Работа с контурными и трафаретными изображениями в период ортоптического лечения детей.
консультация по коррекционной педагогике

Ойцева Лариса Геннадьевна

В материале представлены виды работ с трафаретными и контурными рисунками  на занятиях педагогов  с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_trafaretami_i_konturami.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: Работа с контурными и трафаретными изображениями в период ортоптического лечения детей.

Цель: познакомить педагогов с одним из видов деятельности для развития зрительного восприятия, согласованных   движений  руки и глаз.

Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении различных предметно-практических заданий имеет свои специфические особенности. Из-за нарушения зрения возникают сложности формирования двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и координированной работы мелкой моторики рук. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны.

            Имеющиеся особенности в развитии зрительно - двигательных взаимосвязей приводя к необходимости использования при обучении детей с нарушениями зрения специальных средств и приёмов, обеспечивающих успешность овладения зрительно-двигательными действиями. Одним из таких эффективных средств, способствующих улучшению качества предметно-практических действий у детей с нарушениями зрения, является использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки при рисовании. Используя трафареты, можно увеличить скорость, точность и координацию движений мелкой моторики рук ребёнка с нарушением зрения в процессе выполнения им заданий по математике.

            Как известно, рисование предметных изображений способствует уточнению, конкретизации зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета, а обводка готового контура предмета к тому же при зрительной патологии становится коррекционным средством развития образа предмета. Например, рисование, обводка по трафаретам различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых - обогащает представления детей о том, как образуются эти линии и как их следует рисовать. Здесь, как и во всех других упражнениях, где используются трафареты, идёт активная подготовка руки ребёнка к обучению письму в школе.

            Упражнения на раскрашивание, штриховку по трафарету при низкой остроте зрения дают возможность детям чувствовать себя более уверенно, потому что раскрашивание, штрихи будут чёткими и в пределах контура.

            В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развиваются самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Развитие кинестетического контроля за движением руки во время выполнения практических действий (рисование, обводка по трафаретам) является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков.

            Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений способствуют регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле.

            Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе. Формирование приёмов и способов автоматизации движений при использовании трафаретов для рисования и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства и учит детей рациональному использованию и развитию неполноценного зрения и зрительного восприятия.

            Следует отметить, что обводка, штриховка и рисование по трафаретам рекомендуются врачами-офтальмологами для развития остроты зрения в период плеопто - ортоптического лечения амблиопии и косоглазия у детей дошкольного возраста.

            Таким образом, применение трафаретов на занятиях в детском саду способствует решению трёх основных задач: подготовка ребёнка к обучению в школе, коррекция и компенсация зрительной недостаточности, и лечебно-восстановительная работа по лечению косоглазия и амблиопии.

Примечание:

 

  • Размер трафаретов определяется требованиями лечебно-восстановительной работы, в основе которой лежит индивидуальная дозировка зрительной нагрузки.

 

  • На начальных этапах обучения линейные трафареты помогают детям воспроизводить различные линии: прямую, ломаную, волнистую, прерывистую.

 

  • Применение трафаретов даёт возможность формировать представление о форме и величине предметов.
  • В процессе обводки у детей развиваются тактильно-двигательные ощущения размера объектов, которые подкрепляет зрительный анализ.

 

  • Для формирования у детей умения изображать геометрические фигуры целесообразно использование трафаретов. Это особенно эффективно на начальных этапах обучения, так как даёт детям возможность овладеть формой геометрических фигур, строить из них ряд, создавая множество.

 

  • Линейные трафареты с ритмичным изображением фигур помогают детям овладевать навыками соизмерения расстояния между ними, что особенно сложно формируется у детей с нарушениями зрения.

 

  • Применение трафаретов с разнообразным набором геометрических фигур удобно в работе по формированию у детей представления о них.

 

  • Трафареты с ритмичным нарастанием размера геометрических фигур способствуют развитию глазомерных возможностей

                          Удачи Вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению на аппаратах. Тренировка органов чувств.»

Методическая разработка. Направленность.        Методическая разработка рекомендована к использованию в дошкольных учреждениях 4 типа для детей с нарушением зре...

Консультация для воспитателей "Посадка детей за столы в период окклюзионного лечения"

Одним из разделов коррекционной работы с детьми с нарушением зрения является зрительное восприятие. Начинать эту работу следует с правильной посадки детей за столы во время занятий...

Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению

Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики.Комплексное...

Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".

Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....

Работа с контурными схемами ТИКО-моделирования.

Пояснительная записка: в данном приложении представлена работа с контурными схемами, целью которой является научить детей делить схему на составные части; рисовать детали, из которых собрана конструкц...