закаливание солнцем
консультация (младшая группа)

Валентина Иноземцева

солнечные ванны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx28.23 КБ
Файл poleznaya_eda.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание солнцем - солнечные ванны для закаливания детей

Сужение и расширение кожных капилляров осуществляется мышцами капилляров. В ответ на получаемые извне холодовые и тепловые раздражения из центральной нервной системы к кожным капиллярам по сосудосуживающим и сосудорасширяющим (сосудодвигательным) нервам направляются соответствующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача понижается. Чем моложе ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее, при неблагоприятных условиях среды, он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, кожа, в частности ее роговой слой, тоньше, а просвет кожных капилляров шире, нежели у взрослых людей. При этом в связи с малой приспособленностью дотей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную меру. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому маленьких детей приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания в целях предупреждения у них различных заболеваний. Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

         Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).

         Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает.

         В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур. Принципы закаливания

 Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы: 

  1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.
  2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания.
  3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.
  4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время — с купанием.
  5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы.

Первая группа — практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

Вторая группа — дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

Третья группа — дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические воспалительные процессы — отиты, пиелиты и пиелонефриты и т. д., с пороком сердца; страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

  1. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

В начале процедур на каждого ребенка заводят специальную карту, в которую воспитатель ежедневно заносит дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка.

Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.

Закаливание воздухом

         Воздух является наиболее доступным средством закаливания для всех детей в любое время года.

В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении. Кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвнгательвых механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). В результате систематического пребывания на воздухе в организме ребенка вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливаться к новым температурным условиям. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Эффект закаливания воздухом тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается его влиянию, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы дети приучались ходить в теплую погоду и в облегченной одежде. Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18—20°, вся жизнь детей (исключая ночной сон) должна переноситься на участок. Только в очень жаркие дни, при температуре воздуха 30° и выше, маленьких детей лучше держать в помещениях с открытыми окнами, так как в это время температура в помещении несколько ниже, чем на открытом воздухе. На свежем воздухе дети всех возрастных групп спят во все сезоны года: в теплое время года — весь день, в холодное время малыши спят в безветренную погоду (дети 2—3 месяцев при температуре не ниже — 5°, 4—12 месяцев — 10°, от года до 7 лет —15°).

         Длительность сна на воздухе для детей первого года жизни постепенно увеличивается с 15—20 мин (дети засыпают на воздухе, а затем их уносят в помещение) до 1 ч 30 мин. Дети от года до 7 лет спят на свежем воздухе в течение всего дневного сна, полагающегося им по режиму. Для проведения дневного сна на воздухе можно использовать застекленные и открытые веранды и навесы на участке.

Воздушные ванны начинают проводить с детьми двухмесячного возраста. В теплую погоду их проводят в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых верандах, террасах, специально оборудованных площадках под навесом или в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря. Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи.

         Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой, подвижными играми, работой в саду и на огороде (старшие дошкольники). Образующееся в организме ребенка при движениях и трудовой деятельности тепло предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Дети старше года вначале принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания — в трусах и, если позволяют условия, босыми. Минимальная и максимальная продолжительность воздушных ванн, а также минимально допустимая температура воздуха зависят от возраста, индивидуальных особенностей и степени закаленности ребенка. Продолжительность воздушных ванн каждые 3—4 дня увеличивают на 2—3 мин и постепенно доводят до максимально допустимой.

Закаливание солнцем

         Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроне видимых, с длиной волны от 390 до 760 ммк, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны больше 760 ммк) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 ммк). Эти последние лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм. Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в подкожном жировом слое из провитамина D (дегидрохолестерина) вырабатывается активный витамин D. Изменяется и общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и общая сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям. Однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, базедова болезнь, желудочно-кишечные расстройства). Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог первой степени, при более длительном его действии могут образоваться пузыри (ожог второй степени) и даже омертвение кожи (ожог третьей степени). Солнечные ожоги кожи даже первой степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, увеличивая каждый день на 1 мин время пребывания их на солнце: с 4 до 20—30 мин детям 2—3 лет до 30—40 мин ребенку 3—7 лет.

