«Организация работы по здоровьесбережению дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)

Копанева Ирина Юрьевна

«Организация работы по здоровьесбережению дошкольников»

Опыт работы по теме:

«Организация работы по здоровьесбережению дошкольников»

МДОБУ Саракташский д/с № 2 » Осипова Анюта Ивановна

Актуальность опыта. Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью её, как национальной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока не является важнейшей, первостепенной, с другой. Поэтому, основная задача педагогов – обучить детей способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы детского сада по здоровьесбережению дошкольников. Актуальность проблемы здоровьесбережения, также обусловлена, на мой взгляд, необходимостью повышения эффективности педагогического процесса, усиления его здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности, с целью воспитания здорового, свободномыслящего, активнодействующего ребёнка, способного адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, с одной стороны, и доминированием традиционных подходов, не учитывающих уровень физического, психического, интеллектуального и социального здоровья ребёнка, его индивидуально-личностные особенности, и потому, являющихся сдерживающим фактором – с другой.

Теоретическая база опыта. Эффективность разрабатываемой и внедряемой модели системы работы по здоровьесбережению, безусловно, определяется тесным взаимодействием с научными разработками. Следует упомянуть ряд значимых и важных направлений, которые я использовала для разработки данного опыта: • идеи, подходы, механизмы и технологии формирования ценностных отношений, личностного опыта обучающихся (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, В.В. Сериков); • принципы здоровьесберегающей педагогики (Н.К. Смирнов); • теория гармоничного развития личности в образовательном процессе (Б.Т. Лихачёв, В.А. Сластелин). Благодаря этим и другим работам, под здоровьесберегающей педагогической технологией стали понимать системную, научно-обоснованную педагогическую деятельность по реализации здоровьесберегающих комплексных и парциальных образовательных программ, методик, технологий, приводящих к качественному образованию – при сохранении здоровья дошкольников.

ЦЕЛЬ ОПЫТА . Основные цели здоровьесберегающей деятельности, которые поставила я перед собой – это сохранение и укрепление здоровья детей; улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей; формирование у родителей и детей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

ЗАДАЧИ ОПЫТА. В процессе здоровьесберегающей деятельности стремилась решить следующие задачи : 1. Обеспечить условия для физического и психического благополучия. 2. Сформировать доступные представления и знания о здоровом образе жизни, пользе занятиями физическими упражнениями, об основных гигиенических правилах. 3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей. 4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности. 5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Этапы накопления и систематизации опыта.

1 . Подготовительный этап.

а) анализ основных понятий здоровьесбережения.

б) определение принципов здоровьесберегающей педагогики, методов, средств и приёмов.

в) диагностика и оценка физического, психического и интеллектуального здоровья и развития детей.

2. Основной этап.

1. Приобщение детей к физкультуре и спорту, воспитание к потребности в движении и активном образе жизни.

2. Воспитание гигиенической культуры, осознанного отношения ребёнка к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье.

3. Обеспечение положительно-эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.

4. Сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ.

5. Психолого-педагогическое просвещение родителей, с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей.

6. Создание здоровьесберегающего пространства с целью сохранения и укрепления здоровья детей, организация оптимальной здоровьесберегающей двигательной развивающей среды.

3. Обобщающий этап.

1. Итоговая диагностика, самоанализ полученных результатов.

2. Оформление результатов работы.

ехнология реализации опыта:

 

ДЕЙСТВИЯ-МЕРОПРИЯТИЯ:

Оптимизация образовательного процесса, усиление его здоровьесберегающей направленности на основе реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития.

1.Внедрение активных здоровьесберегающих форм организации и проведения ОД, здоровьесберегающих методик, технологий.

Укрепление здоровья детей на основе комплексного использования средств физкультурно-оздоровительной работы.

2. Реализация различных проектов в работе с детьми (использование метода проектирования в деятельности дошкольников, активация эксперементированной деятельности с детьми по здоровьесбережению).

1. Профилактика заболеваний.

Формирование готовности педагога к реализации здоровьесберегающего подхода.

2. Оптимизация двигательной деятельности.

1. Формирование целостной системы знаний о здоровьесбережения дошкольника.

2. Апробация и внедрение педагогических здоровьесберегающих методик и технологий.

3. Использование педагогом диагностических карт по основным направлениям здоровьесберегающего образовательного процесса, контрольно-проверочные занятия.

Конкретные формы работы:

ОД по ОБЖ : «В гости к коту Матроскину и собаке Шарику» (правила осторожного обращения с собаками и кошками); «Наши друзья – насекомые » (опасности на лугу в летний период); «Кто такие микробы?» (правила чистоты и гигиены); «Замок королевы Зубной Щётки» (здоровые зубы); «Если случилась беда» (практическое НОД: знакомство с элементарными способами оказания первой мед. помощи).

Познавательные беседы : «Чей нос лучше?»; «Ушки на макушке»; «Чтобы зубы не болели»; «Как защитить себя от микробов»; «Сердце – мой мотор».

Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?» (вредные и полезные привычки); «Фотовыставка » (о строении тела); «Лесное лукошко» ( съедобные и несъедобные грибы и ягоды).

     Представленная в моём опыте работы модель здоровьесберегающей педагогической системы может, на мой взгляд, широко использоваться в образовательных учреждениях различного типа. Приложенные в моём опыте методические и практические материалы, как результат проведённой мною опытно-экспериментальной работы, могут быть использованы при составлении планов, при организации здоровьесберегающей деятельности практически любого образовательного учреждения.

 

Ориентация на успех; высокая эмоциональная насыщенность занятий; постоянная опора на интерес – всё это даёт положительный эффект в работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Дети моей группы «Подсолнушки» показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека – быстроты, гибкости, силы, ловкости и выносливости, – достаточный уровень развития основных движений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Организация работы по здоровьесбережению дошкольников»

МДОБУ Саракташский д/с № 2 » Осипова Анюта Ивановна

Актуальность опыта. Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью её, как национальной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока не является важнейшей, первостепенной, с другой. Поэтому, основная задача педагогов – обучить детей способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы детского сада по здоровьесбережению дошкольников. Актуальность проблемы здоровьесбережения, также обусловлена, на мой взгляд, необходимостью повышения эффективности педагогического процесса, усиления его здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности, с целью воспитания здорового, свободномыслящего, активнодействующего ребёнка, способного адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, с одной стороны, и доминированием традиционных подходов, не учитывающих уровень физического, психического, интеллектуального и социального здоровья ребёнка, его индивидуально-личностные особенности, и потому, являющихся сдерживающим фактором – с другой.

Теоретическая база опыта. Эффективность разрабатываемой и внедряемой модели системы работы по здоровьесбережению, безусловно, определяется тесным взаимодействием с научными разработками. Следует упомянуть ряд значимых и важных направлений, которые я использовала для разработки данного опыта: • идеи, подходы, механизмы и технологии формирования ценностных отношений, личностного опыта обучающихся (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, В.В. Сериков); • принципы здоровьесберегающей педагогики (Н.К. Смирнов); • теория гармоничного развития личности в образовательном процессе (Б.Т. Лихачёв, В.А. Сластелин). Благодаря этим и другим работам, под здоровьесберегающей педагогической технологией стали понимать системную, научно-обоснованную педагогическую деятельность по реализации здоровьесберегающих комплексных и парциальных образовательных программ, методик, технологий, приводящих к качественному образованию – при сохранении здоровья дошкольников.

ЦЕЛЬ ОПЫТА . Основные цели здоровьесберегающей деятельности, которые поставила я перед собой – это сохранение и укрепление здоровья детей; улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей; формирование у родителей и детей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

ЗАДАЧИ ОПЫТА. В процессе здоровьесберегающей деятельности стремилась решить следующие задачи : 1. Обеспечить условия для физического и психического благополучия. 2. Сформировать доступные представления и знания о здоровом образе жизни, пользе занятиями физическими упражнениями, об основных гигиенических правилах. 3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей. 4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности. 5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Этапы накопления и систематизации опыта.

