Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении.
презентация
Огромный вклад вносят в облегчение периода адаптации музыкальная деятельность, и в частности, музыкально-игровая форма деятельности, входящая в непосредственно-образовательную музыкальную область.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.91 КБ |
prezentatsiya_na_seminar_misevra.pptx | 1.17 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новобирюсинский детский сад «Солнышко».
Тема: « Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении»
Подготовила: Мисевра Камила Наримановна, музыкальный руководитель МКДОУ Новобирюсинского детского сада «Солнышко».
р.п. Новобирюсинский, 2020г.
Успешность адаптации во многом определяется состоянием и группой здоровья ребёнка. Значительно легче проходит адаптация у детей, которые имеют опыт социализации в детском обществе, привыкшие к длительному пребыванию в коллективе. Иногда ребенок может проявлять и неадекватные возрасту реакции: чрезмерное возбуждение, агрессия или наоборот, заторможенность, вялость, нежелание взаимодействовать, депрессивные проявления.
Слайд 2
Таким образом, первостепенными задачами в период адаптации являются:
− создание для гибкого, щадящего режима в адаптационный период.
− краткосрочность первичных, начальных пребываний .
− отсутствие психотравмирующих ситуаций.
− положительные эмоции .
Огромный вклад вносят в облегчение периода адаптации музыкальная деятельность, и в частности, музыкально-игровая форма деятельности, входящая в непосредственно-образовательную музыкальную область. Музыкальная деятельность под систематизированным руководством музыкального руководителя способна сопровождать и облегчать прохождение различных форм адаптации, оптимизировать положительный
эффект за счет музыкальных подвижных, музыкально-дидактических игр, которые восстанавливают социально-психологический статус, способствую выработке адекватных форм поведения, устанавливаются в естественной музыкально-игровой деятельности и благоприятной творческой обстановке контакт со сверстниками и взрослыми.
Музыкальная деятельность в период адаптации строится на принципах игры, доступности, постепенности. В музыкальной деятельности выделяются виды игр, способствующих ускорить и облегчить процесс адаптации ребенка в микросоциуме.
Слайд 3
Выделяют следующие виды игры:
− игры-знакомства .
− игры предметно-пространственные.
− игры социально-адаптационные .
Всю музыкально-игровую деятельность в период адаптации обозначим как музыкальную игротерапию. Музыкальная игротерапия направлена на стабилизацию психического состояния ребенка, снижение уровня тревоги, поднимает эмоциональный положительный фон и настрой.
Слайд 4
Возможно применение в музыкально-игровой деятельности применение дидактического материала, шумовых, ритмических и музыкальных инструментов, все атрибуты, способные внести яркость, необычность восприятия и привлекательность в игровую деятельность детей.
В момент общения со взрослым и сверстниками ребенок чувствует себя нужным, важным, востребованным, социально-обустроенным — свободно выходит на контакт, играет, поет или подпевает, играет на музыкальных инструментах и в музыкальные игры, танцует и двигается. Происходит важный момент — формирование собственной творческой деятельности, укрепление «Я», стимулируется активность ребенка, его контактов с окружающими, что и является ведущим моментом в адаптации ребенка в микросоциуме. Хочу предложить вашему вниманию, перспективный план музыкальной игротерапии, успешно используемой в период адаптации ребёнка в дошкольном учреждении, а также рекомендован для родителей.
Слайд 5
Первый этап адаптации — подготовительный, который подразумевает включение ребенка в микросоциум, микроколлектив на короткое время. Важно в этот период накопление позитивных эмоций для положительного эмоционального фона.
