Статья "Здоровьесберегающие технологии в ДОО: требования ФГОС и их реализация"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Данилова Галина Викторовна

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому педагоги в ДОУ не тоько занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в ДОО: требования ФГОС и их реализация

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 2 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей.

Технологии, используемые педагогами в работе с детьми:

 Ритмопластика. Во время занятий развивается слух, чувство ритма, гибкость, пластичность, формируется правильная осанка.

Динамические паузы. Они проводятся во время непосредственной образовательной деятельности, 2–3 минуты, по мере утомляемости детей. Её элементы зависят от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке и групповой. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

 Релаксация. Это упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Проводятся под классическую музыку, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводиться индивидуально либо подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

Гимнастика для глаз проводиться в свободное время и зависит от интенсивности зрительных нагрузок, способствует снятию статистического напряжения мышц глаз, кровообращения.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен тканей, что способствует нормализации работы организма в целом.

 Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5–10 минут. В её комплекс входят упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, правильной осанки.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8–10 минут.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю (два в помещении, одно на улице) в соответствии с образовательной программой.

Познавательные занятия ииндивидуальная работа из серии «Азбука здоровья» проводится по следующем темам: «Я и моё тело», «Мой организм», «Глаза- орган зрения» и т. д.

 Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком, проводится в игровой форме с использованием ярких образов и стихов. Его простота и доступность помогает ребёнку самому нормализовать работу своего организма.

 Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия — хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегчённой одежде, летняя инсоляция на прогулке до 11 ч. утра.)

Литература:

  1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. — М., 2002.
  2. Сухарев А. Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
  3. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А. М. Сивцова //Методист. — 2007.
  4. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар. ДОУ. Здоровье Здоровьесберегающие технологии в ДОО: требования ФГОС и их реализация (из опыта работы воспитателя)

Семинар. ДОУ. ЗдоровьеЗдоровьесберегающие технологии в ДОО: требования ФГОС и их реализация (из опыта работы воспитателя)В современной системе образования много проблем. Одна из них - это ориентация в...

Здоровьесберегающие технологии в ДОО: требования ФГОС и их реализация (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга Здоровьесберегающие технологии в ДОО: требования ФГОС и их реализация (из опыта работы воспитателя младшей гру...

Здоровьесберегающие технологии в ДОО: требования ФГОС и их реализация (из опыта работы воспитателя)

Алибекова Н.Д.,воспитательГБДОУ детский сад №31 комбинированного видаКрасногвардейского района Санкт-ПетербургаЗдоровьесберегающие технологии в ДОО: требование ФГОС и их реализации (из опыта работы во...

Статья. Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации ФГОС ДО

Статья для инструкторов по физической культуре, воспитателей  в ДОУ и педагогов ДО...

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДО, требования ФГОС и их реализации»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС"

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательн...