Плеоптический период аппаратного лечения
консультация по коррекционной педагогике

Корсакова Елена Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   

Консультация

«Плеоптический период аппаратного лечения»

Подготовил учитель-дефектолог Е. А Корсакова

МДОУ «Детский сад 112» г. Ярославль

Плеоптический период лечения

Для первого этапа (лечение амблиопии) характерны медицинские мероприятия, направленные на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзии, коррекции очками, всевозможных раздражений сетчатки глаза посредством различных стимулов, применения специальных медицинских приборов, аппаратов и компьютерных программ. Длительность

плеоптического этапа может быть различной в зависимости от тяжести заболевания.

Коррекционно-педагогическое сопровождение в период подготовки к аппаратному лечению предусматривает формирование адекватных зрительных восприятий и представлений, умение воспринимать сложные объекты и их изображения, развитие зрительного внимания и памяти, образного мышления, т. е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей. Эта способность является залогом успешных занятий на офтальмологических аппаратах. Поэтому методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогами совместно с врачом-офтальмологом и входит в комплексную программу сопровождения ребенка с нарушением зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог использует  игры и упражнения, способствующие активизации, стимуляции и развития зрительных функций амблиопичного глаза. Для эффективности лечения на специальных медицинских аппаратах ребенок должен овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения методик лечения. С этой целью нужно развивать у детей когнитивные способности. В зависимости от индивидуальных психологических и зрительных возможностей ребенка проводятся занятия по развитию у него зрительной памяти, зрительного внимания, зрительного прослеживания, зрительно-моторной координации, мелкой моторики кистей рук, а также на различение и выделение информативных признаков объекта.

Подготовка ребенка к проверке остроты зрения входит в обязанности тифлопедагога, поскольку первые трудности в лечебно-восстановительной работе возникают на этапе проверки зрительных функций. Дети часто не узнают изображения, которые представлены в таблице определения остроты зрения Е. М. Орловой. Это может быть связано с отсутствием практического опыта узнавания изображений, с недостаточным объемом знаний об окружающем мире, а также несформированностью речевой функции, когда ребенок узнает предмет, но не знает его названия.

Коррекционно- педагогическая работа :Дефектолог должен  научить ребенка узнавать предметы в разных модальностях (цветном, контурном, силуэтном). Упражнять в назывании картинок таблицы. Различать, выделять и называть, сравнивать величину размеров предметов. Соотносить цветные и силуэтные изображения. Одним из способов достижения этой цели является дидактическая игра, которая, являясь основным видом детской деятельности младших дошкольников, соответствует детским потребностям и интересам, поэтому обучение через игру способствует психическому развитию ребенка.

Используются игры и игровые упражнения: «Найди пару»; «Чья это тень»; «Наложи цветное изображение на силуэтное»; «Найди среди картинок такую же, как на таблице и покажи»; «Назови все картинки, которые я тебе покажу».

Примечание: Если ребенок не называет картинки, ему можно предложить их показать из набора таких же картинок, как на таблице. «Найди среди картинок такую же, как у меня и покажи»     http://www.studfiles.ru/html/2706/293/html_hqpAKUWOPJ.XvIt/htmlconvd-udjT0d_html_m16a1089b.jpg   http://www.studfiles.ru/html/2706/293/html_hqpAKUWOPJ.XvIt/htmlconvd-udjT0d_html_m6b2ebc5c.jpg   

Для лечения в Плеоптический период используются:

«Амблиотренер»      «Локализатор-корректор»Амблиотренер 003

Приборы предназначены для упражнений при амблиопии, сочетающих зрительные раздражения со звуковыми, кинестетическими и тактильными при центральной монокулярной фиксации, с целью восстановления и закрепления правильной монокулярной локализации.C:\Users\Лена\Desktop\Консультации\full_ambliotrener_atr_1_1430.jpg

Коррекционно-педагогическая работа

Учить фиксировать амблиопичным глазом мелкие детали. Развивать зрительное внимание, запоминание Целесообразно применение яркого наглядного материала; мозаики всех видов; разрезные картинки; шнуровка; бусы; цветные спички; бирюльки; шило; обводки (всех видов), штриховка. Игры на зрительное выделение цветов спектра и их оттенков, сортировка  по яркости, насыщенности

Используются игры и упражнения:«Сделай бусы для мамы»; « Заштрихуй картинку по образцу»; « Рассортируй косточки по величине (цвету)»; « Обведи по контуру»; « Выложи контур из семян»; « Проколи шилом по контуру»; «Подбери по цвету»; « Обведи рисунок через кальку»; «Обведи по точкам»; « Бросание гороха в пузырек»,  «Рисование по клеткам», «Шнуровка ленты через отверстия»

«Иллюзион» (макулостимулятор)

Прибор предназначен для лечения амблиопии у детей, начиная с раннего возраста. Действие макулостимулятора основано на предъявлении глазу вращающейся частотно-пространственной контрастной решетки с изменяющейся пространственной частотой.При наблюдении такой картины подключается визомоторная деятельность амблиопичного глаза, активизируются функционально заторможенные нейроны. Терапевтическое действие спиральных тест-объектов расширяется за счет изменения направления вращения, что создает иллюзию удаляющегося или приближающегося тоннеля. Указанный эффект позволяет осуществлять тренировку и снятие спазма аккомодации .