№ | Музыкально-игровая технология | Цель игры |
1 | «Ласковая цепочка» | Определить степень включенности в новый социум. |
2 | «Музыкальные игрушки» | Знакомство средствами музыкальной деятельности со сверстниками. Определение музыкальных вкусов ребенка. |
3 | «Волшебная погремушка» | Определить степень развития пространственных ориентировок. |
4 | «Тишина и шум» | Определить уровень двигательной активности. |
5 | «В гости к музыкальным игрушкам» | Определить степень комфортности в новом для ребенка социуме. |
6 | «Игра в чихалочки» | Установление средствами музыкальной игротерапии степень вербального и невербального контакта. |
7 | «Прогулка» | В музыкальной игре используются контрасты темпа и динамики. |
8 | «Кто как идет» | Средствами музыкальной игротерапии адаптировать детей к изменениям ритма, темпа, смены музыкальной деятельности. |
Слайд 6
Второй этап адаптации — основной. В данный период наиболее важна роль взрослого для создания доброжелательных отношений, доверия. У детей формируется на этом этапе чувство физической и психической защиты.
№ | Музыкально-игровая технология | Цель игры |
1 | «Мой младший друг» | Определить степень включенности в новый социум. Создать социальную ситуацию: окружить младших детей вниманием, лаской, любовью. |
2 | «Знакомство» | Знакомство средствами музыкальной деятельности со сверстниками. Определение музыкальных вкусов ребенка. Установление контактов между детьми. |
3 | «Наш веселый оркестр» | Определить степень развития музыкально-ритмических движений у детей |
4 | «Король горы» | Определить уровень двигательной активности. |
5 | «Эстафета с воздушным шариком» | Определить степень комфортности в новом для ребенка социуме. |
6 | «Таря-маря» | Установление средствами музыкальной игротерапии степень вербального и невербального контакта. |
7 | «Послушный барабан» | В музыкальной игре используются контрасты темпа и динамики |
8 | «Весёлый карнавал» | Средствами музыкальной игротерапии адаптировать детей к изменениям ритма, темпа, смены музыкальной деятельности. |
Слайд 7
Третий этап адаптации — заключительный. Продолжать формировать систему адаптационных механизмов, развивать положительные привычки и положительные ситуации, комфортные для пребывания ребенка в новом социуме.
№ | Музыкально-игровая технология | Цель игры |
1 | «Музыкальная сказка» | Определить степень развития речи. |
2 | «Потешка» | Выявить в ходе музыкально-игровой деятельности уровень развития координации движений. |
3 | «Пузырек» | Определить степень развития музыкально-ритмических движений у детей. |
4 | «Здравствуй, киска» | Развивать умение играть в коллективе. Развивать элементарные чувства ансамбля, способностей слушать и слышать, тембровый слух. |
5 | «Угадай, что звучит» | Развивать средствами музыкальной игротерапии сенсорную основу слухового компонента. |
6 | «На бабушкином дворе» | В музыкальной деятельности развивать простейшие формы двигательной фантазии. Применять диалогические музыкально-игровые формы и музыкально-речевые игры. |
7 | «Наш паровозик» | В музыкальной игре используются контрасты темпа и динамики. |
8 | «Веселый бубен» | Средствами музыкальной игротерапии развивать музыкальные способности. Развивать умения элементарного музицирования. |
Приведу несколько примеров игры.
Слайд 8
«Ласковая цепочка»
Цель: Определить степень включенности в новый социум. Содержание: дети сидят на ковре в комфортной обстановке, сопровождающейся музыкой. Взрослый подает команды: погладим друг друга по голове, поздороваемся за ручки, улыбнемся и т. п. Как по цепной реакции дети активно включаются в игру, занимаясь поглаживаниями друг друга, ожидания следующей веселой команды.
Слайд 9
«Музыкальные игрушки»
Цель: Знакомство средствами музыкальной деятельности со сверстниками. Определение музыкальных вкусов ребенка. Содержание: дети под руководством музыкального руководителя организуют сюжетные действия с игрушками, после чего предлагает с любимой игрушкой потанцевать. Ребенок по показу и с помощью взрослого выполняет простейшие танцевальные действия.
