Долгосрочный проект "Мойдодыр" (формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста)
методическая разработка (младшая группа)

     Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
А вот как они это будут делать — зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
      Одна из задач воспитания детей младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке.
     Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Прежде всего, нам необходимо добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным   осуществлением

художественно-эстетического развития воспитанников

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Паспорт проекта

«Мойдодыр»

Автор: Шутова М.Л.

Должность: воспитатель

Петергоф

2019

Информационная карта проекта:

Пояснительная записка

     Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.        Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 % зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.     Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.

Актуальность проекта

     Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.
    Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения.    Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
А вот как они это будут делать — зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
     Одна из задач воспитания детей младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке.
    Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Прежде всего, нам необходимо добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе.
    Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.

Полное название проекта: «Мойдодыр»

Автор и руководитель проекта: воспитатель - Шутова Маргарита Леонидовна

Место проведения проекта: группа, музыкальный зал, районная детская библиотека.

Участники проекта: педагоги ГБДОУ, воспитанники, родители, официальные партнеры (библиотека)

Тип проекта (продолжительность): Познавательно-творческий, исследовательский, длительный (сентябрь – май 2020 г.)

Цель проекта: создание благоприятных условий для формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.

2.Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

4.Обогатить предметно-развивающую среду группы.

5.Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Ожидаемые результаты:

Дети от 3–4 лет должны:

- Следить за своим внешним видом.

 - Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания.

 -  Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

 - Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

 Предполагаемый результат проекта для родителей:

 -   Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

 - Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

 -   Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Возможности проекта для педагогов:

 -   Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного возраста.

 -  Формирование валеологической культуры.

-   Укрепление связи с родителями

Форма презентации проекта: творческий отчет

-  Изготовление книжек-малышек с родителями «Будь здоров, малыш!».

-  Консультации для родителей о здоровье.

Рекомендуемые формы работы, тематика и литература

- Наглядная информация для родителей на тему:«Как приучить ребёнка быть аккуратным»

- Блок познавательных НОД «Одежда», «Обувь»

- Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

- Наглядная информация для родителей на тему:«Как ухаживать за молочными зубами»

- Сюжетно-ролевая игра «Семья» - Темы: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Накроем на стол и накормим куклу»,  «Купание куклы».

- Оформление дежурного уголка.

- Чтение русской народной сказки  «Про непослушные ручки и ножки».

- Чтение художественной литературы К. Чуковского:«Мойдодыр »

- Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»

- Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

- Дидактические игры:  «Водичка, водичка», «Вымой руки»

- НОД на тему:  «Водичка, умой моё личико»

- НОД: «Путешествие в страну Здоровья»

- Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни»

- Дидактическое упражнение: «Что нужно кукле? » «Оденемся на прогулку»

- Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках.

- Знакомство с трудом мед.сестры (экскурсия в мед. кабинет)

- Развлечение «Приключение мыльного пузыря»

- Сюжетно-ролевая  игра «Больница»

- Наглядная информация для родителей на тему:  «Витамины в жизни ребёнка»

- Изготовление совместно с родителями книжек-малышек «Будь здоров!»

- Итоговое занятие НОД: «Вот какие мы большие»

- Совместное с родителями посещение районной детской библиотеки по теме «Мойдодыр!»

Этап

Формы работы,

название мероприятия

Задачи

Сроки

1

Обсуждение реализации проекта с детьми и родителями

Мотивация детей и родителей к деятельности и изучению предложенной темы

сентябрь

1

Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр

Приобщение к чтению художественной литературы,  народному фольклору, развивать память, речь, мышление.

сентябрь

1

Проведение консультации, размещение наглядной информации - «Как приучить ребёнка быть аккуратным»,             «Как ухаживать за молочными зубами»,                                        «Витамины в жизни ребёнка»

Расширить представления родителей о навыках КГН у детей 3-4 лет, включение родителей в участие в проекте.