       Солнечные ванны детям старше 2 лет проводят в утренние часы при температуре воздуха в тени не ниже 20 и не выше 32° на специальных площадках. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, обнажают, а на глаза надевают очки с темными стеклами, защищающими от солнца. При приеме солнечных ванн дети ложатся на индивидуальные подстилки или топчаны ногами к солнцу. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени четыре оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой, а тем, кому можно (первая группа),— обливание пли купание в открытом водоеме. Все дети во время приема солнечных ванн должны находиться под постоянным наблюдением воспитателя и медицинского персонала.

При малейшем ухудшении самочувствия (вялость, беспокойство, сильное покраснение лица и тела и т. д.) ребенка переводят в тень, в случаях появления сыпи на коже, бессонницы, головной боли солнечные ванны отменяются.

         Курс солнечных ванн не должен превышать 25—30 за лето, для детей второй группы рекомендуется 20 ванн, с предельной продолжительностью 15—20 мин каждая.

Детям до двух лет, а также тем, которые страдают острыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта, воспалением почек, пороками сердца, базедовой болезнью, малокровием, рекомендуются не солнечные, а световоздушные ванны.

         Дети старше 1,5 года принимают ванны в трусах и легкой обуви или босиком. Во время процедуры они могут бегать, играть, заниматься гимнастикой или работать на участке.

Световоздушные ванны лучше проводить утром, от 8 до 10 ч, в тени под деревьями, тентом, навесом, в местах, защищенных от ветра. Общее число ванн в летний сезон ограничивается 25—30 процедурами.

Водные процедуры

         Водные процедуры могут быть местными процедуры (yмывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Их начинают с таких температур воды, которые не вызывают большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28—36°), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках — еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим , полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Так как водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их следует проводить после утреннего или дневного сна.

         Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2—3 дня) снижают на 1° и доводят ее для детей от 2 до 3 лет — до 16°, для детей 3 лет и старше — до 14°.

Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2—3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микробов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3—4 дня, снижается на 1° и доводится с 36 до 20° для детей от 1,5 до 3 лет и до 18—16 для детей 4—7 лет. Можно проводить и контрастные ножные ванны. При этом ребенку поочередно поливают ноги из двух леек, в одной температура воды все время остается постоянной (36°), в другой температура воды через каждые 2—4 дня понижается на 1—2° и доводится с 35 до 18°. Обливают стопы и голени ребенка. Продолжительность процедуры для детей дошкольного возраста —3—5 мин. Во время ножных ванн ребенок все время производит движения ногами; топтание на месте, сгибание и разгибание пальцев. Ножные ванны оказывают наилучший эффект в тех случаях, когда ноги детей в начале процедуры не холодные, а теплые (например, после утреннего или дневного сна).

         Обтирание можно начинать с трехмесячного возраста. Детям первого года жизни, а также ослабленным детям старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1—2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения.

Для проведения обтирания следует все приготовить заранее, чтобы дети в обнаженном виде не ждали процедуры. Мальчиков и девочек после 3 лет обтирают отдельно.

Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз, наливают воду нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем. С 5—7 лет детей приучают обтираться самостоятельно, помогая им смочить рукавичку и обтереть спину. Рукавички после употребления кипятят и сушат.



Предварительный просмотр:

Меню ребенка в 2 годапринципы питания

Двухлетние дети постепенно приобщаются к взрослой пище, однако полностью переходить на общий стол в этом возрасте еще рано. О каких особенностях питания 2-летнего ребенка следует помнить родителям, какие продукты пока еще рано пробовать малышу и как лучше всего построить меню для ребенка данного возраста?

Режим питания

В двухлетнем возрасте питание детей становится четырехразовым и включает завтрак и обед, а также полдник и ужин. Более частые приемы пищи плохо сказываются на аппетите, а более редкие – на переваривании пищи и самочувствии малыша. Перерывы между приемами пищи составляют 3,5-4 часа.

