой).

— И каждый становится добрым, доверчивым (руки на пояс, наклоны головой из стороны в сторону).

— Пусть доброе утро длится до вечера! (хлопки в ладоши).

Муз. рук.: Встали утром вы и я спозаранку, чтоб отправиться на зимнюю полянку. Ведь сегодня у Зимы новоселье! С вами мы приглашены на веселье! Хотите отправиться в гости к Зимушке-зиме? (ответы детей).

Открывается занавес.

Муз. рук.: В снежный лес скорей войдём, зимний танец заведём!

Встанем мы в кружок: здесь дружок, и здесь дружок! (посмотреть вправо-влево).

Звучит песня «Зимушка хрустальная». Дети с муз. рук. исполняют ритмический танец.

Муз. рук.: Понравился вам танец?

— Ребята, а вы знаете, где живёт Зима? (ответы детей).

— Хотите, я вам об этом расскажу? А вы мне поможете?

— Тогда выполняйте движения вместе со мной!

Проводит с детьми динамическую разминку «Новоселье у зимы»:

У Зимы дом из сугроба вот такой вышины! (изобразить круговыми движениями рук сугроб).

Белый коврик у порога (мягкие движения руками внизу из стороны в сторону).

Вот такой ширины! (развести руки в стороны).

Погляди-ка, потолки ледяные! (изобразив удивление, взглянув наверх, поднять руки вверх).

Высоки-превысоки, кружевные! (кружение кистями рук сверху-вниз).

Мы по лестнице шагаем, выше ноги поднимаем (шагают на месте).

Двери комнат отворяем (развести руки из положения «вперёд — в стороны»).

Справа хлоп, слева хлоп! (хлопки в ладоши справа — слева).

Здравствуй, Зима! (русский поклон в пояс).

Муз. рук.: Молодцы. Вы очень старались. Вот мы и оказались во владеньях Матушки-Зимы! Присядьте на стульчики, которые укрыла белым полотном Зимушка-зима. Проверьте: ножки как у вас стоят? Ручки как у вас лежат?

Муз. рук. садится рядом, демонстрирует правильную посадку на стуле.

— За собой следим упрямо! Свою спинку держим прямо.

— Не сутулимся, ведь мы быть красивыми должны.

— Посмотрите на экран. Что-то он покажет нам…

На мультимедийном экране появляется изображение видов зимней природы.

Муз. рук. декламирует стихотворение К.Чомова:

Вот и мороз… Забыта осень…

Затих, застыл осенний лес.

Под низкой крышею небес деревья спят, одежды сбросив.

И не тревожат их нимало ни ветра свист, ни вьюги вой:

Закутала их с головой зима в свой снег, как в одеяло…..

Муз. рук.: Полюбуйтесь, дети, как прекрасна природа в своём зимнем одеянии и послушайте музыку русского композитора П.И.Чайковского, которая имеет название первого зимнего месяца. Кто мне скажет, какой зимний месяц сейчас на дворе? (дети отвечают: «Декабрь»).

Муз. рук.: Верно. Именно так называется музыкальное произведение, которое я для вас исполню.

На экране транслируется несколько слайдовых изображений видов зимней природы. Муз. рук. исполняет на фортепиано отрывок из музыкального произведения «Святки» / «Декабрь» П.И.Чайковского (к циклу «Времена года»). Слушание музыки.

Муз. рук.: Интересно вам было? А музыка вам понравилась? Недаром композитор Пётр Ильич Чайковский сочинил такую прекрасную мелодию, ведь он тоже любил русскую зиму!

На экране изображение вьюги. Звучит театральный шум к слайду — «метель» (или видеофрагмент).

Муз. рук. (прислушивается): Что шумит? Как будто ветер? Помогите-ка мне, дети, эти звуки распознать (дети отвечают, что это метёт метель).

— Покажем, как это происходит.

Динамическая пальчиковая игра:

Вмиг как в сказке, из снежинок, из пушистых балеринок — описывать руками круг снизу-вверх, совершая кружения кистями («фонарики»).

Ткутся белые ковры, матушки зимы дары (вертеть указательными пальцами вокруг друг друга, остальные пальцы в кулаке).

Злая вьюга в небе воет, на снежинки страх наводит (вертеть руками одна вокруг другой, пальцы сжаты в кулак).

Вьюжный ветер их хватает, и повсюду их бросает (хватательные движения кистями рук, затем попеременное выбрасывание пальцев рук из кулачков).

Вьюга радостно хохочет, ледяные зубки точит (попеременные удары кулаками по коленям).

«У-у-у!» за окнами звучит, это вьюжный вихрь летит! (вертя кистями рук, поднимать их вверх, затем опускать на колени).

К нам он тоже заглянул и снежинкой в зал впорхнул!

Экран гаснет. Муз. рук. снимает с ёлочки большую снежинку. В неё вплетены белые нити.