октябрь

декабрь

февраль

1

Оформление дежурного уголка

Приобщение детей к дежурствам по группе

октябрь

2

Сюжетно-ролевая игра «Семья» - Темы: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Накроем на стол и накормим куклу», «Купание куклы»

 Презентация воспитателя Сри с последующим закреплением действий детей по сюжету Сригр

октябрь ноябрь декабрь январь февраль

2

НОД:  «Водичка, умой моё личико»

Привитие навыков КГН, привлечение детей к самостоятельной деятельности

сентябрь

2

Дидактические игры и упражнения:  «Водичка, водичка», «Вымой руки»,  «Умывалочка», «Делаем причёску»

Систематизация наработанного материала

сентябрь - апрель

3

НОД: «Путешествие в страну Здоровья»

Расширить представления детей о своем здоровье

январь

3

Знакомство с трудом мед.сестры (экскурсия в мед. кабинет)

Систематизация представления детей о своем здоровье

январь

3

Изготовление совместно с родителями книжек-малышек «Будь здоров!»

Совместная деятельность родителей и детей

апрель

2

Чтение русской народной сказки  «Про непослушные ручки и ножки»

Обогащать и систематизировать представления детей о навыках КГН через чтение художественных литературы

октябрь

2

Чтение художественной литературы К. Чуковского: «Мойдодыр»,                         «Федорино горе»

Обогащать и систематизировать представления детей о навыках КГН через чтение художественных литературы

декабрь

март

2

Продуктивная деятельность «Мойдодыр»

Развивать творческие способности детей через передачу впечатлений о прочитанном

2

Анкетирование родителей: «Здоровый образ жизни»

Взаимодействие с родителями

февраль

2

Наглядная информация для родителей на тему: «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков»

Взаимодействие с родителями

январь

2

Разучивание стихов о культурно-гигиенических навыках

Закрепление знаний детей о правилах КГН

октябрь - апрель

2

Двигательная деятельность. Подвижные игры «Мышеловка»,  «Зайка-попрыгайка»и др.

Развивать двигательную активность, координацию движений, физические качества.

октябрь - апрель

3

Сюжетно-ролевая  игра «Больница»

Презентация воспитателя Сри с последующим закреплением действий детей по сюжету Сри

февраль –

март

3

Изготовление совместно с родителями книжек-малышек «Будь здоров!»

Взаимодействие с родителями

март

3

НОД: «Вот какие мы большие»

Закрепление знаний детей о правилах КГН

апрель

3

Совместное с родителями посещение районной детской библиотеки по теме «Мойдодыр!»

Взаимодействие с родителями

март

3

Развлечение «Приключение мыльного пузыря»

Закрепление знаний детей о правилах КГН

апрель

 

Заключение

В результате реализации проекта, ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными. Ребенок шире познает окружающий мир, так пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т.д.), знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые), осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой — рубашка грязная).

    Благодаря созданию благоприятных условий и использованию разнообразных методических приемов, у детей младшего дошкольного возраста можно успешно сформировать культурно-гигиенические навыки.
Поэтому необходимо с малых лет приобщать ребенка в общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

    В ходе реализации проекта имеем следующие показатели:

  1. Дети научились самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома.
  2. Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдать элементарные правила поведения во время еды, умывания.
  3. Имеют элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
  4. Научились замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослого.
  5. Дети с желанием и интересом принимают участие в играх, направленных на формирование культурно – гигиенических навыков.

приложение

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности    

Тема: «Путешествие в страну Здоровья» для детей младшей группы.

(используемые технологии: игровая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая)

Цель: Совершенствование культурно-гигиенических навыков, укрепляющих здоровье.

Задачи:

Обучающие

-продолжать формировать представление о ЗОЖ

-продолжать учить отгадывать загадки

-закреплять знания о личной гигиене.

-закреплять знания о полезных и вредных продуктих

Развивающие

-развивать активность детей в двигательной активности

-развивать стремление к чистоте и аккуратности

-развивать мышление, мелкую и крупную моторику

Воспитательные

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью

-воспитывать самостоятельность при выполнении работы

Предварительная работа: Прочтение произведений К.Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка-чумазая», проведение дидактической игры: «Волшебный мешочек», проведение игровых ситуаций в режимных моментах: «Покажем девочке Чумазой, как мы умеем мыть ручки», « Покажем девочке Чумазой, какие мы красивые - опрятные», используя художественное слово (потешки, стихи, загадки), беседа с детьми на тему: откуда берутся микробы, для чего нужно чистить зубы, для чего нужны предметы личной гигиены.

