Корригирующая гимнастика, как средство профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Середина Светлана Анатольевна

Корригирующая гимнастика, как средство профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrigiruyushchaya_gimnastika.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Корригирующая гимнастика, как средство профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата.

Костная система детей дошкольного возраста богата хрящевой тканью, поэтому кости ребенка мягки, гибки, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных факторов. Нарушение осанки у ребенка чаще всего развивается из-за слабости мышечного корсета и длительного пребывания в неправильных позах, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игр, при различных видах деятельности. Нарушения осанки отрицательно сказывается на работе сердечно - сосудистой и дыхательной системы, искажают форму тела. Дефекты осанки отражаются и на состоянии нервной системы, функционировании внутренних органов и могут привести к серьезным заболеваниям, которые с трудом поддаются лечению. А самое опасное – это то, что последствия неправильной осанки ведут к сколиозу. Сколиоз – одно из самых тяжелых заболеваний – это боковое искривление позвоночника в плоскости спины и скручивание его вокруг своей оси (межреберный горб). Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях - у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанка. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов.

Для решения этой задачи необходимо:

 обеспечить условия для формирования правильной осанки;

 знать родителям и научить ребенка, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;

 научить ребенка сознательно и бережно относиться своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику;

 доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

       Для закрепления правильной осанки, а также повышения эмоционального фона рекомендуется проводить игровые занятия корригирующей гимнастики и подвижные игры, направленные на фиксацию правильной осанки. Корригирующая гимнастика показана всем детям, так как это единственное средство, позволяющее эффективно укрепить мышечный корсет.

Упражнения на ощущение правильной осанки.

    Показать детям правильное положение тела в стойке. Стать спиной к стене, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение тела, отойти от стены, сохраняя принятое положение. В этом случае полезны следующие упражнения.

1.И.п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

2. И.п.- то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

3. И.п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке. Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Упражнение на укрепление мышц,

формирование мышечного корсета.

     Упражнения можно выполнять с предметами (мяч, гимнастическая палка, фитболы, гимнастическая стенка и др.), и в различных И.п.: стоя, в седе, в упорах лежа на спине, на животе, на боку.

      Рекомендуются упражнения из исходного положения (И.п): лежа на спине «велосипед», «уголок», «ножницы», «поднимание туловища»;

 из И.п.: лежа на животе «плавание в стиле «Брасс», «самолет», «лодочка», «морская звезда» и др.

     Физические упражнения, выполненные под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект. Исправление нарушений осанки - процесс длительный. Поэтому занятия должны проводиться систематически, не реже 3-х раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением физических упражнений в домашних условиях.

     Нужно вводить эти упражнения в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, ритмическую гимнастику, физкультурные минутки. Своевременное воздействие на формирующуюся осанку в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнутся профилактика и коррекция различных видов нарушения осанки, тем больше вероятность того, что в школе у ребенка не возникнет проблем с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах. Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

 

Упражнения и игры для профилактики и

коррекции нарушения осанки

    «Морская звезда» Цели: формирование правильной осанки, улучшение координации движений. И.п.: лежа на животе, поднять руки и ноги в стороны. Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах.

   «Самолет» Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса. И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны — «полетели самолеты». Удерживать позу 5—10 с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.  

     «Плавание на байдарках» Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук. И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вытянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз

     «Кошечка» Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника. И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. «Кошечка сердится» — спина круглая, голову опустить как можно ниже. «Кошечка добрая, ласковая» — прогнуть спину, голову приподнять.

     «Уголок» Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей. И.п.: лежа на спине, вытянуть сомкнутые ноги. Приподнять ноги и голову одновременно и удерживать 1—2 сек., спина прижата к ковру. (Второй вариант: спина отрывается от пола и приподнимается вместе с головой.)

    «Самолет» Цели: укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование навыка правильной осанки. И.п. — о.с: развести руки в стороны и поднять их на уровне плеч. Выполнять повороты в стороны, ноги поставить на ширине плеч. (Второй вариант: пятки вместе, носки врозь, руки на пояс, присесть, развести руки в стороны. Вернуться в и.п.)

    «Ходим в шляпах» Цели: формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений. Положить на голову легкий груз — «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходить по залу, сохраняя правильную осанку.

   «Черепахи» Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах верхних и нижних конечностей. И.п.: встать на четвереньки с опорой на колени и кисти рук. Передвигаться вперед, одновременно переставляя правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять.

     Игра-упражнение «Жучок на спине» Цель: формирование правильной осанки. И.п.: лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал неудачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.

    «Не расплескай воду» Цель: формирование правильной осанки. И.п. — о.с: ноги вместе. Руками на лопатках держится палка (коромыслом). Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома. Наклон в правую, а затем в левую сторону (импровизация зачерпывания воды). Гордой легкой походкой он передвигается с «коромыслом» по залу.

    Комплекс «Веселый гномик» Цель: коррекция сутулости. В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал? И.п. — о.с. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх ладонями вперед, вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз. И.п. — о.с. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в «замке» руки, прогнуться спиной назад; фиксировать положение спины, вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 40—50 с. И.п. — о.с: ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями книзу, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины, вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 1—2 мин. И.п.: стойка на коленях, руки внизу. Наклониться назад, прогибаясь в спине, руки поднять вверх, в стороны, вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5—6 раз с интервалом в 30—40 с. И.п.: стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями кверху; фиксировать положение спины, вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4—5 раз с интервалом в 1—2 мин. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад, вернуться в и.п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 1—2 мин. И.п.: сидя на гимнастической скамейке (стуле), руки на поясе. Медленно поднимая голову впередназад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фиксировать положение спины, вернуться в и.п. Повторить 5—6 раз в медленном темпе с интервалом в 2—3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение с элементами упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата "Красная шапочка и серый волк"

Это развлечение я проводила с детьми старшей группы в начале учебного года. Роли исполняли дети этой же группы....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"

Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д...

Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Семинар-практикум для родителей «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата»

сформировать элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка и способах профилактики плоскостопия у детей....

Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка...

Конспект занятия по физической культуре по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата с элементами дыхательной гимнастики

Конспект занятия по физической культуре по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата с элементами дыхательной гимнастики...

Двигательные упражнения в режимных моментах как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста

Систематическая и целенаправленная профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников предусматривается, прежде всего, в процессе обязательных занятий по физической культуре, а также в ...