"Оздоровительный бег".
статья (старшая группа)

Наталья Витальевна Иванова

В статье я описываю применение элементов здоровьесберегающей технологии "Оздоровительный бег" в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Применение элементов технологии

      «оздоровительный  бег»  в детском саду.

Здоровье – важнейшее условие нормальной  жизнедеятельности  и  состояния общества и каждого человека. Здоровье надо рассматривать не только как нормальную структуру и функцию организма, отсутствие жалоб и каких-либо болезненных проявлений, но и как уровень адаптации организма к условиям среды, возможность приспособиться к повышенным и меняющимся её требованиям без болезненных проявлений. Поэтому важнейшим критерием здоровья является функциональное состояние организма, уровень его жизнеспособности, адаптации к физическим нагрузкам. То есть уровень здоровья человека обусловлен комплексом клинических, морфологических, функциональных и адаптационных факторов.

По данным Всероссийской диспансеризации 31 млн. детей – здоровыми признаны меньше половины. Значительная часть детей дошкольного возраста имеют различные хронические заболевания, дефекты физического развития. Поскольку период дошкольного детства является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течении всей последующей жизни. Педагоги дошкольного образования должны максимально интенсивно использовать этот период для формирования основ здоровья ребёнка и его представлений о здоровом образе жизни.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического, психического и нравственного здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Одним из таких механизмов может служить организация системы оздоровительного бега в условиях дошкольной  организации.

Максимальную пользу для укрепления здоровья детей оказывает АЭРОБНАЯ нагрузка. В условиях дошкольного учреждения из всего многообразия аэробных упражнений наиболее доступен бег трусцой. Он не требует создания специально подготовленной материально-технической базы и больших финансовых затрат. Во время бега увеличивается потребление кислорода, увеличивается газообмен, происходит щадящая тренировка сердечной мышцы, укрепляются все системы организма. Глубокое и частое дыхание  бегущего ребёнка является прекрасной дыхательной гимнастикой, во время которой массируются лёгкие, печень, селезёнка, желудок, кишечник. В классическом значении оздоровительный бег рекомендуется как средство формирования и совершенствования сердечно-сосудистой системы ребёнка.

Но, не менее важное значение оздоровительный бег оказывает на психоэмоциональное состояние ребёнка. Бег – прекрасное средство укрепления психики. При систематических аэробных пробежках происходит улучшение подвижности нервных процессов. Дети, регулярно занимающиеся бегом, менее подвержены плохому настроению и угнетённым состояниям. Бег уравновешивает нервную систему и является профилактикой повышенной тревожности, агрессии и невропатических состояний детей дошкольного возраста.

Много написано о теории и методике проведения оздоровительных пробежек  (Ю. Е. Антонов; Ю. Ф. Змановский; В. Г. Алямовская и другие). Но,  реализуя на практике  систему оздоровительного бега, необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями для педагогов, начинающими внедрять практику оздоровительного бега в дошкольной организации. Педагогам ДОУ следует помнить, что оздоровительный бег в аэробном режиме это лечебно-профилактическая процедура, а не спортивное упражнение, предъявляющее повышенные требования к ребёнку. На первом этапе обучения детей оздоровительным пробежкам имеет смысл разделить группу на подгруппы по индивидуальным физическим и психологическим особенностям.  В одну группу включить здоровых высокой или средней активности детей , во вторую – малоподвижных, с избыточным весом детей, и в третью – детей, имеющих временные или постоянные противопоказания к занятиям по состоянию здоровья. Дети третьей группы вместо пробежки совершают прогулку шагом в темпе от среднего до быстрого. Детей первой и второй групп целесообразно направить по разным маршрутам (кругам, дорожкам). Время пробежки у них будет одно, а темп разный. Необходимо приучать детей бежать каждому в своём комфортном для него темпе. Когда дети научатся контролировать темп на протяжении всей дистанции , первую и вторую группы можно объединить. В таком случае дистанция для всех детей будет одна, а темп – разный.