Принципы правильного питания

Соотношение белков и жиров, а также углеводов в питании ребенка2 лет должно составлять 1:1:4 или 1:1: 3. Белки выступают основным строительным материалом для роста организма ребенка, поэтому в детском рационе должны быть такие их источники, как молочные продукты, птица, мясные продукты, блюда из яиц, рыба. Углеводы выступают главным источником энергии для детского организма. Ребенок получает их из круп, фруктов, сахара, хлеба, овощей. Жиры также нужны для энергетических потребностей тела ребенка.

Двухлетний ребенок получает в среднем 1400-1500 ккал в день.  По калорийности приемы пищи должны быть распределены так: 25% калорий на завтрак, 30% калорий на обед, 15% калорий на полдник и 30% на ужин.

Важно обеспечить достаточное поступление макро- и микроэлементов, особенно тех, которые отвечают за состояние костей.  Кальций ребенок будет получать из творога, молока, сыра, гороха, кураги, капусты, чернослива, овсяной крупы и других продуктов.

Специи и соль в блюдах ребенка должны быть в минимальном количестве.

Потребности ребенка в 2 года

Ежедневно малыш должен употреблять молочные продукты. Кефир рекомендован в количестве до 200 мл в день.

Помимо желтка, можно начинать давать и белок вареного яйца. Нормой считается половина сваренного яйца в день.

Сыр малышу рекомендуют лишь с небольшой жирностью и в количестве 20 г в неделю.

Творог рекомендуется по 50 г в день. Его можно смешивать с фруктами, сметаной, сахаром. Также из творога можно готовить пудинги, сырники, вареники.

Мясные блюда готовят из нежирной телятины, говядины и свинины. Также детям дают курятину. Эти блюда рекомендуются для употребления в первой половине дня, поскольку они долго перевариваются. Достаточным количеством мяса в день для 2-летнего ребенка считают 50-80 г. Допустимо включить в рацион ребенка нежирную вареную колбасу и постную вареную ветчину. Также в два года можно начать предлагать ребенку тушеное кусочками мясо и паштет из печени.

Несколько раз в неделю ребенку мясное блюдо заменяют рыбным.  Рыбу отваривают, тушат, из нее также делают котлеты и фрикадельки. Двухлетнему малышу можно дать кусочек сельди. За неделю ребенок должен съедать до 175 г рыбы.

Овощи малыш должен потреблять до 250 г в день, но при этом картофеля советуют употреблять до 150 г в день. Овощные пюре могут быть однокомпонентными или сложными. Двухлетнему ребенку можно давать капусту, свеклу, морковь, лук, тыкву, баклажаны, помидоры, репу, редис, огурцы, сладкий перец и другие овощи.

Фрукты и ягоды рекомендованы в количестве около 150-200 г в день.

В рационе могут быть макаронные изделия, а также мучные блюда.

Нормой хлеба считают до 100 г в день (пшеничного – примерно 70 г, ржаного – около 30 г).

Нормой кондитерских изделий является 10 г в день, а сахара – до 50 г в день.

Помимо каш, ребенок может попробовать крупяные запеканки, а также детские мюсли.  Полезнее всего овсяная, гречневая и рисовая каша, а также просо и кукуруза. В рацион двухлетнего ребенка уже можно ввести ячневую кашу.

В овощные блюда следует добавлять растительное масло в количестве до 6 г в день.

Сливочное масло советуют употреблять до 16 г в день.

Двухлетние дети постепенно приобщаются к взрослой пище, однако полностью переходить на общий стол в этом возрасте еще рано. О каких особенностях питания 2-летнего ребенка следует помнить родителям, какие продукты пока еще рано пробовать малышу и как лучше всего построить меню для ребенка данного возраста?

Потребности ребенка в 2 года

Ежедневно малыш должен употреблять молочные продукты. Кефир рекомендован в количестве до 200 мл в день.

Помимо желтка, можно начинать давать и белок вареного яйца. Нормой считается половина сваренного яйца в день.

Сыр малышу рекомендуют лишь с небольшой жирностью и в количестве 20 г в неделю.

Творог рекомендуется по 50 г в день. Его можно смешивать с фруктами, сметаной, сахаром. Также из творога можно готовить пудинги, сырники, вареники.

Мясные блюда готовят из нежирной телятины, говядины и свинины. Также детям дают курятину. Эти блюда рекомендуются для употребления в первой половине дня, поскольку они долго перевариваются. Достаточным количеством мяса в день для 2-летнего ребенка считают 50-80 г. Допустимо включить в рацион ребенка нежирную вареную колбасу и постную вареную ветчину. Также в два года можно начать предлагать ребенку тушеное кусочками мясо и паштет из печени.

Несколько раз в неделю ребенку мясное блюдо заменяют рыбным.  Рыбу отваривают, тушат, из нее также делают котлеты и фрикадельки. Двухлетнему малышу можно дать кусочек сельди. За неделю ребенок должен съедать до 175 г рыбы.

Овощи малыш должен потреблять до 250 г в день, но при этом картофеля советуют употреблять до 150 г в день. Овощные пюре могут быть однокомпонентными или сложными. Двухлетнему ребенку можно давать капусту, свеклу, морковь, лук, тыкву, баклажаны, помидоры, репу, редис, огурцы, сладкий перец и другие овощи.

Фрукты и ягоды рекомендованы в количестве около 150-200 г в день.

В рационе могут быть макаронные изделия, а также мучные блюда.

Нормой хлеба считают до 100 г в день (пшеничного – примерно 70 г, ржаного – около 30 г).

Нормой кондитерских изделий является 10 г в день, а сахара – до 50 г в день.

Помимо каш, ребенок может попробовать крупяные запеканки, а также детские мюсли.  Полезнее всего овсяная, гречневая и рисовая каша, а также просо и кукуруза. В рацион двухлетнего ребенка уже можно ввести ячневую кашу.

В овощные блюда следует добавлять растительное масло в количестве до 6 г в день.

Сливочное масло советуют употреблять до 16 г в день.

Какие давать жидкости?

Воды на каждый килограмм веса 2-летнего ребенка требуется по 100 мл в день.  В это суточное количество воды включают любые жидкости, которые употребляет ребенок (супы, компоты, молоко и другие). Если погода жаркая, объем жидкости должен быть повышен. В среднем ребенку в возрасте двух лет советуют пить 1500 мл воды в день.

Двухлетнему ребенку можно давать некрепкий чай, настой шиповника, компот, какао, молоко, фруктовые и овощные соки. Сок рекомендуют пить в количестве до 150 мл в день.

Как составлять меню?

На завтрак ребенку дают основное блюдо в количестве 200 г и напиток в объеме 100-150 мл, а также хлеб с маслом или сыром.

На обед ребенку полезно съесть салат из свежих овощей или другую закуску в количестве 40 г и первое блюдо в объеме 150 мл. Также на обед малышу дают мясное или рыбное блюдо в количестве 50-80 г и гарнир в количестве 100 г. Помимо этого, в обед дают напиток, объем которого будет составлять 100 мл.

На полдник ребенку рекомендуется молоко или кефир в объеме 150 мл, а также печенье (15 г) или домашняя выпечка (45 г). Кроме того, на полдник стоит давать фрукты или ягоды.

На ужин ребенку, как и на завтрак, дают основное блюдо в количестве 200 г и напиток в объеме 150 мл

Ребенок двухлетнего возраста может питаться в течение недели по примерно такому меню:

День недели

Завтрак

Обед

Полдник

Ужин

Понедельник

Манная каша (200 г)

Чай с молоком (100 мл)

Хлеб с маслом (30 г/10 г)

Салат из капусты с яблоком (40 г)

Борщ (150 мл)

Рыбная паровая котлета (60 г)

Отварной рис (100 г)

Яблочный сок (100 мл)

Хлеб (50 г)

Кефир (150 мл)

Печенье (15 г)

Свежее яблоко (50 г)

Картофельные биточки с яйцом (200 г)

Настой шиповника (150 мл)

Хлеб (20 г)

Вторник

Сырники со сметаной (200 г)

Молоко (150 мл)

Хлеб с маслом (30 г/10 г)

Салат из моркови (40 г)

Суп с рыбными фрикадельками (150 мл)

Картофельное пюре (100 г)

Компот из сухофруктов (100 мл)

Хлеб (50 г)

Йогурт (150 мл)

Молочный коржик (50 г)

Гречневая каша (150 г)

Печеночный паштет (50 г)

Кисель (150 мл)

Хлеб (20 г)

Среда

Омлет (80 г)

Какао с молоком (150 мл)

Хлеб с сыром (30 г/10 г)

Салат из свежих овощей (40 г)

Борщ (150 мл)

Пюре из овощей (100 г)

Фрикадельки из говядины (60 г)

Настой шиповника (100 мл)

Хлеб (50 г)

Кефир (150 мл)

Запеченные яблоки (60 г)

Печенье (15 г)

Рисовая запеканка (200 г)

Чай с молоком (150 мл)

Хлеб (20 г)

Четверг

Овсяная каша с яблоками (200 г)

Молоко (100 мл)

Хлеб с маслом (30 г/10 г)

Салат из моркови и яблока (40 г)

Суп-пюре из тыквы (150 мл)

Куриная фрикаделька (60 г)

Пюре из цветной капусты (100 г)

Томатный сок (100 мл)

Хлеб (50 г)

Ягодный смузи из кефира (150 мл)

Печенье (15 г)

Тушеные овощи (200 г)

Чай с медом (150 мл)

Хлеб (20 г)

Пятница

Творожная запеканка (200 г)

Какао с молоком (100 мл)

Хлеб с маслом (30 г/10 г)

Зеленый горошек с маслом (40 г)

Рассольник домашний (150 мл)

Гречневая каша (100 г)

Бефстроганов (50 г)

Компот из яблок и груш (100 мл)

Хлеб (50 г)

Кисель (150 мл)

Сухарик домашний (15 г)

Картофельные котлеты с индейкой (200 г)

Кефир (150 мл)

Хлеб (20 г)

Суббота

Рисовая молочная каша с курагой (200 г)

Чай с молоком (150 мл)

Хлеб с сыром (30 г/10 г)

Селедочный паштет (40 г)

Свекольник (150 мл)

Каша кукурузная (100 г)

Тушеный кролик (50 г)

Морковно-яблочный сок (100 мл)

Хлеб (50 г)

Молоко (150 мл)

Печенье (15 г)

Картофельно-овощная запеканка (200 г)

Кефир (150 мл)

Хлеб (20 г)

Воскресенье

Молочная вермишель (200 г)

Какао с молоком (100 мл)

Хлеб с маслом (30 г/10 г)

Салат из свеклы (40 г)

Суп с говяжьими фрикадельками (150 мл)

Пюре из картофеля и зеленого горошка (100 г)

Компот из ягод (100 мл)

Хлеб (50 г)

Кефир (150 мл)

Печенье (15 г)

Омлет (50 г)

Пшенная каша молочная (150 г)

Чай с молоком (150 мл)

Хлеб (20 г)

Что включать в рацион нельзя?

В двухлетнем возрасте детям не дают:

Жареные блюда.

Майонез и кетчуп.

Шоколад.

Молочные продукты с ароматизаторами, загустителями, красителями и другими добавками.

Сардельки и сосиски.

Перловую кашу.

Спред и маргарин.

Мясо утки и гуся.

Копчености.

Маринованные продукты.

Грибы.

Соленую рыбу и морепродукты.

Газированные напитки.

Кофе.

Какими способами лучше готовить пищу?

Пищу для двухлетнего ребенка отваривают, запекают, тушат, варят на пару. Жареное пробовать детям такого возраста пока еще рано. При этом еду уже меньше измельчают, а чаще предлагают размятой вилкой и кусочками. Овощи можно давать как обработанными, так и сырыми.

Примеры полезных рецептов

Салат из свеклы с огурцом и зеленым горошком

Возьмите 50 г свеклы и по 25 г свежего огурца и зеленого горошка. Горошек и свеклу отварите. Огурец мелко нарежьте, добавьте сваренный горошек и натертую свеклу. Заправьте 5 г подсолнечного масла.

Салат из яблок и чернослива

Помойте и почистите яблоко (70 г, натрите на крупной терке. Чернослив (30 г) очистите от косточек и ненадолго замочите, после чего мелко нарежьте. Соедините тертое яблоко и нарезанный чернослив, добавьте чайную ложечку сахара или меда.

Суп с рыбными фрикадельками и картофелем

Возьмите 300 мл рыбного бульона, доведите до кипения, положите в него порезанные на небольшие кубики картофель (50 г, морковь (15 г, репчатый лук (10 г) и корень петрушки (5 г). Варите до готовности овощей, затем положите в суп фрикадельки из рыбного филе. Для них возьмите 60 г филе, половинку куриного яйца, 10 г мякиша белого хлеба и 20 мл молока. Дождитесь, пока фрикадельки всплывут. Заправьте суп свежим укропом (3 г).

Паровой мясной рулет с омлетом

Приготовьте котлетную массу из 100 г мяса, четверти куриного яйца, 30 мл молока и 20 г белого хлеба. Хорошо перемешайте ингредиенты и выложите на марлю, смоченную прохладной водой. Должен получиться слой фарша толщиной около 1,5 сантиметра. Отдельно приготовьте паровой омлет из одного яйца и 25 мл молока. Положите омлет на мясной фарш, осторожно соедините края марли, чтобы получился рулет. Готовьте на пару примерно 30 минут.

Печеный омлет:

Белки 2-х яиц отделите от желтков. В белки добавьте щепотку соли и взбивайте их в пышную пену. Постепенно по одному вбивайте желтки, не переставая взбивать яйца (желательно делать это миксером). Влейте в массу 2 ст. л. молока и всыпьте 1 ст. л. муки. Запекать омлет можно в духовке или мультиварке (чашу и форму немного смажьте). Время запекания – около 10-15 минут (должна появится туга корочка). Нарежьте кубиками порционно и подавайте

Пшенная каша с тыквой

Возьмите 150 мл молока или воды, доведите до кипения, добавьте почищенную и нарезанную кубиками тыкву (100 г) и оставьте вариться на 7-10 минут. В это время несколько раз промойте в горячей воде 30 г пшенной крупы. Всыпьте ее в воду или молоко с тыквой, добавьте ложечку сахара и варите примерно 1 час на маленьком огне. Подавайте со сливочным маслом.

Рисовая каша с яблоком «Шарлотка»:

Вскипятите 1 ст. молока или воды. Добавьте сахар и ваниль по вкусу. Всыпьте 0,5 ст. круглого риса, варите на медленном огне под закрытой крышкой 7-10 минут (при необходимости дополнительно добавьте жидкости). Половинку яблока порежьте мелкими кубиками. Всыпьте яблоко в кашу, выключите огонь. Запарьте кашу под крышкой (до 10 минут). Подавайте с кусочком масла и корицей (по желанию)

Паровой пудинг из творога с изюмом

На две порции возьмите 200 г творога, перетрите его через сито, добавьте 20 г промытого изюма. Разотрите желток куриного яйца с 20 мл молока и 16 г сахара. Соедините растертый желток с творожной массой, добавьте 10 г сливочного масла (предварительно его нужно растопить) и 4 чайные ложки манной крупы. Последним введите взбитый белок куриного яйца. Выложите получившуюся массу в смазанные маслом формочки. Готовьте на пару 30-40 минут.

Возможные проблемы

В двухлетнем возрасте ребенок стремится с самостоятельности. В это время у многих малышей начинает проявляться кризис развития, который затрагивает и сферу питания.

Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

Многие родители переживают, что ребенок питается недостаточно, на их взгляд, разнообразно. В двухлетнем возрасте малыши могут несколько дней есть одинаковое блюдо, и это является нормой.  Переживать не нужно, если ребенокест хотя бы один продукт из таких групп: молочные продукты, мясо, овощи, злаки и фрукты.  Например, если в меню малыша присутствуют бананы, картофель, курица, хлеб и кефир, его питание можно назвать разнообразным.

Если же ребенок совсем отказывается от пищи, настаивать и заставлять не нужно. Предлагайте малышу еду в определенное время (согласно установленному режиму питания, избегайте перекусов и позаботьтесь о том, чтобы еда была подходящей температуры и структуры. Лучшей тактикой будет постоянное предложение еды, но отсутствие доступа к легко усваиваемым сладостям и другим продуктам, которые ребенок может съесть между приемами пищи. Когда ребенок проголодается, он поест то, что вы ему даете.

Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?

В большинстве случаев плохой аппетит связан не с заболеваниями, а с наличием частых перекусов и отсутствием режима приема пищи.  Еще одна трудность может быть вызвана излишне большой порцией. Увидев большое количество пищи, обескураженный ребенок поспешит вообще отказаться от еды. Лучше всего давать ребенку еду в небольшом количестве, а когда он все съест, предложить добавку.

Однако ухудшение аппетита действительно бывает признаком болезни, например, заболеваний пищеварительного тракта или любых острых инфекций. На мысль, что плохой аппетит связан с болезнью, родителей может навести присутствие других симптомов – повышенной температуры, тошноты, снижения веса, изменений стула и прочих.

Старайтесь привить ребенку здоровые пищевые привычки. Лучше всего, если ребенок будет есть за столом вместе с другими членами семьи.

Никогда не используйте еду в виде поощрения и не обещайте ребенку что-то за опустошенную тарелку.

Советы

Старайтесь давать ребенку меньше сдобы, изделий из песочного теста, пирогов, пирожных и подобных продуктов. У них высокая калорийность и низкое содержание полезных нутриентов. К сладостям, которые можно давать двухлетнему малышу, относят пастилу, джем, мед, печенье, варенье, вафли, повидло, мармелад, зефир.

Если вы даете ребенку творог, не предназначенный для детского питания, он всегда должен проходить тепловую обработку.

Рекомендуется улучшать вкус еды сухофруктами, тушеными овощами, фруктами. Облегчить введение в рацион каш можно, периодически заменяя их макаронами, котлетами, выпечкой, салатами.

года – идеальный возраст для ввода бобовых. Рекомендуется периодически готовить пюре или паштеты из фасоли, горошка, чечевицы.

Так как кашу для 2-летнего ребенка советуют варить полувязкую, то жидкости нужно брать в 4 раза больше, чем крупы. Варить каши можно как на воде, так и на фруктовом или овощном отваре и на молоке.

Не позволяйте ребенку есть на ходу, так как это опасно.

Если ваш ребенок до сих пор пьет из бутылочки, в двухлетнем возрасте стоит от нее уже отказаться. Малышам, которые пока не освоили обычную чашку, купите специальную (тренировочную).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание солнцем

Закаливание солнцем...

Закаливание солнцем

Интенсивное закаливание подразумевает методы закаливания, при которых имеет место контакт обнаженного тела ребенка (или части тела) со снегом, ледяной водой или воздухом отрицательной температур...

Закаливание солнцем

Физиологическое действие солнечных лучей на детский организм наиболее сильно по сравнению с другими природными факторами закаливания. Как известно, солнечный свет состоит из различных лучей, имеющих н...

ЛЕТО - САМАЯ ЛУЧШАЯ ПОРА ДЛЯ ЗАКАЛИВАНИЯ СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА!

Воздушные процедуры - самая легкая форма закаливания.Свежий воздух -основа закаливания. Он стимулирует обмен веществ, повышает настроение и иммунитет, улучшает сон и аппетит. Воздушные ...

Закаливание солнцем

Закаливание солнцем...

Закаливание солнцем - солнечные ванны для закаливания детей

Солнечные ванны проводятся только после медицинского осмотра детей и заключения врача об индивидуальной дозировке, которая находится в строгом соответствии с возрастными и индивидуальными особенн...