Коррекционно-педагогическая работа : Учить различать и правильно называть ахроматические и хроматические цвета.Учить зрительно выделять цвета спектра и их оттенки, дифференцировать  по яркости. Узнавать и различать предметы в разных модальностях. Рассказывать о порядке выполнения действий, осмысливать и закреплять в слове результат своих действий. Применяется яркий наглядный материал  мозаика всех видов, разрезные картинки, шнуровка, бусы, вышивки, плетение, обводки (всех видов), штриховки в различных направлениях, раскраски.

Используются игры и упражнения: «выбери все кубики белого цвета», « Плетение коврика», « Найди отличия по цвету»,« Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках» ,« Разложи по цвету», « Сбор деталей конструктора по образцу»

 

     

      

« Мускулотренер»  

Прибор предназначен для лечения амблиопии высокой степени (дисбинокулярной, анизометрической и др.), для тренировки мышц глаза при мышечных порезах и улучшения глазодвигательных функций.

Коррекционно педагогическая работа

Суть упражнений заключается в задаче проследить взором за движением объекта (бабочки, флажка, т.д.), в то время как голова остаётся не подвижной.

Укрепить мышцы и улучшить глазодвигательные функции.

Используются игры и упражнения:

 « Гимнастика для глаз» , « Зрительные тренажеры»,

« Следить за полетом бабочки»; « Прокати мяч в ворота», « Лабиринт»

 

«АСИР» (светоимпульсная стимуляция)

Аппарат предназначен для: снятия эмоционального напряжения, укрепления и тренировки аккомодационных мышц глаза. Применяется  с целью профилактики   лечения и реабилитации состояний, обусловленных недостаточной естественной освещенностью в осенне-зимний период, искусственным освещением  помещений,  при близорукости, амблиопии, косоглазия, при дальнозоркости и близорукости, снятия эмоционального напряжения

« Мукулотестер»

Предназначен для исследования функции желтого пятна сетчатки в поляризованном свете, определения типа фиксации и лечения амблиопичного глаза при косоглазии.

Коррекционно-педагогическая работа

Учить соотносить и подбирать предметы по величине на глаз без нарушения пропорций. Развивать координацию движений по схеме « глаз –рука» Учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации.

« Лабиринты»; « Обкалывание булавочкой или шилом по контуру»; «Найди отличия»; «Обведи контур предмета и раскрась»; «Проследи взглядом за шариком или лампочкой»; «Прокати цветной шарик по лотку»; «Подбери по размеру»

 

«Цветотест» Используется для определения характера зрения (монокулярное, одновременное, бинокулярное) и степени его расстройства. Принцип работы прибора основан на разделении полей зрения с помощью светофильтров. К прибору прилагаются красно – зеленые очки для разделения полей зрения. Красные светящиеся объекты видны правым глазом, зеленые – левым, бесцветный объект виден обоими глазами.

Коррекционно-педагогическая работа

Успешное использование возможно только тогда, когда испытуемые дети умеют считать до пяти, знают круглую форму, различают, определяют цвета: зеленый, красный, желтый.

Игры и упражнения на развитие цветовосприятия:« Выбери все кружки зеленого цвета»,« Выбери среди других карточек заданную (с определенным количеством кружков или заданным цветом)»

Игры и упражнения на ориентировку на микроплоскости:« Найди пару», « Найди отличия», « Что изменилось?»« Наложи на цветные кружки-кружки такого же цвета»« Положи, запомни, расположи так же»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Посадка детей за столы в период окклюзионного лечения"

Одним из разделов коррекционной работы с детьми с нарушением зрения является зрительное восприятие. Начинать эту работу следует с правильной посадки детей за столы во время занятий...

Тематическая выставка для родителей "Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению"

Выставка знакомит родителей    детей с нарушением зрения с медицинскими  аппаратами для  плеопто – ортоптическому лечению детей....

Пособие для подготовки к плеоптическому лечению на аппарате "Амблиотер"

   В плеоптический период лечения с целью повышения остроты зрения на медицинском аппарате «Амблиотер», ребенок  должен  узнавать и точно называть тест – о...

Работа с контурными и трафаретными изображениями в период ортоптического лечения детей.

В материале представлены виды работ с трафаретными и контурными рисунками  на занятиях педагогов  с детьми с ОВЗ....

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения

Задачи:Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, усидчивость. Учить составлять из частей целое.Учить детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматриван...

Лэпбук, как средство подготовки детей раннего дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению.

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук  оз...