1 . Подготовительный этап.

а) анализ основных понятий здоровьесбережения.

б) определение принципов здоровьесберегающей педагогики, методов, средств и приёмов.

в) диагностика и оценка физического, психического и интеллектуального здоровья и развития детей.

2. Основной этап.

1. Приобщение детей к физкультуре и спорту, воспитание к потребности в движении и активном образе жизни.

2. Воспитание гигиенической культуры, осознанного отношения ребёнка к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье.

3. Обеспечение положительно-эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребёнка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.

4. Сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ.

5. Психолого-педагогическое просвещение родителей, с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей.

6. Создание здоровьесберегающего пространства с целью сохранения и укрепления здоровья детей, организация оптимальной здоровьесберегающей двигательной развивающей среды.

3. Обобщающий этап.

1. Итоговая диагностика, самоанализ полученных результатов.

2. Оформление результатов работы.

ехнология реализации опыта:

ДЕЙСТВИЯ-МЕРОПРИЯТИЯ:

Оптимизация образовательного процесса, усиление его здоровьесберегающей направленности на основе реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития.

1.Внедрение активных здоровьесберегающих форм организации и проведения ОД, здоровьесберегающих методик, технологий.

Укрепление здоровья детей на основе комплексного использования средств физкультурно-оздоровительной работы.

2. Реализация различных проектов в работе с детьми (использование метода проектирования в деятельности дошкольников, активация эксперементированной деятельности с детьми по здоровьесбережению).

1. Профилактика заболеваний.

Формирование готовности педагога к реализации здоровьесберегающего подхода.

2. Оптимизация двигательной деятельности.

1. Формирование целостной системы знаний о здоровьесбережения дошкольника.

2. Апробация и внедрение педагогических здоровьесберегающих методик и технологий.

3. Использование педагогом диагностических карт по основным направлениям здоровьесберегающего образовательного процесса, контрольно-проверочные занятия.

Конкретные формы работы:

ОД по ОБЖ : «В гости к коту Матроскину и собаке Шарику» (правила осторожного обращения с собаками и кошками); «Наши друзья – насекомые » (опасности на лугу в летний период); «Кто такие микробы?» (правила чистоты и гигиены); «Замок королевы Зубной Щётки» (здоровые зубы); «Если случилась беда» (практическое НОД: знакомство с элементарными способами оказания первой мед. помощи).

Познавательные беседы : «Чей нос лучше?»; «Ушки на макушке»; «Чтобы зубы не болели»; «Как защитить себя от микробов»; «Сердце – мой мотор».

Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?» (вредные и полезные привычки); «Фотовыставка » (о строении тела); «Лесное лукошко» ( съедобные и несъедобные грибы и ягоды).

     Представленная в моём опыте работы модель здоровьесберегающей педагогической системы может, на мой взгляд, широко использоваться в образовательных учреждениях различного типа. Приложенные в моём опыте методические и практические материалы, как результат проведённой мною опытно-экспериментальной работы, могут быть использованы при составлении планов, при организации здоровьесберегающей деятельности практически любого образовательного учреждения.

Ориентация на успех; высокая эмоциональная насыщенность занятий; постоянная опора на интерес – всё это даёт положительный эффект в работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Дети моей группы «Подсолнушки» показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека – быстроты, гибкости, силы, ловкости и выносливости, – достаточный уровень развития основных движений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)

Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективн...

Консультация для педагогов «Организация работы по здоровьесбережению дошкольников».

Основная работа педагогов по здоровьесбережению детей основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в ...

Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.

Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...

ГОО "Организация работы по здоровьесбережению детей" (из опыта работы ДОУ) (2014 г.)

Проблема оздоровления детей дело не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива и семьи.Основная цель, которую ставит перед соб...

Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ. Опыт работы.

«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинск...

Презентация опыта работы " Организация работы по здоровьесбережению детей младшего и среднего дошкольного возраста"

laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде все...