Муз. рук.: Поглядите, какая необычная снежинка залетела на нашу зимнюю полянку! Она дарит вам свои волшебные лучики.

Муз. рук. вытягивает нити из снежинки, раздаёт детям, декламируя:

— Лягте, мягкие снега, на леса и на луга, тропы застелите, ветви опушите! Хотите помочь Зимушке-зиме укрыть землю белым покрывалом? (ответы детей).

Муз. рук.: Лучики снежинки помогут нам исполнить «Вьюжную песенку».

Фонопедическое упражнение:

Муз. рук.: Возьмём лучик в одну руку, потянем за него и пропоём звук «У» вот так… (демонстрирует). Послушайте этот звук на пианино (задаёт его на клавиатуре: звук «фа» 1 октавы). (Дети поют).

Муз. рук.: А теперь пусть наш звук летит вверх! Опустите одну руку с лучиком вниз, проведите по лучику и пропойте звук «У» снизу-вверх. (Дети поют).

Муз. рук.: А теперь наоборот: сверху-вниз. (Дети поют).

Муз. рук.: А хотите сами сочинить свою «Вьюжную песенку»? Выходите на полянку и разложите лучик так, как вам хочется. Пусть он извивается в любом направлении, словно зимняя позёмка стелется по земле. (Дети раскладывают ниточку на зимней полянке).

Муз. рук.: Найдите начало лучика. Поставьте на него указательный пальчик, ведите им вдоль лучика и пропойте песенку на звук «У» в том направлении, в котором лежит ваш лучик. Здорово у нас получилось! А теперь украсим полянку ещё одной ажурной снежинкой. Выложим её из наших лучиков.

(Дети выкладывают снежинку).

Муз. рук.: Вот и мы помогли Зимушке-зиме укрыть землю снежным покрывалом. Как красиво получилось! Вы довольны?

Муз. рук. надевает на себя лёгкую белую накидку, берёт белый шарфик, пробегает с ним возле детей, произносит стихотворение Е.Соколовой «Пурга»:

Я Пурга, Пурга, Пурга! Шума верная слуга!

Вею-завеваю, свищу, летаю!

Всё вокруг запорошу, в лес детишек не пущу!

Муз. рук.: Возьмите снежные шарфики, сотканные Зимушкой-зимой, потанцуйте с ними под музыку!

А ну, снежинки, вылетайте и дорожки засыпайте!

Ты, метелица, чуди, хороводы заводи!

Звучит «Полька» Д.Шостаковича. Танцевальная импровизация с шарфиками.

Муз. рук.: А снежинки не боятся в крыльях вьюги оказаться.

С ветром вальс они танцуют и нисколько не горюют.

Музыка меняется на спокойную: «Танец снежинок». Обе мелодии предлагаются с урезками в едином треке.

Муз. рук.: Укроем полянку белым покрывалом! (Дети укрывают шарфиками полянку). Лес, словно в снегу, так удачно укрыло его снежное зимнее полотно.

Звучит звон бубенцов, затем песня «Бубенчики» (перевод песни «Jingl bells» А.Кортнева»)

Муз. рук. прислушивается:

Что за шум, что за звон?

То бубенчиков трезвон!

В ледяной карете мчится в наши тёплые дома

Долгожданная царица, гостья Зимушка… (дети добавляют — Зима).

Муз. рук.: Хотите, чтобы Зима нас услышала? (ответы детей). Тогда возьмём бубенцы и украсим ими «Зимнюю песенку».

Муз. рук. берёт бубенцы, зовёт за собой детей, вовлекает их в совместное музицирование с ритмическими движениями под песню.

Муз. рук.: Зимушка вас услышала и обязательно явится к вам. Положим бубенцы на место.

Вокальная ритмодекламация «Зимушка-зима» — сл. Чарской, подбор музыки – Т.Боровик.

Муз. рук.: Кто в пушистой шубке белой лёгкой поступью несмелой вышел в час утра?

Дети: Зимушка-зима.

Муз. рук.: На кудрях её пушистых много блёсток серебристых, много серебра.

Дети: Зимушка-зима.

Муз. рук.: Рукавичкою взмахнула и куда бы не взглянула, стелет бел ковёр сама.

Дети: Зимушка-зима

Муз. рук.: Кверху руки поднимает, в миг деревья накрывает чистым серебром сама, сама.

Дети: Зимушка-зима.

Муз. рук.: Нежно-нежно, белоснежно к нам идёт она..

— Зимушка-зима, Зимушка-зима.

Муз. рук.: Как красиво у нас получилось, правда? Молодцы.

Звучит фонограмма: «Зимний вальс».

Муз.рук.: Какая таинственная музыка, слышите?

Муз. рук. цитирует стихотворение «Волшебная мелодия».