Демонстрационный материал: «Потешки про умывание», отрывок из мультфильма «Мойдодыр», видео-ролик из мультфильма «Королева зубная щетка», музыкальное сопровождение.

Оборудование: Предметы личной гигиены(расческа, щетка), компьютер, проектор, магнитофон,  массажный коврик, скамейка, обручи, мячи массажные, канат.

Методические приемы: 

*Словесные: беседа, рассказ воспитателя, чтение потешек, использование загадок, стихотворений, вопросы-ответы.

*Наглядные: рассматривание картинок, примеров предметов личной гигиены.

*Практические: «Игровой»

Технологии: игровая, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

*Организационный момент.

Дети заходят в спортивный зал.

Воспитатель: мы очень любим когда к нам приходят гости , Посмотрите сколько гостей к нам пришло. Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым . Давайте скажем эти утренние слова и нашим гостям «Доброе утро».

Дети говорят гостям: «Доброе утро».

Воспитатель: Ребята я вам сегодня предлагаю отправиться в волшебную страну «Здоровье». Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: А вы знаете что такое здоровье? (Ответы детей). Правильно! Это когда ты весел и у тебя все получается, и ты не грустишь! Если не следить за своим здоровьем, и не соблюдать правила личной гигиены можно заболеть! Предлагаю вам поскорей отправляться . Но дорога в эту страну очень не простая, проходит она через лес, где ждут нас препятствия которые мы должны будем с вами преодолеть. Согласны?

Дети: Да!

*Основная часть.

Развитие воображения.

Воспитатель: А теперь закройте глаза и представим, что мы с вами попали в лес. Открываем глаза.

(звуки леса)

Воспитатель: Какой в лесу воздух?

Дети: Свежий, чистый, полезный.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Правильно. Давайте вдохнем этот воздух, через нос вдыхаем и через нос выдыхаем. (дыхательная гимнастика: левую ноздрю закрываем, через правую вдыхаем; правую закрываем, левой выдыхаем.)

Молодцы !

Физкультминутка.

Воспитатель: Отправляемся в дорогу.

(Спокойным шагом по залу дети делают один круг).

На пути у нас тропинка с камушками

(проходят по массажному коврику, руки на поясе)

Ребята впереди у нас мостик через речку

(дети проходят по скамейке, руки в стороны)

После мостика надо перепрыгнуть яму

(прыжки с места с продвижением вперед, руки на поясе.)

На пути нам встретилось упавшее дерево

(проползти через дугу)

А теперь наша дорожка стала извилистой как змейка

( дети шагают змейкой между препятствиями).

Молодцы! Вот мы и попали в страну здоровья.

Эта улица «Зарядка». Жители этой улицы любят делать зарядку. А для чего нужна зарядка?

Дети: Что бы не болеть!

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами тоже умеем делать зарядку, давайте покажем!

(Зарядка)

Тропинка наша закончилась, но я что-то там вижу! Давайте вместе посмотрим.

Зрительная гимнастика «Бинокль».

(Закрываем правый глаз, смотрим левым ; закрываем левый, смотрим правым; делаем бинокль из ладошек).

(Выходит девочка чумазая, растрепанная, грязная, неряха. Зивает.)

Воспитатель: Кто это ребята?

Дети: Девочка чумазая!

Воспитатель: А почему она такая грязная?

Дети: Она не умывалась!

Девочка чумазая: Да, я не умею умываться.

Воспитатель: Ребята, а вы умеете умываться?

Дети: Да!

Воспитатель: Покажем девочке чумазой , как надо умываться?

Дети: Да!

Воспитатель: Ты не ленись вместе с нами становись!

Динамическая пауза.

Кран откройся, нос умойся

Мойтесь сразу оба глаза.

Мойтесь уши, мойся шейка

Мойся шейка хорошенько.

Мойся, обливайся, грязь смывайся!

Девочка чумазая: Ой, ой, я устала, мне жарко стало.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем , подуем на нее.

(Дети дуют на девочку чумазую).