Слайд 10
«Наш паровозик»
Цель: В музыкальной игре используются контрасты темпа и динамики. Содержание: Построить с детьми паровозик из стульев под музыку изображать езду на паровозике, когда остановка, выходить «гулять на полянку», и изображать определенного животного. «Деток поезд к нам везет, в лес и на полянку, Будут дети там гулять, повстречают…(зайку, мишку, лисичку, мышку, птичку, оленя)»
Слайд 11
«Веселый бубен»
Цель: Средствами музыкальной игротерапии развивать музыкальные способности. Развивать умения элементарного музицирования. Содержание: Дети рассаживаются и по одному исполняют игру на музыкальном инструменте — бубне: «Поиграй-ка Соня в бубен, Мы в ладоши хлопать будем! Поиграй веселей, посильнее в бубен бей! Ай-да, Соня, как играет, Как ладошкой ударяет! Поиграла, вот и всё, Бубен Соня отнесет!»
Если использовать музыкальную игротерапию систематически, адаптационный период будет значительно облегчен — ребенок почувствует, что его понимают и принимают, ему не навязывают специальные поведенческие навыки, а в игровой форме дают возможность «проживать» волнующие ситуации в новом социуме, где взрослые поддерживают его. Дети приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество.
Слайд 12
В заключении отмечу, использование музыкальной игротерапии в адаптационный период детей в дошкольном образовательном учреждении, несомненно, повысит эффективность и качество адаптации детей и снимет вопросы об отрицательных последствиях адаптационного периода.
Слайд 13
У меня всё. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Первостепенные задачи: Создание для гибкого, щедящего режима в адаптационный период. Краткосрочность первичных, начальных пребываний. Отсутствие психотравмирующих ситуаций. Положительные эмоции.
Виды игры Игры-знакомства Игры предметно-пространственные Игры социально-адаптационные
№ Музыкально-игровая технология Цель игры 1 «Ласковая цепочка» Определить степень включенности в новый социум. 2 «Музыкальные игрушки» Знакомство средствами музыкальной деятельности со сверстниками. Определение музыкальных вкусов ребенка. 3 «Волшебная погремушка» Определить степень развития пространственных ориентировок. 4 «Тишина и шум» Определить уровень двигательной активности. 5 «В гости к музыкальным игрушкам» Определить степень комфортности в новом для ребенка социуме. 6 «Игра в чихалочки» Установление средствами музыкальной игротерапии степень вербального и невербального контакта. 7 «Прогулка» В музыкальной игре используются контрасты темпа и динамики. Первый этап адаптации- подготовительный. Который подразумевает включение ребенка в микросоциум, микроколлектив на короткое время. Важно в этот период накопление позитивных эмоций для положительного эмоционального фона.
Второй этап адаптации — основной. В данный период наиболее важна роль взрослого для создания доброжелательных отношений, доверия. У детей формируется на этом этапе чувство физической и психической защиты. № Музыкально-игровая технология Цель игры 1 «Мой младший друг» Определить степень включенности в новый социум. Создать социальную ситуацию: окружить младших детей вниманием, лаской, любовью. 2 «Знакомство» Знакомство средствами музыкальной деятельности со сверстниками. Определение музыкальных вкусов ребенка. Установление контактов между детьми. 3 «Наш веселый оркестр» Определить степень развития музыкально-ритмических движений у детей 4 «Король горы» Определить уровень двигательной активности. 5 «Эстафета с воздушным шариком» Определить степень комфортности в новом для ребенка социуме. 6 «Таря-маря» Установление средствами музыкальной игротерапии степень вербального и невербального контакта. 7 «Послушный барабан» В музыкальной игре используются контрасты темпа и динамики 8 «Весёлый карнавал» Средствами музыкальной игротерапии адаптировать детей к изменениям ритма, темпа, смены музыкальной деятельности.
Третий этап адаптации — заключительный. Продолжать формировать систему адаптационных механизмов, развивать положительные привычки и положительные ситуации, комфортные для пребывания ребенка в новом социуме. № Музыкально-игровая технология Цель игры 1 «Музыкальная сказка» Определить степень развития речи. 2 «Потешка» Выявить в ходе музыкально-игровой деятельности уровень развития координации движений. 3 «Пузырек» Определить степень развития музыкально-ритмических движений у детей. 4 «Здравствуй, киска» Развивать умение играть в коллективе. Развивать элементарные чувства ансамбля, способностей слушать и слышать, тембровый слух. 5 «Угадай, что звучит» Развивать средствами музыкальной игротерапии сенсорную основу слухового компонента. 6 «На бабушкином дворе» В музыкальной деятельности развивать простейшие формы двигательной фантазии. Применять диалогические музыкально-игровые формы и музыкально-речевые игры. 7 «Наш паровозик» В музыкальной игре используются контрасты темпа и динамики. 8 «Веселый бубен» Средствами музыкальной игротерапии развивать музыкальные способности. Развивать умения элементарного музицирования.
« Ласковая цепочка » Определить степень включенности в новый социум. Содержание: дети сидят на ковре в комфортной обстановке, сопровождающейся музыкой. Взрослый подает команды: погладим друг друга по голове, поздороваемся за ручки, улыбнемся и т. п. Как по цепной реакции дети активно включаются в игру, занимаясь поглаживаниями друг друга, ожидания следующей веселой команды.
« Музыкальные игрушки» Знакомство средствами музыкальной деятельности со сверстниками. Определение музыкальных вкусов ребенка. Содержание: дети под руководством музыкального руководителя организуют сюжетные действия с игрушками, после чего предлагает с любимой игрушкой потанцевать. Ребенок по показу и с помощью взрослого выполняет простейшие танцевальные действия.
« Наш паровозик » В музыкальной игре используются контрасты темпа и динамики. Содержание: Построить с детьми паровозик из стульев под музыку изображать езду на паровозике, когда остановка, выходить « гулять на полянку » , и изображать определенного животного. « Деток поезд к нам везет, в лес и на полянку, Будут дети там гулять, повстречают … (зайку, мишку, лисичку, мышку, птичку, оленя) »
« Веселый бубен » Средствами музыкальной игротерапии развивать музыкальные способности. Развивать умения элементарного музицирования. Содержание: Дети рассаживаются и по одному исполняют игру на музыкальном инструменте — бубне: « Поиграй-ка Соня в бубен, Мы в ладоши хлопать будем! Поиграй веселей, посильнее в бубен бей! Ай-да, Соня, как играет, Как ладошкой ударяет! Поиграла, вот и всё, Бубен Соня отнесет! »
« Вывод: Использование музыкальной игротерапии в адаптационный период детей в дошкольном образовательном учреждении, несомненно, повысит эффективность и качество адаптации детей и снимет вопросы об отрицательных последствиях адаптационного периода.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»
Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период»...
Серия развлечений для детей дошкольного возраста в адаптационный период с использованием смехотерапии
Главная цель, которая стоит перед воспитателем детского учреждения в адаптационный период: охрана психологического здоровья детей. Развлечения детей с использованием смехотерапии в данный период ...
Квест-игра «В поисках пропавшей сказки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста в адаптационный период
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых лю...
Организация закаливания детей дошкольного возраста в летний период в условиях учреждения дошкольного образования
Оздоровительная работа с детьми в летний период в ДОУ...
Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»
Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....
Квест-игра «В поисках потерянной сказки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста в адаптационный период
Квест-игра «В поисках потерянной сказки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста в адаптационный период поможет детям комфортно и безболезненно привыкнуть к суловиям детского сад...
Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении
В течение жизни человек много раз меняет свой статус индивида, попадая в различные микросоциальные условия. Каждый раз ему необходимо вырабатывать для этих условий новые формы поведения, строить новые...