Муз. рук.: Мелодия волшебная своя у солнца есть, у ветра, у дождя,

У облаков, у звезд и у луны, и даже у царицы тишины. А есть ли, дети, музыка у Зимушки-зимы? (ответы детей).

— Какие звуки можно услышать в природе зимой? (ответы детей: вой вьюги, хруст снега, звон ледышек и др.)

Муз. рук.:

И у снежинок – есть звучанье!

То вдруг искристо, то печально,

А то задумчиво порой,

И дремлет в нем зимы покой.

Муз. рук.: Ребята, а вы любите играть на музыкальных инструментах?

Муз. рук. предлагает выбрать любые из имеющихся на зимней полянке музыкальных инструментов и сыграть оркестром «Мелодию зимы».

Объясняет значение звуков, изображённых на сигнальных карточках и способах извлечения звука инструментами.

Оркестр под музыку Л. Делиба «Вальс» согласно изображением «Звуков зимы» на сигнальных карточках.

Муз. рук.: У нас получился настоящий концертный номер, правда? На место инструмент кладём и ближе к ёлочке пойдём.

(дети следуют за музыкальным руководителем).

Муз. рук.: Снежная сказка к нам в гости пришла, снежный сюрприз для нас принесла.

Муз. рук. берет «снежную перинку». Произносит, «взбивая» перинку:

Говорит однажды Вьюга:

«У меня перинка есть – перьев в ней не перечесть!

Перья эти не от птицы, не от гуся иль синицы:

Есть в периночке снежинки, непоседы и смешинки».

— Хотите их увидеть? (ответы детей).

— Тогда сейчас мы превратимся в настоящих волшебников и немного поколдуем!

— Вставайте вокруг перинки, повторяйте движения за мной! (кладёт «перинку» в центр, дети встают вокруг)

Ритмопластическая композиция «Тётушка-погода»:

(подбор слов и музыки Т.Боровик)

Когда тётя Погода захотела поспать,

Начала она тучу перину взбивать  (изображают «взбивание перины»).

Но из тучи – перины повалился вдруг,

Повалился на землю белый-белый пух  (изображают падающий снег).

Он кружился, кружился, он летел и летел,  (легко кружатся).

Он на землю ложился и всю землю одел  (кружатся, совершая руками вокруг себя плавные движения).

Танцевала погода, танцевала метель (легко, плавно танцуют).

И в сугробе уснула, тихо спит там теперь  (приседают, «засыпая»).

Муз. рук.: ( берёт «перинку»)

По перинке хлопну я,

И снежинок вся семья

Дружно в танце закружит,

Заметелит, завьюжит.

Ну-ка, милые снежинки,

Вылетайте из перинки!

Муз. рук. открывает «перинку», высыпает сюрприз – маленькие звёздочки-снежинки.

Муз. рук.:

Как серебряная птица за окном метель кружится.

Как махнёт она крылом, перья снежные кругом!

Выбирайте себе любую снежинку! (дети выбирают снежинку)

В этой звёздочке — снежинке скрыто чудо-невидимка.

Мы немного помечтаем, ей желанье загадаем.

Муз. рук.: Подумайте, чего бы вы хотели пожелать, может, здоровья своим родным людям или подарок себе к новому году. Желание нужно хранить втайне, иначе волшебство исчезнет.

Фоном тихо звучит волшебная музыка, дети берут снежинку в ладошки, «загадывают ей желание».

Муз. рук.: Вот и сказка в дом вошла, словно искорка добра.

Дети, где мы сегодня с вами побывали? (ответы детей: на зимней полянке, на новоселье у Зимы).

Муз. рук.: Интересно вам было? (ответы детей).

Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

И мне приятно было видеть, как вы красиво двигаетесь, внимательно слушаете музыку, старательно поёте, играете на музыкальных инструментах!

Звучит «Вальс» Ф.Шопена.

— Дует, дует ветерок, и летит, летит снежок.

Закружился, заблестел, над полями полетел.

Дети с муз. рук. «улетают» из зала под звучащую музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству в подготовительной группе на тему "Зимние фантазии".

Конспект по художественному творчеству в подготовительной группе на тему "Зимние фантазии" с использованием разных техник рисования....

Отчет по годвому плану:"Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада"

Отчет по годовому плану: «Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада»...

статья инновационные формы работы музыкально-оздоровительный сеанс для детей старшей группы «Цветное настроение»

Задача профилактики и оздоровления воспитанников актуальна не только для воспитателей и инструкторов по физкультуре, но и для музыкальных руководителей. Помимо традиционных оздоровительных форм работы...

"Зимние фантазии" в изостудии "Фантазия".

Зима - время чудес, исполнения желаний и новогодних праздников! Красивые зимние пейзажи, праздники, зимние забавы -- всё это возбуждало фантазию и желание творить. И мы в моей изостудии не скучали, тв...