Девочка чумазая: Апчи, апчи….Ой, я заболела кажется!?

Воспитатель: Ребята, чтобы не заболеть, что мы должны делать, давайте подскажем девочке чумазой.

Дети: Есть фрукты, овощи, чеснок, лук, и мыть руки с мылом, и чай с лекарственными травами.

Посмотрите мы с вами попали на улицу « Личная гигиена».

Девочка чумазая: Да! Сюда могут попасть только те ребята, кто сможет угадать мои загадки. Вы готовы, будьте внимательны.

Чтоб волосики не путались, чтоб они нас слушались,

Чтоб красивой была прическа, помогает нам …(расческа!)

Чисто, чисто умывались, чем же дети вытирались?....(полотенце!)

На себя я труд беру, пятки, локти с мылом тру….(мочалка!)

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится….. (мыло!)

Я хохотушка, твоим зубам подружка,

Люблю все убирать, мести и подметать,

Чтобы зубы были белыми и крепкими….(зубная щетка)

А у меня тоже есть вот такая щетка (достает большую зубную щетку грязную),открывайте скорей ротики буду всем зубки одной щеткой чистить! (пытается всем почистить зубы, игра в догонялки под музыку.)

Воспитатель: Нет! Ребята, можно чистить всем одной щеткой ?

Дети: Нет, у каждого должна быть своя щетка, расческа, и полотенце!

Воспитатель: А для чего нам нужны все эти предметы?

Дети: Для личной гигиены.

Девочка чумазая: Молодцы! Все знаете.

Воспитатель: Ребята давайте покажем как мы свами умеем еще и играть!

Дети: Да!

(игра: два обруча, шарики, кубики).

Воспитатель: Ребята посмотрите наша гостья куда то пропала? (оборачиваются).

Наверное ей стало стыдно, что она такая чумазая. Ну, а нам с вами надо отправляться дальше, посмотрите мы с вами попали на улицу «Чистота». Как вы думаете кто здесь живет?

Дети: Мочалка и мыло!

Воспитатель: Молодцы ребята! А как вы умеете мыться, покажите нам!

Самомассаж.

Дети: Мы мочалочку берем,

Аккуратно мылом трем,

Ручки мы потерли, вверх, вниз,

И другую вверх, вниз.

А потом в ладошках покрути немножко,

Спинки дружно всем потрем,

Ножки мы почешем,

А теперь умоемся мы водой прохладной,

Будем прыгать и скакать,

А полотенце нас обнимать.

Воспитатель: Устали? Ребята кто знает, как можно отдыхать с пользой для здоровья?

Возле телевизора?

Дети: Нет! Гулять, ходить в цирк, кататься на велосипеде, на санках и т. д.

(включается отрывок из мультфильма мочалка моет грязнулю), (выходит девочка чумазая).

*Заключительная часть.

Воспитатель: Посмотрите ребята, кто это к нам вышел?

Дети: Девочка умылась!

Воспитатель: Спасибо вам ребята! Теперь я знаю что каждый человек должен следить за своим здоровьем и всегда умываться, и быть чистым, и есть фрукты и овощи в них много витаминов. Но к сожалению моя сказка подошла к концу и мне пора возвращаться, до свидания ДРУЗЬЯ!

Дети: До свидания!

*Рефлексия

Воспитатель: Ребята мы с вами сейчас закроем глаза и представим, что мы перелетели из волшебной страны «Здоровье», в наш любимый детский сад. Открыли! Что мы с вами сегодня узнали и где побывали?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться. Скажем гостям до свиданья.

Дети: До свиданья.

(Включается отрывок из мультфильма мойдодыр)

(шагают по кругу спокойным шагом, уходят)

Конспект

Развлечение по формированию КГН в младшей группе

«Праздник мыльных пузырей»

Цель: Формировать у детей положительное отношение к соблюдению КГН и чистоты тела. 

Задачи:

*Продолжать формировать у детей положительное отношение к соблюдению КГН.

*Закреплять знания о предметах гигиены.

*Развивать наблюдательность, внимание.

*Создать атмосферу праздника. 

Оборудование: Набор для выдувания мыльных пузырей, мыло, расческа, зубная щетка, носовой платок, полотенце.

Методические приёмы: введение в игровую ситуацию, загадки, дидактические и подвижные игры, физкультминутка, актуализация полученных ранее знаний, воспроизведение в типовой игре, диалог.
Ход развлечения:
Воспитатель предлагает всем участникам занять места на скамеечках. 

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Девочки и мальчики! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, вы готовы к нему? (да) Для того, чтобы отправиться в наше путешествие, нам необходимо вспомнить о том, что нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Кушать витамины, делать зарядку, быть опрятными, умываться, чистить зубки...соблюдать правила гигиены)

Воспитатель: - Ребята, ведь вы наверняка знаете, что для соблюдения личной гигиены существуют специальные помощники? (да, знаем).
- Я сейчас загадаю вам загадки про этих помощников.
Воспитатель загадывает следующие загадки:

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)

Зубастая пила в лес густой пошла. 
Весь лес обходила, а ничего не спилила. (Расчёска)

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Лег в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю. 
Им утру потоки слёз, не забуду и про нос. (Носовой платочек)

Воспитатель предлагает встать в круг и выполнить движения, о которых говорится в тексте русской народной потешки.

Что такое чистым быть?
Что такое чистым быть? Руки чаще с мылом мыть;
Грязь убрать из-под ногтей да подстричь их поскорей;
Умываюсь по утрам и ещё по вечерам;
Чисто вымою я уши, будут уши лучше слушать;
Отчего блестят глаза? С мылом умывался я;
Мне нужна ещё сноровка, чтобы чистить зубы ловко;
Дружат волосы с расчёской: хороша моя причёска!

Ребята, а еще из мыла и шампуни можно делать большие мыльные пузыри. А давайте мы свами поиграем с мыльными пузырями!

Сверкая гладкой пленкой,

Растягиваясь вширь,

Рождается тончайший,

Сверкающий пузырь.

Ребенок: Летит, переливаясь,

К нему, к тебе, ко мне.

Ему я улыбаюсь,

А он мигает мне.

Воспитатель показывает шоу мыльных пузырей.

- Как вы думаете, ребята, на что похож мыльный пузырь? /ответы детей/

- Сейчас я буду вас спрашивать, а вы, если согласны, кричите громко «Да» и хлопайте в ладоши, а если не согласны, кричите громко «Нет» и топайте ногами. Давайте попробуем.

Игра «Да-нет»

- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)

- А он похож на мандарин? (Да)

- А на яблоки в саду? (Да)

- А на рыбку, там в пруду? (Нет)

- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)

- А на мячик надувной? (Да)

- Он похож на телефон? (Нет)

- А на большой магнитофон? (Нет)

- Круглый он, как солнце в небе? (Да)

- И как колесо на велосипеде? (Да)

- А ещё, похож на дом? (Нет)

- А на белый снежный ком? (Да)

- Молодцы! А теперь давайте поиграем.

П/и «Надувайся пузырь»

Взявшись за руки, дети подходят к центру круга: это маленький

пузырь. Дети медленно отходят назад, произнося слова:

Раздувайся, пузырь, (встают на вытянутые руки, не размыкая их)

Надувайся, большой,

Да не лопайся, большой пузырь!

Он летел, летел, летел (движутся по кругу)

И за веточку задел (расходятся в разные стороны) .

Хлоп! Лопнул!

Воспитатель: Ребята, вам понравился наш сегодняшний праздник? А теперь мы свами отправимся в группу и хорошо помоем ручки с мылом.

Дидактические игры по КГН

«КОМУ ЧТО НУЖНО?»

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ»

Цель: Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

 Материал: Картинки с изображением моментов распорядка дня.

 Ход игры: Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

«ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ»

 Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

 Материал: бумажная кукла с различной одеждой.

 Ход игры: Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации). Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

«ВАЛЕОЛОГИЯ»

 Цель: Познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Ход игры: 1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям  предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

 2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинки садятся на пол.

 3-ий вариант. Воспитатель предлагает выбрать картинки, которые понравились им больше всего, и попросите объяснить, почему они сделали такой выбор.  Или воспитатель предлагает выбрать картинки, которые не понравились им, и попросите объяснить, почему.

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

 Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

 Материал: иллюстрации.

 Ход игры: Играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

«ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ»

Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Материал:  носовой платок.

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами

 - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

«СДЕЛАЕМ КУКЛАМ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ»

 Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид»

Материал:  куклы, расчёски, заколки.

 Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

«ВЫМОЕМ КУКЛУ»

 Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

 Материал:  различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

 Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

«ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

 Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

«ПОДБЕРИ КАРТИНКИ»

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены.

 Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).

«КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ»

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

 Оборудование: кукла.

 Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава,

Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!

Надеваем ботиночки на ножки,

Вот шнурки, я помогу тебе завязать

Вот, ботиночки надели на ножки

Надеваем шапку на голову.

Вот, так, шапку надели

Кукла собралась на прогулку, может идти гулять.

В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

 «ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!»

 Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. 

 Оборудование: две куклы. 

 Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

 «ВЫМОЙ РУКИ»

 Цель: учить ребенка мыть руки.   

 Оборудование: заяц резиновый.       

 Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

 «СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ»         

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.     

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий: засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");открыть кран; сложить ладони рук "лодочкой"; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем. Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

«МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.       

Оборудование: детское мыло, полотенце.       

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода.

Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

 «УМЫВАЛОЧКА»     

Цель: учить ребенка умываться.     

Оборудование: зеркало, полотенце.         

 Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

«ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ»       

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.     

 Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.   

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

 «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

 Цель: учить ребенка чистить зубы.

 Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.     

 Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

«ФОНТАНЧИКИ»

Цель: учить ребенка полоскать рот.     

Оборудование: стакан.           

 Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

«НОСИКИ-КУРНОСИКИ»

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.       

Оборудование: индивидуальные носовые платки.     

 Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

«УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ»

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

"УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ"

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

 Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!

«КУКЛА ЗАБОЛЕЛА»

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Консультация для родителей

«Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей младшего возраста»

     Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались.

Что такое культурно-гигиенические навыки?

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Следует понимать, что от наличия знаний и выполнения ребенком необходимых гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Воспитание культурно—гигиенических навыков начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. Затем на помощь приходят воспитатели в детском саду. И в этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания.

Какие культурно - гигиенические навыки нужно воспитывать у детей?

Приём пищи. Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Для того, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к приему пищи, старайтесь соблюдать некоторые правила.

     Не делайте за столом замечаний, не упрекайте малыша за разлитый сок или испачканную одежду, а наоборот, покажите ему, как выполнить действие, хвалите малыша за то, что он правильно взял ложку, аккуратно и хорошо поел и т. д.

     Обстановка за столом должна быть дружелюбная и спокойная, поэтому не рассказывайте страшных историй, не обсуждайте свои проблемы, не ссорьтесь между собой.

     Чтобы не ругать малыша за плохой аппетит, кладите небольшие порции еды, чтобы он мог действительно всё съесть. Лучше положить ребенку добавки, если он не наелся, тем более, это повод ещё раз его похвалить.

Красиво оформленное блюдо и ваша «реклама» о красоте и вкусовых качествах еды вызовет у малыша интерес и повысит аппетит.

Кроме этого необходимо формировать у детей и другие полезные навыки:

-всегда мыть руки перед едой;

-правильно держать столовые приборы;

-за столом сидеть прямо, ноги не вытягивать под стол, локти убирать со стола;

-есть аккуратно, не крошить хлеб и не выкладывать еду из тарелки на стол;

- выходить из-за стола, полностью прожевав еду;

-не разговаривать с набитым ртом;

-пользоваться салфеткой;

-благодарить за еду взрослых.

На помощь родителям придёт и литература. Можно найти много потешек, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

* * *

А у нас есть ложки

волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот – еда,

не осталось и следа.

* * *

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Одевание и раздевание. С младшего возраста детей необходимо привлекать к процессу одевания. Сначала мы просто называем элементы одежды, для чего они нужны и на какие части тела их нужно надевать. Постепенно надо давать возможность детям поучаствовать в процессе одевания и раздевания самостоятельно.

