Статья по фенологии
статья (старшая группа)

Орехова Алла Анатолевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_fenologii1.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:ВЛИЯНИЕ ФЕНОЛОГИИ НА РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
                                                                                               Воспитатель: Орехова Алла Анатольевна

 С каждым годом наша планета Земля становится всё грязнее и беднее. Люди живут одним днём, уничтожают все на своем пути и не задумываются, что оставят своим потомкам. Загрязнение Земли ведет нас жителей к экологической катастрофе и угрожает нашему  здоровью.
Люди  оторваны от природы, так как все больше живут в городах среди асфальта и высотных домов. Города разрастаются, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озера, загрязняются земля, вода в реках и морях. Это пагубно воздействует на всё живое.
Ведь только природа по праву является кладовой нашего развития:
физического, интеллектуального, духовного.
Одной из наиболее первостепенной задачей нашего времени является, необходимость сформировать у человека независимо от его возраста потребности экологически грамотного взаимодействия с миром природы.
И очень важно с первых лет жизни формировать у ребенка начало экологической культуры, каждодневно приобщать детей к таинствам и красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство любви и красоты. Необходимо воспитывать гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Главным методом обучения детей является наблюдение за природой.
У дошкольников конкретно-образное мышление. Чтобы помочь им понять какие изменения в природе происходят в то или иное время года, необходимы специальные наглядные пособия.
Например: - фенологическое дерево, календарь .
Весна и лето, осень и зима неизменно сменяют друг друга. В течение сезона обращаем внимание детей на его характерные признаки. И вместе с детьми работаем с фенологическим деревом и его обитателями.
Дети вспоминают, что изменилось в природе. Решают, что нужно изменить на макете, чтобы наше дерево соответствовало сезону.

Продолжительность фенологических сезонов и подсезонов зависит напрямую от географического положения местности и от ландшафта.
Все 
фенологические фазы взаимосвязаны и наступают через определенные временны́е промежутки. 
Огромное значение в сезонном развитии природных явлений имеет средняя суточная температура воздуха.
Пока она не составит 5 
градусов тепла, растения пребывают в вынужденном покое и наоборот. По времени наступления этого явления фенологи судят об общем количестве тепла в периоде роста и развития растений или на оборот во время холода в периоде покоя.
Наука фенология изучает закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в соотношении с климатическими условиями. Феноло́гия (от греч. φαινόμενα - явления) - система знаний и совокупность сведений о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также наука о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца .
Термин был предложен в 
1853 году бельгийским ботаником Шарлем Морраном.
Фенологические наблюдения - это вид наблюдений, который знакомит дошкольника с сезонными явлениями в природе.
Фенологические наблюдения - наблюдения над периодическими явлениями в жизни природы. Наблюдательность характеризуется у человека целенаправленным восприятием окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и обществ.
Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции.
Фенологические наблюдения расширяют кругозор человека, повышают его интерес и любовь к природе. В то же время они не требуют сложного оборудования и доступны любому человеку.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению.
Фенология дает возможность определить точные сроки наступления того или иного времени года и даже отдельных периодов внутри каждого сезона для каждой конкретной местности. Критерий перехода от одного периода к другому – состояние растений: началось сокодвижение в бородавчатой березе – наступил предвесенний период, зацвела лиловая сирень – начался период весны, зацвела озимая рожь – наступило лето. Такие зафиксированные признаки называются фенологическими сигналами (
феносигналами).
 Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».
В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений - начинается период активной вегетации.
Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.

Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада и определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наиболее целесообразно использовать для этого занятия, проводимые методом наблюдения. Широко применяется и особый вид занятий - экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания).

Воспитатель знакомит детей с существующими природными явлениями, объясняет причины и взаимосвязь между ними. Сначала дети знакомятся с конкретными предметами и явлениями окружающей природы. Здесь у них развивается способность выделять некоторые стороны и качества предметов. Постепенно они не только осознают предмет, воспринимают их качества и назначение, но и усваивают отношение предметов друг к другу. Когда дети начинают задавать вопросы «почему?», это значит, их ум созрел для восприятия взаимосвязи явлений.

Наблюдательному ребёнку доступно чувство красоты природы, что помогает воспитателю развить у него художественный вкус и понимание прекрасного. Если воспитатель приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, полётом ласточки, просторами полей, у ребёнка разовьётся чувство прекрасного, он будет удивляться и радоваться красоте, сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками вместе с воспитателем в своём детском саду, а в дальнейшем и в любой работе.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. Воспитателю следует научить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном.

На прогулках, экскурсиях, воспитатель должен показывать коллективный труд людей. Детям будет понятен труд земледельца на поле, в огороде на земле. Так воспитывается чувство уважения к труду взрослых, дети приучаются беречь чужой труд. Воспитанный таким образом, человек не будет ходить по газонам, бросать хлеб, оставлять мусор около рек и озер. Дети должны знать, что человек преобразует природу, воздействуя на неё умеючи.

Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней – важнейшие задачи дошкольных учреждений. Важно научить детей эстетическому восприятию предметов и явлений окружающей природы.

Наблюдения окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
  3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 2001 г., т. 1,2.
  4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с. 5-09-003254-8.
  5. Меремьянина О. Край, в котором я живу / О. Меремьянова // Дошкольное воспитание. -1999. - №5. - С. 44-39.
  6. Федотова В.Г. Основы фенологии. Часть 1: теоретический курс. – СПб. : СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002. – 39 с. 10.
  7. Федотова В.Г. Основы фенологии. Часть 2: Практическая фенология. – СПб. : СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002. – 35 с. 11.
  8. Федотова В.Г. Фенология в специальном образовании // Тезисы Х Съезда РГО. – СПб., 1995. – С. 82–84.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта образовательной программы "Юный фенолог" .

Программа рассчитана на 10 месяцев - с сентября по июнь , игры , викторины , наблюдения ,10 экскурсий в парк ЛТА им. С. М. Кирова , элементарное экспериментирование , изготовление поделок из природног...

Технологическая карта «Фенология в детском саду» подготовительного дошкольного возраста

Проект  ярко демонстрирует природные изменения, связанные со сменой времени года  и способствует творческому и речевому развитию ребёнка. Тематика проекта находит отражение во всех видах сов...

Опыт работы по направлению "Детская фенология"

Работа по направлению "Детская фенология"....

Консультация для воспитателей "Воспитатель- фенолог: как организовать совместную деятельность воспитателя с дошкольниками?"

Фенология интересная наука, но как объяснить её детям дошкольного возраста , чтобы это было для них увлекательно, занимательно, проходило в игровой форме и удовлетворило из любознательность ?...

квест по экологии-фенологии "Лукошко невероятностей"

квест-игра по экологии(Фенологии) для детей подготовительной группы...