Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Коновалова Галина Александровна

Здоровье – одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.

Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья.

Исходя из вышесказанного проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение.

Поэтому в сложившейся ситуации применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребенка.

Новизна проекта заключается в том, что в результате его выполнения формируется активная позиция у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению при совместном участии в педагогическом процессе педагогов, детей и родителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №24 «Сказка» городского округа Ступино Московской области Учитель-логопед: Коновалова Галина Александровна

Слайд 2

Содержание проекта «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цель проекта Задачи проекта Целевые показатели проекта Участники проекта Основные потребности участников проекта и лиц, заинтересованных в результатах Ожидаемые результаты проекта Описание продукта проекта Критерии оценки успешности проекта

Слайд 3

Цель проекта «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» : Формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему.

Слайд 4

Задачи проекта «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» : Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни.

Слайд 5

Целевые показатели проекта «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» : Создание благоприятных условий для формирования активной позиции у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению при совместном участии педагогов, детей и родителей. Развитие коммуникативных способностей воспитанников на 20-25%. Использование педагогами деятельностного подхода по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не менее 75%. Повышение компетентности в вопросе формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса на 15-20%. Взаимодействие с родителями по вопросам формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и активное участие в мероприятиях по здоровьесбережению на 15-20%. Увеличение показателей удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг на 5-8% .

Слайд 6

Участники проекта «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» : Педагоги МАДОУ ЦРР – д/с №24 «Сказка» городского округа Ступино Московской области; Воспитанники ДОО; Родители воспитанников ДОО.

Слайд 7

Основные потребности участников проекта и лиц, заинтересованных в результатах Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (использование вариативной физкультурно-игровой среды в группах, физкультурном зале, спортивной площадке и участках ДОО) Ресурсное обеспечение (материально-техническое оснащение и научно-методическое обеспечение педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников). Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения. Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий. Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий всеми участниками образовательного процесса.

Слайд 8

Ожидаемые результаты проекта «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» : Создание максимально благоприятных условий для формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Развитие коммуникативных способностей воспитанников. Сопровождение и развитие детей: результативность участия в спортивных соревнованиях 50%. Овладение педагогами методами проектирования и моделирования образовательного процесса, использование деятельностного подхода по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не менее 75%. Повышение компетентности в вопросе формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Создано сетевое взаимодействие с родителями по вопросам формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Создан банк дидактических и методических материалов.

Слайд 9

Описание продукта проекта «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Первый этап : Организационно-подготовительный. На данном этапе разрабатывается план, нормативные документы, определяется рабочая группа. Составляется план работы дошкольного учреждения на год, в него включаются мероприятия по проекту. Второй этап : Практический. Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач, предполагает активное взаимодействие участников проекта посредством практико-ориентированного сотрудничества через мероприятия: семинары-практикумы, спортивные соревнования, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, проведение организованной образовательной деятельности. Третий этап : Заключительный. Анализ результатов проведенной работы, оформление итоговой документации, динамика изменения профессиональной компетентности педагогов.

Слайд 10

Критерии оценки успешности проекта «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Создание в дошкольном учреждении оптимальных условий для укрепления всех систем организма дошкольника, для его полноценного физического и психического развития, осознание здорового образа жизни как личностной ценности.

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Здоровье – одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складывается жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого образовательного учреждения.

Здоровье детей социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи.

Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по сохранению и укреплению своего здоровья.

Исходя из вышесказанного проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение.

Поэтому в сложившейся ситуации применения данного проекта определяется решением задач оздоровления дошкольников, создания прочной основы для воспитания здорового ребенка.

Гипотеза: дети будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по здоровьесбережению совместно с родителями дошкольников.

Новизна проекта заключается в следующем:

Новизна проекта заключается в том, что в результате его выполнения формируется активная позиция у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению при совместном участии в педагогическом процессе педагогов, детей и родителей.

Цель проекта:

Формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему.

Задачи проекта:

  • Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
  • Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.
  • Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни.

        Ожидаемые результаты:

  • Создание максимально благоприятных условий для формированияздорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
  • Развитие коммуникативных способностей воспитанников.
  • Сопровождение и развитие детей: результативность участия в спортивных соревнованиях 50%.
  • Овладение педагогами методами проектирования и моделирования образовательного процесса, использование деятельностного подхода  по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не менее 75%.
  • Повышение компетентности в вопросе формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
  • Создано сетевое взаимодействие с родителями по вопросам формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
  • Создан банк дидактических и методических материалов: методические разработки, консультации для воспитателей и родителей, занятия с детьми, коллекции проектов, презентаций, направленных на  формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, сохранение и укрепление здоровья детей.

Этапы и сроки реализации проекта

Этапы

Ответственный

Задачи

Организационно-подготовительный

апрель 2019г. – ноябрь 2019г.

Заведующий,

заместитель заведующего по ВМР

На данном этапе разрабатывается план, нормативные документы,  определяется рабочая группа. Составляется  план работы ДОУ на год, в него включаются мероприятия по проекту.

Задачи:

  • Принятие решения об утверждении  проекта  на Совете педагогов.
  • Издание приказа о создании рабочей группы для реализации проекта.
  • Изучение нормативных  документов.  
  • Информация  для  родителей  по  реализациии внедрению проекта на родительском  собрании,  сайте  ДОУ и информационных стендах.
  • Составление плана по реализации проекта с учетом представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
  • Разработка пакета диагностических материа-лов.
  • Обеспечение учебно-методическими посо-биями образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО, пособиями по физическому воспитанию.
  • Анкетирование родителей (выяснение мнения родителей по вопросам формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста).

Практический  

декабрь 2019г. – июнь 2023г.

Заведующий,

заместитель заведующего по ВМР

Основное внимание направлено на реализацию поставленных задач; предполагает активное взаимодействие участников проекта посредством практико-ориентированного сотрудничества через мероприятия: семинары-практикумы, спортивные соревнования, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, проведение организованной образовательной деятельности с детьми.

  • Разработка и реализация проектов направлен-ных на  формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
  • Обобщение и распространение опыта педагогов по созданию благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, возрождению традиционного семейного воспитания здорового ребенка, укреплению внутрисемейных отношений, ведению здорового образа жизни.
  • Повышение культурологической и информационной компетентности участников образовательного процесса, активное использование в педагогической практике здоровьесберегающих технологий.
  • Экспресс-диагностика показателей здоровья дошкольников.

Заключительный

июль 2023г. –

июнь 2024г.

Заведующий,

заместитель заведующего по ВМР

Анализ результатов проведенной работы, оформление итоговой документации, динамика изменения профессиональной компетентности педагогов.

  • Экспресс-диагностика показателей здоровья дошкольников.
  • Подготовка статей в педагогические издания.
  • Проведение открытых показов образователь-ной деятельности и мероприятий для родите-лей.
  • Разработка проекта действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учетом полученных результатов.

План реализации проекта

п/п

Мероприятие

Ответственные исполнители

Сроки исполнения

Результат реализации мероприятий

1. Организационно-управленческое, нормативное и методическое обеспечение

1.1.

Создание рабочей группы по разработке плана по реализации мероприятий проекта.

Заведующий

Апрель 2019г.

Приказ по ДОУ

1.2.

Разработка и утверждение плана по реализации мероприятий проекта.

Заведующий

Май 2019г.

План ДОУ по реализации мероприятий проекта

1.3.

Формирование нормативно-правовой базы реализации мероприятий проекта.

Заведующий

Апрель 2019г. – ноябрь 2019г.

Наличие сформированной нормативно-правовой базы

1.4.

Обеспечение учебно-методическими пособиями образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО, пособиямипо физическому воспитанию.

Заместитель заведующего по ВМР

Апрель 2019г. – ноябрь 2019г.

Наличие учебно-методических пособий

1.5.

Рассмотрение вопросов реализации мероприятий проекта на заседаниях Совета педагогов ДОУ.

Заведующий

Сентябрь 2019г. – ноябрь 2019г.

Протоколы, решения.

2. Мероприятияпо реализации проекта

2.1.

Работа по проекту «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Заведующий

Сентябрь 2019г. - июнь 2024г.

Внедрение проекта

2.2.

 Открытые мероприятия.

Заведующий,

заместитель заведующего по ВМР

Декабрь 2019г. - июнь 2023г.

Повышение профмастерства

педагогов,

распространение опыта работы

2.3.

Заседание рабочей группы:

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по вопросамформирования здорового образа жизнидетей дошкольного возраста. Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Значимость здоровья в системе ценностей. Практикум: «Накопление  методических приемов по реализации проекта «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Заведующий,

заместитель заведующего по ВМР

Март 2019г.

Методические рекомендации по организации системы социального партнерства ДОУ и семьи в направлении физического воспитания дошкольников

2.4.

Практико-ориентирован-ный семинар для педагогов по теме: «Спортивные традиции нашей семьи».

Мастер-класс по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий в организованной образовательной деятельности»

Заведующий,

заместитель заведующего по ВМР

Апрель 2019г.

Распространение опыта работы

2.5.

Выставка детских творческих работ «Мы здоровыми растем!»

Заместитель заведующего по ВМР

Май 2019г.

Организация и проведение выставки

2.6.

Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!»; «Физкульт-ура!»; «Друзья Мойдодыра»; «День Здоровья».

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,

воспитатели

Октябрь 2019г. - июнь 2024г.

Распространение опыта работы

2.7.

Отчет о работе над проектом.

Заведующий,

заместитель заведующего по ВМР

Июнь 2019г.

- июнь 2023г.

Отчет о работе

2.8

Создание информационных стендов о формировании здорового образа жизнидетей дошкольного возраста.

Заместитель заведующего по ВМР

Октябрь 2019г. - июнь 2020г.

Наличие в организации

стенда по теме проекта

2.9

Цикл занятий по формированию здорового образа жизнис использова-ниемздоровьесберегающих технологий

Воспитатели

Сентябрь 2019г.

- май 2023г.

Передача опыта работы  в ДОО

2.10

Семейная гостиная

«О значимости здорового образа жизни»

Заведующий,

заместитель заведующего по ВМР

Март 2020г.

Передача опыта работы в ДОО

2.11

Оформление папок-передвижек по формирова-нию здорового образа жизни дошкольников

воспитатели

Сентябрь 2019г.,

июнь 2023г.

Распространение опыта работы

2.12

Сценарии и конспекты организации спортивных праздников в ДОУ

Инструктор по физической культуре

Октябрь 2019г.

- май 2024г.

Участие детей, педагогов, родителей в праздниках

2.13

Круглый стол «Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Заместитель заведующего по ВМР

Апрель 2020г.

Опыт работы педагогического коллектива

2.14

Педагогический час «Пальчиковая гимнастика,

 как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед

Ноябрь 2020г.

Передача опыта работы

2.15

Участие педагогов в проекте «Наше Подмосковье»

Заведующий

Июнь 2019г. – июнь 2024г.

Размещение опыта работы на сайте

2.16

Экспресс-диагностика показателей здоровья дошкольников

Заместитель заведующего по ВМР

Сентябрь 2019г. – май 2024г.

Отчет о результатах

диагностических исследований

2.3. Информационное обеспечение

3.1.

Размещение на сайте образовательного учреждения материалов о работе ДОУ по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Заместитель заведующего по ВМР

Сентябрь 2019г. – июнь 2024г.

Размещение информации о мероприятиях  на сайте

3.2.

Публикация методических материалов педагогов в профессиональных изданиях, в том числе, в интернет-изданиях

Заведующий

Сентябрь 2019г.

- июнь 2024г.

Представление опыта работы.

Повышение доли педагогов СМР, имеющих печатные работы

Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно-правовое:

  • Разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУв соответствии с ФГОС (приказов, положений), заключение договоров с партнерами.

Научно-методическое:

  • Функционирование рабочей группы для реализации проекта;
  • Разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
  • Внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
  • Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по физкультурно-оздоровительной работе.

Кадровое:

  • Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта.

Информационное:

  • Формирование банка данных по реализации проекта;
  • Диагностические мероприятия;
  • Организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.

Материально-техническое:

  • Приобретение технических и дидактических средств обучения;
  • Оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками;
  • Оснащение предметно-пространственной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Данная статья рассматривает различные аспекты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста с учетом современных требований к дошкольному образованию. Материал может быть полезен педа...

Буклет: консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Ваш здоровый малыш!»

Визуальные закладки для родителей «Ваш здоровый малыш!», методическая разработка консультации поможет родителям в воспитании у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Консультац...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГимнастика, физические упражнения,хо...

Воспитательное мероприятие познавательно-физической направленности по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста разновозрастной группы (4-6лет) по итогам работы кружка «Неболейка»«Путешествие по станциям страны Здоровья»

Великая ценность каждого человека – здоровье.В настоящее время одной из наиболее важных задач является состояние здоровья детей. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по ...