     Маленькому ребенку тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы или молнию, вывернуть рукава. Конечно, родители это сделают лучше, да и быстрее. Взрослым так удобнее: не надо тратить время на уговоры, объяснения, ведь надо спешить на работу! Но если взрослые помогают ребёнку при малейшем затруднении, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция и нежелание трудиться: зачем одеваться самому, если мама сама всё застегнёт и завяжет?

Очень важно формировать у ребёнка навыки самостоятельного одевания: учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. С возрастом эти навыки будут совершенствоваться, например, ребенок научится не только надевать куртку, но и застёгивать на ней молнию. Также необходимо учить детей быть аккуратными, не разбрасывать одежду, складывать её на место.

     Обучая ребенка одеваться самостоятельно, расположите на видном месте алгоритм одевания, чтобы ребенок контролировал свои действия.

Быстро научиться одеваться, справляться с пуговицами, молниями и шнурками ребенку будет проще, если развивать подвижность его пальчиков. В этом помогут игровые ситуации: «Одень куклу на прогулку», «Завяжи кукле ботинки», «Застегни пуговицы на папиной рубашке».

     Хорошо развивают пальчики и различные мозаики, игры со шнурочками, мелкими предметами. Можно попросить ребенка помочь разложить пуговицы разного размера и цвета по баночкам. Игры со счётными палочками тоже принесут не только радость, но и пользу.

Также для развития мелкой моторики используется пальчиковая гимнастика. Актуальны будут и стихи на тему одевания.

* * *

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

* * *

Научу обуваться и братца. (Е. Благинина)

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они — сапожки.

Этот - с левой ножки.

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки.

Эта - с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

Мытьё рук и умывание. Научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем — дело не из простых. Обучение умыванию надо проводить на собственном примере. Показ — самое понятное объяснение для малыша.

 Необходимо, чтобы ребенок усвоил последовательность умывания:

-засучить рукава;

- аккуратно открыть кран сначала с холодной водой, потом постепенно открыть кран с горячей водой (для детей это достаточно трудное действие, поэтому в первое время воду для умывания настраивает взрослый);

- взять мыло, намочить его под струёй воды, тщательно намылить руки;

-тереть руки со всех сторон до образования пены прямыми и круговыми движениями.

-промыть руки под водой;

-чистыми руками помыть лицо, наклонившись над раковиной;

-отжать руки над раковиной, сложив их замочком. Это надо делать, чтобы вода не капала на пол.

-выключить воду;

-вытереть руки полотенцем досуха.

Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.

* * *

Водичка, водичка,

умой моё личико!

Чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки краснели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок!

* * *

Руки надо чисто мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

     Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания. Также можно проводить игровые упражнения: «Катя умывается», «Помоем медвежонку лапы» и т. д.

Использование носового платка. Некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают, что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им пользоваться. А ведь это тоже одно из важных умений, которым детям необходимо научиться. Для этого тоже нужна помощь взрослого.

     Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.

Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.

     Ребенка надо приучать самостоятельно доставать платочек из кармана рубашки, платья, верхней одежды, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман. Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.

Нужно воспитывать желание опрятно выглядеть, обращать внимание на чистоту носового платка.

 * * *

Коль случайно простудился,

То бери его с собой.

Видишь, как он пригодился,

Твой платочек носовой!

     Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.

     Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться. Поэтому так важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и самообслуживания в детском саду и дома, действовать совместно на благо ребенка.

Памятка для родителей

*Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности  ребенка.

*Поощряйте, хвалите ребенка даже за небольшие достижения.

*Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

*Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

*Если у малыша что- то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

*Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

*В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

*Старайтесь использовать игровую ситуацию.

*Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей младшего дошкольного возраста

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей второй младшей группы. Проводился с целью формирования духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к бли...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Конспект физкультурного досуга в рамкам долгосрочного проекта « Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР». По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» для детей средней

laquo; Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР».По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди&raqu...

Долгосрочный проект по привитию культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста "Чистюлька"

Долгосрочный проект по привитию культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста "Чистюлька"....

"Мы играем в театр" Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим ...

Долгосрочный проект для детей младшего дошкольного возраста «Сказка своими руками» 2019-2020 учебный год

Актуальность:Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки...