РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ
статья

Дементьева Ольга Анатольевна

Самостоятельная деятельность ребенка и его повседневные наблюдения (дома, в детском саду и т. д.) за добросовестным трудом людей - обязательные условия трудового воспитания 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_i_detskogo_sada_v_trudovom_vospitanii.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может осуществляться, как в дошкольных образовательных учреждения, так и в семье. При этом приоритет имеет семейное воспитание. Актуальны слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни».

Педагогическим условием, совершенствующим трудовое воспитание в современной семье, является систематическая трудовая деятельность ребенка дома, которая способствует развитию в самом ребенке, таких личностных качеств, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которое развивает в нем трудовое сознание, способствует появлению трудолюбия, а как следствие умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Если учесть, что дети очень любят подражать взрослым и при этом испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела, то становится понятным насколько важно всем членам семьи при выполнении каких-либо домашних дел всегда быть примером для своего ребенка. Основной принцип трудового воспитания в семье состоит в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. К пяти-шести годам дети могут помогать в работе по дому и хозяйству, в уходе за огородом, садом, домашними животными. Их можно и нужно привлекать к обсуждению некоторых важных для семьи вопросов: как украсить, благоустроить квартиру (что хотят купить, смастерить), о ком из членов семьи и как надо позаботиться, куда поехать вместе отдыхать.

Главное не в том, чтобы дети поняли и запомнили трудовые процедуры (это им еще не под силу, да и не нужно); главное, чтобы они поняли цель различных видов трудовой деятельности, ее результаты, а также отношение людей, прежде всего самых близких - родителей, бабушки, дедушки, - к работе, как ее выполняют. Родителям необходимо помнить: их отношение к работе — важнейший фактор трудового и нравственного воспитания ребенка.

Самостоятельная деятельность ребенка и его повседневные наблюдения (дома, в детском саду и т. д.) за добросовестным трудом людей - обязательные условия трудового воспитания.

При этом детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Именно на это нацелена обычность деятельность детского сада, что отражено в ее программе.

Воспитатели старших групп используют все средства трудового воспитания в комплексе, что оказывается ценным для формирования у детей нравственно-волевых качеств, таких, как эмоционально-осознанное поведение при выполнении порученного дела, желание и способность преодолеть трудности для реализации цели и др. С детьми проводят беседы, организуют экскурсии на предприятия (например, на завод, в библиотеку), учат наблюдать за трудом взрослых (например, дворников, водителей, строителей во время прогулки с детьми и т. д.). При этом преследуется главная идея, выражаемая в доступной для детей форме: работа всякая нужна, работа всякая важна.

В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей.

Средства трудового воспитания дошкольников должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых; о труженике, его отношении к делу; о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступным им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания в процессе деятельности положительного отношения к труду и установления доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

 Такими средствами являются:

• ознакомление с трудом взрослых;

• обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

• организация труда детей в доступном им содержании.

В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется в процессе постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками.

Интересные результаты были получены С. Н. Теплюк. Она наблюдала за детьми 2 – 3 лет, которым было предложено перенести песок в ведрах, наполняя песочницу. Эксперимент показал, что малышей не устраивали трудовые действия «понарошку». Секрет заключался в том, что, хотя уровень песка во всех ведрах был одинаков, вес их был разным за счет наличия в них подкладного дна. Почувствовав разницу в весе, малыши предпочитали выбирать то ведро, которое было потяжелее. По-видимому, их привлекало ощущение «мышечной радости», связанной с приложением физических усилий.

Труд помощника воспитателя хорошо понятен малышам, ведь они тоже участвуют в наведении порядка в групповой комнате. Поэтому их легко подключить к помощи взрослому. Дети видят, как помощник воспитателя протирает рамы, подоконники. Воспитатель предлагает малышам протереть свои стульчики. Предложение охотно принимается. Таким образом, дети не только приобретают навык, но и подражают в работе помощнику воспитателя. А закончив дело, удовлетворенно отмечают: «Мы помогли Татьяне Ивановне.». Привлекая малышей в помощь себе, взрослый выполняет двойную роль: с одной стороны, он сам осуществляет какие-либо трудовые действия, с другой – руководит деятельностью детей, показывает, разъясняет, оказывает помощь, не допускает переутомления. При этом он одновременно демонстрирует свои умения, свое отношение к делу и поддерживает желание детей действовать уверенно.

В средней группе дети могут подражать умелым действиям старших, испытывают гордость от своего участия в общем труде. Позиция взрослого остается примерно такой же, как в младшей группе.

Участие в труде взрослых оказывает влияние и на создание в группе трудовой атмосферы. Постепенно дети начинают осознавать необходимость постоянной заботы о поддержании порядка, важность каждодневных, кажущихся незначительными трудовых дел и сами начинают проявлять активность: замечая беспорядок, сразу включаются в труд.

В старшем дошкольном возрасте возможности вовлечения детей в трудовую деятельность взрослых расширяются, но мера детского участия в труде различна. «Степень сотрудничества, – пишет Е. И. Радина, – зависит от конкретного содержания труда и возраста детей, а также от того, сколько взрослых, и кто именно принимает участие в труде».

Когда ознакомление с трудом происходит непосредственно в процессе деятельности и взрослый становится примером дня подражания, он, прежде всего, показывает свое положительное отношение к порученному делу, предвосхищает радость, которую доставит людям будущим результатом, выражает свою готовность включиться в выполнение задания, а в процессе действий многократно оценивает промежуточные результаты, приводит примеры самоконтроля своих действий.

Позиция партнера – это особый прием в работе педагога. Он проявляет себя как партнер, истинные его задачи – не выполнение какого-либо дела, а воспитание и обучение дошкольников. Такая позиция помогает взрослому показывать способы выхода из складывающихся ситуаций, дети же охотно принимают предложения и советы. За взрослым остается роль организатора деятельности, так как именно в ее организации дети испытывают трудности. Таким образом, взрослый координирует действия детей, побуждает к самостоятельности, помогает преодолевать трудности, развивает инициативу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и детского сада в нравственном воспитании поколения. родительское собрание

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле  – долг и обязанность воспитателя. Очень важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенк...

Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании физически здорового ребенка»

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста.Роль и важность воспитания в физ...

консультация- "Роль семьи и детского сада в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста "

В докладе представлены методические рекомендации и опыт работы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников в сотрудничестве с родителями. Основной задачей в решении этого вопроса является создан...

Роль семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Воспитывать своего ребенка - великое ис...

Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

Доклад "Роль семьи и детского сада в формировании трудовых навыков у детей дошкольного возраста"

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необход...