Необходимо исключить соревновательность между детьми. Необходимо зафиксировать внимание педагогов на этом аспекте. Естественная психологическая потребность детей, особенно мальчиков, быть «победителем», мотивирует их поднять темп для того, чтобы закончить дистанцию первым. В этот период педагогу необходимо контролировать темп  бега и не допускать его повышения. В данном случае мы должны руководствоваться принципом «лучше недодать, чем передать», ведь бесконтрольные занятия физическими упражнениями, без учёта основных принципов физического воспитания и адаптационных способностей организма дошкольника могут принести вред его здоровью. Регулировать темп бега можно, поставив ведущим ребёнка, который может бежать в спокойном темпе. Наиболее удобно, когда педагог на протяжении всего времени пробежки бежит вместе с детьми, сбоку от группы. Таким  образом, он может контролировать темп и физическое состояние детей, делая необходимые остановки для измерения пульса. Детей дошкольного возраста очень затруднительно (мы бы сказали, невозможно) научить контролировать свой пульс. Но дети очень чувствительны к своему состоянию – как правило, когда дети начинают работать с использованием кислородного долга (частота сердечных сокращений превышена от исходного уровня более 60%), они переходят на шаг либо останавливаются.  Педагог  должен научиться  определять физическое состояние детей по внешнему виду и по пульсу. Оздоровительный эффект пробежки возможен при повышении частоты сердечных сокращений от 30% до 50% от исходного уровня.

В дошкольной практике оздоровительный бег лучше всего начинать с установлением тёплой комфортной погоды во время утренней гимнастике на улице и физкультуры на улице. Дети, и особенно родители, постепенно привыкают к тому, что каждое утро у них пробежка. С приходом осени важно не пропускать утренние пробежки, несмотря на плохую погоду. В период сильных ветров продолжительность оздоровительного бега следует сократить, а обязательные  общеразвивающие  упражнения перенести в помещение. Начинать оздоровительные пробежки с детьми дошкольного возраста рекомендовано с 30 секунд непрерывного бега для детей средних групп; 45 секунд непрерывного бега для детей старших групп; 1 минута непрерывного бега для детей подготовительной группы. К концу учебного года,  при правильной организации возрастающей нагрузки дети не чувствуют затруднений и спокойно пробегают 5-6 минут в средней, 6-7 минут в старшей,  и до 10 минут в подготовительной группах.

В современных условиях организовать в дошкольном учреждении пробежки в зимнее время года очень затруднительно. Позиция родителей в этом вопросе является определяющей, и, как правило, она негативна по отношению к пробежкам на улице в зимний период. Для сохранения достигнутых результатов можно использовать оздоровительный бег в зале (при соблюдении санитарно-гигиенических форм).

Прежде чем начинать работу по внедрению  оздоровительного бега в работу с дошкольниками, необходимо провести анкетирование родителей, в ходе которого выяснить отношение родителей к различным формам оздоровления. Для профилактики негативных реакций родителей целесообразно провести родительские дискуссионные встречи, на которых предложить к ознакомлению  материал о пользе оздоровительного бега для детей и обсуждению возможных трудностей. Наряду с этим хороший результат даёт и участие «сомневающихся родителей» в совместных спортивных праздниках, пробегах, кроссах ДОУ.

Необходимо и установление плодотворного сотрудничества и  целесообразного распределения нагрузки по фиксации и обработки результатов между медицинскими работниками, воспитателями групп и инструкторами по физ.культуре.

Несмотря на возможные трудности, внедрение оздоровительного бега в систему дошкольной практики позволяет добиться хороших результатов в сохранении здоровья воспитанников ДОУ и заметно сократить пропуски посещения детского сада. Результаты работы заметны уже после одного года работы по данному направлению.

И в заключении, хотим напомнить, что любые оздоровительные мероприятия, в том числе и оздоровительный бег, должны, прежде всего, приносить радость ребёнку и проходить на высоком эмоциональном фоне, что значительно усилит оздоравливающий  эффект.

                                                                                                 

                                     

                                                                               

                                           

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм р...

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В настоящее время  актуальна  проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...

Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"

Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...

Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми

В последнее время отмечается тендения к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большенстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнас...

Педагогическая копилка. Комплексы оздоровительной гимнастики после сна в группе оздоровительной направленности.

Уважаемые коллеги!  Я хочу поделиться с вами педагогической  копилкой, которую собирала не только я, нои мои коллеги: Рачева Татьяна Алексеевна, Пинигина Светлана Владимировна, Герасименоко ...